Научная статья на тему 'Исправление несовершеннолетних осужденных как уголовно-правовая категория'

Исправление несовершеннолетних осужденных как уголовно-правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1313
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / ПОДРОСТОК / ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наговицына Т. А.

В статье рассматривается понятие исправления осужденных несовершеннолетнего возраста как уголовно-правовая категория. Показываются различные точки зрения ученых по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исправление несовершеннолетних осужденных как уголовно-правовая категория»

УДК 343.85

Т.А. НАГОВИЦЫНА, старший преподаватель

Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт)

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье рассматривается понятие исправления осужденных несовершеннолетнего возраста как уголовно-правовая категория. Показываются различные точки зрения ученых по этому вопросу.

Сложность определения критериев, указывающих на исправление несовершеннолетних осужденных, состоит прежде всего в том, что до настоящего времени ни доктриной, ни практикой не выработано единообразного подхода и четких признаков содержания понятия "исправления осужденного". Даже в науке уголовно-исправительного права данное понятие трактуется неоднозначно: как целенаправленная деятельность по устранению человеком отклонений в своем развитии, возвращению к социально одобряемым нормам поведения (М.П. Стурова, В.Б. Первозванский); как результат конкретной деятельности - комплексного всестороннего воздействия на личность (А.М. Яковлев); как "освобождение осужденного от имеющихся пороков, замена их полезными свойствами, которые создали бы условия для затруднения или невозможности совершения этим лицом в дальнейшем преступлений" [1]; как процесс "воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания" [2].

По мнению Ф.Р. Сундурова, учение об исправлении правонарушителей опирается на особенности сознания человека, способного изменяться в зависимости от окружающих условий и специфики его личности [3]. С позиции психологии (М.И. Еникеев), исправление осужденного трактуется как "личностно-психологическая коррекция - исправление отдельных психорегуляционных дефектов личности" с целью "сформировать новый социально адаптированный стиль жизнедеятельности" [4]. Согласно ст. 43 УК

РФ исправление осужденного является одной из целей применения наказания, в соответствии со ст. 1 УИК РФ - уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В связи с этим представляется убедительной точка зрения Л.В. Яковлевой, по мнению которой "более правильно было бы предусмотреть в законе цель социальной адаптации осужденных, которая подразумевает принятие ими ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества, включение осужденных в общественную жизнь в качестве полезных членов общества... исправление в этом случае рассматривалось бы как средство достижения цели социальной адаптации" [5]. С точки зрения Н.А. Беляева, исправление осужденного - это оптимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении преступника можно говорить лишь тогда, когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых преступник хоть и не превращается в активного, сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным для него [6].

Исправление осужденных П.Г. Пономарев рассматривает как задачу исправительных учреждений, однако не раскрывает сущность этой категории [7]. Несколько шире к трактовке данного понятия подходит Б.Б. Казак. В его понимании, исправление осужденных - это комплексная общегосударственная задача, в решении

которой должны принимать участие все государственные органы и общественные организации, имеющие отношение к ее реализации [8].

Н.А. Стручков под исправлением осужденного понимал "во-первых, результат определенного воздействия на лицо, совершившее преступление, и, во-вторых, специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения наказания и применения мер исправительного трудового воздействия" [9].

Представляет научный интерес позиция А.Ф. Сизого и А.А. Синичкина, которые под исправлением осужденного понимают процесс по устранению у осужденного антиобщественной направленности, а также и конечный результат деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание по изменению социальной направленности осужденного. Кроме того, эти авторы исправление осужденных рассматривают как задачу, стоящую перед учреждениями, исполняющими уголовное наказание [10]. В таком же аспекте данное понятие рассматривал И.В. Шмаров, который считал, что "исправление можно понимать не только как цель, но и как процесс, а также результат применения наказания и исправительного воздействия на осужденных".

При определении тех целей, которые ставятся при применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных, необходимо учитывать, что процессу исправления этой категории правонарушителей присущи свои особенности. Ввиду несформировав-шихся у несовершеннолетних осужденных эмоционально-волевой сферы, твердых взглядов, убеждений и принципов, они нуждаются прежде всего в воспитании.

Воспитание - это деятельность, направленная на то, чтобы привить несовершеннолетнему правонарушителю социально-полезные взгляды и чувства, нравственно одобряемые привычки, из которых формируется личность. Особенность ресоциализации несовершеннолетнего осужденного заключается в том, что процесс его воспитания взаимодействует с процессом исправления. В связи с этим наказание и иные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним осужденным, преследуют ос-

новную цель - путем государственного и общественного воздействия исправить и воспитать их как личность положительной направленности и подготовить к честному полезному труду в условиях свободы. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в условиях свободного общества, его отделяют от этого общества, стремятся заменить у осужденного общественно порицаемые взгляды и установки, отрицательные привычки и представления правильными, его помещают в среду, где опасность "заражения" отрицательными взглядами и чертами наиболее велика [11].

Мотивы совершения преступлений несовершеннолетними могут быть самыми разнообразными: это корысть, зависть, ненависть, хулиганские побуждения, ревность, трусость и другие. Для несовершеннолетних в большинстве случаев характерно стремление приобрести авторитет у товарищей, желание подражать другим лицам, безволие, некритичное восприятие влияния окружающих, мстительность, отсутствие духовных интересов, неуважение к старшим и иным окружающим.

Возрастные особенности указывают, как правило, на незавершенность процесса становления личности несовершеннолетнего, на неустойчивость его социальной ориентации, на зависимость его поведения от непосредственного влияния условий микросреды. Именно поэтому эти особенности расцениваются в качестве обстоятельств, снижающих степень общественной опасности личности несовершеннолетнего правонарушителя и совершаемых им противоправных деяний.

В свою очередь, такие возрастные особенности, как неустойчивость характера, склонность к подражанию и некоторые другие, указывают на особую податливость несовершеннолетних осужденных к исправлению с помощью мер, в которых преобладающими являются убеждение, воспитание. Всеми этими обстоятельствами и вызвана необходимость особого подхода к решению вопросов, касающихся исправления несовершеннолетних осужденных, в том числе целесообраз-

ность закрепления в законе положений об особенностях использования основных средств исправления несовершеннолетних осужденных.

Наибольшую трудность для воспитателя представляет формирование у несовершеннолетнего осужденного установки на исправление в случаях осуждения его к лишению свободы на более или менее длительный срок. В таких случаях осужденные внушают себе, что о свободе думать еще рано, неизвестно, как сложится в дальнейшем жизнь. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить такого осужденного - большое искусство воспитателя. Без установления того, какие "сдвиги" имеются в системе потребностей и интересов подростка, чем они обусловлены и насколько устойчивы, невозможно решить вопрос о методе исправления несовершеннолетнего осужденного. Важным показателем того, насколько глубоко и прочно укоренились в сознании и характере несовершеннолетнего антиобщественные черты и навыки, является его поведение до совершения преступления. Как видно из материалов дел о преступлениях несовершеннолетних, они в большинстве случаев не сразу совершают преступления. Чаще всего преступлению предшествует неодобряемое поведение, в школе, в быту, совершение различных мелких правонарушений, за которые он не всегда подвергался мерам воздействия. Такое поведение несовершеннолетнего может свидетельствовать о том, что в целях его исправления необходимо использование длительного и наиболее интенсивного исправительного воздействия.

Особенно настораживающим фактором является повторное совершение подростком преступного деяния. Исключение, на наш взгляд, могут составить лишь случаи совершения несовершеннолетними преступлений по неосторожности. Наиболее важным показателем, отражающим данные о личности несовершеннолетнего, является его характеристика с места работы или учебы, а также с места жительства.

К числу обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего осужденного и оказывающих влияние на решение вопроса о его исправлении, относится также нравственная оценка самим несовершеннолетним осужденным совершенного им деяния. Она может выражаться в признании несовершеннолетним своей вины и в чистосердечном раскаянии. Таким образом, лишь на основе тщательного изучения всех данных, характеризующих черты общей направленности личности несовершеннолетнего осужденного, позволяющих судить о степени формирования его антиобщественных свойств и качеств, может быть сделан правильный вывод о его исправлении.

Список литературы

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов-на-Дону. 1996. - С. 161.

2. Уголовно-исполнительное право России. - М., ИНФРА, 1997. - С. 386.

3. Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1980. - С. 168.

4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Ч. 2. - М., 1996. - С. 476-477.

5. Яковлева Л.В. Исправление осужденных как уголовно-правовая категория // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: сб. науч. тр. - М., НИИ УИС Минюста России, 2004. - С. 84.

6. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. - Л., 1986. - С. 46.

7. Комментарий к ст. 133 УИК РФ // Комментарий к уголовно-исправительному кодексу Российской Федерации / Руководитель авторского коллектива проф. А.И. Зубков. - М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1997. - С. 300.

8. Безопасность уголовно-исполнительной системы / под ред. П.Г. Пономарева, С.А. Дьячковского. -Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. - С. 254.

9. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. - Саратов, 1997. - С. 64.

10. Сизый А.Ф., Синичкин А.А. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы. - Чебоксары, 2005. - С. 45.

11. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания // Сов. государство и право. - 1964. - N°1. - С. 101.

В редакцию материал поступил 28.10.09.

Ключевые слова: исправление несовершеннолетних осужденных, подросток, преступное деяние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.