Н. М. Овечкина, старший воспитатель ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1195», г.Москва.
Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками
Сотрудничество с родителями занимает большое место в работе нашего дошкольного учреждения. Помимо использования разнообразных форм пропаганды педагогических знаний, уделяем внимание эмоционально-чувственному аспекту детско-родительских отношений. Стараемся научить родителей понимать ребенка, не травмировать его психику, принуждая к тем или иным, «модным» в последнее время, занятиям по подготовке детей к школе. Важнее развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и др.) А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-сим-волической деятельности у дошкольников. На наш взгляд, лучше на практике показать родителям, как можно играть с детьми, чем объяснять это на словах.
Конспект родительского собрания на тему: «Формирование знаково-символической функции сознания у дошкольников»
Предварительная работа:
1. Провести консультацию для родителей по формированию знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.
2. Совместная работа с родителями по составлению с детьми загадок по схеме: «что такое, но не...», и «изданию» книги загадок.
3. Анкетирование родителей на тему: «Сформированы ли у ребенка познавательные интересы?»
Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе; вызвать интерес к данной проблеме.
Ход собрания
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня у нас необычное собрание. Сегодня мы будем играть вместе с нашими детьми. Наши игра (а мы можем назвать ее «ВУЗ», что значит: «веселые, умные знайки») будет проходить в форме соревнования двух команд родителей со своими детьми (по желанию: команда мальчиков, команда девочек или кто с кем хочет).
Предлагает придумать название командам.
- Итак, игра начинается. Условие: задания выполняют дети, вы можете им помогать в случае затруднений. Только, пожалуйста, не торопитесь, дайте им сначала самим подумать.
Задание № 1. «Дорисовки».
Каждой команде дается набор карточек (по числу детей) с незавершенными рисунками.
- Художник собирался нарисовать несколько предметов, но не успел завершить работу и просит вас помочь.
По окончании работы выбираются самые лучшие и оригинальные рисунки, за каждый из которых выдается жетон.
Задание № 2. «Для чего эти предметы?»
Каждой команде предлагается какой-либо предмет (например: 1-й команде - газета, 2-й команде - носовой платок). Через три минуты члены команды должны рассказать, как его можно использовать.
За каждый ответ - жетон.
Задание № 3. «Отгадайте, что мы задумали».
Каждая команда задумывает какой-либо предмет и изображает его при помощи жестов, пантомимики. Другая команда отгадывает.
За хороший показ - жетон, за отгадку - жетон.
Задание № 4. «Что бы это значило?»
Каждой команде предлагается по одной карточке (размером с альбомный лист) со сложным символическим знаком.
- Сейчас я покажу вам знаки, которые означают все что угодно: разные вещи, явления, процессы, события и пр. Придумайте, что может означать данный символ.
(Во время ответов спрашивать детей и взрослых, почему они так думают).
За каждый ответ - жетон.
Задание № 5. «Далеко - близко».
Каждой команде предлагается набор карточек (1-й команде - «ключ», 2-й команде - «сыр»).
- Если рассматривать предметы через увеличительное стекло (лупу), то знакомый предмет можно и не узнать.
Воспитатель показывает картинки из набора (по порядку), а члены команды должны предположить, что бы это могло быть.
В завершение воспитатель показывает картинку предмета.
Жетоны выдаются в соответствии с тем, с какой картинки отгадали предмет. То есть отгадали с первой картинки - 4 жетона, со второй - 3 и т. д.
Задание № 6. «Отыщи сходство».
- В мире все связано, и между двумя вещами, как правило, можно найти какое-то сходство. Сейчас я назову вам два слова, а вы постарайтесь найти как можно больше сходств между ними.
1-я команда: цыпленок и мотоцикл; монета и ракушка.
2-я команда: лягушка и самолет; карандаш и мост.
За каждый ответ - жетон, за помощь другой команде - жетон.
Задание № 7. «Театральный гример».
Каждой команде даются цветные карандаши, ластики и по одной карточке на каждого ребенка и взрослого со схематичным изображением лица - актера (размер карточки - половина альбомного листа).
- Вы все, конечно, были в театре и знаете, что актеры в пьесах играют разные роли: животных, сказочных персонажей, маленьких детей, старичков, деревьев и пр. Чтобы они были похожи на своих персонажей, их гримируют с помощью специальных красок, париков, накладок и т. д. Сейчас мы с вами поиграем в гримеров. Вам нужно будет загримировать лицо актера. Все дети (и первой, и второй команды) превращают своих актеров в животных, а родители -в сказочных героев.
(Можно выбрать команду - победителя по количеству хорошо выполненных рисунков, а можно дать обеим командам по жетону, чтобы поддержать хорошее настроение и никого не обижать - ведь все старались нарисовать как можно лучше!)
По окончании игры подсчитывается количество жетонов у каждой команды, определяется победитель. Команде-победителю вручается, например, торт. А всем детям - призы. (Это могут быть мелкие игрушки, календарики, закладки для книг и т. п.) Организуется чаепитие с родителями и детьми. В ходе непринужденной беседы с родителями можно выяснить их мнение о такой форме собрания, о тех играх, которые использовались. Ответить на возникшие у родителей вопросы. Обратить внимание на значение этих игр в развитии детей. Дать родителям соответствующие рекомендации. ■