Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированных проектов в начальной школе'

Реализация практико-ориентированных проектов в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1846
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯИГРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ / ПРОЕКТ"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО" / ПРОЕКТ"СЛОВАРЬ В КАРТИНКАХ" / ПРОЕКТ"ИГРА В СЛОВА" / ПРОЕКТ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Ю.В.

Автор статьи предлагает вниманию учителей начальной школы свой опыт по организации проектной деятельности с обучающимися начальной школы на уроках обучения грамоте, математики, русского языка. Проекты носят практико-ориентированный характер и представляют собой продукт комплекты дидактических игр, которые в дальнейшем используются на уроках как средство закрепления ранее изученного учебного материала и отработки устойчивых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированных проектов в начальной школе»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

Мастер-класс

Михеева Ю.В.

Реализация практико-ориентированных проектов

в начальной школе

Аннотация. Автор статьи предлагает вниманию учителей начальной школы свой опыт по организации проектной деятельности с обучающимися начальной школы на уроках обучения грамоте, математики, русского языка. Проекты носят прак-тико-ориентированный характер и представляют собой продукт — комплекты дидактических игр, которые в дальнейшем используются на уроках как средство закрепления ранее изученного учебного материала и отработки устойчивых навыков.

Ключевые слова:

начальная школа, инновационные технологии, дидактическая игра, организация проектной деятельности на уроке, проект «Математическое домино», проект «Словарь в картинках», проект «Игра в слова», проект «Такие разные словари».

Среди многообразия типов проектов, которые используются в образовательном процессе, особое место занимают практико-ориентированные. Они организуются с целью решения практических задач, среди которых разработка новых технологий, получение конкретного продукта — макетов, моделей, различных пособий, справочников и др.

В начальной школе учитель знакомит обучающихся с проектной технологией. Учит ставить цель, планировать деятельность, создавать продукт, осуществлять контроль и при необходимости корректировку полученного результата, представлять проект аудитории, рефлексировать.

Возраст младших школьников (в особенности первоклассников) обязывает учителя применять игровые технологии. Но игра при этом должна носить обучающий характер, т. е. быть дидактической.

Я предлагаю свой опыт организации и проведения дидактической игры, которая реализуется в рамках проектной технологии.

С дошкольного детства ребятам знакомы многие настольные игры. Например, такая игра, как «Домино» разной тематики (животные, растения, геометрические фигуры, числа и др.). На уроках математики в 1-м классе предлагаю детям поиграть в «Математическое домино» для отработки навыка сложения и вычитания чисел в пределах 10 (игра в электронной версии, в презентации Power Point). На экране карточки, которые разделены чертой на две части. На одной части записан пример, на другой — ответ к примеру, записанному на следующей карточке. «Начальная» карточка имеет только пример, «конечная» — только ответ. Все карточки перемешаны. Играющие должны составить из всех имеющихся карточек цепочку. Игра проводится в форме устного счета фронтально.

Провожу игру именно в такой форме два-три урока математики. Детям очень нравится, но каждый раз возникает недовольство у ребят, которые не смогли принять в ней участие на уроке. Ведь число карточек невелико и каждый участник выполняет лишь один ход.

На одном из уроков задаю вопрос: «Как же сделать так, чтобы все ребята в классе одновременно могли играть в «Математическое домино»?» Так рождается идея и ставится цель создать «Математическое домино» из картона. Сделать столько комплектов карточек, сколько пар в классе (ведь интереснее играть в паре). Это этап целеполагания.

Далее обсуждаем, как будем выполнять работу. Договариваемся работать в парах. Вспоминаем правила дружной работы. Ребята в парах распределяют роли, договариваются между собой (один будет придумывать примеры, другой — писать их на карточках). Уточняем принцип построения игры — примеру на одной карточке соответствует ответ на другой. Ответы на карточках не должны повторяться, т. е. числа от 0 до 10 в ответах примеров должны быть записаны только единожды. Это этап планирования.

Далее, дети, работая в парах, на листах-карточках пишут примеры и ответы (лучше это делать сначала простым карандашом). По окончании работы пара подает сигнал — поднимает вверх руки. Это этап создания проекта.

Теперь предлагаю всем парам перемешать карточки и сыграть в игру (выложить цепочку примеров). У большинства ребят игра сложится. Но у некоторых пар обязательно обнару-

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

жится, что к одной карточке подходят две или даже три карточки с одинаковым ответом, т. е. останутся «лишние» карточки, а цепочка примеров окажется короткой. Это потому, что на нескольких карточках дети запишут примеры, у которых будут одинаковые ответы. Или же будет допущена ошибка при вычислении. Учитель помогает детям понять ошибку и исправить ее. Это этап контроля и коррекции результата.

Далее каждая пара складывает карточки в отдельный конверт и подписывает его. На следующих уроках математики во время устного счета дети играют в «Математическое домино» в парах. Каждой паре достается комплект своих одноклассников (сначала идет обмен комплектами в одном ряду, затем между рядами). Это этап презентации. Данный проект не требует специальной защиты. Сама игра становится негласной презентацией.

Когда все комплекты игры сыграны, на уроке ребятам задаю вопросы: «Для чего мы с вами создавали столько комплектов игры «Математическое домино»? Чему учились в процессе игры? Сможете ли самостоятельно сделать комплект игры, например, для отработки счета в пределах 20?» Это этап рефлексии.

Данный практико-ориентированный проект внутри-классный, это монопроект, выполненный в рамках одного предмета — математики, по количеству участников групповой (комплекты выполнялись малыми группами — парами), по продолжительности выполнения это мини-проект — выполняется в рамках одного урока.

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

• совершенствование вычислительных навыков;

• профилактика школьной неуспешности;

• осознание школьником своей значимости;

• повышение интереса к учению;

® создание условий для психологического комфорта; ® развитие универсальных учебных действий:

— личностных — смыслообразование (мотивация учебной деятельности);

— познавательных — общеучебные (использование общих приемов вычислений);

— регулятивных — контроля (соотнесение результата с заданным эталоном), коррекции (внесение необходимых дополнений, изменений, коррективов в способ действия в случае обнаружения ошибок; адекватное восприятие предложений учителя, товарищей);

— коммуникативных — сотрудничество (проявление активности во взаимодействии с одноклассником; вопросы, обращение за помощью, формулирование своих затруднений, предложение помощи; распределение ролей в совместной деятельности).

С первоклассниками на одном из уроков обучения грамоте (в середине учебного года) в рамках проектной технологии можно выполнить еще одну дидактическую игру. Это так называемая «Игра в слова», суть которой состоит в составлении цепочки слов, где каждое следующее слово начинается на букву предыдущего. Только слова написаны на карточках. Чем больше слов, тем больше карточек и длиннее цепочка, которую игроки смогут выложить. По своей технологии организация и выполнение данного проекта практически не отличаются от описанной выше.

Педагогическим побуждением к выполнению игры может стать проведенная на ряде уроков обучения грамоте «Игра в слова» на интерактивной доске. «Игра в слова» способствует развитию фонематического слуха, внимательному отношению к слову. Ведь прежде, чем написать слова на карточках, необходимо придумать их согласно условию. Написание

же слов требует внимательности (к этому периоду обучения ребята уже знают, что многие слова в русском языке произносятся и пишутся по-разному). Учителю необходимо помнить, что на этапе записи слов на карточках важно побуждать участников к необходимости уточнять написание слов (обращаться к учителю). Может помочь в этом и школьный орфографический словарь. Самое время познакомить ребят с ним.

Эта дидактическая игра способствует также совершенствованию читательских навыков обучающихся: чтобы выложить цепочку из слов, необходимо каждое слово прочитать. Так как комплектов игры в классе много (по количеству пар ребят), то и слов много и они разные. Многократное повторение игры поспособствует отработке навыков чтения: качества и скорости. А игровая обстановка на уроке — хорошему психологическому климату, а также позитивному отношению ребят не только к урокам чтения, но и к учебе в целом.

Безусловно, в ходе выполнения данного проекта будут развиваться и универсальные учебные действия обучающихся: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Сейчас, конечно, готовые комплекты дидактических игр можно приобрести в магазине. Что-то разрабатывается и изготавливается самими учителями. Но, по моему убеждению, наибольшую пользу принесет обучающимся та дидактическая игра, которая изготовлена самими детьми в рамках проектной технологии.

Хочу предложить еще один практико-ориентированный проект, реализованный мною с второклассниками в рамках предмета русский язык. Это коллективный годовой межпредметный (в нем задействованы области русский язык и изобразительное искусство) проект «Словарь в картинках». На уроках русского языка еще в первом классе при ознакомлении обучающихся с так называемыми словарными словами обратила их внимание на то, что написание этих слов нужно запоминать. Возник вопрос, что может помочь в запоминании слов. Показала рисунки из альбома «Словарные слова в образах и картинках» (пособие для логопеда, автор О.Б. Иншакова, издательство «Владос»).

Во 2-м классе в начале учебного года предложила ребятам самим придумывать рисунки к словарным словам.

Сначала идеи оформлялись в форме эскизов простым карандашом (на уроках русского языка). Затем при помощи взрослых — на альбомном листе в форме цветных рисунков (во внеурочное время). Рисунки ребята демонстрировали на уроках русского языка, объясняя всему классу свою идею. Так происходила защита работ и шло взаимообучение.

В проекте «Словарь в картинках» приняли участие 18 ребят класса. К концу года собрали альбом, в котором 100 рисунков. Ребятам удалось представить в образах и картинках 62 слова.

В ходе выполнения данного проекта решались следующие задачи:

• усвоение написания группы словарных слов;

• развитие образного мышления и творчества (изобразительного);

• повышение интереса к учению;

• профилактика школьной неуспешности;

• осознание школьником своей значимости;

® создание условий для психологического комфорта в классе и формирования коллектива; ® развитие универсальных учебных действий:

— личностных — смыслообразование (мотивация учебной деятельности);

— познавательных — знаково-символические (использование знаково-символических средств), информационные (передача, интерпретация

На уроках русского языка

— коммуникативных — взаимодействие (проявление активности во взаимодействии с одноклассниками, вопросы, обращение за помощью, формулирование затруднений, предложение помощи; высказывание собственного мнения и позиции).

Справочное учебное пособие также может быть создано в рамках практико-ориентированного проекта.

К третьему классу обучающиеся уже знакомы с некоторыми словарями русского языка (орфографическим, орфоэпическим, толковым, этимологическим). Как правило, они размещены в конце учебников русского языка, литературного чтения и адаптированы. Но словарей, которые могут пригодиться ребенку в учении, гораздо больше. Это грамматический словарь, словарь антонимов и синонимов, словарь иностранных слов и др.

Чтобы помочь ребятам разобраться в их многообразии, предлагаю создать справочное учебное пособие «Такие разные словари».

Берем в школьной библиотеке имеющиеся в наличии словари русского языка. Ребята разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа выбирает словарь (один или несколько). Проводится исследовательская деятельность. Определяются авторы словаря, его назначение, количество слов, рассматриваются особенности составления словарной статьи.

Затем оформляются страницы справочного пособия. Каждому словарю отводится отдельная страница.

Оформление страницы:

Название словаря _ Авторы словаря _

Назначение словаря______

Количество слов в словаре___

Так выглядит словарная статья

Дополнительные возможности словаря _

информации), логические (выделение признаков, анализ и синтез);

■ регулятивных — целеполагания (формулирование и удержание учебной задачи), планирования (составление плана и последовательность действий), коррекции (внесение необходимых дополнений, изменений, коррективов по предложению учителя, товарищей), оценки (установление соответствия полученного результата поставленной цели);

Учение с увлечением

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

После выполненной работы каждая группа представляет (защищает) свой продукт (страницу пособия). Если требуется, дорабатывает его. Затем все страницы собираются вместе. Вот и готов учебный справочник.

Это коллективный проект, хотя выполняется он малыми группами. В ходе работы над справочником у обучающихся развиваются не только общеучебные умения и действия, но и исследовательские.

Наборы карточек «Математического домино», «Игры в слова», как и «Словарь в картинках», можно передать младшему классу, а справочное учебное пособие «Такие разные словари» — в школьную библиотеку. В таком случае и дидактические игры, и учебные пособия будут использованы еще неоднократно.

Кстати, подобного вида практико-ориентированные проекты (дидактические игры, словари, справочники) мо-

гут быть выполнены и в рамках других тем, других учебных предметов. Участниками могут стать обучающиеся любого возраста, в том числе средних и старших классов. Только конечный результат — продукт проекта — будет отличаться объемом содержания, степенью самостоятельности участников проекта, качеством выполнения, а дидактические игры типа «Домино» — и более усложненными правилами игры.

Литература

1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2004. № 5. С. 3-8.

2. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.