Научная статья на тему 'Анализ эффективности применения шарнирно- сочлененных автосамосвалов при разработке месторождений с малыми запасами'

Анализ эффективности применения шарнирно- сочлененных автосамосвалов при разработке месторождений с малыми запасами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
328
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОСАМОСВАЛ / ARTICULATED DUMP TRUCK / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / DEPOSIT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КАРЬЕР / РАЗРЕЗ / АВТОДОРОГА / ТРАНСПОРТНАЯ ПЛОЩАДКА / TRANSPORT AREA / CAREER / MINE / HIGHWAY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сандригайло Игорь Николаевич, Арефьев Степан Александрович, Мойсиев Христос Сергеевич, Глебов Игорь Андреевич, Шлохин Дмитрий Андреевич

В статье приведены описание конструкции и преимущества использования шарнирно-сочленённых автосамосва- лов при разработке месторождений с малыми запасами. Показаны особенности и приведён анализ эффективности применения таких машин при разработке Дальне-Буланашского месторождения угля в Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сандригайло Игорь Николаевич, Арефьев Степан Александрович, Мойсиев Христос Сергеевич, Глебов Игорь Андреевич, Шлохин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of efficiency of applicationof articulated dump trucks in mining with small inventories

The article describes the design and benefits of articulated dump trucks in the development of oil fields with small inventories. Showed are the features and the analysis of the effectiveness of these machines in developing Dalne-Bulanash coal deposit in the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности применения шарнирно- сочлененных автосамосвалов при разработке месторождений с малыми запасами»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 622.271:622.333

анализ эффективности применения шарнирно-сочлененных автосамосвалов при разработке месторождений с малыми запасами

Сандригайло И. Н., Арефьев С. а., Мойсиев X. с.,

Глебов И. А., Шлохин Д. А.

В статье приведены описание конструкции и преимущества использования шарнирно-сочленённых автосамосвалов при разработке месторождений с малыми запасами. Показаны особенности и приведён анализ эффективности применения таких машин при разработке Дальне-Буланашского месторождения угля в Свердловской области. Ключевые слова: шарнирно-сочлененный автосамосвал; месторождение; эффективность; карьер; разрез; автодорога; транспортная площадка.

На Урале сегодня имеется целый ряд перспективных месторождений угля, руд и сырья для производства строительных материалов. Однако многие их них имеют малые запасы. В то же время они часто залегают на небольших глубинах, находятся вблизи потребителей и в связи с этим не требуют больших затрат на добычу и перевозку полезного ископаемого [1].

Опыт вовлечения в эксплуатацию таких ме сторождений показывает, что уже на первом этапе на них могут быть построены карьеры с производительностью от 200-300 тыс. т до 1-2 млн т полезного ископаемого в год. В то же время целесообразность разработки перспективных месторождений с малыми запасами в значительной степени зависит от эффективности работы оборудования, применяемого на горных работах. В связи с этим выбор горных и транспортных машин, использование которых обеспечивает эффективную разработку месторождения, и в частности технологических автосамосвалов, является одной из важнейших задач, решаемых при проектировании карьеров.

Анализ условий перспективных малых месторождений позволяет предложить для использования при их освоении шарнирно-сочленённые автосамосвалы. Такие машины получают в последние годы всё большее

распространение на горнодобывающих предприятиях мира и России. Основными их производителями являются фирмы «Caterpillar», «Volvo», «Комаtsu», «Тегех», «Bell», «Liebherr» и др. Каждая из них предлагает на рынке несколько моделей таких машин. Белорусский автозавод и российское предприятие «Четра» также создали подобные самосвалы.

Грузоподъёмность серийно выпускаемых шарнирно-сочленённых автосамосвалов сегодня составляет от 15 до 50 т. Некоторые модели грузоподъемностью до 25 т имеют колёсную формулу 4» 4, но наибольшее распространение получили шарнирно-сочленённые автосамосвалы с колёсной формулой 6»6 с тремя ведущими мостами.

К основным особенностям конструкции этих машин можно отнести то, что передняя часть с двигателем, передней осью и кабиной водителя соединяются с задней частью (с кузовом и двумя осями) шарнирным устройством. Механизм сочленения передней и задней секций рамы имеет вертикальный и горизонтальный шарниры. Вертикальный шарнир позволяет поворачиваться передней секции относительно задней. Горизонтальный шарнир позволяет задней секции рамы скручиваться вокруг продольной оси, обеспечивая постоянный контакт колёс с грунтом при прохождении препятствий.

№ 2(38), 2015

23

Принципиальная компоновка шарнирно- и гидравлической системе управления сочленённого самосвала приведена на рис. 1. поворотом с обратной связью обеспечивается Благодаря шарнирно-сочленённой раме высокая маневренность машины. Угол

Рис. 1. Принципиальная компоновка шарнирно-сочленённого самосвала

складывания секций рамы составляет у большинства моделей от 38 до 45о в каждую сторону.

Все ведущие мосты имеют механизмы блокировки дифференциала. Механизмы блокировки привода колёс позволяют выбирать оптимальный режим работы в зависимости от дорожных условий и рабочих нагрузок вплоть до полной блокировки всех дифференциалов. Это позволяет достигать оптимальных тяговых усилий на колёсах в самых сложных условиях бездорожья.

К основным преимуществам шарнирно-сочленённых автосамосвалов относятся:

- высокая проходимость;

- высокая маневренность;

- способность преодолевать большие уклоны;

- меньшая ширина машины в сравнении с автосамосвалами традиционной конструкции.

Именно эти преимущества определили широкое распространение таких машин на предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом.

Сегодня, когда многие действующие карьеры достигли большой глубины [2] и находятся в стадии доработки, остро встаёт вопрос о том, какое оборудование целесообразно применять при отработке их нижних горизонтов. Использование карьерных автосамосвалов традиционной

конструкции требует осуществления выемки значительных объёмов вскрышных пород, связанных с необходимостью размещения на бортах карьера транспортных коммуникаций. Использование шарнирно-сочленённых самосвалов на нижних горизонтах этих карьеров позволяет увеличить уклоны до 250 %о, повысить угол откоса бортов карьера при погашении и снизить за счет этого коэффициент вскрыши, сократив объёмы вскрышных пород в контурах карьера.

Освоение новыхместорождений полезных ископаемых часто связано с необходимостью осуществления горных работ в тяжелых и неблагоприятных климатических и горногеологических условиях. Так, верхние горизонты на вновь строящихся карьерах часто сложены глинистыми и песчаными породами, склонными к размоканию. Движение карьерных автосамосвалов традиционной конструкции в таких условиях весьма затруднительно, а строительство дорог требует значительных затрат денежных и материальных ресурсов, а также времени. Использование шарнирно-сочленённых самосвалов в этом случае позволяет раньше начать работы и в более короткие сроки построить карьер с меньшими затратами.

В ряде случаев, при небольшой проектной глубине карьера и породах, склонных к размоканию, с целью повышения

24

Известия Уральского государственного горного университета

эффективности транспортного процесса, увеличения уклонов и углов погашения бортов карьера, сокращения среднего коэффициента вскрыши за счет снижения объёмов пустых пород в контуре карьера возможно применение шарнирно-сочленённых самосвалов в течение всего периода разработки месторождения.

Особенно актуально применение таких машин при разработке месторождений с малыми запасами. Строительство качественных автодорог на небольших карьерах часто экономически не оправдано именно в связи с малыми объёмами работ. Исполь" зование шарнирно-сочленённых автосамосвалов позволяет существенно снизить затраты на строительство и обслуживание карьерных автодорог, сократить расстояние транспортирования горной массы, повысить величину угла откоса бортов карьера и снизить объёмы вскрышных работ. Примером такого подхода может служить Дальнебуланашское месторождение каменных углей, находящееся в Свердловской области. Угольные пласты, разделённые на девять угленосных зон мощностью от 10 до 30 м, залегают под углом 20-25°. Покровные отложения имеют мощность от 15 до 25 м и представлены четвертичными и опоковыми глинами, ниже которых залегают алевролиты и аргиллиты.

Проектная глубина разреза на месторождении равна 140 м, длина по поверхности составит в конце разработки 1500 м, а ширина - 600 м. Промышленные запасы угля в контурах разреза составляют 8503 тыс. м3. Объем вскрыши в контуре разреза - 35727 тыс. м3, в том числе рыхлой вскрыши - 15100 тыс. м3. Годовая производительность разреза по углю 800 тыс. т., а по вскрыше - 3000 тыс. м3.

На добыче угля планируется использовать гидравлический экскаватор с рабочим оборудованием «обратная лопата» и

вместимостью ковша 3,8 м3, а на вскрышных работах - гидравлические экскаваторы с рабочим оборудованием «прямая лопата» и вместимостью ковша 5,7 м3. Анализ показал, что применяемым при разработке месторождения экскаваторам в наибольшей

степени соответствуют автосамосвалы грузоподъемностью 35-45 т.

Исходя из этого, для сравнения были выбраны два варианта:

- первый вариант: карьерные авто-

самосвалы БелАЗ-7547 Белорусского автозавода грузоподъёмностью 45 т;

- второй вариант: шарнирно-сочленённые автосамосвалы САТ-740 фирмы «Caterpillar», грузоподъёмностью 38 т.

Основные параметры сравниваемых автосамосвалов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Параметры автосамосвалов САТ-740 и БелАЗ-7547

Показатели САТ 740 БелАЗ-7547

Грузоподъемность, т 38 45

Размеры автосамосвала, м

- длина 10,89 8,09

- ширина 3,43 4,11

- высота 3,75 4,39

Полная масса, т 70,8 78,1

К достоинствам автосамосвала БелАЗ-7547 относятся сравнительная дешевизна, надежность, производительность. Машина успешно используется на многих горных предприятиях России и других государств. Но в связи с тем, что горные породы на Дальнебуланашском месторождении (четвертичные и опоковые глины, а также алевролиты и аргиллиты) имеют сравнительно небольшую крепость, для эффективной эксплуатации карьерных автосамосвалов БелАЗ-7547 требуются значительные затраты на строительство карьерных автодорог. Дорожная одежда при эксплуатации таких автосамосвалов при годовом грузообороте, равном 8 млн т брутто, должна иметь двухслойную конструкцию. Необходимы слой основания 15 см из щебня фракции от +40 до +80 мм с расклинкой от +5 до +20 мм и слой покрытия 15 см из щебня фракции от +20 до +40 мм с расклинкой от +5 до +20 мм. Затраты на строительство такой дорожной одежды составляют около 0,5 тыс. рублей за 1 м2.

В то же время опыт работы шарнирно-

№ 2(38), 2015

25

сочленённых автосамосвалов на горных предприятиях показывает, что они могут эффективно работать в условиях бездорожья. Благодаря отсутствию необходимости в качественном дорожном покрытии эксплуатация автосамосвалов модели CAT 740, имеющих повышенную проходимость, в условиях Дальнебуланашского месторождения позволяет существенно снизить затраты на строительство автодорог в карьере

и повысить эффективность открытых горных работ.

Меньшая чем у БелАЗ-7547 ширина шарнирно-сочленённого самосвала САТ-740 [3, 4] позволяет существенно уменьшить ширину транспортных площадок, которая при его использовании составляет 18 м, против 21 м при применении автосамосвала БелАЗ-7547 (рис. 2).

Использование автосамосвалов САТ-

Рис. 2. Ширина транспортной площадки при использовании автосамосвалов САТ-740 (18 м) и БелАЗ-7547 (21 м), а также дополнительные объёмы вскрыши (заштриховано)

740 позволяет увеличить уклон съездов уклонов длина съезда сократилась с 125 до 160 %о против 80 %о при использовании до 62,5 м (рис. 3), и удалось сократить БелАЗ-7547. При этом за счет увеличения расстояние транспортирования горной массы

по наклонным участкам трассы.

Расстояние транспортирования вскрыши сократилось с 2,15 до 1,47 км, а расстояние транспортирования угля снизилось с 1,46 до 1,03 км. За счет проходки съездов с большими уклонами появилась возможность увеличить

на 4о угол погашения борта и снизить объёмы выемки вскрыши, удаляемой при разносе бортов разреза, на которых находятся основные транспортные коммуникации.

Показатели по сравниваемым вариантам для конкретных условий Дальне-

26

Известия Уральского государственного горного университета

Буланашского месторождения приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели по сравниваемым вариантам

Показатели САТ 740 БелАЗ-7547 Отклонение

Уклон съездов, промилле 160 80 80

Расстояние транспортирования, км:

- до отвала вскрышных пород 1,47 2,15 0,68

- до склада угля 1,03 1,46 0,43

Количество автосамосвалов, шт. 7 12 5

Угол погашения борта разреза, град 28 24 4

Объем вскрыши, м3 35727000 39727000 4000000

Как видно из таблицы, использование шарнирно-сочленённого автосамосвала САТ-740 позволяет в условиях Дальнебуланашского ме сторождения:

- уменьшить дальность транспортирования вскрышных пород на 32 %;

- уменьшить дальность транспортирования угля на 29 %;

- увеличить угол погашения борта разреза на 4о;

- уменьшить объём вскрыши на 4 млн м3.

За счет этих мер, а также за счет сокра-

щения затрат на дорожно-строительные работы себестоимость 1 т полезного ископаемого при применении автосамосвалов САТ-740 для транспортирования угля и вскрышных пород на Дальнебуланашском месторождении снижается на 12 %.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что использование шарнирно-сочленённых автосамосвалов позволяет существенно повысить эффективность разработки перспективных месторождений с малыми запасами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Угольная база Урала. Состояние и перспективы развития / И. Н. Сандригайло [и др.] // Изв. вузов. Горный журнал. 1993. № 5. С. 19-29.

2. Технико-экономические показатели горных предприятий за 1990-2012 гг. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2013. 361 с.

3. Карьерная техника ПО «БЕЛАЗ»: справочник / под ред. П. Л. Мариева, К. Ю. Анистратова. М.: ООО «КА технокомплект», 2005. 448 с.

4. Справочник по эксплуатационным характеристикам Caterpillar. Пеория: Caterpillar Inc. 2012. Вып. 42. 1598 с.

Поступила в редакцию 11 мая 2015 г.

Сандригайло Игорь Николаевич - кандидат технических наук, доцент кафедры разработки месторождений открытым способом, 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.

Арефьев Степан Александрович - преподаватель кафедры разработки месторождений открытым способом. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет. E-mail: arefevsa@yandex.ru

Мойсиев Христос Сергеевич - инженер кафедры разработки месторождений открытым способом. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.

Глебов Игорь Андреевич - студент 4 курса. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.

Шлохин Дмитрий Андреевич - студент 3 курса. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.

№ 2(38), 2015

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.