Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗУЯ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИСПОЛЬЗУЯ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ / МОДУЛЬНЫЙ СПОСОБ / СИСТЕМА ТРЕНИРОВОК / ОГНЕВАЯ ЗАДАЧА / TRAINING ON SHOOTING AND FIRE CONTROL / MODULAR METHOD / TRAINING SYSTEM / FIRE TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидюк Игорь Владимирович, Яшин Дмитрий Евгеньевич

В данной статье раскрывается суть модульного способа подготовки артиллерийских подразделений по стрельбе и управлению огнем, основные принципы составления модулей и взаимосвязи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидюк Игорь Владимирович, Яшин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ADVANCED TECHNOLOGIES MODULAR METHOD TO PREPARE ARTILLERY SUBUNITS FOR SHOOTING AND CONTROLLING FIRE WITH COMPUTER TECHNOLOGIES

This article reveals the essence of a modular method of training artillery subunits on shooting and fire control, main principles of compiling modules and their interconnecting.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗУЯ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ЭКСПЕРИМЕНТ

И В. ДЦМИДЮК, I.V. DEMIDYUK,

Д.Е. ЯШИН D.Ya. YASHIN

ИСПОЛЬЗУЯ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

USING ADVANCED TECHNOLOGIES

МОДУЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

MODULAR METHOD ТО PREPARE ARTILLERY SUBUNITS FOR SHOOTING AND CONTROLLING FIRE WITH COMPUTER TECHNOLOGIES

Сведения об авторах: Демидюк Игорь Владимирович - профессор кафедры управленияракетными ударами и огнем артиллерии в бою и операции Михайловской военной артиллерийской академии, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. СанктПетербург. E-mail: art igor6S@mai l.ru};

Яшин Дмитрий Евгеньевич. - адъюнкт кафедры управления ракетными ударами и огнем артиллерии в бою и операции Михайловской военной артиллерийской академии, подполковник (г. Санкт-Петербург. E-mail: djashtn@rambler.ru).

Аннотация. В данной статье раскрывается суть модульного способа подготовки артиллерийских подразделений по стрельбе и управлению огнем, основные принципы составления модулей и взаимосвязи между ними.

Ключевые снова: подготовка по стрельбе и управлению огнем, модульный способ, система тренировок, огневая задача.

Information about the authors: Igor Demidyuk - Professor of the H^^^^^^HH Su bdepart men t for Con t rolling Missile Attacks and Artillery Fire in Comba t

and Operation, Mikhail's Military Artillery Academy. Colonel, Associate Professor. Cand.Sc. (Tech.) (St. Petersburg, artlgor68@mail.ru);

Dmitry Yashin - Postgraduate Officer of the Subdepartment for Controlling Missile Attacks and Artillery Fire in Combat and Operation, Mikhail's Military Artillery Academy, Lieutenant-Colonel (St. Petersburg. E-mail: djashin@rambler.ru).

Summary. This article reveals the essence of a modular method of training artillery subunits on shooting and fire control, main principles of compiling modules and their interconnecting.

Keywords: training on shooting and fire control, modular method, training system, fire task.

В настоящее время планирование, организация и проведение тренировок с офицерами и артиллерийскими подразделениями по стрельбе и управлению огнем осуществляются в соответствии с рядом руководящих документов. Целью подготовки офицеров и подразделений по стрельбе и управлению огнем ставится научить их в любых услови-

ях , своевременно и с высокой эффективностью выполнять огневые задачи современного общевойскового боя с максимальным использованием боевых возможностей вооружения и техники,

В подготовке артиллеристов главное внимание необходимо уделять ее практической направленности, методически правильному

проведению занятий и тренировок. При планировании нужно в полной мере учитывать возможные задачи по боевому предназначению артиллерийских подразделений, состояние учебно-материальной базы, уровень подготовленности различных категорий обучаемых и другие факторы, способные оказать влияние на качество

подготовки офицеров и подразделений.

На долю практических занятий и тренировок приходится до 90 % времени, отпущенного на боевую подготовку. Поэтому основным способом подготовки артиллеристов по стрельбе и управлению огнем в войсках является проведение систематических тренировок нд имитационных средствах. В настоящее время планирование и проведение тренировок осуществляются на основе директивных требований (указаний) старших начальников, регламентирующих периодичность их проведения и процентное соотношение тех или иных условий выполнения огневых задач. Как показывают исследования, такой подход позволяет охватить практически весь спектр задач, предусмотренных Курсом подготовки артиллерии. Однако он не лишен ряда существенных недостатков. При реализации данного способа не учитываются индивидуальные способности офицеров и уровень подготовленности подразделений, а зачастую также нарушается основополагающий принцип последовательности обучения - от простого к сложному. Подготовка по стрельбе и управлению огнем ориентирована, в основном, на устаревшие средства учебно-материальной базы и не реализует разработанные в последние годы передовые технологии. Данный фактора также ограниченные возможности традиционных средств имитации значительно снижают результативность тренировок.

Внедрение в подготовку по стрельбе и управлению огнем компьютерных средств имитации позволяет повысить интенсивность тренировок и реализовать индивидуальный подход в подготовке. Вариант

тренировки на компьютерном артиллерийском полигоне показан на фото 1. Вместе с тем наибольшая результативность всей системы тренировок по стрельбе и управлению огнем может быть достигнута только при качественном их планировании.

В последние годы: при реализации боевой подготовки широкое применение находят модульные способы, построенные на различных принципах. Одним из наиболее распространенных принципов является подготовка подразделений к действиям в различных видах боя: оборона, наступление, выполнение специальных задач и т.д. Основным содержанием боевых действий артиллерии всегда является выполнение огневых задач по поражению противника. Следовательно, в подготовке артподразделений основной акцент нужно делать на эффективное выполнение огневых задач в различных видах боя всеми видами огня. Исходя из этого, модули для подготовки артиллерийских подразделений целесообразно составить по принципу качественной подготовки и эффективному выполнению огневых задач.

Известно, что подготовка к любому мероприятию может занимать до 90 % времени и ресурсов. Следовательно и подготовка к выполнению огневых задач, которая в руководящих документах имеет название о Подготовка стрельбы и управления огнем*, является важнейшим и основополагающим элементом. Соответственно, при подготовке подразделений по стрельбе и управлению огнем основным должен быть первый модуль - подготовка стрельбы и управления огнем. При отработке этого модуля на тренировках должны решаться задачи по всем ее элементам. Типы задач, их количество и сложность определяет руководитель тренировки в зависимости от уровня подготовленности обучаемых офицеров и подразделений.

Проведение тренировок связано с необходимостью совершенствования и поддержания на заданном уровне умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Если умения и навыки в процессе служебной деятельности не будут получать необходимого подкрепления, то их уровень будет постепенно

падать. Для того чтобы этого не случилось, необходимы тренировки. Как правило, приобретение навыков происходит быстрее, чем их забывание. Кроме того, следует иметь в виду, что с течением времени приобретение навыков осуществляется с большей легкостью, а их забывание происходит все медленнее и медленнее. К примеру, если на одной тренировке офицер достигнет времени выполнения огневой задачи 3 минуты, то к началу следующей тренировки этот уровень упадет до 3,5-4 минут. К концу второй тренировки резул ьтат должен вырасти до 2 мин 50 секунд. Далее в течение периода обучения офицер должен выполнять эту задачу с такой частотой, чтобы его результат постепенно улучшался.

Опыт теоретических исследований и практических экспериментов показывает, что высокий результат, достигнутый на одной тренировке, невозможно сохранить к концу периода обучения, если его периодически не поддерживать. Следуя принципу формирования устойчивых навыков и поддержания их на достигнутом уровне, каждый тип задач на одной тренировке необходимо решить не менее

]00

0

Я

— ьс

ВI

л д

£ £

1 Ё

и 1С

4-6 раз. Только в этом случае может быть достигнут определенный уровень навыка. Для его поддержания на последующих тренировках эта задача может решаться от одного до трех раз. Постепенно, по мере закрепления навыка на уровне подсознания, интенсивность решения этой задачи можно снижать.

«Мы уже привыкли, что артиллеристы выручают нас в трудные моментыя. К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза

Необязательно на одну тренировку выносить задачи из всего перечня мероприятий подготовки по стрельбе и управлению огнем. Для этого просто не хватит времени. На одной тренировке достаточно решить задачи и выполнить нормативы, например, по разведке, определению координат целей, топогеодезической подготовке. На другой трениров-

1 2 4

Т время падлтговдн (пбртен 11Я), месяц

Сжма. График прохождения модулей в период подготовки (обучения)

ке - по топогеодезической и метеорологической подготовке и т.д. При этом каждую последующую тренировку целесообразно начинать с задач, отработанных на предыдущей. Наиболее сложные и важные задачи можно повторять на нескольких последующих тренировках. Продолжительность модуля в зависимости от вида и принадлежности артиллерии может составлять от 3 до 5 недель (6-10 тренировок).

Второй модуль не менее важен. В нем отрабатываются вопросы поражения целей без пристрелки в условиях задачи 4 Курса подготовки артиллерии. В этом модуле подразделения решают задачи и отрабатывают нормативы по определению исчисленных установок для стрельбы, а также выполняют огневые задачи в целом. В начале каждой тренировки решаются задачи по подготовке стрельбы и управлению огнем. Этим достигается поддержание на достигнутом уровне знаний и умений, полученных при отработке предыдущего модуля. Задачи, решенные в начале тренировки, являются исходными данными для отработки основного вопроса. В этих условиях решаются 1-3 задачи по определению исчисленных установок для стрельбы. Затем условия изменяются, и выполнение задачи 4 курса подготовки артиллерии повторяется.

По мере приобретения устойчивых навыков в решении простых задач условия должны усложняться. Например, начинать решение задачи для одного орудия, а затем переходить к батарее, вначале принимать к поражению отдельную цель, а затем групповую. Продолжительность второго модуля также зависит от вида артиллерии и ее принадлежности и может составлять от двух до четырех недель (4-8 тренировок).

■2018 № 5

Важность этого модуля состоит в том, что навыки, приобретенные в ходе его отработки, непосредственно используются во всех последующих модулях. Команда, которую подает командир для поражения цели, и действия, которые подразделения осуществляют при ее выполнении, по сути являются первой командой при выполнении других огневых задач (поражение пели с пристрелкой, создание реперов и т.д.). Разница состоит лишь в ее объеме и содержании.

Третий модуль также является обязательным для всех видов артиллерии - поражение целей с пристрелкой. По содержанию он соответствует задаче 3 курса подготовки артиллерии. При всем многообразии видов и способов пристрелки основное внимание следует уделять пристрелке с помощью дальномера и пристрелке по наблюдению знаков разрывов. Эти способы являются наиболее распространенными, и навыки, полученные при их изучении, в большой степени используются при применении других видов и способов пристрелки. Такими навыками являются: наблюдение и оценка разрывов, определение данных для расчета корректур, корректирование огня и т.д. Поскольку видов пристрелки достаточно много, то руководитель выбирает те из них, которые наиболее характерны для данного вида и принадлежности артиллерии. По аналогии со вторым модулем тренировки должны начинаться с решения задач предыдущих модулей. Это могут быть задачи, результаты решения которых будут использованы на данной тренировке, или, решение которых вызвало наибольшее затруднение при отработке предыдущих модулей. Продолжительность третьего модуля может составлять от четырех до шести недель (8-12 тренировок).

Фото 2. Занятие по организации артиллерийской разведки

Таким образом, после успешного прохождения первых трех модулей можно будет с достаточной степенью уверенности утверждать, что артиллерийские подразделения в целом готовы выполнять минимальный набор огневых задач по поддержке боя общевойсковых формирований.

Структура и содержание последующих модулей для каждого вида артиллерии индивидуальны. При отработке вопросов поражения целей по данным создания (пристрелки) различных реперов в основном используются навыки, полученные во втором и третьем модуле, с учетом некоторых особенностей. Формированию навыков применения специальных боеприпасов (дымовых, осветительных, агитационных и т.д.) целесообразно посвятить отдельный модуль, основой для которого в большей степени будет являться третий модуль. Изучение особенностей выполнения огневых задач в горах, ночью, в населенном пункте, на морском побережье производится в отдельном модуле. На каждый модуль, в зависимости от его значимости для конкретных артиллерийских подразделений, целесообразно выделять от двух до четырех тренировок. При этом каждую

из них необходимо начинать с повторения материала предыдущих модулей, содержание которых имеет значение для изучаемого материала. На схеме представлен график прохождения модулей в период обучения, На нем показана доля времени, выделяемая для отработки материала, выносимого в конкретный модуль.

Опыт исследований, проведенных в Михайловской военной артиллерийской академии, доказывает, что при правильном и корректном применении компьютерных имитационных средств возможно добиться хороших результатов подготовки офицеров в достаточно короткие сроки фото 2). К моменту выхода обучаемых на практические занятия в поле с боевой стрельбой уровень их подготовки будет значительно выше при изложенном выше способе подготовки. Это означает, что использование материальных средств, моторесурсов, ГСМ, боеприпасов и т.п. будет более эффективным. Для реализации рассмотренного модульного способа подготовки необходимо пересмотреть положения в соответствующих руководящих документах и методических рекомендациях по организации подготовки офицеров и подразделений по стрельбе и управлению огнем.

■2018 № 5

&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.