Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВА̣НИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВА̣ЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНА̣ЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТА̣РШЕКЛА̣ССНИКОВ'

ИССЛЕДОВА̣НИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВА̣ЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНА̣ЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТА̣РШЕКЛА̣ССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕТОДИКА / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чепикова Я.С.

В рaботе проводится исследование проблем особенностей учебной мотивации в структуре профессиональной идентичности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чепикова Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROBLEMS OF FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION IS IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF SENIOR PUPILS

In a study conducted rabote problem features of educational motivation in the structure of senior professional identity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВА̣НИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВА̣ЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНА̣ЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТА̣РШЕКЛА̣ССНИКОВ»

УДК 371.3

Чепикова Я. С. студент 5 курса

факультет Психолого - педагигического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение "Крымский инженерно-педагогический университет "

РКрым, г. Симферополь Chepikova Yaroslava Sergeevna ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ RESEARCH OF PROBLEMS OF FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION IS IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY

OF SENIOR PUPILS

Аннотация. В рaботе проводится исследование проблем особенностей учебной мотивации в структуре профессиональной идентичности старшеклассников.

Ключевые слова. идентичность, методика, мотивация, профессиональность, психологические методики.

Annotation. In a study conducted rabote problem features of educational motivation in the structure of senior professional identity.

Keywords. identity, methodology, motivation, professionalism, psychological techniques.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, определяющих поведение и деятельность человека. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Учебная мотивация определяет поведение и деятельность ученика. (Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.)

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней.

Классификация мотивов Мотивы могут быть: внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей; внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. собственное развитие в процессе учения - все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

Исследования проводилось среди : обучающихся 11 классов МБОУ

«Чкаловская СОШ», 30 человек: из них 18 девочек и 12 мальчиков в возрасте 16-17 лет.

В качестве независимых переменных в рамках исследования рассматривались такие показатели, как пол, возраст, состояние здоровья.

Была проведена диагностика и получены данные об особенностях учебной мотивации в структуре профессиональной идентичности. Для диагностики мной использовались следующие методики:

1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов),

2. Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» (Лукьянова М.И.).

Психодиагностические тесты были направлены на получение количественно-качественных показателей исследуемого явления.

Статистические методы прикладной математической статистики, использовались для обработки полученных в ходе исследования данных, основная цель которых - повышение обоснования выводов в исследовании.

Данные, полученные во время исследования, были подвержены статистической обработке с помощью статистической программы SPSS, что обеспечило выполнение общепринятых норм исследования.

Рассмотрим пакет психодиагностических методик.

1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Цель: определить статус профессиональной идентичности.

Описание методики: опросник состоит из 20 пунктов, к каждому из которых предложены4 варианта ответов: a, b, c, d. Испытуемому предлагают выбрать максимально точно выражающий точку зрения.

Обработка результатов: каждый ответ оценивается в 1 или 2 балла по каждой из шкал.

Получены следующие результаты

Исследование обучающихся 11 классов МБОУ «Чкаловская СОШ» показало, что большинство опрошенных (53%) имеют невыраженный статус неопределенной профессиональной идентичности, 23%- имеют выраженность ниже среднего, 7% - среднюю степень выраженности, выше среднего присуща 10% и у 7% - ярко выраженный статус , что говорит о том, что обучающиеся еще не определились с профессией.

Таким образом, для 7% школьников характерно отсутствие прочных профессиональных планов и целей, а также они не пытаются сформировать их, выстроить варианты собственного профессионального развития. По результатам видно, что большинство уже определилось с профессией, но есть и те, у которых планы относительно профессии не сформированны.

С целью определения у старшеклассников уровень развития учебной мотивации и тип преобладающего мотива, было проведено исследование с помощью методики «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» (Лукьянова М.И.)

Исследуя уровень развития учебной мотивации и тип преобладающего мотива с помощью методики «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» (Лукьянова М.И.) был выявлен доминирующий уровень учебной мотивации - высокий. А также тип преобладающего мотива -учебный. Это говорит о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками, интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.

Выводы.

С целью определения у обучающихся 11 классов МБОУ « Чкаловская СОШ» статуса профессиональной идентичности было проведено исследование с помощью методики «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и выявлено, что в моей выборке доминирует навязанный статус профессиональной идентичности, который предполагает несамостоятельный выбор профессии. Так как у детей отсутствует проинформированность о новых перспективах и профессиях, выбор за них делают их близкие.

Исследуя уровень развития учебной мотивации и тип преобладающего мотива с помощью методики «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» (Лукьянова М.И.) был выявлен доминирующий уровень учебной мотивации - высокий. А также тип преобладающего мотива -учебный. Это говорит о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками, интересами к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. При переходе из школы в ВУЗ, начинаются специализированные предметы и если обучающий обоснованно выбрал свою профессию, которая ему интересна , то получение новых знаний будет его мотивировать на развитие в профессиональной сфере. Но, не зная о тонкостях выбранной профессии, во время учебы в ВУЗе многие студенты разочаровываются. Особенно это проявляется во время прохождения практики , когда они сталкиваются с данной профессией «один на один». У них появляется низкая учебная мотивация. Это также важно для будущих работодателей, которым очень тяжело выбрать квалифицированного специалиста. Учебная мотивация в ВУЗе в целом зависит от учебного процесса.

Использованные источники:

1. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М., 2013

2. Фрэнкин Р. Мотивация поведения / Р. Фрэнкин. - Изд-во «Питер», 650 с

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/Л.Б. Шнейдер. - М., 2014. - 37 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон . М.: Прогресс, 2014- 344 с.

5. Пряжников Н.С. Профориентация/ Н.С. Пряжников. - М.,2005

УДК 349.2

Червоная Ю. А. студент 2 курса факультет «Юридический» Пенькова А. С. студент 2 курса факультет «Юридический» Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар К ВОПРОСУ О ДИСКРИМИНАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ТРУДОВЫХ

ОТНОШЕНИЯХ

Российская Федерация является социальным государством, в котором провозглашается право на труд. Этим правом обладает каждый гражданин, в том числе и люди с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями зачастую находится на попечении родственников и государства, но это не исключает их возможность и желание трудиться. Однако очень часто они сталкиваются с проблемами при поиске подходящего места работы, именно поэтому помощь государства им так необходима. Этот вопрос стал все чаще подниматься в нашем обществе, сейчас написано большое количество научных работ, затрагивающие занятость лиц с ограниченными возможностями, говоря о том, что необходимо отходить от отношения к данной категории людей как к «неполноценным людям».

Статья 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" посвящена обеспечению занятости инвалидов. Для повышения конкурентоспособности данной категории населения на рынке труда, определен ряд мероприятий, к которым относятся:

1) установление в организациях независимо от организационно -правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

5) создание условий для предпринимательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.