Научная статья на тему 'Использование «зеленых» финансовых инструментов в инфраструктурных проектах'

Использование «зеленых» финансовых инструментов в инфраструктурных проектах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«зеленые» финансовые инструменты / инвестиции / экономическое развитие / изменение климата / ОАО «Российские железные дороги» / “green” financial instruments / investments / economic development / climate change / JSC “Russian Railways”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Евгеньевич Косов

Научная новизна и практическая значимость статьи определяются обоснованными предложениями по адаптации использования «зеленых» финансовых инструментов при привлечении финансирования в деятельность компаний. Рассмотрены теоретические основы современного финансирования инвестиционных проектов, принципы его реализации. Представлен обзор особенностей и видов «зеленых» финансовых инструментов в мировой практике. Проанализировано применение «зеленых» финансовых инструментов в Российской Федерации и за рубежом, выявлены особенности использования инструментов «зеленого» финансирования в проектах устойчивого развития на примере ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михаил Евгеньевич Косов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of «green» financial instruments in infrastructure projects

The scientific novelty and practical significance of the article are determined by reasonable proposals for adapting the use of “green” financial instruments when attracting financing in the activities of companies. The theoretical foundations of modern financing of investment projects, the principles of its implementation are considered. An overview of the features and types of “green” financial instruments in world practice is presented. The application of “green” financial instruments in the Russian Federation and abroad is analyzed, the features of the use of “green” financing instruments in sustainable development projects are revealed on the example of JSC “Russian Railways”.

Текст научной работы на тему «Использование «зеленых» финансовых инструментов в инфраструктурных проектах»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 71—78. Audit journal. 2024;(1):71 —78.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -71-78 NIION: 201 7-0074-1 /24-009

EDN: https://elibrary.ru/PFLHLK MOSURED: 77/27-021-2024-01-209

Использование «зеленых» финансовых инструментов в инфраструктурных проектах

Михаил Евгеньевич Косов1, 2 3

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, kosovme@mail.ru

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия

Аннотация. Научная новизна и практическая значимость статьи определяются обоснованными предложениями по адаптации использования «зеленых» финансовых инструментов при привлечении финансирования в деятельность компаний. Рассмотрены теоретические основы современного финансирования инвестиционных проектов, принципы его реализации. Представлен обзор особенностей и видов «зеленых» финансовых инструментов в мировой практике. Проанализировано применение «зеленых» финансовых инструментов в Российской Федерации и за рубежом, выявлены особенности использования инструментов «зеленого» финансирования в проектах устойчивого развития на примере ОАО «Российские железные дороги».

Ключевые слова: «зеленые» финансовые инструменты, инвестиции, экономическое развитие, изменение климата, ОАО «Российские железные дороги»

Для цитирования: Косов М.Е. Использование «зеленых» финансовых инструментов в инфраструктурных проектах // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 71-78. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-71-78. ЕР1\1: https://elibrary.ru/PFLHLK.

FINANCE

Original article

The use of «green» financial instruments in infrastructure projects

Mikhail E. Kosov1, 2 3

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, kosovme@mail.ru

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

3 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The scientific novelty and practical significance of the article are determined by reasonable proposals for adapting the use of "green" financial instruments when attracting financing in the activities of companies. The theoretical foundations of modern financing of investment projects, the principles of its implementation are considered. An overview of the features and types of "green" financial instruments in world practice is presented. The application of "green" financial instruments in the Russian Federation and abroad is analyzed, the features of the use of "green" financing instruments in sustainable development projects are revealed on the example of JSC "Russian Railways".

Keywords: "green" financial instruments, investments, economic development, climate change, JSC "Russian Railways"

For citation: Kosov M.E. The use of "green" financial instruments in infrastructure projects // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1): 71-78. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-71-78. EDN: https://elibrary.ru/PFLHLK.

© Косов М.Е., 2024

Введение. В последнее время активно обсуждается модель экономического развития, суть которой заключается в переходе на «зеленые» экономические материалы в пользу улучшения благосостояния окружающей среды. Процесс прогрессивного загрязнения окружающей среды, вызванный неконтролируемой экономической деятельностью, вызвал глобальные последствия. Проблемы, связанные с обеспечением устойчивого и экологически чистого развития экономики и общества, были в центре внимания специалистов по экономике окружающей среды как минимум последние два десятилетия. Необходимость создания и развития в России рынка «зеленого» финансирования обусловлена современными тенденциями развития финансового сектора, который направлен на благосостояние собственников компаний, устойчивое развитие экономики, общества и окружающей среды. «Зеленые» финансовые инструменты позволяют изменить значимость компаний в решении глобальных вопросов.

Обзор. Неустойчивость сложившихся в мире тенденций развития, изменчивость мировой экономики, усиливающаяся несбалансированность экономических, социальных и экологических трендов делают необходимым формирование новых моделей экономики. Российская Федерация находится только в начале пути «зеленого» финансирования и катастрофически отстает от своих «соседей» в правовом регулировании «зеленого» финансирования. Важно определить, как будут развиваться «зеленые» финансы при принятии инвестиционных решений, а также необходимо определить эффективность использования средств.

Существует ряд проблем, которые стимулируют дальнейшее развитие «зеленой» экономики во всем мире. Такими контртенденциями для экономического роста являются:

• обострение экологической ситуации в развивающихся странах (ускоренная индустриализация «азиатских тигров» и стран БРИКС; проблема бедности в менее изменчивых);

• изменение глобальной климатической ситуации (увеличение засух в одних регионах и наводнений — в других);

• усиление противодействия влиятельных промышленных сфер, которые поощря-

ли снижение расходов на экологические риски.

Чтобы разрешить данные проблемы, Нобелевские лауреаты Уильям Нордхаус и Пол Ромер предложили создать новую климатическую экономику [1]. В ней «зеленая» составляющая будет играть существенную роль в развитии реального и финансового секторов мировой хозяйственной деятельности.

«Зеленое» финансирование предполагает совокупность различных форм и методов, которые используются для финансирования «зеленой» экономики и улучшения окружающей среды в целом.

Глобальные изменения в структуре финансовой системы определяются динамикой макроэкономики. Значимость «зеленого» фактора была акцентирована в развитых странах еще в 1960—1970 годах с учетом роста цен на нефть и развития технологий.

В связи с этим были созданы новые финансовые инструменты и институты-посредники. Так, в США в 1980—1990 годах возникли эмиссионные банки, специальные финансовые организации по регистрации, депозитам и торговле квотами на выбросы загрязняющих веществ. С 2007 г. появляются такие понятия, как «зеленые» облигации, «зеленые» кредиты, «зеленый» краудфандинг и индексное страхование. Благодаря данным процессам произошли изменения в экологических параметрах, что привело и к противоположным тенденциям.

Основная часть финансирования осуществляется через банковские кредиты и государственные финансы. Поэтому структура «зеленого» финансирования должна повторять структуру мирового рынка капитала.

Преобладающими финансовыми инструментами в «зеленых» финансах являются долговые обязательства и акции. Для удовлетворения растущего спроса были созданы новые финансовые инструменты, такие как «зеленые» облигации и инструменты углеродного рынка, а также новые финансовые институты, такие как «зеленые» банки и «зеленые» фонды.

Структура. Рассмотрим, каким критериям должны соответствовать «зеленые» финансовые инструменты (рис. 1).

Финансирование привлекается для реализации "зеленого" проекта

Использование и управление привлеченными денежными средствами

• расходование не позднее 24 месяцев после выпуска финансового инструмента

• управление временно свободными денежными средствами

• регулярная отчетность

• САРЕХ и ОРЕХ; которые связаны с проектом

• портфель проектов

• новый проект или портфель активов

• рефинансирование ранее понесенных расходов по проекту

• рефинансирование действующего финансового инструмента

Рис. 1. Критерии «зеленых» финансовых инструментов [2]

«Зеленое» инвестирование предполагает повышенный уровень начальных капиталовложений и высокую рискованность. Это связано с тем, что основная часть материалов и технологий относится к высокотехнологичным НИОКР и нестабильным начинающим компаниям, так как у таких компаний высокие транзакционные издержки, что влияет на доходность акций. Но существует проблема «зеленого» проектного финансирования — небольшие размеры «зеленых» проектов, вследствие чего выпуск и вложение средств в облигации экономически неэффективны.

Одним из факторов экономического развития является совершенствование финансовой системы. Если эффективно использовать финансовые ресурсы, то можно стимулиро-

вать экономический рост через инновации в финансовом секторе.

Если сделать акцент на целях устойчивого развития, то можно сказать, что связь между «зеленой» экономикой и финансами вызывает интерес во всем мире. То есть страны могут добиться экономического роста с помощью «зеленых» инструментов, что поспособствует снижению влияния на состояние окружающей среды.

Рынок «зеленого» финансирования является быстрорастущим и перспективным сегментом мирового финансового рынка. По разным оценкам, «зеленые» кредиты составляют около 1—1,5 трлн долл., существуют более 400 институциональных инвесторов.

Формирование глобального рынка «зеленых» финансовых инструментов и инноваци-

онный характер инициатив и национальных практик в странах с развивающимся рынком — одна из важнейших современных тенденций.

Изменение климата все еще может быть предметом споров для политиков, но инвесторы становятся все более решительными в этом вопросе. Так, деньги вливаются в любой актив, помеченный как «зеленый» или «устойчивый».

Правительства многих стран принимают меры к развитию и стимулированию использования «зеленого» финансирования. Ключевыми игроками на рынке «зеленых» облигаций наряду с США и Китаем выступают европейские страны. Проведем анализ топ-10 стран на рынке «зеленых» облигаций, где первое место занимают Соединенные Штаты с выпуском облигаций более 50 млрд долл. (рис. 2).

Рис. 2. Топ-10 стран на рынке «зеленых» облигаций [3]

Многие американские компании предлагают экологически чистые ценные бумаги и вносят свой вклад в улучшение состояния окружающей среды. Обычно это крупные корпорации, производители автомобильного транспорта, а также компании, работающие в сфере энергетики или газа, занимающиеся разработкой электроники.

Что касается европейской части, то особый вклад в популяризацию «зеленых» финансов внесли компании из Германии и Франции. Например, немецкая энергетическая компания E.ON выпустила ценные бумаги на 1,4 млрд долл.

В 2020 г. финансовые корпорации привлекли в общей сложности 115,9 млн долл. Статистика за 2020 г. продемонстрировала следующее [4]:

• почти 5 млрд долл. направлено на развитие сектора возобновляемой энергетики;

• более 5 млрд долл. вложено в создание экологически чистого транспорта;

• 700 млн долл. выделено на улучшение водного хозяйства;

• 100 млн долл. потрачено на эффективное обращение с отходами.

Важно отметить, что на мировом рынке характерно использование средств, привлеченных от «зеленых» облигаций в таких отраслях, как энергетика — 35%, строительство низкоуглеродных зданий — 26% и транспорт — 19%, что в совокупности составило 80% рынка «зеленых» облигаций в 2020 г. Сравнивая использование средств в 2019 и 2020 г., необходимо обратить особое внимание на позицию «Отходы», значение которой увеличилось на 16%, что связано с изменениями в значимости сортировки, переработки и утилизации отходов. Позиция «Строительство», наоборот, снизила свой показатель, что связано с вступлением в силу ужесточенных руководящих принципов ЕС в 2020 г. (рис. 3).

Рис. 3. Отрасли, в которых использовались средства, привлеченные за счет «зеленых»

облигаций в 2019 и 2020 г. [5]

ДРУГОЁ

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

СТРОИТЕЛЬСТВО

ОТХОД Ы

ТРАНСПОРТ

энергетика

0%

S» 10%

1—1

9%

30%

10У,

i НИ 1

■ш ^КТ1

1

i

S3

г -1-1

15% m

'2019 □2020

2Ъ% 3Ûfc 35% 40»

Роль использования «зеленого» финансирования во многих странах определяется по-разному, в зависимости от целей устойчивого развития.

Исследование. Рассмотрим анализ применения «зеленого» финансирования в проектах устойчивого развития на примере компании ОАО «Российские железные дороги».

Выбор указанной компании обусловлен тем, что в 2020 г. эта компания стала победителем в номинации New Market Green Pioneer: Russia на мероприятии Green Bond Pioneer Awards, посвященном международному лидерству в области «зеленых» финансов и инноваций [6]. ОАО «РЖД» — первая компания на российском рынке, получившая сертификат климатических облигаций, которые соответствуют критериям низкоуглеродного наземного транспорта, кроме того, сам дебют «зеленых» облигаций укрепляет приверженность компании устойчивому развитию.

С декабря 2007 г. ОАО «РЖД» является активным участником Глобального договора ООН. Компания разработала и утвердила Концепцию в области охраны окружающей среды, а также установила основные направ-

ления снижения загрязнения окружающей среды и энергопотребления при оказании своих услуг.

Природоохранная деятельность ОАО «РЖД» направлена на развитие «зеленой» экономики, основанной:

• на реализации мероприятий по энергосбережению;

• внедрении экологически чистых технологий;

• использовании возобновляемых и альтернативных источников энергии;

• внедрении комплексного решения для повторного использования отходов в производственных процессах.

Таким образом, цель инструментов «зеленого» финансирования ОАО «РЖД» заключается в поддержке реализации экологических преимуществ пассажирских перевозок за счет использования электропоездов с целью снижения потребления энергии на пассажиро-километр и минимизации выбросов парниковых газов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 1 представлены примеры «зеленых» проектов компании ОАО «РЖД» за 2020 г.

Категория проекта Проект Цель, соответствующая ЦУР ООН Объем финансирования, млрд руб.

Закупка локомотивов на электрической тяге и электропоездов для пассажирских перевозок Приобретение электропоездов «Ласточка», «Сапсан» Борьба с изменением климата 20

Строительство и реконструкция инфраструктуры железнодорожного транспорта Строительство очистных сооружений для снижения выбросов загрязняющих веществ Борьба с изменением климата 12

Устойчивые города и населенные пункты

Электрификация железнодорожной инфраструктуры Строительство новых железнодорожных линий для снижения воздействия на экологию Борьба с изменением климата 18

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Денежные средства будут направлены на закупку электропоездов, поскольку ОАО «РЖД» продолжает модернизацию своего подвижного состава, отказываясь от дизельных и старых электропоездов. «Российские железные дороги» намерены увеличить свой парк электропоездов «Ласточка» к 2024 г. до 350 (в 2020 г. в эксплуатации было 183 поезда).

Результаты. Перевозка электропоездами оказывает меньшее воздействие на окружающую среду (в разрезе выбросов CO2 и потребления энергоресурсов) по сравнению с автомобилями и авиатранспортом (данные представлены на примере пути Москва — Нижний Новгород).

Общие инвестиционные затраты на обновление локомотивного парка и подвижного состава составили 91,3 млрд руб. в 2016 г., 77,0 млрд руб. — в 2017 г. и 116,7 млрд руб. — в 2018 г. В компании постоянно наблюдается рост пассажирских перевозок, так, в 2020 г. перевезли на 5% больше пассажиров, чем в предыдущем году. Инвестируя в электроэнергию локомотивов и поездов для пассажирских перевозок, РЖД может продолжить увеличивать общую часть электрифицированных пас-сажиро-километров и снизить зависимость страны от дизельных двигателей.

Как можно заметить, «зеленый» проект компании полностью показывает свои преимущества в разрезе экологии: выбросы угле-

кислого газа поезда «Ласточка» на 73% меньше, чем у автомобильного транспорта и на 89% меньше, чем у авиационного, а потребление энергоресурсов меньше на 64% и 85% соответственно. Со временем в Российской Федерации показатели автомобильного и авиационного транспорта будут меняться в зависимости от разработки «зеленых» проектов и использования «зеленого» финансирования (см. рис. 4).

ОАО «РЖД» является крупнейшим «зеленым» заемщиком в стране. В рейтинге Sustainalytics ESG Risk Ratings компания имеет средний уровень риска — 26,7 в 2020 г., на данный момент уровень риска уже достаточно высок — 34,6 [9].

Несмотря на то, что выбросы железных дорог, естественно, ниже, чем у других видов транспорта, ОАО «РЖД» поставило перед собой амбициозные цели по постоянному улучшению своих экологических показателей, стремясь к 2030 г. вдвое сократить воздействие на окружающую среду:

• на 18% снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• на 4,5% снизить выбросы парниковых газов в атмосферный воздух;

• на 20% снизить использования водных ресурсов;

• на 18% снизить сбросы сточных вод в поверхностные воды и на землю.

143,1 ■

56,1 1 60,е

В

15,1 24,9

ПОЕЗД "ЛАСТОЧКА" АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТ АВМАЦНОННЫИ ТРАНСПОРТ

^ Выбросы углекислого .■ ■ .■ .■ .■

газа

Рис. 4. Сравнительный анализ влияния транспорта на окружающую среду [8]

Продолжающиеся инвестиции в базу активов позволяют ОАО «РЖД» добиваться этих сокращений и дают дополнительную выгоду, привлекая пассажиров и отказываясь от более экологически вредных видов транспорта.

Заключение. Изменение климата и его последствия, как ожидается, создадут серьезные финансовые проблемы для многих стран. Связь между изменением климата и финансовой системой многогранна.

«Зеленые» финансовые инструменты включают тему климатического финансирования с целью стимулирования экономического роста при одновременном продвижении ресурсов и энергоэффективности, тем самым уменьшая внешние эффекты, такие как выбросы парниковых газов, отходы и загрязнения.

Для достижения целей ООН в области устойчивого развития инвестиции должны приносить пользу окружающей среде.

Результаты показывают, что «зеленые» финансы оказывают заметное негативное прямое влияние на выбросы углерода. По данным исследования можно сказать, что рынок «зеленых» финансов быстро развивается, однако не достиг еще устойчивого состояния.

«Зеленое» финансирование обязательно, чтобы сделать бизнес взаимосвязанным с выполнением Целей устойчивого развития. Сотрудничество между странами поможет создать сильную и заслуживающую доверия платформу для устойчивого развития. Таким образом, правительства прилагают все усилия для включения устойчивых маршрутов в нор-

мативно-правовую базу, которой должны следовать корпорации в качестве обычной торговой практики.

Каждая компания должна периодически представлять отчет о затратах на инвестирование в защиту окружающей среды в формате отчета о затратах на обеспечение качества, в котором каждая категория расходов будет отражаться как процент от выручки или операционных расходов, чтобы можно было сравнивать показатели за разные периоды и / или показатели разных организаций.

Во всем мире «зеленые» финансовые инструменты готовы перейти в основное инвестирование в качестве безопасного и эффективного способа получения прибыли, защиты портфелей от климатических рисков и финансирования устойчивого роста. Но прежде чем «зеленые» облигации смогут выполнить свою роль в качестве факторов, способствующих широкому экономическому росту, предстоит проделать работу по индустриализации «зеленого» финансирования — по сути, для создания инфраструктуры и стандартизации, необходимых для участия широкого спектра инвестиционного сообщества.

«Зеленые» облигации сегодня не в полной мере квалифицируются как основные инвестиционные инструменты, потому что им не хватает ориентиров и инструментов оценки, а также стандартизированных процессов, которые делают возможным инвестирование в большие объемы. Благодаря интересу инвесторов, правительственных учреждений, неправительствен-

ных организаций (НПО) и эмитентов финансовая индустрия начинает реагировать с помощью сложных и надежных инструментов, необходимых для эффективных рынков.

Рост «зеленого» финансирования продолжится, поскольку большинство правительств во всем мире сосредоточены на том, как сократить загрязнение и выбросы парниковых газов, и все больше регуляторов требуют, чтобы компании раскрывали риски, связанные с климатом, что приводит к большему количеству данных, показывающих, какие компании наиболее подвержены воздействию, и лучшему пониманию того, как зарабатывать деньги, спасая планету.

Список источников

1. Ромер П., Нордхаус У. Понимание экономического роста // ОРДО. Ежегодник по упорядочению экономики и общества. 2018. Т. 69. Вып. 1. С. 425-434.

2. Верификация «зеленых» финансовых инструментов // URL: М1р8://вэб.рф/ш1о]сЫ-voe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/verifikatsiya-finansovykh- instrumentov/

3. Инициатива по климатическим облигациям // URL: https://www.climatebonds.net/ 2021/08/climate-bonds-updates-2021-green-fore-cast-half-trillion-latest-hl-figures-signal-new-surge

4. Мальченко С. «Зеленые» финансы в 2021 году: тенденции и прогнозы // Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика, подготовка специалистов: материалы методической и научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 28—31.

5. Конфедерация британской промышленности // URL: https://www.cbi.org.uk/

6. Инициатива по климатическим облигациям // URL: https://www.climatebonds.net/ resources/press-releases/2020/07/climate-bonds-announces-2020-green-bond-pioneer-award-winners

7. Отчет по «зеленому» финансированию 2021 // URL: https://company.rzd.ru/api/media/ resources/1760074?action=download

8. ОАО «РЖД» // URL: https://company. rzd.ru/ru/9972/page/103290?id=18196#main-header

9. Рейтинг рисков ESG компании // URL: https: //sustainalytics.com

References

1. Romer P., Nordhaus U. Understanding economic growth // ORDO. The yearbook on the streamlining of the economy and society. 2018. Vol. 69. Issue 1. pp. 425-434.

2. Verification of "green" financial instruments // URL: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie /verifikatsiya-finansovykh-instrumentov/

3. Climate Bond Initiative // URL: https://www.climatebonds.net/2021/08/climate-bonds-updates-2021-green-forecast-half-trillion-latest-h1-figures-signal-new-surge

4. Malchenko S. Green finance in 2021: trends and forecasts // Economic and managerial technologies of the XXI century: theory and practice, training of specialists: materials of the methodological and scientific-practical conference. St. Petersburg, 2020. pp. 28—31.

5. Confederation of British Industry // URL: https://www.cbi.org.uk /

6. Climate Bond Initiative // URL: https://www.climatebonds.net/resources/press-releases/2020/07/climate-bonds-announces-2020-green-bond-pioneer - award-winners

7. Report on "green" financing 2021 // URL: https://company.rzd.ru/api/media/resources/176 0074 ?action=download

8. JSC "Russian Railways" // URL: https://company.rzd.ru/ru/9972/page/103290?id =18196#main-header

9. ESG risk rating of the company // URL: https: //sustainalytics.com

Информация об авторе

М.Е. Косов — заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, директор Института юридического менеджмента Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author M.E. Kosov — Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor, Director of the Institute of Legal Management of the Higher School of Jurisprudence and Administration of the National Research University Higher School of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 20.12.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 20.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.