Техника для добычи полезных ископаемых подземным способом
одно из основных направлений филиала ОАО «БЕЛАЗ» в г. Могилеве
С.Н. Семко, зам. генерального конструктора - главный конструктор отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники научно-технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ»_
Филиал ОАО «БЕЛАЗ»—управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве—«Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» (МОАЗ) на протяжении долгих лет хорошо известно потребителям как предприятие, выпускающее карьерную, строительно-дорожную технику и машины для выполнения выемочно-погрузочных и транспортных работ в подземных условиях.
Н
' а современном рынке горнодобывающего оборудования наблюдается устойчивый спрос на машины , для добычи полезных ископаемых подземным способом, поэтому сегодня предприятие уделяет большое внимание их разработкам. В настоящее время предприятие выпускает: машины погрузочно-транспортные (самосвалы шахтные) и погрузочно-доставочные машины (ПДМ) грузоподъёмностью 7, 9, 16 т, вспомогательную технику для подземных работ - автобетоносмесители, машины для торкретирования, транспорт для перевозки людей и др.
Одними из основных потребителей подземной техники МОАЗ являются Россия, Казахстан, Узбекистан и другие страны СНГ, обладающие значительными запасами полезных ископаемых.
Коллектив отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники НТЦ ОАО «БЕЛАЗ» постоянно ведет работы по модернизации и совершенствованию конструкции выпускаемой техники, а также проводит мероприятия, направленные на повышение технико-экономического уровня серийной продукции. Кроме того, предприятие постоянно расширяет гамму выпускаемой продукции за счет разработки новых машин.
Погрузочно-транспортные машины (самосвалы шахтные)
Для расширения номенклатуры подземных самосвалов, производимых нашим предприятием, в 2014-2015 гг. была разработана конструкторская документация самосвалов шахтных МоАЗ-75290 и МоАЗ-75850 грузоподъемностью 25 и 50 т, соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и ГОСТ EN 474 «Безопасность машин». В 2016 г. опытный образец МоАЗ-75290 был поставлен в ТОО «Корпорация «Казахмыс» (Казахстан) для прохождения приемочных испытаний.
Опытные образцы существенно от-
личаются от ранее выпускаемых серийных образцов МоАЗ-75291 и БелАЗ-75810 прежде всего по компоновке, внешним габаритным размерам и применяемым комплектующим.
На них установлены среднеоборотные дизельные двигатели жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров, оснащаемые системами турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Применяемые двигатели обладают повышенным запасом крутящего момента (20-25%) и отвечают современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов. Двигатели сертифицированы для работ в подземных условиях (MSHA), имеют официальное утверждение типа EU Stage 3A, U.S. Tier 3.
Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-75290
Двигатель Cummins QSL9 С280, Tier 3
Мощность двигателя при оборотах 2100 мин-1, кВт/л.с. не менее 209/280
Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (6+2) с тормозом замедлителем
Тип рамы Шарнирно-сочлененная, сварная, состоит из передней и задней полурам, соединенных между собой вертикальными шарнирами на полусферических подшипниках
Угол складывания полурам в обе стороны, град. ±45°
Подвеска переднего ведущего моста Балансирная
Подвеска заднего ведущего моста Жесткая
Рабочая тормозная система Многодисковые тормоза с гидроприводом Posi-Stop типа SAHR в масляной ванне без принудительного охлаждения
Стояночная тормозная система С пружинным приводом и гидравлическим растормаживанием. Исполнительный механизм - колесные тормоза
Колесная формула 4x4
Снаряженная масса, кг не более 22000
Номинальная грузоподъемность, кг 25000
Полная масса, кг не более 47000
Распределение полной массы, кг: - на передний мост 20000
- на задний мост 27000
Максимальная скорость движения, км/ч: - с грузом 12
- без груза 40
Погрузочная высота, мм 2255
Вместимость кузова, м3: - геометрическая не менее 10,2
- номинальная не менее 12
Шахтный самосвал МоАЗ-75290, грузоподъемностью 25 т
Большое внимание уделено созданию комфортных условий труда оператора. На машинах установлена цельнометаллическая шумовиброизолированная кабина с улучшенным обзором фронта работ. Дизайн кабины шахтных самосвалов и общее компоновочное построение подчеркивают совершенство конструкции и функциональное предназначение машины. Кабина оснащена всеми необходимыми приборами и системами, позволяющими контролировать основные параметры самосвалов, предупреждающими сигналами о возможности наступления аварийных ситуаций, а также оборудована системами безопасности FOPS и ROPS, оснащена кондиционером, системой отопления и вентиляции. Оптимальные условия видимости достигаются за счет установки камер наружного наблюдения за рабочим процессом (в передней и задней частях самосвала).
Гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, вальной коробкой передач с электрогидравлическим приводом управления, переключением под нагрузкой, обеспечивающей получение 6 передач переднего хода и двух передач - заднего. На коробке и двигателе установлен гидравлический тормоз - замедлитель, который используют при движении машины на длинных и затяжных спусках.
Передний ведущий мост установлен на балансире с углом качания ±13°. Подвеска заднего моста - жесткая. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.
Благодаря складыванию шарнирно-сочлененных полурам на ±45° в каждую сторону, автомобили приобрели высокую маневренность в стесненных условиях, обеспечивающую минимальный радиус поворота.
Тормозная система шахтных самосвалов имеет повышенный уровень на-
дежности и безопасности Ро81^ор типа SAHR (ММОТ обратного действия) так же, как и на аналогах ведущих иностранных производителей.
На всей новой подземной технике МОАЗ установлена система пожаротушения моторного отсека и автоматическая централизованная система смазки.
Электрооборудование включает в себя светотехнические приборы и систему сигнализации, в которую входят плафоны, световозвращатели, звуковая сигнализация.
Все жгуты системы электрооборудования выполнены в гофрированных трубках, электрические разъемы - в защитном исполнении 1Р 65.
Улучшенный доступ к двигателю, гидравлике и фильтрам через откидные панели и удобный монтаж - еще одно из преимуществ этих самосвалов. Техническое обслуживание машин значительно облегчается благодаря централизованным точкам смазки.
Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-75850
Двигатель Detroit Diesel S60(14.0L)-6063HK32
Мощность двигателя при оборотах 2100 мин-1, кВт/л.с. не менее 410/557,6
Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (6+2)
Тип рамы Шарнирно-сочлененная, сварная, состоит из передней и задней полурам, соединенных между собой вертикальными шарнирами на полусферических подшипниках
Угол складывания полурам в обе стороны, град. ±45°
Подвеска переднего ведущего моста Балансирная
Подвески среднего и заднего ведущих мостов Жесткая
Рабочая тормозная система Многодисковые тормоза с гидроприводом в масляной ванне без принудительного охлаждения
Стояночная тормозная система С пружинным приводом и гидравлическим растормаживанием. Исполнительный механизм - колесные тормоза
Колесная формула 4x4
Снаряженная масса, кг не более 37500
Номинальная грузоподъемность, кг 50000
Полная масса, кг не более 87500
Распределение полной массы, кг: - на передний мост 42800
- на задний мост 44700
Максимальная скорость движения, км/ч: - с грузом 10
- без груза 40
Вместимость кузова, м3: - геометрическая не менее 20,2
- номинальная не менее 25,2
Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-65010
Номинальная грузоподъемность, кг 15000
Масса снаряженная, кг 13800
Полная масса, кг 28800
Распределение полной массы, кг: - на передний мост 14400
- на задний мост 14400
Максимальная скорость движения на горизонтальном участке дороги, км/ч - с грузом 12
- без груза 35
Погрузочная высота, мм 2150
Наименьший внешний радиус поворота, м 6,0
Колесная база, мм 3700
Дорожный просвет, мм 290
Вместимость кузова, м3: - геометрическая не менее 6,3
- номинальная не менее 7,5
Высота в положении разгрузки, мм 4496
В 2016 г. специалистами предприятия была разработана конструкторская документация на машину погрузочно-до-ставочную (самосвал шахтный) МоАЗ-65010 грузоподъемностью 15 т с колесной формулой 4x4 и габаритной шириной всего 2100 мм, что позволит эксплуатировать машину в шахтах с сечением выработки до 9 м2. Машина разрабатывалась по согласованному техническому заданию с ОАО «Комбинат КМАруда». МоАЗ-65010 должен потеснить в данном сегменте шахтных самосвалов продукцию зарубежных производителей.
Уже в начале 2017 г. планируется отгрузка машины заказчику для проведения приемочных ис пытаний в условиях ее постоянной эксплуатации. Машина отличается возможностью ее спуска в шахту в разобранном состоянии через грузовой ствол путем подвеса узлов к кабине клети. Для последующей сборки таких крупных узлов, как полурамы и кузов, не требуются сварочные работы в условиях шахты.
По согласованию с заказчиком машина будет поставляться с кабиной открытого типа, кроме того возможно изготовление и кабины закрытого типа с установленным отопителем и кондиционером. Силовой каркас кабины соответствует требованиям ROPS/FOBS.
В качестве силовой установки использован двигатель Cummins QSB6.7 мощностью 164/220 кВт/л.с. с жидкостным охлаждением. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA), имеет официальное утверждение типа EU Stage 3A,U.S. Tier 3.
Трансмиссия: гидромеханическая коробка передач DANA Spicer® серии 32000 4+2, ведущие мосты DANA Spicer® 16D 2149, подвеска переднего моста балан-сирная с углом качания ±12°, задний мост жестко закреплен на задней полураме.
Система тормозов - многодисковые тормоза в масляной ванне с гидравлическим приводом обратного действия типа SAHR, в качестве исполнительного узла стояночного тормоза используются колесные тормоза на всех колесах.
Погрузочно-доставочные машины
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ), производимые нашим предприятием, разработаны для эксплуатации как в обычных условиях рудников, шахт, тоннелей, так и в условиях повышенной сложности, например, в рудниках с агрессивной средой и высокой обводненностью.
Машины обладают большим ресурсом, содержат минимальное количество электронных компонентов.
В 2016 г. проведены работы по модернизации машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4075 грузоподъемностью 16 т., в результате чего существенно доработана конструкция всей машины. Таким образом, машина получила два исполнения с кабиной открытого типа МоАЗ-40751 и с кабиной закрытого типа МоАЗ-40752.
На ПДМ установлены новые ведущие
Техническая характеристика машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4075
Двигатель Cummins QSX15 С390, Tier3
Мощность двигателя при оборотах 2000 мин-1, кВт/л.с. не менее 291/390
Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (3+3)
Тип рамы Шарнирно-сочлененная, сварная, состоит из передней и задней полурам, соединенных между собой вертикальными полусферическими шарнирами
Угол складывания полурам в обе стороны, град. ±42°
Подвеска переднего ведущего моста Жесткая
Подвеска заднего ведущего моста Балансирная
Рабочая тормозная система Многодисковые тормоза в масляной ванне с гидравлическим управлением, обратного действия
Колесная формула 4x4
Снаряженная масса, кг не более 42000
Масса номинального груза, кг 16000
Полная масса, кг не более 58000
Вырывное усилие, кН (кгс): - по гидроцилиндрам подъема стрелы 343 (35000)
- по гидроцилиндрам поворота ковша 289 (29450)
Максимальная скорость движения, км/ч 25
Вместимость ковша, м3: - геометрическая не менее 5,5
- номинальная не менее 6,4
мосты с многодисковыми тормозами обратного действия типа SAHR собственной разработки и изготовления, что существенно позволит увеличить срок службы тормозной системы, а также не требует обслуживания. Кроме того, этот тип тормозной системы существенно повышает безопасность эксплуатации машины в сложных шахтных условиях. Трансмиссия позволяет машине с грузом в ковше преодолевать подъемы до 15-20°. Кроме того на машине предусмотрена возможность использования защитных цепей.
Подвеска переднего моста - жесткая. Задний мост установлен на балансире с углом качания ±8°. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.
Шарнирно-сочлененная рама коробчатого сечения со сферическими опорами вертикального шарнира с регулируемым натягом имеет устройства для буксировки и стопорения полурам, а также места для зачаливания грузоподъемными средствами. Угол складывания полурам (42°) в каждую сторону обеспечивает хорошую маневренность в стесненных условиях.
Гидросистема рулевого управления и погрузочного оборудования позволяет уверенно управлять ПДМ как при челночной схеме движения, так и при погру-зочно-разгрузочных работах. На машине установлены гидроаппараты, шестеренные насосы от ведущих мировых производителей. Управление поворотом и рабочим оборудованием осуществляется джойстиками.
Кабина расположена сбоку по левой стороне между осями машины. Размещение оператора - перпендикулярно оси машины. Кабины открытого либо закрытого типа с защитой от падающих предметов и опрокидывания ROPS и FOPS, обеспечивают хороший обзор и управление при челночной схеме работы, а также при погрузке породы в машины погрузочно-транспортные МоАЗ-75840, МоАЗ-75850, а также Sandvik, Atlas Copco и Caterpillar грузоподъемностью 40-50 т.
Погрузочное оборудование изготавливается из высокопрочных легированных сталей. Нижний и боковые ножи ковша - из стали HARDOX или стали 18ХГНМФР, устойчивых к абразивному износу.
В 2016 г. продолжено серийное производство машины по-грузочно-доставочной МоАЗ-4055 грузоподъемностью 9 т.
Развитие техники не стоит на месте: требования к ней меняются вместе с усложнением горнотехнических условий разработки месторождений. И даже хорошо зарекомендовавшая себя машина, неизбежно с течением времени претер- _ ^__/
певает стадии модификации. При этом любая модернизация должна обеспечить не только повышение надежности, безопасности и производительности, но и снижение или, по меньшей мере, сохранение на достигнутом уровне себестоимости добычи руды. Подземные самосвалы, выпускае-
Техническая характеристика машины погрузочно-доставочной МоАЗ-40550
Двигатель Cummins QSL9 С280, Tier3
Мощность двигателя при оборотах 2000 мин-1, кВт/л.с. не менее 209/280
Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (4+4)
Тип рамы Шарнирно-сочлененная, сварная, состоит из передней и задней полурам, соединенных между собой вертикальными полусферическими шарнирами
Угол складывания полурам в обе стороны, град. ±42°
Подвеска переднего моста Жесткая
Подвеска заднего моста Балансирная
Рабочая тормозная система Многодисковые тормоза в масляной ванне обратного действия с гидравлическим приводом
Стояночная тормозная система Система типа SAHR
Колесная формула 4х4
Снаряженная масса, кг не более 29000
Масса номинального груза, кг 9000
Полная масса, кг не более 38000
Вырывное усилие, кН (кгс): - по гидроцилиндрам подъема стрелы 214 (214900)
- по гидроцилиндрам поворота ковша 153 (15310)
Максимальная скорость движения, км/ч 25
Вместимость ковша, м3: - геометрическая не менее 3,0
- номинальная не менее 3,5
Разновидности ковшей: - ковш с V-образной кромкой; - ковш с зубьями; - ковш с выталкивателем
мые Могилевским автомобилестроительным заводом, постоянно модернизируются и совершенствуются, в соответ-ствовии с современными требованиями рынка, что позволяет находить новых потребителей.
Так, в 2015 г. проведена модернизация серийно освоенных машин ПДМ МоАЗ-4055 и изготовлен опытный образец МоАЗ-40550.
На МоАЗ-40550 установлен дизельный двигатель Cummins QSL9 С280 жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA) и имеет официальное утверждение типа EU Stage 3A,U.S. Tier 3.
Изменена конструкция тормозной системы и ведущих мостов: установлены тормоза обратного действия с гидравлическим приводом, система типа SAHR. В гидравлической системе рабочего оборудования использованы отвечающие современным требованиям распределители.
Претерпела изменения конструкция кабины оператора машины и оперения: проведена доработка металлоконструкции кабины и эргономики управления.
Техническая характеристика машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4035
Двигатель Cummins QSB6.7, Tier3
Мощность двигателя при оборотах 2200 мин-1, кВт/л.с. не менее 144/193
Гидромеханическая передача DANA Spicer® (4+4)
Тип рамы Шарнирно-сочлененная, сварная, состоит из передней и задней полурам, соединенных между собой вертикальными полусферическими шарнирами
Угол складывания полурам в обе стороны, град. ±45°
Подвеска переднего моста Жесткая
Подвеска заднего моста Балансирная
Рабочая тормозная система Многодисковые тормоза в масляной ванне обратного действия с гидравлическим приводом
Стояночная тормозная система Система типа SAHR
Колесная формула 4x4
Снаряженная масса, кг не более 15300
Масса номинального груза, кг 7000
Вырывное усилие гидроцилиндров стрелы, кН (кгс): 100 (10000)
Максимальная скорость, км/ч 25
Вместимость ковша, м3: - геометрическая не менее 2,7
- номинальная не менее 3,0
В зависимости от эксплуатационных условий и потребностей клиента разрабатываются индивидуальные конструктивные версии машин и оборудования. На машине предусмотрена, как опция, установка ковша с выдвижной перегородкой, также разработаны различные исполнения ковшей.
Приведенные доработки способствовали существенному увеличению потребительского спроса на ПДМ новых модификаций выпускаемой продукции в 2016 г.
НАША СПРАВКА:
■ ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - основано в 1948 г. Специализируется на выпуске карьерных самосвалов и специальной техники. Входит в тройку крупнейших производителей карьерных самосвалов в мире. За почти 70-летнюю историю предприятия разработано более 500 модификаций и выпущено более 130 тысяч самосвалов грузоподъемностью от 25 до 450 тонн. Ежегодно техника БЕЛАЗ поставляется в более чем 30 стран мира, а за всю историю предприятия география поставок охватила 76 стран на 6 континентах.
■ Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» - основан в 1935 году. Выпускаемая продукция: самосвалы повышенной проходимости; строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ: погрузчики, бульдозеры; машины для подземных работ (самосвалы подземные, погрузочно-доставочные машины, шасси универсальные, транспортные средства для перевозки людей, подземные бетоносмесители). Техника торговой марки «МоАЗ» широко используется при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока России, отсыпке кустовых площадок на нефтегазовых месторождениях, в горнодобывающей промышленности, прежде всего при разработке подземных месторождений, на строительстве гидротехнических сооружений. Более 60% всей продукции завода отправляется на экспорт, в основном в Россию и страны СНГ
■ Научно-технический центр (НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ» - управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - создан в 2003 г. на базе управления главного конструктора предприятия.
В 2016 г. разработана конструкторская документация на машину погру-зочно-доставочную МоАЗ-4035, отличающуюся значительно меньшими габаритными размерами, чем с МоАЗ-4055 и МоАЗ-40550, грузоподъемностью 7 т. МоАЗ-4035 имеет схожие характеристики с лучшими зарубежными аналогами, а по отдельным параметрам - превосходит их.
В качестве силовой установки использован дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Cummins QSB6.7, развивающий мощность 144 кВт, двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA).
Трансмиссия состоит из гидромеханической коробки передач DANA Spicer® R 32425 серии 32000 с гидротрансформатором С 273,1 с автоматической блокировкой, ведущие мосты DANA Spicer® 16D 2149. Подвеска заднего моста - балансирная с углом качания 8° в обе стороны, передний ведущий мост - жестко закрепленный.
Создание новых моделей шахтного подземного транспорта всегда диктовалось потребностями горнодобывающих предприятий России, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ.
Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.
Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, а также запросов потребителя. Осуществляется совершенствование продукции с учетом требований и ожиданий рынка.
Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется. Эту задачу успешно решает коллектив предприятия и инженерно-технические работники ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ».
ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Республика Беларусь, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4
тел.: (+3751775) 3-27-82, 3-26-23, 3-37-37
факс: (+3751775) 7-01-37
e-mail: office@belaz.minsk.by
www.belaz.by
Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»
212601, Республика Беларусь, г. Могилев, Витебский пр-т, 5 тел./факс: (+375 222) 74-07-63 e-mail: moaz@mogilev.by