Научная статья на тему 'Подвижная игра как средство реализации ФГОС до'

Подвижная игра как средство реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4548
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ФГОС ДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина Надежда Ремировна, Ельцова Татьяна Николаевна, Офицерова Светлана Станиславовна

Целью статьи является актуализация знаний педагогов по использованию подвижной игры как средство реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО. Одним из основополагающих принципов стандарта дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности детства. В чем же заключается самоценность детства сегодня? Прежде всего, в удовлетворении ребенком насущных потребностей и желаний, инициатив и предпочтений, в реализации ведущего для развития вида деятельности. Игра это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, наиболее эффективная форма его социализации. Среди множества детских игр особое место занимают подвижные игры, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Подвижные игры в детском саду проводятся ежедневно, но их, как правило, организует воспитатель. Обычно проводятся знакомые подвижные игры. Стимулирование детей на придумывание вариантов игр используется редко, без подбора оптимальных методов и приемов. Исходя из этого, возникают противоречия: 1.Между требованием стандарта по реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и неумением использовать потенциал подвижной игры на практике. 2.Между пониманием значимости подвижной игры для развития личности ребенка и традиционным подходом к организации и проведению подвижных игр. 3.Между необходимостью развития воображения детей как одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и недостаточным использованием для этого подвижных игр. Пути решения данных противоречий заключаются в повышении профессиональной компетентности воспитателей в организации и проведении подвижных игр с детьми. Поэтому методической службой дошкольного учреждения был разработан и проведен практикоориентированный семинар-практикум «Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО». Для тщательного изучения воспитателям на семинаре-практикуме в течение месяца были предложены следующие темы: подвижная игра как форма социализации ребенка-дошкольника; методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста; творческие подвижные игры в развитии детей старшего дошкольного возраста; подвижная игра как средство вовлечения родителей в образовательный процесс. По мнению В.С. Мухиной, творческое воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, дети примерно к концу средней группы делают попытку придумывать варианты игр. Наивысшим уровнем детского творчества являются творческие подвижные игры игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений. Вопросами обучения старших дошкольников творческим подвижным играм занимались В. Шмонина, Э.Я. Степаненкова, С.Б. Калинковская. С.Б. Калинковская предложила систему работы по обучению творческим подвижным играм, которую мы изучили и адаптировали к работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении. Сначала воспитатели проводят презентацию подвижных игр, представляя их героев загадками, стихами, рассказывая детям о наиболее характерных движениях в той или иной игре. Далее детям предлагается выбрать из уже известных им игр игру по заданному взрослым виду движения. Затем трудность задания повышается ребенку нужно назвать игру в соответствии с тем движением, которое изображено на карточке. Данные упражнения позволяют дать детям свободу в ориентировке среди множества известных им подвижных игр с различными видами движений. Затем воспитатели знакомят детей со структурой подвижной игры, так как особую сложность для детей старшего дошкольного возраста при конструировании образа представляет определение плана изложения придуманного. Детям предлагается составить план-модель подвижной игры (написать письмо детям другой группы с описанием какой-либо подвижной игры). Для этого детям задавались вопросы. После каждого ответа на вопрос воспитатели просили придумать, как записать (зарисовать) название игры, ее правила и т. д. Сначала дети предложили использовать картинки с обозначением героев игры и их действий, но столкнулись с тем, как изобразить с помощью картинок все правила игры, чтобы они были понятны. Поэтому решили записать игру знаками. Последовательность зарисовки и изложения прослеживалась при помощи стрелок и велась слева на право, сверху вниз. После того как дети узнали, что игру можно записать знаками, а потом, прочитав, поиграть в нее, они вместе с воспитателями составляли планы-модели подвижных игр. Работа проводилась подгруппами по 3-4 человека и индивидуально с каждым ребенком группы. Детям предлагался альбомный лист, разделенный горизонтальной линией на две половины. Получались две строки. Дети записывали игру на этих строчках по уже известному алгоритму. Затем воспитатели ввели в качестве плана-модели более условные изображения, имеющие обобщенное значение, что предоставило большую возможность для творчества. В схеме название игры обозначалось карточкой со схематическим изображением главного героя или основного атрибута игры. Далее шла картинка с четким расположением детей. По ней дети рассказывали, где будут находиться участники игры. Выбор ролей осуществлялся по карточке с изображением масок. О том, что нужно рассказать о репликах героев, напоминала картинка с говорящим мальчиком. Начало игры обозначалось листком бумаги и карандашом. Окончание рисунком. Правила карточкой с двумя изображениями, одно из которых подчеркнуто, а другое перечеркнуто двумя красными линиями накрест. Выбор следующего водящего коробка с карандашами. Далее воспитатели предлагали образец творческого придумывания подвижной игры. Детям предлагалось не только сочинить игру, но и изготовить к ней атрибуты: нарисовать маску, сделать ориентиры и т. д. После нескольких занятий воспитатели подвели детей к созданию своих авторских подвижных игр по мотивам любимых литературных произведений, мультфильмов. При создании детьми творческих игр воспитатели активно применяют социоигровую технологию, в ходе которой дети придумывают свои игры небольшими подгруппами малыми группами. Так воспитанниками были придуманы подвижные игры «Красная Шапочка», «Ледяные фигуры», «Мышки в норках», «Пингвины». Для родителей был проведен семинар-практикум «Творческие подвижные игры в развитии творческого воображения старших дошкольников». Оказалось, что придумывать собственные игры, интересно и родителям. Презентация игр прошла на вечере творческих подвижных игр, в ходе которого родители отметили, что создание собственных подвижных игр является замечательной формой семейного досуга и предложили провести проект «Подвижные игры нашего детства». Воспитателями групп оформлена книга «Наши подвижные игры», пополняется картотека творческих подвижных игр в соответствии с темами комплексно-тематического планирования. В дальнейшем мы планируем провести фестиваль подвижных игр с участием ближайшего социума. Проведенная работа способствовала не только развитию инициативы и творчества всех участников образовательного процесса, но и позволила максимально разнообразить формы двигательной деятельности, наполнить атмосферу совместной деятельности и прогулки яркими впечатлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкина Надежда Ремировна, Ельцова Татьяна Николаевна, Офицерова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подвижная игра как средство реализации ФГОС до»

Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО

Кошкина Надежда Ремировна, Ельцова Татьяна Николаевна, Офицерова Светлана Станиславовна

БДОУ СМР "Детский сад № 10",

г. Сокол

Ключевые слова:

творческая подвижная игра, ФГОС ДО Аннотация:

Целью статьи является актуализация знаний педагогов по использованию подвижной игры как средство реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО.

Одним из основополагающих принципов стандарта дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности детства. В чем же заключается самоценность детства сегодня? Прежде всего, в удовлетворении ребенком насущных потребностей и желаний, инициатив и предпочтений, в реализации ведущего для развития вида деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, наиболее эффективная форма его социализации.

Среди множества детских игр особое место занимают подвижные игры, которые разнообразны по своему содержанию и организации.

Подвижные игры в детском саду проводятся ежедневно, но их, как правило, организует воспитатель. Обычно проводятся знакомые подвижные игры. Стимулирование детей на придумывание вариантов игр используется редко, без подбора оптимальных методов и приемов.

Исходя из этого, возникают противоречия:

1.Между требованием стандарта по реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и неумением использовать потенциал подвижной игры на практике.

2.Между пониманием значимости подвижной игры для развития личности ребенка и традиционным подходом к организации и проведению подвижных игр.

3.Между необходимостью развития воображения детей как одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и недостаточным использованием для этого подвижных игр.

Пути решения данных противоречий заключаются в повышении профессиональной компетентности воспитателей в организации и проведении подвижных игр с детьми. Поэтому методической службой дошкольного учреждения был разработан и проведен практико-ориентированный семинар-практикум «Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО». Для тщательного изучения воспитателям на семинаре-практикуме в течение месяца были предложены следующие темы:

- подвижная игра как форма социализации ребенка-дошкольника;

- методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста;

- творческие подвижные игры в развитии детей старшего дошкольного возраста;

- подвижная игра как средство вовлечения родителей в образовательный процесс.

По мнению В.С. Мухиной, творческое воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей.

Имея определённый запас знаний, умений и навыков, дети примерно к концу средней группы делают попытку придумывать варианты игр. Наивысшим уровнем детского творчества являются творческие подвижные игры - игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Вопросами обучения старших дошкольников творческим подвижным играм занимались В. Шмонина, Э.Я. Степаненкова, С.Б. Калинковская.

С.Б. Калинковская предложила систему работы по обучению творческим подвижным играм, которую мы изучили и адаптировали к работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении.

Сначала воспитатели проводят презентацию подвижных игр, представляя их героев загадками, стихами, рассказывая детям о наиболее характерных движениях в той или иной игре. Далее детям предлагается выбрать из уже известных им игр игру по заданному взрослым виду движения. Затем трудность задания повышается - ребенку нужно назвать игру в соответствии с тем движением, которое изображено на карточке. Данные упражнения позволяют дать детям свободу в ориентировке среди множества известных им подвижных игр с различными видами движений.

Затем воспитатели знакомят детей со структурой подвижной игры, так как особую сложность для детей старшего дошкольного возраста при конструировании образа представляет определение плана изложения придуманного.

Детям предлагается составить план-модель подвижной игры (написать письмо детям другой группы с описанием какой-либо подвижной игры). Для этого детям задавались вопросы.

После каждого ответа на вопрос воспитатели просили придумать, как записать (зарисовать) название игры, ее правила и т. д. Сначала дети предложили использовать картинки с обозначением героев игры и их действий, но столкнулись с тем, как изобразить с помощью картинок все правила игры, чтобы они были понятны. Поэтому решили записать игру знаками. Последовательность зарисовки и изложения прослеживалась при помощи стрелок и велась слева на право, сверху вниз.

После того как дети узнали, что игру можно записать знаками, а потом, прочитав, поиграть в нее, они вместе с воспитателями составляли планы-модели подвижных игр. Работа проводилась подгруппами по 3-4 человека и индивидуально с каждым ребенком группы. Детям предлагался альбомный лист, разделенный горизонтальной линией на две половины. Получались две строки. Дети записывали игру на этих строчках по уже известному алгоритму.

Затем воспитатели ввели в качестве плана-модели более условные изображения, имеющие обобщенное значение, что предоставило большую возможность для творчества.

В схеме название игры обозначалось карточкой со схематическим изображением главного героя или основного атрибута игры. Далее шла картинка с четким расположением детей. По ней дети рассказывали, где будут находиться участники игры. Выбор ролей осуществлялся по карточке с изображением масок. О том, что нужно рассказать о репликах героев, напоминала картинка с говорящим мальчиком. Начало игры обозначалось листком бумаги и карандашом. Окончание - рисунком. Правила - карточкой с двумя изображениями, одно из которых подчеркнуто, а другое перечеркнуто двумя красными линиями накрест. Выбор следующего водящего - коробка с карандашами.

Далее воспитатели предлагали образец творческого придумывания подвижной игры.

Детям предлагалось не только сочинить игру, но и изготовить к ней атрибуты: нарисовать маску, сделать ориентиры и т. д.

После нескольких занятий воспитатели подвели детей к созданию своих авторских подвижных игр по мотивам любимых литературных произведений, мультфильмов.

При создании детьми творческих игр воспитатели активно применяют социоигровую технологию, в ходе которой дети придумывают свои игры небольшими подгруппами - малыми группами. Так воспитанниками были придуманы подвижные игры «Красная Шапочка», «Ледяные фигуры», «Мышки в норках», «Пингвины».

Для родителей был проведен семинар-практикум «Творческие подвижные игры в развитии творческого воображения старших дошкольников». Оказалось, что придумывать собственные игры, интересно и родителям. Презентация игр прошла на вечере творческих подвижных игр, в ходе которого родители отметили, что создание собственных подвижных игр является замечательной формой семейного досуга и предложили провести проект «Подвижные игры нашего детства».

Воспитателями групп оформлена книга «Наши подвижные игры», пополняется картотека творческих подвижных игр в соответствии с темами комплексно-тематического планирования.

В дальнейшем мы планируем провести фестиваль подвижных игр с участием ближайшего социума.

Проведенная работа способствовала не только развитию инициативы и творчества всех участников образовательного процесса, но и позволила максимально разнообразить формы двигательной деятельности, наполнить атмосферу совместной деятельности и прогулки яркими впечатлениями.

Список литературы:

1.Калинковская С.Б. Использование творческих подвижных игр как здоровьесберегающего фактора в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений//Сборники конференций НИЦ Социосфера - 2011. - № 8. - 37-48.

2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2000.

3.Шмонина В. Творческие подвижные игры//Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. -с. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.