© П.А. Долженков, 2008
УДК 622.001.89:622.68 П.А. Долженков
ИСПЫТАНИЯ ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОГО АВТОСАМОСВАЛА БЕЛАЗ-7528 В УСЛОВИЯХ РЕЗКО-КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАХСТАНА
соответствии с программой развития производства по созда-
Х-# нию образцов новой техники Белорусским Автомобильным Заводом был разработан карьерный самосвал грузоподъемностью 36 т, с колесной и трансмиссионной схемой 6х6 (рис. 1). Это был первый опытный образец полноприводного шарнирно-сочлененного автосамосвала и как базовая модель, положившая начало созданию серии перспективных модификаций.
Было принято решение провести приемочные испытания в Казахстане. Такое решение мотивированно следующими факторами: актуальность таковой разработки для приоритетных направлений развития экономики Казахстана, которыми являются - строительство автомобильных и железных дорог, охрана окружающей среды, имея ввиду рекультивационные программы по отработанным разрезам, шахтам и карьерам. Восстановление нормальных экологических норм в бедствующих районах; дальнейшем развитии горнодобывающей промышленности; нефтяная и газовая отрасль, а также инфраструктура связанная с ней.
Проведение испытаний нового карьерного самосвала было поручено предприятию «БелАЗ-Сервис-Балхаш». Испытания были проведены поэтапно, с первоначальным опробованием машины и выполнением поставленных задач, в условиях рудников Саякской группы месторождений, Балхашского ГМК. Перед руководством комбината, а также перед корпорацией «Казахмыс», являющейся вышестоящей структурой задачей номер один является снижение себестоимости добычи руды, в пересчете на 1 т. Как известно, перевозка горной массы является наиболее дорогой составляющей, из затрат на транспортирование горной массы.
304
Рис. 1. Внешний вид карьного шарнирно-сочлененного автосамосвала БелАЗ-7528
Важнейшим фактором послужившим новой разработке полно-приводного шарнирно-сочлененника является усложнение за многие годы эксплуатации горно-технических условий отрабатываемых карьеров, в связи с их непрерывным углублением, расширением бортов и увеличением плеча транспортировки. Такая складывающаяся обстановка ведет к постоянному снижению производительности технологического транспорта, к удорожанию транспортировки и добычи руды. Такой процесс происходит с нарастанием. Горные предприятия в связи с таковой тенденцией переходят на комбинированный метод добычи руды. В действующих карьерах, на определенных горизонтах, руда выбирается локально, методом подземной проходки штолен и, одновременно со снижением и полным прекращением добычи открытым способом. В таких условиях применение а\с с традиционной колесной схемой 4х2 не в полной мере соответствует поставленным задачам и сложившимся горнотехническим условиям. Заказчику был необходим новый автосамосвал преодолевать значительно большие уклоны и иметь большую проходимость.
О ходе испытаний.
Достаточно жесткие климатические условия Казахстана предоставили возможность доводки систем новой машины в условиях резкоконтинетального климата летом +40 °С, зимой -40 °С. Также в летний период с пыльными бурями, с содержанием высокообра-зивных кремневых и кварцевых компонентов.
305
На первом этапе была поставлена задача: заход в штольню и транспортировка руды непосредственно из штольни на рудный склад. Были определены параметры будущего подземного самосвала. Транспортировка осуществлялась из штолен Саякской группы месторождений. Технические условия создания подземного самосвала явились первой задачей данного этапа и эта задача была выполнена. Дальнейшие испытания проводились в условиях бездорожья, а также гранитного карьера месторождения Карабас, Карагандинской области. При этом транспортировка горной массы автосамосвалов осуществлялась их тупиковых забоев по неровным временным дорогам не соответствующих параметрам автосамосвалов с обычной колесной схемой. Среднее плечо откатки составило 2.5 км из которых до 500 м по временным дорогам от забоя экскаватора и до 2 км имеющих 3 поворота груженным на спуск до бункера дробильного комплекса. Данные дорожные условия позволили определить эксплуатационные качества ходовой части и трансмиссии автосамосвала, в том числе новые разработки соединения центрального шарнира и многодисковые маслоохлаждаемых тормозов. Испытания проводились в течении полутора лет, пробег а\с составил 20000 км. По результатам испытаний предприятием «БелАЗ-Сервис-Балхаш», руководством карьеров и УГК «БелАЗ» были определены параметры и технические условия последующей модели трехосного шарнирно-сочле-ненного самосвала. Испытания нового самосвала вел персонал «БелАЗ-Сер-вис-Балхаш» в составе водителей-операторов и инженерно-технических работников.
Хотелось бы отметить широкое применение шарнирно-сочлененных самосвалов класса грузоподъемности 25-40 т государствами Западной Европы: Португалии, Испании, Франции на карьерах рудных и, особенно, нерудных полезных ископаемых. Применяются наиболее дорогие модели фирм Volvo, Caterpillar, Komatsu с колесными схемами 6х4, 4х4. Очевиден факт - шарнир-но-сочлененные автосамосвалы с полным или неполным приводом мостов популярны и имеют спрос на мировом рынке, гттттз
— Коротко об авторе -
Долженков П.А. - к.т.н., ТОО «БелАЗ-Сервис-Балхаш».
--© Э.В. Горшков, А.П. Тарасов,
2008
306