УДК 12
Бабаев А.Я.
Инструктор по физической культуре Детский сад 63 «Весняночка» г. Тольятти
Гусейнова З.Д. воспитатель
Детский сад 63 «Весняночка» г. Тольятти
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье описывается опыт работы детского сада со знаковыми моделями. Представлены и описаны несколько видов знаковых моделей.
Ключевые слова:
знаковое моделирование, интеллектуальное продвижение, дошкольники.
Знаковое моделирование в различных исследованиях рассматривается как метод обучения, как способ познания, как разновидность познавательной деятельности детей.
Как говорила Г.А. Глотова: «от рождения до конца жизни человек находится в специфически человеческой знаково-символической среде, он буквально купается в знаках, «дышит» знаками» [3, с. 256]. В совместном бытии со взрослыми ребенок учиться понимать знаки, оперировать различными знаковыми системами, что является существенным фактом «очеловечивания» его психики. Каждый ребенок растет и развивается в мире разнообразных знаков, обозначений, и поэтому ему необходимо овладеть ими и использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами.
Термин «знак» трактуется по разному в литературе: указатель, метка, то, что может выражать, представлять идеи. Это и «материально» выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе, поскольку основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения [3, с. 256].
Занимаясь изучением проблем развития старших дошкольников, Е.Е. Сапогова пришла к выводу, что вопросы перехода от игры к учебной деятельности, интеллектуального продвижения ребенка вперед, готовности к школе, становления первых форм творчества должны быть поставлены не только в педагогический, но и широкий культурно-психологический контекст; им должно быть найдено место в системе социализирующих ребенка процессов, в «очеловечивании» его психики. Ключевым понятием, на наш взгляд, здесь могло бы стать понятие знаковое моделирование [6, с. 263].
Рассмотрим некоторые понятия.
Знаковое моделирование - моделирование, в качестве моделей используются знаковые преобразования какого - либо вида: схемы, чертежи, формулы, наборы символов, пиктограммы.
Знаковая модель - это условный образ какого-либо процесса или явления («оригинала» рассматриваемой модели), используемой в качестве его «заместителя».
Работая со знаковой моделью, старшие дошкольники быстрее включаются в интеллектуальную деятельность, им проще усваивается какой-либо материал.
Нами были разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей доступные детям 5-7 лет. Ими могут быть:
1. Пиктограммы - знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или
явления, на которые они указывают, чаще всего в схематическом виде.
2. Модель с использованием пиктограмм и стрелок. Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием пиктограмм и стрелок. Материал: большая карта, имеющая один ряд «окошек» заданного количества (3, 5) пиктограмм объектов познания и стрелок, отражающих связь (одностороннюю или взаимную). Действие с моделью: выкладывание на большой карте пиктограмм и стрелок, отражающих связь.
3. Модель - таблица.
Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием таблиц и пиктограмм; ребенок выполняет действие - выкладывание в таблице (2-3 ряда «окошек» заданного количества) пиктограмм, отражающих связь между объектами.
Варианты: «Выложи картинки в соответствии с пиктограммами», «Выложи пиктограммы». Данные виды знаковых моделей можно применять в познании различного содержания. Использование знаковых моделей развивает интеллектуальные способности [1, с. 16]. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Следовательно, целесообразно не только включать в образовательный процесс на этапе школьного, но и на стадии дошкольного обучения использование знаковых моделей. Список использованной литературы:
1. Будякова, Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т.П. Будякова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 16 с.
2. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 66 с.
3. Глотова, Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст] / Г.А. Глотова. - М.: - Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. - 256 с.
4. Салмина, Н.Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции/ Н.Г. Салмина // Вопр. психол. - 1994. - №5. - С. 69-78.
5. Сапогова, Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 26-30.
6. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Тула: Приокское книжное изд., 1993. - 263 с.
© Бабаев А.Я., Гусейнова З.Д., 2023
УДК 37
Гиндуллина С.Р.
Студентка 4 курса БГПУ им. Акмуллы,
г. Уфа, РФ
ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье затронут инновационный метод преподавания музыки на иностранном языке, начиная с раннего возраста. Методологической основой статьи является личностно-ориентированный,