Научная статья на тему 'О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России'

О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / SECURITY LEVEL / CORRECTIONAL FACILITIES / PRISONS FOR JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кимачев Андрей Николаевич

статья посвящена одному из фундаментальных теоретических направлений режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России правоприменению в области регулирования института уголовно-правовой кары в отношении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кимачев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREGULATIVE FUNCTIONOF SECURITY LEVEL INPRISONS FORJUVENILE OFFENDERSINRUSSIA

the article dealswith one of fundamental theoretical directions of security level in penal institutions of Russia which has the important applied value law-enforcement regulation of the criminal and legal penalty against juvenile offenders in Russia.

Текст научной работы на тему «О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России»

A.N. KIMACHEV*

A REGULATIVE FUNCTION OF SECURITY LEVEL IN PRISONS FOR JUVENILE OFFENDERS IN RUSSIA

УДК 343.815 ББК 67.409.13 К40

Аннотация: статья посвящена одному из фундаментальных теоретических направлений режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России - правоприменению в области регулирования института уголовно-правовой кары в отношении несовершеннолетнихосужденных содержащихся в воспитательных колониях

Ключевые слова: режим лишения свободы, исправительные учреждения, воспитательные колонии несовершеннолетние

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КИМАЧЕВ*

О РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЖИМА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ

Annotation: the article deals with one of fundamental theoretical directions of security level in penal institutions of Russia which has the important applied value - law-enforcement regulation of the criminal and legal penalty against juvenile offenders in Russia.

Key words: security level, correctional facilities, prisons forjuvenile offenders.

Решение вопроса о существовании регулятивной функции режима в исправительных учреждениях (или, как ее еще называют, функции регулирования уголовно-правовой кары) зависит от того, какую авторскую позицию относительно режима и его места в содержании наказания (или за его пределами) считать наиболее правильной.

Так, А.Е. Наташев полагает, что «содержание наказания... определяется уголовным законодательством, а режим отбывания наказания ни в коей своей части в содержание лишения свободы не входит»1. Не являясь содержанием уголовного наказания, режим не может регулировать степень уголовно-правовой кары, отмеренной государством в лице судебной инстанции в отношении того или иного лица. Вот почему можно твердо заявлять об отсутствии у режима в исправительных учреждениях регулятивной функции как таковой. Но чем же тогда будет возможно измерить величину возмездия, которое государство применяет к виновным лицам за совершение различных преступлений и назначает им отбывание наказания в колониях различных видов режима? Что может выступить этим критерием, разграничивающим правовое положение осужденного к отбыванию наказания в колонии-поселении и к отбыванию наказания в тюрьме? Уголовное законодательство, призванное, по мнению А.Е. Наташева, определить содержание наказания, выведя из него режим, на наш взгляд, способно в таком со-

* Адъюнкт кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России)

E-mail: kimachevandrei@mail.ru.

Управление

Управление

стоянии указать лишь срок лишения свободы, то есть время, в течение которого осужденное лицо будет ограничено в гражданских правах, но не степень интенсивности этого ограничения.

Современная пенитенциарная наука в лице подавляющего большинства ученых2, на наш взгляд, справедливо считает режим главным выражением содержащейся в лишении свободы кары и полагает, что именно режим выступает тем критерием, которым законодатель наделил суд при определении уровня правоог-раничений для осуждаемого лица к лишению свободы в колонии того или иного вида режима. Ведь в противном случае колонии различных видов режима не имели бы между собой никаких различий. Кстати, в первую очередь именно уголовное законодательство (ст. 58 УК РФ), о которомупоминает А.Е. Наташев, в числе других правовых институтов наполняет режимом содержание наказания, назначая осужденным к лишению свободы вид исправительного учреждения (тем самым определяя порядок отбывания и условия, в которых предстоит отбывать наказание осужденному, а значит, и интенсивность исправительного воздействия в отношении последнего).

В связи с упразднением деления воспитательных колоний (ВК) на учреждения общего и усиленного видов режима3, выполнение режимом своей регулятивной функции в них стало неактуальным. Принятие такого решения на законодательном уровне было вызвано малой наполняемостью ВК усиленного режима, небольшой их численностью и в связи с этим отсутствием условий обеспечить возможность каждому осужденному, содержащемуся в этих учреждениях, отбывать наказание в месте постоянного жительства. Действительно, произошедшая реорганизация позволила увеличить количество несовершеннолетних лиц, оставляемых в регионе проживания на период лишения свободы, что, несомненно, оказывает помощь в деле их исправления.

Однако незадолго до внесенных в УИК РФ изменений, повлекших за собой названные перемены в отбывании уголовного наказания несовершеннолетними мужского пола, создатели и разработчики указанного Кодекса вкладывали в него несколько иные идеи относительно рассматриваемой проблемы4. По их мнению, ВК усиленного режима предназначались для содержания несовершеннолетних мужского пола, ранее отбывавших лишение свободы. Все это авторы УИК РФ обусловливали необходимос-

тью исключения отрицательного влияния несовершеннолетних со стойкими антиобщественными взглядами на остальных осужденных. В какой мере отбывание наказания «второхода-ми» по месту жительства представляется в настоящее время разумнее их изоляции от основной массы несовершеннолетних в деле достижения целей уголовно-исполнительного законодательства? Может быть, последняя позиция все же остается по-прежнему актуальной и имеет смысл восстановить регулятивную функцию режима в воспитательных колониях, например, в виде локальных участков усиленного режима при учреждениях.

Следует признать, что до принятия Федерального закона от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ, изначально, с введением в действие Уголовноисполнительного кодекса РФ в 1997 г. законодателем не предполагалось обеспечение режимом его регулятивной функции в воспитательных колониях, ведь указанные учреждения общего и усиленного режимов отличались друг от друга не условиями отбывания лишения свободы, а составом осужденных. Суд, назначая наказание лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, в случае принятия решения о лишении его свободы на определенный срок направлял последнего для отбывания наказания в учреждения (ВК общего или усиленного режима), не имеющие различий в объеме правоограничений (иначе говоря -условиях) с точки зрения уголовно-исполнительного права.

Действительно, такое положение вещей существовало до ликвидации ВК усиленного режима, после чего все лица, не достигшие на момент вынесения приговора 18-летнего возраста, стали направляться в одни и те же учреждения без учета каких-либо иных критериев. Это событие, на наш взгляд, можно считать отправной точкой, когдадля несовершеннолетнихосужден-ных, ранее не имевших опыта пребывания в местах лишения свободы, резко меняются условия отбывания наказания. Начав направлять криминально зараженных подростков к «первохо-дам», суд весьма несправедливо регулирует объем уголовно-правовой кары, ухудшая условия отбывания наказания последних. И если раньше о регулятивной функции режима в воспитательных колониях не имело смысла говорить вообще ввиду отсутствия таковой, то сейчас, пожалуй, пришло время сказать о ее неудовлетворительном, неправильном функционировании, необоснованно усиливающем кару в отношении определенной категории воспитанников.

Образовавшееся несоответствие противоречит как международным нормативно-правовым актам, в частности Правилам ООН, касающимся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, так и отечественным.

Вместе с тем после упразднения Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ воспитательных колоний усиленного режима осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с остальными осужденными, что также пагубно влияет на результаты учебно-воспитательного процесса и исправление осужденных.

Более того, вызывает серьезные опасения практика законодателе осуществляющегоприня-тие столь важных изменений в правообразующие документы без какого-либо конкретного обоснования их необходимости, в условиях полного игнорирования мнений компетентных органов.

В подростковых ИУ концентрируются все более социально дезадаптированные подростки, не уменьшается число правонарушителей, отмечаются факты противодействия установленному порядку отбывания наказания в виде лишения свободы, усиливается агрессивность отдельной части правонарушителей (значительно число умышленного причинения вреда здоровью и побегов), появляются попытки создания организованных структур преступников. К этому следует добавить общеизвестную информацию о том, что деморализация личности подростков значительно усиливается вхождением в неформальную группу несовершеннолетних ранее судимых лиц.

Статистика последних лет свидетельствует о стабильном пребывании в условиях ВК в среднем около пяти осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, на 100 человек остального спецконтингента. Иными словами, каждый 22-й воспитанник, имея за спиной такой криминальный опыт, теоретически может вполне состояться в подростковой среде мест лишения свободы как лидер. В ходе опроса 62,3 % несовершеннолетних преступников указали на вхождение этих лиц в состав их групп по месту жительства. Характерно, что концентрация лиц, ранее отбывавших наказание в ВК, несмотря на законодательное ограничение возраста пребывания в этих учреждениях (до 19 лет5), продолжает оставаться высокой и даже наблюдается тенденция ее роста: если в 2006 г. в исправительных учреждениях для несовершеннолетних таких воспитанников содержалось в среднем четверо на каждые 100 человек, то в 2010 г. уже пятеро.

Повышенная тяга подростков-преступников к лицам, имеющим судимость, давно отмеча-

ется в литературе6. Начинающий преступник всегда ориентируется на подобную личность. Не случайно 45 % подростков были привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, аналогичных совершенным ранее судимыми лицами из их окружения7.

Вхождение ранее судимых лиц в неформальную группу трудных подростков усиливает агрессивную направленность группы в целом. Так, в досуге этих групп в отличие от групп подрост-ков-преступников, в составе которых ранее судимых лиц не было, в девять раз чаще встречается расправа над противниками, в 4,8 раза -совершение правонарушений.

По утверждению каждого десятого несовершеннолетнего преступника, ранее судимый участник группы повышал решимость членов группы совершить преступление (11,6 %) и внушал уверенность членам группы в безнаказанности за совершенное преступление (10,5 %). Практически столько же (11,4 %) указали, что в группе чаще всего прислушивались к мнению ранее судимых лиц. 43,6 % подростков совершили групповое преступление совместно с ранее судимыми лицами, поэтому не случайно 11,5 % подростков-преступников убеждены, что изоляция от отрицательного влияния криминально настроенных друзей, знакомых способствовала бы снижению уровня преступности среди несовершеннолетних, в том числе в местах лишения свободы.

Эти факты свидетельствуют об актуальности вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних. Вместе с тем для достижения целей наказания, повышения его роли как средства противодействия преступным проявлениям необходима система, обеспечивающая реальную возможность применения различных объемов наказания к несовершеннолетним правонарушителям в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения Решение этой важнейшей задачи возможно только на основе дифференциации наказания . Именно дифференцированное исполнение наказания является обязательным условием индивидуализации, справедливости наказания, а следовательно, и его эффективности.

Существование учреждений с различными режимами для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, постоянно сопровождало процесс их развития. При этих условиях следует критически оценивать суждения отдельных авторов, рассматривавших данную новеллу как прогрессивную8, поскольку она на-

Управление

Управление

несла серьезный ущерб принципу дифференциации исполнения наказания9. Упразднение градации ВК по видам режима фактически привело к объединению во время отбывания наказания несовершеннолетних осужденных с различной степенью криминализации10.

Надо признать, что попытки устранения допущенных Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ ошибок все же предпринимались путем принятия соответствующихпоправок в ст. 132 УИК РФ, предусматривающих отдельное содержание от основной массы спецконтингента в воспитательных колониях не только лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, но и осужденных за совершение особо тяжких преступлений11. Как бы там ни было, подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» ничего подобного о раздельном содержании несовершеннолетних в местах лишения свободы не содержал.

Взяв за основу указанный законопроект, считаем необходимым вновь вернуться к вопросу

раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, обладающих различной степенью криминальной зараженности, в условиях воспитательной колонии. Такими категориями, подлежащими, на наш взгляд, отстранению от основной массы спецконтингента подростковых ИУ, являются: лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; совершившие преступление в период отбывания наказания в виде лишения свободы; осужденные за совершение особо тяжкого преступления независимо от наличия опыта отбывания наказания в виде лишения свободы. Не имеет принципиального значения организационный механизм обособленногоразмещения этих трех групп осужденных - в отдельных ВК либо в одном и том же учреждении с иными воспитанниками , но при обязательном условии обеспечения категорической изоляции. Последний вариант, пожалуй, является предпочтительным с точки зрения обеспечения осужденному возможности отбывания наказания в регионе, территориально являющимся наиболее приближенным к его постоянному месту жительства.

1 НаташевА.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство(основные вопросы теории и практики). М., 1975. С. 142.

2 См., напр.: Астемиров З.А. Трудоваяколониядля несовершеннолетних М., 1969. С. 43; Васильев А.И., Маслихин А.В., Фефелов В.А. Режим в исправительно-трудовыхучреждениях лекция. Рязань, 1978. С. 14; Стручков Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства М., 1972. С. 165; СтручковН.А., ПапуашвилиА.В. Режим в исправительно-трудовыхучреж-дениях и его правовое регулирование: учеб. пособие. Рязань, 1985. С. 29.

3 См.: О внесении изменений и дополнений в УголовныйкодексРоссийскойФедерации, Уголовно-процессуальный кодексРСФСР, Уголовно-исполнительныйкодексРоссийскойФедерации и другие законодательные акты РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2001. № 11. Ст. 1002.

4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации М., 1997. С. 289.

5 См.: О внесении изменений в Уголовно-исполнительныйкодексРоссийскойФедерации: Федер. закон от 22 декабря2008 г. № 261-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6216.

6 См.: ИльяшенкоА.Н., СавенковЮ.Н. Подростковыенеформальные группы с агрессивной направленностью и тактические приемы их нейтрализации // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: материалы науч-практ. конф. / под ред. К.К. Горяинова И. А. Климова. М., 2002. С. 218-226.

7 См.: ГурошА.И. Профессиональная преступность; прошлое и современность. М., 1990. С. 226.

8 См.: ПанкратовР.И., ТарлоЕ.Г., ЕрмаковВ.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 145-147.

9 См.: АндрюхинН.Г., ЗамыцкихВ.П. Об эффективности дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних// Реформа уголовно-исполнительнойсистемы России: состояние, проблемы, перспективы. Рязань, 2004. С. 96-97.

10 См.: Андрюхин Н.Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: состояниеи перспективыразвития. М., 2004. С. 140-143.

11 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в части отбывания наказания осужденными в воспитательных колониях: проект федерального закона № 493301-4. Ч. 2. Ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.