Научная статья на тему 'Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками'

Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкина Наталия Михайловна

Сотрудничество с родителями занимает большое место в работе нашего дошкольного учреждения. Помимо использования разнообразных форм пропаганды педагогических знаний, уделяем внимание эмоционально-чувственному аспекту детско-родительских отношений. Стараемся научить родителей понимать ребенка, не травмировать его психику, принуждая к тем или иным, «модным» в последнее время, занятиям по подготовке детей к школе. Важнее развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и др.) А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками»

Н. М. Овечкина, старший воспитатель ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1195», г.Москва.

Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками

Сотрудничество с родителями занимает большое место в работе нашего дошкольного учреждения. Помимо использования разнообразных форм пропаганды педагогических знаний, уделяем внимание эмоционально-чувственному аспекту детско-родительских отношений. Стараемся научить родителей понимать ребенка, не травмировать его психику, принуждая к тем или иным, «модным» в последнее время, занятиям по подготовке детей к школе. Важнее развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и др.) А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-сим-волической деятельности у дошкольников. На наш взгляд, лучше на практике показать родителям, как можно играть с детьми, чем объяснять это на словах.

Конспект родительского собрания на тему: «Формирование знаково-символической функции сознания у дошкольников»

Предварительная работа:

1. Провести консультацию для родителей по формированию знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.

2. Совместная работа с родителями по составлению с детьми загадок по схеме: «что такое, но не...», и «изданию» книги загадок.

3. Анкетирование родителей на тему: «Сформированы ли у ребенка познавательные интересы?»

Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе; вызвать интерес к данной проблеме.

Ход собрания

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня у нас необычное собрание. Сегодня мы будем играть вместе с нашими детьми. Наши игра (а мы можем назвать ее «ВУЗ», что значит: «веселые, умные знайки») будет проходить в форме соревнования двух команд родителей со своими детьми (по желанию: команда мальчиков, команда девочек или кто с кем хочет).

Предлагает придумать название командам.

- Итак, игра начинается. Условие: задания выполняют дети, вы можете им помогать в случае затруднений. Только, пожалуйста, не торопитесь, дайте им сначала самим подумать.

Задание № 1. «Дорисовки».

Каждой команде дается набор карточек (по числу детей) с незавершенными рисунками.

- Художник собирался нарисовать несколько предметов, но не успел завершить работу и просит вас помочь.

По окончании работы выбираются самые лучшие и оригинальные рисунки, за каждый из которых выдается жетон.

Задание № 2. «Для чего эти предметы?»

Каждой команде предлагается какой-либо предмет (например: 1-й команде - газета, 2-й команде - носовой платок). Через три минуты члены команды должны рассказать, как его можно использовать.

За каждый ответ - жетон.

Задание № 3. «Отгадайте, что мы задумали».

Каждая команда задумывает какой-либо предмет и изображает его при помощи жестов, пантомимики. Другая команда отгадывает.

За хороший показ - жетон, за отгадку - жетон.

Задание № 4. «Что бы это значило?»

Каждой команде предлагается по одной карточке (размером с альбомный лист) со сложным символическим знаком.

- Сейчас я покажу вам знаки, которые означают все что угодно: разные вещи, явления, процессы, события и пр. Придумайте, что может означать данный символ.

(Во время ответов спрашивать детей и взрослых, почему они так думают).

За каждый ответ - жетон.

Задание № 5. «Далеко - близко».

Каждой команде предлагается набор карточек (1-й команде - «ключ», 2-й команде - «сыр»).

- Если рассматривать предметы через увеличительное стекло (лупу), то знакомый предмет можно и не узнать.

Воспитатель показывает картинки из набора (по порядку), а члены команды должны предположить, что бы это могло быть.

В завершение воспитатель показывает картинку предмета.

Жетоны выдаются в соответствии с тем, с какой картинки отгадали предмет. То есть отгадали с первой картинки - 4 жетона, со второй - 3 и т. д.

Задание № 6. «Отыщи сходство».

- В мире все связано, и между двумя вещами, как правило, можно найти какое-то сходство. Сейчас я назову вам два слова, а вы постарайтесь найти как можно больше сходств между ними.

1-я команда: цыпленок и мотоцикл; монета и ракушка.

2-я команда: лягушка и самолет; карандаш и мост.

За каждый ответ - жетон, за помощь другой команде - жетон.

Задание № 7. «Театральный гример».

Каждой команде даются цветные карандаши, ластики и по одной карточке на каждого ребенка и взрослого со схематичным изображением лица - актера (размер карточки - половина альбомного листа).

- Вы все, конечно, были в театре и знаете, что актеры в пьесах играют разные роли: животных, сказочных персонажей, маленьких детей, старичков, деревьев и пр. Чтобы они были похожи на своих персонажей, их гримируют с помощью специальных красок, париков, накладок и т. д. Сейчас мы с вами поиграем в гримеров. Вам нужно будет загримировать лицо актера. Все дети (и первой, и второй команды) превращают своих актеров в животных, а родители -в сказочных героев.

(Можно выбрать команду - победителя по количеству хорошо выполненных рисунков, а можно дать обеим командам по жетону, чтобы поддержать хорошее настроение и никого не обижать - ведь все старались нарисовать как можно лучше!)

По окончании игры подсчитывается количество жетонов у каждой команды, определяется победитель. Команде-победителю вручается, например, торт. А всем детям - призы. (Это могут быть мелкие игрушки, календарики, закладки для книг и т. п.) Организуется чаепитие с родителями и детьми. В ходе непринужденной беседы с родителями можно выяснить их мнение о такой форме собрания, о тех играх, которые использовались. Ответить на возникшие у родителей вопросы. Обратить внимание на значение этих игр в развитии детей. Дать родителям соответствующие рекомендации. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.