История образования
успехов. Система от-::гетерпев некоторые время состоит из пять представлены I). 2,3,4,5, а шестой ядид», то есть «нестан-зющий под установ-[ню. Оценка тради-гуществляется, как в гак и комплексно, то кксуется» на основа-работы, проделанной период обучения, : ■ практические работы 1 экзамены проводят-днн во всех пунктах, г действия данной экза-ши. В один день <ена (на каждый из половиной часа), ы (темы, вопросы, ся одинаковыми для точек данной ор-
отметим, что в помы все чаще образу- опыту, стремясь этреть на свои соб-
"S* Обучение за рубе--V -С.120-123. replications of National -5- Educational Psychol-
context for mathe-a: An encyclopedia of participating in TIMSS. Vancouver, ВС, 1996.
S., Gipps C. and rain? Creative responses Aspects of Education,
ИСПРАВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ (II половина XIX - XX в.)
В.А. Горбунов, к. п. н., доцент ГК КФ ВЮИ МЮ РФ,
Постоянный и непрекращающийся рост преступности несовершеннолетних, достигший в последние годы катастрофических масштабов, заставляет правящие круги и общественность стран Запада, США и в том числе России, критически относится к устоявшимся понятиям о природе и причинах преступности, искать новые средства борьбы с ней, менять формы отбывания наказания и обращения с несовершеннолетними правонарушителями.
Со второй половины XIX столетия в законодательстве и практике борьбы с преступностью несовершеннолетних появились различные меры педагогического характера и попечительского воспитания, применяемые наряду с наказанием или вместо него. В дальнейшем расширилась сеть исправительно-воспитательных заведений, в которые могли направляться несовершеннолетние правонарушители, вместо осуждения их к тюремному заключению.
Однако в системе карательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в Западных странах и в России тюрьмы и учреждения тюремного типа все еще занимают значительное место. Эта «система» отличается бессистемностью, в ней сосуществуют самого различного вида и назначения учреждения, в которых проповедуются противоречивые взгляды и методы воздействия на правонарушителей. Поэтому почти на каждом очередном конгрессе ООН по проблемам предупреждения преступности, обращения с правонарушителями на первый план ставились вопросы преступности
несовершеннолетних, проблемы их исправления и воспитания.
Исправительное воспитание малолетних преступников в царской России
В царской Росси наличие массового нищенства, бродяжничества и беспризорности детей и подростков приводило к постоянному росту преступности среди несовершеннолетних. Это ставило перед обществом серьезную проблему, которая при существовавшем строе, однако, оказалась неразрешимой. Царское правительство не считало государственной задачей борьбу с детской беспризорностью, нищенством и неустроенностью и не проявляло заботы о воспитании несовершеннолетних правонарушителей.
За совершение преступлений дети, как правило, подвергались суровой уголовной репрессии преимущественно в виде тюремного заключения. Хотя царское правительство под влиянием общественного мнения и признавало пагубность тюремного заключения для несовершеннолетних и принимало отдельные новые уголовно-правовые акты с учетом особенностей ответственности несовершеннолетних, но дело организации особых исправительных заведений для них всецело предоставило частной благотворительной инициативе отдельных филантропов и филантропических организаций.
Единственное, что было сделано царским правительством для расширения исправительного воспитания несовершеннолетних правонарушителей, - это принятие 19 апреля 1909 г. закона «Положение о воспитательно-исправитель-
ных заведениях для несовершеннолетних», в котором нашел известное обобщение предшествующий опыт работы исправительных учреждений [1].
Предоставляя исправительное воспитание несовершеннолетних преступников частной инициативе, царское правительство в то же время рассматривало приюты и колонии как составную часть тюремной системы, сохраняло за собой право утверждения уставов соответствующих обществ, требовало представления ежегодной отчетности Главному тюремному управлению и предусматривало возможность закрытия их в случае какого-либо «злоупотребления». Однако такая опека «без материальной поддержки» со стороны государственной казны не могла упрочить положение исправительных учреждений, судьба которых зависела от случайных обстоятельств.
По своей правовой природе приюты и колонии были учреждениями не сколько карательными, сколько исправитель-но-воспитательными, призванными содержать, кроме несовершеннолетних преступников, направляемых на определенный срок, и другие категории правонарушителей, которые нуждались в исправительном воспитании. При этом предусматривалось содержание воспитанников в учреждениях до исправления, но не менее года и только до 18-летнего возраста. Данный вопрос в основном решался по согласованию с педагогическим советом заведения. Но суд мог в любое время решить его по своему усмотрению.
О категориях несовершеннолетних, направляемых в указанные учреждения, ст. 7 Положения 1909 года гласила: «В воспитательно-исправительные заведения помещаются несовершеннолетние от 10 до 17 лет: 1) признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния - по определениям и приговорам
суда, 2) обвиняемые и подсудимые, относительно которых окажется необходимым принять мерою пресечения способов уклонения от следствия и суда взятие под стражу - по постановлению суда или следователя» [1]. В эти заведения принимались и несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет: нищенствовавшие, занимавшиеся бродяжничеством и вообще бесприютные и беспризорные - по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, руководивших воспитательно-исправительными заведениями, а также лица, отдаваемые родителями для исправления, - по соглашению с этими же организациями.
Методы исправительного воздействия на воспитанников были примитивными и несовершенными, что объяснялось так же особыми условиями их организации и содержания. Среди этих методов первое место занимало религиозно-нравственное воспитание несовершеннолетних. Так, ст. 22 Положения, перечисляя основные меры воздействия, гласила: «В воспитательно-исправительных заведениях несовершеннолетние обучаются: 1) закону божию по правилам того вероисповедания, к которому каждый принадлежит; 2) чтению, письму и арифметике по программам не ниже программ одноклассного училища Министерства Народного Просвещения; при возможности им сообщались элементарные сведения и по другим наукам; 3) работам, которые в отдельных заведениях могут быть, по усмотрению учредителей, или только ремесленные, или одновременно ремесленные и земледельческие» [1].
Это стало возможным лишь в последующие годы, когда Советское правительство взяло в свои руки дело борьбы с детской беспризорностью и преступностью среди несовершеннолетних, когда возникли новые принципы осуществле-
История образования
: ые и подсудимые, отно-окажется необходимым пресечения способов ук-вня и суда взятие под ! аосггаовлению суда или сле-В эти заведения принима-- ¡нолешие в возрасте от хленствовавшие, зани-кничеством и вообще Чспризорные - по поста-._ ~з. правлений или сводивших воспита-гльными заведениями, а "лземые родителями для соглашению с этими же
тзвительного воздейст-:;ков бьши примитив-_* иными, что объясня-:~л условиями их орга--ння. Среди этих мето-- нимало религиозно-,.:ше несовершенно-Положения, перечне-•е-н воздействия, гласила: -исправительных заве-;ннолетние обучаются: ~: правилам того веро-торому каждый при-•1-о. письму и арифме-не ниже программ училища Министерства гния; при возможного элементарные сведе-•укам; 3) работам, ко-. <: заведениях могут —ч;со учредителей, или или одновременно : :-дельческие» [1]. : хным лишь в после-Советское прави-■ ки дело борьбы с ю и преступно-.ннолетних, когда арннципы осуществле-
ния борьбы, по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.
Особенности исправительного воспитания несовершеннолетних осужденных в России в XX в.
Начало деятельности советских исправительно-трудовых учреждений относится к ноябрю 1917 года, когда был принят Декрет о суде № 1. Основные принципы исправительно-трудовой политики были сформулированы следующим образом: принцип исправимости правонарушителей; замена тюрьмы воспитательными учреждениями; введение обязательного общественно полезного труда как основы исправления и перевоспитания осужденных, в том числе несовершеннолетних и другие. Положение «от тюрем к воспитательным учреждениям», в частности, указывало основополагающую цель развития мест лишения свободы, являлось основой усиления воспитательного начала в работе исправительных учреждений.
В становление и развитие воспитательных колоний и приютов ценный вклад внесли видные государственные деятели, педагоги, юристы, практические работники: Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, Ф.Э. Дзержинский, П.П. Посты-шев, П.И. Стучка, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие.
Заслуженным успехом в исправительном воспитании несовершеннолетних правонарушителей пользуются труды и практическая работа выдающегося педагога A.C. Макаренко. Вот некоторые его идеи: необходимо четкое знание педагогом целей воспитания; уважение к личности воспитанника, благожелательный взгляд на его силы и возможности воспринимать хорошее, становиться лучше, проявлять активное отношение к окру-
жающему; воспитание не может быть нетрудовым, труд из неинтересного должен постепенно стать интересным, творческим, гордостью и радостью; решающая роль и ответственность руководителя за единство педагогических действий воспитателей; создание необходимых условий для воспитания; ориентировка воспитанников на будущее, а не на прошлое; воспитание в коллективе и через коллектив, правильное применение мер воздействия и другие. «Безнаказанность воспитывает хулиганство», - утверждал A.C. Макаренко.
В последующий период процесс пе-дагогизации деятельности воспитательных колоний получил новый импульс, так как в работе воспитательных колоний на первый план выдвинулось фактическое исправление и воспитание несовершеннолетних осужденных путем утверждения четкого режима, комплекса мер воспитательного характера, обучения в школе и профессиональном училище, воспитания на основе общественно полезного труда.
В обществе все больше внимания уделяется острой проблеме - преступности среди молодежи.
Задачами сотрудников воспитательных колоний являются:
1. Преодоление или разрушение ошибочных взглядов и убеждений, выработка и утверждение научного мировоззрения.
2. Воспитание нравственных чувств, принципов и привычек в соответствии с правилами внутреннего распорядка и режимом содержания.
3. Повышение общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних.
4. Формирование понимания законов, норм права и недопустимости их нарушения.
5. Физическое воспитание осужденных - организация физкультурно-спортивной работы, привитие санитарно-гигиенических норм.
6. Воспитание коллектива, умение подчинить свои личные интересы интересам общественным.
Для успешного решения задач в воспитательных колониях необходимо знать особенности личности несовершеннолетнего осужденного.
По возрастной характеристике осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, следует исходить из данных педагогики о периодизации детских возрастов и соответствующих им психологическим особенностям.
Особенности педагогического процесса в воспитательных колониях
Педагогический процесс в воспитательных колониях складывается из следующих основных элементов: школьное и профессиональное обучение, организация труда, режим, воспитательная и куль-турно-массовая работа. Этот процесс характеризуется большой интенсивностью, обеспечивающей эффективное педагогические воздействие на осужденных и активное участие самих осужденных в этом процессе. Таким образом, педагогический процесс - это одновременная деятельность воспитателей и осужденных. В воспитательных колониях главной деятельностью является учебная, а не трудовая.
Во всех воспитательных колониях существуют средние школы, где применяются общешкольные методы, а основная форма обучения - урок. В работе школ имеются свои особенности. Главная из них - отрицательное отношение воспитанников-учащихся к учебе и к учителям. Факторами, обусловливающими такие отклонения, являются, как правило,
ошибки и недостатки в семейном, школьном воспитании, недостатки воспитательной работы с молодежью на производстве и др. Поэтому школа в воспитательной колонии призвана быть центром комплексного воспитания учащихся [2].
К профессиональному обучению привлекаются все воспитанники, которые не имеют специальности. В практике работы профессионального обучения применяются общепринятые методы обучения молодых рабочих. При организации профессионального обучения учитываются: физические и психические качества личности, ее способности и мотивы выбора той или иной профессии, возможности обеспечения их трудоустройства после освобождения; наличие имеющихся в профессиональном училище при ВК материально-технической базы; сроки содержания воспитанников в колонии и некоторые другие условия.
Решающее значение в обеспечении педагогического процесса имеет коллектив работников колонии. Важно разработать и осуществить единые режимно-педагогические требования к осужденным, требования, отражающие принципы педагогики и действующие в условиях исполнения наказания в интересах формирования положительных и устранения отрицательных качеств личности. Ре-жимно-педагогические требования предполагают воспитание высоких нравственных качеств, дисциплинированности, которая должна стать привычным для человека способом поведения. «В нашем обществе, - говорил A.C. Макаренко, - дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всех условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжить такое поведение до конца» [5]. Для несовершеннолетних
История образования
:статхи в семейном, школь-недостатки воспита-с молодежью на произ-, Поэтому школа в воспита-прнзвана быть центром »воспитания учащихся [2]. тональному обучению асе воспитанники, которые ьности. В практике ра-1льного обучения при-рннятые методы обуче-забочих. При организации вого обучения учитыва-и психические качества :~-гсобности и мотивы вы-лрофессии, возможно-л трудоустройства по-наличие имеющихся в : училище при ВК ма-~;-:кой базы; сроки со-"•—¿нников в колонии и : условия.
значение в обеспечении процесса имеет коллек-! юлонии. Важно разрабо-единые режимно-требования к осужден-отражающие принципы лгаствующие в условиях в интересах форельных и устранения качеств личности. Ре--кскне требования пред-
.....'е высоких нравствен-
хшнированности, ко-лривычным для чело-: ¿едения. «В нашем об-А.С. Макаренко, - дис-человеком мы имеем ько такого, который :зиях сумеет выбрать не, наиболее полез-л найдет в себе твер-такое поведение до несовершеннолетних
важны и такие формы обучения и воспитания, как привлечение их к самодеятельности путем создания здорового коллектива и самодеятельных организаций.
Первичные коллективы организуются по школьно-бытовому принципу: отделение - класс. Во многих колониях применяется так называемый сквозной принцип: отделение - класс - бригада. Практически такое формирование первичных коллективов удобно, так как отделение, закрепленное за воспитателем, формируется из группы осужденных, обучающихся в одном классе, работающих на производстве, обучающихся профессии в составе одной группы. Такая организация первичного коллектива дает возможность объединить усилия воспитателя, учителя и мастера и направленных на определенную группу осужденных. Коллектив имеет свои органы самоуправления. Такими органами являются советы и собрания отделений, отрядов и колонии.
Таким образом, успех того или иного воспитательного средства, применяе-
КАЗАНСКОМУ ТЕХНИКУМУ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г.А. Саурова, директор техникума
Казанский техникум легкой промышленности (КТЛП) был открыт 1 мая 1920 года и поначалу назывался Казанский районный кожевенный техникум Татарии, Урала и Сибири.
Основанию именно кожевенного учебного заведения способствовало то, что Казань еще до революции славилась обработкой кож. Продукция фабрики «Полар» (ныне «Спартак») находила широкий сбыт. Производство товаров, резко
мого в условиях воспитательной колонии, зависит от конкретной обстановки, от учета психологических свойств, психологических процессов и состояний воспи-туемых, от знания особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, от цели применения избранного средства, от единства действий воспитателей на производстве, в учебе и быту во время досуга, от педагогического мастерства воспитателей.
В то же время следует обратить особое внимание на превинтивные меры условного наказания, индивидуальных форм работы по отношению к несовершеннолетним.
Литература:
1. Александровский Ю.В. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. -СПб.: Издание редакции «Новое законодательство», 1909.
2. Ильина Т.А. Общие основы педагогики. -М„ 1997. - С. 96.
3. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. В 7-ми т. -М., 1960. - т. 4. - С. 352.
85 ЛЕТ
сократившееся во время гражданской войны, стало быстро возрастать после ее окончания.
К тому же расширение подготовки специалистов по обработке овчин, мехов, по производству войлоков, валяной и кожаной обуви, головных уборов было продиктовано наличием в губернии множества кустарных частных предприятий и большого количества шкур крупного рогатого скота и овчин, скопившихся за