Влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность учебной деятельности студентов
Т. В. Ледовская
В статье раскрывается понятие «индивидуально-типологические особенности», представлено обоснование и основные составляющие эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей студентов вуза и успешности их учебной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологические особенности, психологическая структура учебной деятельности, успешность учебной деятельности.
Influence of Student’s Individual-Typological Features in Success of Educational Activity
T. V. Ledovskaya
The article deals with explanation of the term “individual-typological features”, the substantiation and the basic components of the empirical research of influence of first-year student's individual-typological features and success of educational activity.
Key words: individuality, individual-typological features, a psychological structure of students’ educational activity, success of educational activity.
Вопрос о взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и успешности учебной деятельности имеет важное теоретическое и практическое значение.
В психологии существуют разные представления о том, на что должно быть ориентировано образование: на наследственные, врожденные особенности или на приобретенные и сформированные в процессе воспитания свойства личности. Понимание индивидуальных особенностей учащихся и специфики их проявлений в учебной деятельности позволяет предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными, а в каких могут стать причиной трудностей в усвоении знаний и развитии в процессе обучения.
Для обозначения особенностей человека в психологической науке используются разные понятия: психологические особенности, индивидуальные особенности, индивидуально-психологические особенности, индивидуально-типологические особенности.
Понятие индивидуальных особенностей рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле этот термин содержится в психологических словарях и понимается, в первую очередь, как объект дифференциальной психологии [6, с. 16]. Предметом последней являются «как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп» [16, с. 110]. В узком понимании используется термин «индивидуально-психологи-
ческие особенности - «особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга» [16, с. 146].
Исходя из того, что в большинстве научных работ и психологических словарей отсутствуют конкретные указания на определение понятия «индивидуально-типологические особенности», мы раскрываем этот термин в контексте методологического подхода Б. Г. Ананьева.
Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности, а индивидуальность определял как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека и индивида» [3, с. 334]. Структура индивидуальности, по Б. Г. Ананьеву, многоступенчата и многоуровнева. Начальный уровень индивидуальности составляют свойства индивида первичные (общесоматические, общединамические и билатеральные) и вторичные (темперамент, органические потребности, задатки). Второй уровень индивидуальности образуют свойства человека как субъекта деятельности. Третий уровень - свойства личности (статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности) [1; 2; 3]. Наряду с этим автор отмечает, что «разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, являющегося од-
новременно природным и общественным существом» [2, с. 211].
Б. Г. Ананьев в своих работах использует термин «индивидуально-типические особенности» и определяет их как «класс первичных (выделено нами) свойств, образующихся из трех групп природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма)» [1, с. 48], отмечая также, что «в ходе формирования человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются» [2, с. 267]. При этом «субъект деятельности всегда личность, а личность - субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект» [2, с. 247].
В работе мы будем использовать термин «индивидуально-типологические особенности», содержание которого соответствует понятию, введенному Б. Г. Ананьевым. В качестве конструктов входящих в эту категорию особенностей включаем индивидные характеристики, так как они «являются первичными и существуют на всех уровнях» [2, с. 209]. Однако, наряду с ними, мы рассматриваем личностные и субъектные свойства, так как начало личности - процесс ранней социализации индивида. Индивидные характеристики на первых этапах формирования личности влияют на темп и направление образования личностных свойств человека [2], при этом человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Как показал анализ литературы, вопрос о влиянии индивидуально-типологических особенностей учащихся школы на успешность учебной деятельности, в отличие от изучения учебной деятельности студентов вуза, ранее исследовался многими отечественными и зарубежными психологами (М. К. Акимова, Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, З. И. Калмыкова, В. Т. Козлова, Н. С. Лейтес, Н. П. Локалова, Н. А. Менчинская и др.).
Следует отметить, что вузовское обучение существенно отличается от школьного. В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных, возрастных особенностей студенчества (Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриева, И. С. Кон, И. В Кузнецова, Н. В. Кузьмина, В. Т. Лисовский, Ю. П. Поваренков, И. М. Слободчиков, С. Д. Смирнов и др.), однако проблема, касающаяся проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов, разработана недостаточно.
Ю. П. Поваренков процесс обучения в педагогическом вузе разделяет на два основных периода, в рамках которых происходит профессиональное развитие студентов: учебно-академический (1-3 курсы), характеризующийся становлением учебно-академической деятельности, и учебно-профессиональный (конец 3, 4 и 5 курсы), содержанием которого является переориентация учебно-академической деятельности на профессионально-педагогическую [15].
Н. В. Нижегородцева и Т. В. Жукова утверждают, что в первый период профессионального обучения в вузе у студентов формируется психологическая готовность к вузовскому обучению (готовность к учебно-академической деятельности), во второй - психологическая готовность к профессионально-педагогической деятельности [8; 11; 12; 13]. Таким образом, «на основе готовности к вузовскому обучению у студентов формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности, а стартовая готовность к обучению в вузе формируется в учебно-академический период» [8, с. 222].
В процессе вузовского обучения происходит трансформация психологической структуры учебной деятельности (ПСДу). Наиболее существенные перестройки ПСДу осуществляются на первом курсе, «в период с 1 по 3 курсы происходит оптимизация ПСДу в плане достижения цели» [14, с. 178]. Считается, что самым сложным этапом учебной адаптации студентов является отказ от школьных способов учебной деятельности и ориентация на формирование способов учебно-академической деятельности [15]. И. М. Слободчиков отмечает, что наибольшие трудности в обучении студентов, связанные с недостатком организации учебной деятельности, возникают в начале первого семестра. В связи с этим особую актуальность имеют исследования влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на успешность их обучения именно на первом курсе при получении высшего профессионального образования.
Цель проведенного эмпирического исследования - определение взаимосвязи индивидуальнотипологических особенностей студентов и успешности их учебной деятельности. Программа эмпирического исследования состояла из трех этапов.
Первый этап - подготовительный, в ходе которого было проведено пилотажное исследование. На этом этапе решались следующие задачи: составление и апробация методического комплекса диагностики влияния индивидуальнотипологических особенностей личности на
успешность учебной деятельности. Исследование было произведено в группе студентов первого курса направления «Конфликтология» ЯГПУ. Выборка составила 27 человек.
На данном этапе были получены следующие
связь психодинамических, характерологических особенностей, функциональной асимметрии мозга и личностных характеристик с академической успеваемостью студентов (АУ) и индивидуальным индексом готовности к обучению (ИИГ).
предварительные результаты: выявлена взаимо-
Таблица 1
Взаимосвязь успешности учебной деятельности и индивидуально-типологических особенностей студентов вуза
Показатели успешности
Индивидуально-типологические особенности учебной деятельности
АУ ИИГ
Доминирование левого полушария головного мозга -0,41*
Амбидекстрия 0,35
Кинестетический способ восприятия информации 0,30
Застенчивость 0,48**
Эмоциональная лабильность 0,37*
Мускулинность/феминность -0,38*
Невротичность 0,31
Спонтанная агрессия 0,33
Открытость 0,32
Нейротизм 0,27
Экстраверсия/интроверсия -0,28
Акцентуация характера «экзальтированность» 0,56**
Акцентуация характера «эмотивность» 0,43*
Акцентуация характера «циклотимность» 0,44*
Акцентуация характера «тревожность» 0,30
Акцентуация характера «демонстративность» -0,29
Примечания: * - корреляции на уровне значимости p<0,05; ** - корреляции на уровне значимости p<0,01; r<0,33 - корреляции на уровне тенденции; АУ - академическая успеваемость; ИИГ - индивидуальный индекс готовности.
Из таблицы видно, что связи на уровне тенденции близки к критическому значению г, поэтому мы считаем, что при увеличении объема эмпирической группы эти показатели корреляции перейдут в значимый уровень.
Результаты анализа психологической структуры учебной деятельности в группах «успешных» и «неуспешных» студентов показали значительные различия в ее структурно-функциональных характеристиках [11, с. 223]. Таким образом, можно сказать, что рабочая гипотеза о влиянии индивидуально-типологических особенностей на успешность обучения в вузе частично подтверждается.
Второй этап - диагностический. На данном этапе были проанализированы три группы показателей:
1) показатели уровня сформированности психологической структуры учебной деятельности студентов вуза, определение уровня готовности к обучению в вузе;
2) показатели успешности обучения (академической успеваемости);
3) показатели индивидуально-типологических особенностей: психодинамические, характерологические, личностные характеристики, тип функ-
циональной асимметрии мозга, ведущий способ восприятия информации.
С этой целью мы использования следующие методики:
1. Методика комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) (Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова), направленная на оценку уровня развития качеств студентов, необходимых для обучения в вузе [8; 12].
2. Опросник типа темперамента (Г. Ю. Айзенк) для определения психодинамических характеристик личности: экстраверсии/интровер-сии и эмоциональной устойчивости/неустойчи-вости) [9, с. 72-75].
3. Тест определения акцентуации характера, взрослый вариант (Г. Шмишек) [9, с. 86-92].
4. Фрайбургский личностный опросник FPI, модифицированная форма B (И. Фаренберг,
Х. Зарг, Р. Гампел), предназначенный для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения [17, с. 274-286].
5. Опросник на выявление типа восприятия информации, используемый с целью определения преобладающего канала восприятия инфор-
мации: визуального, аудиального, кинестетического [9, с. 9].
6. Функциональные пробы с целью определения ведущего полушария головного мозга [4].
7. Показатель академической успеваемости, выраженный в виде среднего значения отметок, полученных студентом по всем дисциплинам промежуточной аттестации и экзаменационной сессии.
Исследование проводилось в группах студентов первого курса ЯГПУ следующих направлений: «Конфликтология» (n=83), «Психология» (n=18), «Социология» (n=25); специальностей: «История с дополнительной специальностью психология» (n=17), «Менеджмент организации» (n=46), «Организация работы с молодежью» (n=25), «Социальная педагогика» (n=20). Объем экспериментальной группы - 234 человека в возрасте от 16 до 23 лет; из них 203 девушки, 31 юноша.
Диагностическая процедура включала в себя индивидуальное и групповое тестирование, беседу с преподавателями вуза, кураторами групп, анализ учебной документации.
На третьем этапе проводился анализ полученных данных с использованием статистических методов и решались следующие задачи: опреде-
лить, какие индивидуально-типологические особенности личности влияют на успешность учебной деятельности; выявить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с уровнем сформированности структуры учебной деятельности студентов и готовностью к обучению в вузе; выделить типы первокурсников в зависимости от влияния индивидуально-типологических особенностей на успешность обучения.
Предварительные результаты диагностики влияния индивидуально-типологических особенностей на успешность учебной деятельности заключаются в следующем:
1. Выявлены индивидуально-типологические особенности в группах студентов, обучающихся на разных специальностях и направлениях.
2. Выявлены индивидуально-типологические различия в группах «успешных» и «неуспешных» студентов.
3. Выявлены различия основных показателей структуры учебной деятельности эмоционально устойчивых и неустойчивых студентов; экстравертов и интровертов.
4. Выявлены качественные и количественные различия профиля психологической структуры учебной деятельности у студентов разных специальностей.
Таблица 2
Основные показатели различий психологической структуры учебной деятельности _____________________студентов разных специальностей___________________________
№ Специальность/направление Наиболее Наименее Средний
п/п выраженные УВК выраженные УВК ИИГ
1 Психология ПН - 26,9
2 Менеджмент организации (обучающиеся на бюд¬ Блок «Принятие учеб¬
жетной основе) ной задачи» (ПЗ, ПН), - 31,5
ВН
3 Менеджмент организации (обучающие на полно¬ Блок «Принятие учеб¬
платной основе) ной задачи» МГ, ПЛ 27,7
(ПЗ, ПН)
4 Социальная педагогика ПН - 28,1
5 Конфликтология ПН, ВнП - 29,7
6 Организация работы с молодежью ПН ПРД 27,4
7 История с дополнительной специальностью пси¬ - МГ 27,6
хология
8 Социология - _ПРД_ 27,8
Примечания: ПН - профессиональная направленность; ПЗ - принятие задачи; ВН - вводные навыки; ВнП - производительность внимания; МГ - гибкость мышления; ПРД - произвольная регуляция деятельности; ИИГ - индивидуальный индекс готовности к обучению в вузе.
Безусловно, полученные результаты требуют более подробного анализа и осмысления, но уже на этом этапе можно сказать, что полученные данные будут полезны и значимы для дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1 [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с. : ил.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 380 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л. , 1969. - 107 с.
4. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. -
изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Медицина, 1988. -240 с.
5. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э. А. Г олубева. - М. : Феникс, 2005. - 512 с.
6. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Велби, Проспект, 2007. - 560 с.
7. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. -701 с.
8. Жукова, Т. В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) : в 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Т. В. Жукова, Н. В. Нижегородцева // Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике: материалы чтений К. Д. Ушинского. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 220-228.
9. Лабораторный практикум по психологии [Текст] : методическое пособие : в 2 ч. Ч. 1 / сост. : Н. В. Нижегородцева, Н. В. Шарова, Т. В. Жукова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 112 с.
10. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004. - 338 с.
11. Нижегородцева, Н. В. Динамика психологической структуры учебной деятельности студентов в процессе вузовского обучения [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всерос-
сийской научно-практической конференции / под науч. ред. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 222-224.
12. Нижегородцева, Н. В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе - КДГс [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова. - Ярославль : Титул, 2006.
13. Нижегородцева, Н. В. Психологическая готовность студентов к обучению в вузе и профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова // Психология - наука будущего : материалы Международной конференции молодых ученых. - Москва, ИП РАН, 2007.
14. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза
учебной деятельности [Текст] : монография /
Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова ; под ред. члена-корреспондента РАО, д-ра психологических наук, профессора А. В. Карпова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
15. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Ярославль : 2008. - 400 с.
16. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб и доп. - М. : Астрель, 2006. - 479 с. : ил.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн. 1 [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Владос, 1999. - 384 с. : ил.
18. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. , 1994. - 320 с.