Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бабаев А.Я., Гусейнова З.Д.

В статье описывается опыт работы детского сада со знаковыми моделями. Представлены и описаны несколько видов знаковых моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 12

Бабаев А.Я.

Инструктор по физической культуре Детский сад 63 «Весняночка» г. Тольятти

Гусейнова З.Д. воспитатель

Детский сад 63 «Весняночка» г. Тольятти

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье описывается опыт работы детского сада со знаковыми моделями. Представлены и описаны несколько видов знаковых моделей.

Ключевые слова:

знаковое моделирование, интеллектуальное продвижение, дошкольники.

Знаковое моделирование в различных исследованиях рассматривается как метод обучения, как способ познания, как разновидность познавательной деятельности детей.

Как говорила Г.А. Глотова: «от рождения до конца жизни человек находится в специфически человеческой знаково-символической среде, он буквально купается в знаках, «дышит» знаками» [3, с. 256]. В совместном бытии со взрослыми ребенок учиться понимать знаки, оперировать различными знаковыми системами, что является существенным фактом «очеловечивания» его психики. Каждый ребенок растет и развивается в мире разнообразных знаков, обозначений, и поэтому ему необходимо овладеть ими и использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами.

Термин «знак» трактуется по разному в литературе: указатель, метка, то, что может выражать, представлять идеи. Это и «материально» выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе, поскольку основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения [3, с. 256].

Занимаясь изучением проблем развития старших дошкольников, Е.Е. Сапогова пришла к выводу, что вопросы перехода от игры к учебной деятельности, интеллектуального продвижения ребенка вперед, готовности к школе, становления первых форм творчества должны быть поставлены не только в педагогический, но и широкий культурно-психологический контекст; им должно быть найдено место в системе социализирующих ребенка процессов, в «очеловечивании» его психики. Ключевым понятием, на наш взгляд, здесь могло бы стать понятие знаковое моделирование [6, с. 263].

Рассмотрим некоторые понятия.

Знаковое моделирование - моделирование, в качестве моделей используются знаковые преобразования какого - либо вида: схемы, чертежи, формулы, наборы символов, пиктограммы.

Знаковая модель - это условный образ какого-либо процесса или явления («оригинала» рассматриваемой модели), используемой в качестве его «заместителя».

Работая со знаковой моделью, старшие дошкольники быстрее включаются в интеллектуальную деятельность, им проще усваивается какой-либо материал.

Нами были разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей доступные детям 5-7 лет. Ими могут быть:

1. Пиктограммы - знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или

явления, на которые они указывают, чаще всего в схематическом виде.

2. Модель с использованием пиктограмм и стрелок. Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием пиктограмм и стрелок. Материал: большая карта, имеющая один ряд «окошек» заданного количества (3, 5) пиктограмм объектов познания и стрелок, отражающих связь (одностороннюю или взаимную). Действие с моделью: выкладывание на большой карте пиктограмм и стрелок, отражающих связь.

3. Модель - таблица.

Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием таблиц и пиктограмм; ребенок выполняет действие - выкладывание в таблице (2-3 ряда «окошек» заданного количества) пиктограмм, отражающих связь между объектами.

Варианты: «Выложи картинки в соответствии с пиктограммами», «Выложи пиктограммы». Данные виды знаковых моделей можно применять в познании различного содержания. Использование знаковых моделей развивает интеллектуальные способности [1, с. 16]. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Следовательно, целесообразно не только включать в образовательный процесс на этапе школьного, но и на стадии дошкольного обучения использование знаковых моделей. Список использованной литературы:

1. Будякова, Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т.П. Будякова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 16 с.

2. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 66 с.

3. Глотова, Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст] / Г.А. Глотова. - М.: - Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. - 256 с.

4. Салмина, Н.Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции/ Н.Г. Салмина // Вопр. психол. - 1994. - №5. - С. 69-78.

5. Сапогова, Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 26-30.

6. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Тула: Приокское книжное изд., 1993. - 263 с.

© Бабаев А.Я., Гусейнова З.Д., 2023

УДК 37

Гиндуллина С.Р.

Студентка 4 курса БГПУ им. Акмуллы,

г. Уфа, РФ

ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье затронут инновационный метод преподавания музыки на иностранном языке, начиная с раннего возраста. Методологической основой статьи является личностно-ориентированный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.