© П.А. Должснков, А.П. Должснков, В В. Шск, 2013
УДК 629.114.42:622.271
П.А. Долженков, А.П. Долженков, В.В. Шек
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ БОЛЬШОЙ И ОСОБО БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ НА ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Описан опыт эксплуатации автосамосвалов большой грузоподъёмности на горнодобывающих предприятиях Республики Казахстан. Ключевые слова: автосамосвал, ПО БелАЗ.
Учитывая все возрастающее значение энергетики и заметный дефицит электроэнергии, развитие промышленности Республики Казахстан связано с решением данной проблемы. В обозримом будущем дефицит электроэнергии будет покрываться за счет реконструкции существующих и строительства новых ТЭЦ, работающих, как правило, на угле. Основным поставщиком энергетических углей в Республике Казахстан остаются разрезы Экибастуза, где ожидается дальнейший рост объема добычи угля открытым способом в 2012-2015 гг. до 80 %.
В настоящее время на разрезах Экибастуза наряду с использованием железнодорожного транспорта наблюдается тенденция роста парка карьерных самосвалов, применение которых наиболее целесообразно при локальной отработке забоев экскава-торно-автомобильным комплексом. Применение для транспортировки горной массы карьерных самосвалов БелАЗ 75131 грузоподъемностью 130 тонн по эксплуатационным и экономическим качествам оказалось предпочтительнее в сравнении с эксплуатируемыми самосвалами «САТ» и «Komatsu» аналогичного класса по гру-
зоподъемности, при этом себестоимость перевозки снизилась на 18 %.
ПО «БелАЗ», в соответствии с планом опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, ведет непрерывную работу по созданию карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности. Такова тенденция развития карьерных самосвалов, которая соответствует требованиям горняков. По заказу ОАО «Кузбассразрезуголь» создан карьерный самосвал грузоподъемностью 320 т. Первый образец прошел испытания и эксплуатируется на филиале «Бачатский угольный разрез» с ноября 2006 года.
С учетом возрастающей потребности в энергетическом угле, снижения себестоимости транспортировки горной массы и транспортно-добываю-щего цикла в целом в условиях разрезов Экибастуза, проводится технико-экономическое сравнение применения нового карьерного самосвала БелАЗ 75600 грузоподъемностью 320 т с эксплуатируемым БелАЗом грузоподъёмностью 220 тонн, пробег которого на январь 2010 года составил 200 тысяч км.
Результаты испытаний показали следующее:
• производительность повысилась в 1,5 раза;
• себестоимость транспортировки снизилась на 20 %;
• удельный расход топлива уменьшился на 22 %.
Погрузку карьерного самосвала осуществлял экскаватор Р&Н2800 с емкостью ковша 33 м3. Количество ковшей для полной загрузки - 6. Плечо транспортирования - 0.5 км. Объём выработка горной массы - до 10 тыс. м3 в сутки.
Партия самосвалов БелАЗ-75600 поступила в ОАО «Кузбассразрез-уголь» в ноябре - декабре 2009 г. (шасси № 2, 3, 4, 5). Шасси № 4 и 3 введены в эксплуатацию на филиале «Талдинский угольный разрез», а шасси № 2 и 5 находятся в стадии окончания наладки.
Монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию самосвалов БелАЗ-75600 осуществляется специалистами ЗАО «Кузбасстранс» сервисной сети ЗАО «Автодизельмаш». Технический сервис и ремонт осуществляет поставщик самосвалов, сервисная компания и завод-изготовитель. Они обеспечили поставку специальных съемных грузозахватных приспособлений, создание склада запасных частей, организацию постоянного при-
сутствия представителей завода. Проводится постоянный мониторинг эксплуатации автосамосвалов и связь с соответствующими службами завода.
ПО «БелАЗ» с шасси № 7 планирует модернизацию карьерного самосвала БелАз 75600 и повышение его грузоподъемности до 340 тонн. Проект предусматривает установку силового модуля MTU-Siemens мощностью до 3650 л.с., применение шин размерностью 59/80 R63 под нагрузку до 100 т, которые заменят шины 55/80 R63, рассчитанные под нагрузку до 92 т.
Предприятие рассматривает возможность закупки новой погрузочной техники с ковшом емкостью 56 м3 (экскаватор P&H4100), который обеспечит загрузку самосвала 3—4 ковшами.
В свою очередь завод-изготовитель постоянно ведет работу по модернизации выпускаемой и вновь создаваемой карьерной транспортной техники, улучшая её эксплуатационные качества, применяя кооперацию с такими лучшими заводами-поставщиками комплектующих, как, например, «Cummins», «MTU», «Siemens», шины «Bridgestone», «Michelin», птгт^
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Долженков Петр Александрович - директор ТОО «БелАз-Сервис-Балхаш», кандидат технических наук, [email protected]
Долженков Александр Петрович - начальник службы технического сервиса ТОО «БелАз-Сервис-Балхаш», [email protected]
Шек Владислав Владимирович - Карагандинский государственный технический университет, кафедра «Строительных и дорожных машин, rosa [email protected]
А