Научная статья на тему 'Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы'

Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зеленое финансирование / устойчивое развитие / зеленые облигации / зеленые кредиты / зеленые инвестиции / green financing / sustainable development / green bonds / green loans / green investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Анатольевна Прудникова

Предметы исследования — проблемы и перспективы развития зеленого финансирования, обеспечивающего предоставление средств для достижения Целей устойчивого развития ООН. Цели работы — оценка уровня развития и структуры зеленого финансирования, а также выявление факторов, определяющих его развитие с учетом новейших тенденций в мировой экономике. В статье проанализированы состояние и тренды развития рынка зеленого финансирования, установлены препятствия на пути развития зеленых финансовых инструментов и предложены направления решения возникающих проблем, определены особенности развития устойчивого финансирования в России. В исследовании использовались концепция устойчивого развития и проблемно-ориентированный подход к зеленому финансированию. Аналитическая работа проводилась с применением методов анализа и синтеза, сравнения и группировки, экономического анализа и моделирования. Результаты исследования показали, что интерес к инструментам зеленого финансирования обусловлен потребностью общества в устойчивом развитии и сохранении окружающей среды, что требует ужесточения требований к подотчетности зеленых финансовых инструментов, более строгого контроля со стороны регулирующих органов и достоверного раскрытия информации, подкрепленного более точными данными. Сделаны выводы о необходимости стимулирования использования инструментов зеленого финансирования, развития правовой базы в области устойчивого развития, которое обеспечит гармонизацию политики и стандартов зеленого финансирования не только на национальном, но и на глобальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анна Анатольевна Прудникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Green Financing for Achieving Sustainable Development Goals: Current State and Prospects

The subject of the study is the problems and prospects for the development of green finance, which provides funds for achieving Sustainable Development Goals. The objectives of the work are to assess the level of development and structure of green finance, as well as to identify factors determining its development taking into account the latest trends in the global economy. The article analyzes the state and trends in the development of the green finance market, identifies obstacles to the development of green financial instruments and suggests ways to solve these problems, identifies the features of the development of sustainable financing in Russia. The study used the concept of sustainable development and a problem-oriented approach to green financing. Analytical work was carried out using methods of analysis and synthesis, comparison and grouping, economic analysis and modeling. The results of the study showed that the interest in green financing instruments is due to the need of society for sustainable development and preservation of the environment, which requires strengthening the requirements for accountability of green financial instruments, stricter control by regulatory authorities and reliable disclosure of information supported by more accurate data. Conclusions are drawn about the need to stimulate the use of various instruments of green finance, the development of a legal framework in the field of sustainable development, which will ensure the harmonization of green finance policies and standards not only at the national but also at the global level.

Текст научной работы на тему «Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-3-16-23 УДК 336.7(045)

JEL G18, G38, Q01, 051, 056, 058

(CC) ]

Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы

А.А. Прудникова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметы исследования - проблемы и перспективы развития зеленого финансирования, обеспечивающего предоставление средств для достижения Целей устойчивого развития ООН. Цели работы - оценка уровня развития и структуры зеленого финансирования, а также выявление факторов, определяющих его развитие с учетом новейших тенденций в мировой экономике. В статье проанализированы состояние и тренды развития рынка зеленого финансирования, установлены препятствия на пути развития зеленых финансовых инструментов и предложены направления решения возникающих проблем, определены особенности развития устойчивого финансирования в России. В исследовании использовались концепция устойчивого развития и проблемно-ориентированный подход к зеленому финансированию. Аналитическая работа проводилась с применением методов анализа и синтеза, сравнения и группировки, экономического анализа и моделирования. Результаты исследования показали, что интерес к инструментам зеленого финансирования обусловлен потребностью общества в устойчивом развитии и сохранении окружающей среды, что требует ужесточения требований к подотчетности зеленых финансовых инструментов, более строгого контроля со стороны регулирующих органов и достоверного раскрытия информации, подкрепленного более точными данными. Сделаны выводы о необходимости стимулирования использования инструментов зеленого финансирования, развития правовой базы в области устойчивого развития, которое обеспечит гармонизацию политики и стандартов зеленого финансирования не только на национальном, но и на глобальном уровне. Ключевые слова: зеленое финансирование; устойчивое развитие; зеленые облигации; зеленые кредиты; зеленые инвестиции

BY 4.0

Для цитирования: Прудникова А.А. Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы. Экономика.Налоги.Право. 2023;16(3):16-23. D0i: 10.26794/1999-849Х-2023-16-3-16-23

ORiGiNAL PAPER

Green Financing for Achieving Sustainable Development Goals: Current State and Prospects

A.A. Prudnikova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the problems and prospects for the development of green finance, which provides funds for achieving Sustainable Development Goals. The objectives of the work are to assess the level of development and structure of green finance, as well as to identify factors determining its development taking into account the latest trends in the global economy. The article analyzes the state and trends in the development of the green finance market, identifies obstacles to the development of green financial instruments and suggests ways to solve these problems, identifies the features of the development of sustainable financing in Russia. The study used the concept of sustainable development and a problem-oriented approach to green financing. Analytical work was carried out using methods of analysis and synthesis, comparison and grouping, economic analysis and modeling. The results of the study showed that the interest in green financing instruments is due to the need of society for sustainable development and preservation of the environment, which requires strengthening the requirements for accountability of green financial instruments, stricter control by regulatory authorities and reliable disclosure of information supported by more accurate data. Conclusions are drawn about the need to stimulate the use of various instruments of green finance, the development of a legal framework

© Прудникова А.А., 2023

in the field of sustainable development, which will ensure the harmonization of green finance policies and standards not only at the national but also at the global level.

Keywords: green financing; sustainable development; green bonds; green loans; green investments

For citation: Prudnikova A.A. Green financing for achieving sustainable development goals: current state and prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics,taxes & law. 2023;16(3):16-23. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-3-16-23

Зеленое финансирование является важным инструментом мировой финансовой системы для достижения Целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 г. в интересах будущих поколений для обеспечения устойчивого развития человечества на основе реализации трех ключевых компонентов: экономического роста, социальной интеграции общества и охраны окружающей среды.

теоретическая база исследования

Начиная с середины XX в. идеи социально-ответственного инвестирования, когда решения о вложениях средств в бизнес принимаются исходя из оценки вклада компании в развитие общества, с учетом обеспечения экологического благополучия населения на основе гармоничного сочетания выполнения экономических и экологических требований, стали распространяться по всему миру, устанавливая тесную связь между финансовыми инвестициями и общественными интересами [1]. Причина этого кроется в негативных последствиях глобальных процессов, происходящих в мировой экономике.

Термин «зеленые финансы» впервые был использован американским экономистом Ричардом Сандором (Richard Sandor) в 1992 г. в учебном курсе, прочитанным в Колумбийском университете. По его мнению, зеленые финансы, предусматривающие преимущественно финансирование проектов, препятствующих изменению климата, могут стать главным движущим механизмом снижения выбросов парниковых газов в атмосферу и перехода к более устойчивому и экологически чистому экономическому росту [2].

Значимым событием в сфере зеленых финансов стало выдвижение Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP) на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. Однако, в течение 1990-х гг. существенной экологизации финансовых рынков не произошло [3].

Понятие «зеленое финансирование» сформировалось на Западе в начале XXI в. вследствие осознания учеными и политиками того, что бизнес должен не

только приносить прибыль, но и быть ответственными перед обществом за состояние окружающей среды. В современном мире все большее внимание уделяется концепции низкоуглеродного развития, нацеленной на сокращение выбросов парниковых газов и преодоление последствий изменения климата с одновременным достижением Целей устойчивого развития.

В ряде международных документов, принятых в рамках ООН, ОЭСР, G7, G20, Всемирного банка, ЕБРР, ЕС, МЭА, IRENA (The International Renewable Energy Agency) и др., предлагаются планы действий по обеспечению устойчивого развития, а также варианты решения глобальных климатических проблем [4]. Кроме того, выдвигаются множество инициатив и рекомендаций, направленных на обеспечение развития зеленого финансирования и достижение Целей устойчивого развития. Например, были сформулированы Принципы ответственного инвестирования (Principles ofResponsible Investment—PRI), предусматривающие учет экологических, социальных и управленческих (ESG) факторов в процессе принятия инвестиционных решений для улучшения управления рисками и генерирования устойчивой и долгосрочной отдачи от принятых решений. Создаются международные организации: Проект по раскрытию информации о выбросах углерода (Carbon Disclosure Project—CDP), ведущий крупнейшую в мире базу данных по воздействию компаний на окружающую среду; Совет по международным стандартам устойчивого развития (International Sustainability Standards Board—ISSB), обеспечивающий точность, надежность, сопоставимость и прозрачность отчетности и т.д.

Зеленый фактор призван играть ключевую роль в развитии финансового и реального секторов как мирового, так и национальных хозяйственных комплексов согласно исследованиям Д. Канемана, П. Кругмана, К. Перес М. Спенса, Н. Стерна и др. [5].

В настоящее время имеются различные формулировки определения зеленого финансирования. Так, Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme — UNEP) определяет зеленое финансирование как «финансовые продукты, инвестиции и услуги, которые способствуют устойчивому

развитию, защите окружающей среды и борьбе с изменением климата». Согласно определению UNEP зеленое финансирование охватывает широкий спектр финансовых инструментов и инвестиций, которые способствуют устойчивому развитию и борьбе с изменением климата1.

В то же время на 11-м саммите G20 в Китае в 2016 г. было принято следующее определение зеленых финансов: «зеленые финансы представляют собой инвестиции, которые ведут к устойчивому развитию, учитывая при этом не только экономические, но и экологические и социальные аспекты. Это включает инвестиции в чистую энергетику, уменьшение выбросов парниковых газов, водохозяйственные проекты, охрану биоразнообразия и т.д. Зеленые финансы также включают инвестиции в технологии, которые могут уменьшать негативное воздействие на окружающую среду и способствовать экономическому росту»2. Согласно данному определению зеленые финансы не только помогают защите окружающей среды, но и имеют положительный экономический эффект, способствуя созданию рабочих мест, увеличению конкурентоспособности компаний и уменьшению рисков для инвесторов.

В 2017 г. Европейская комиссия определила зеленое финансирование как «инвестиции, которые содействуют экологической устойчивости и обеспечивают экономический рост. Оно включает инвестиции в проекты, которые приводят к снижению выбросов парниковых газов и борьбе с изменением климата, а также в проекты по сохранению биоразнообразия и обеспечению устойчивого управления ресурсами»3. По мнению Европейской комиссии, зеленое финансирование должно стать инструментом для достижения целей Парижского соглашения по изменению климата, а также для содействия устойчивому развитию и переходу к экономике с низким углеродным следом. Оно также может способствовать развитию новых технологий, повышению конкурентоспособности компаний и созданию рабочих мест.

1 Green financing. The United Nations Environment Programme (UNEP). URL: https://www. unenvironment.org/ regions/asia-and-pacific/regional-initiatives/supporting-resource-efficiency/green-financing#:~:text=Green%20.

2 G20 Green finance Synthesis report. G20 Green finance study group, 05.09.2016. URL: https://unepinquiry.org/wp-content/ uploads/2016/09/Synthesis_Report_Full_EN.pdf.

3 Defining 'green' in the context of green finance. Final report.

European Commission, October 2017. URL: https://ec.europa. eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/ Defining%20Green%20in%20green%20finance%20%20 final%20report%20published%20on%20eu%20website.pdf.

основные направления развития и инструменты зеленого финансирования

Для финансирования зеленых проектов используются различные инструменты, среди которых можно выделить зеленые облигации, зеленые фонды, зеленые ссуды, зеленые инвестиционные программы, зеленые счета и зеленые страховые продукты.

Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки и может быть использован для финансирования различных видов зеленых проектов.

Однако, несмотря на то, что зеленое финансирование представляет собой перспективный и важный инструмент для достижения устойчивого развития, оно имеет свои ограничения: высокие издержки, ограничивающие его доступность для малых и средних предприятий; отсутствие прозрачных стандартов для зеленых инвестиций, обусловливающее возникновение проблем с оценкой эффективности зеленых проектов; сложности с учетом всех экологических и социальных последствий проектов.

Кроме того, зеленое финансирование используется недобросовестными компаниями для гринвошинга4.

Тем не менее многие крупные компании, в том числе те из них, которые ранее не были связаны с экологической тематикой, начинают внедрять зеленые проекты и инвестировать в зеленые технологии. Это свидетельствует о том, что зеленое финансирование не только служит инструментом для достижения устойчивого развития, но и может становиться фактором экономического роста и развития в целом.

За последнее десятилетие объем глобального зеленого финансирования экологически чистых проектов по всему миру возрос более чем в 100 раз. Доля зеленых финансов в общем объеме финансирования постоянно увеличивается: если в 2012 г. она составляла около 0,1%, то в 2021 г.— более 4%. Согласно исследованию, проведенному TheCityUK и BNP Paribas, глобальные займы, осуществляемые путем выпуска зеленых облигаций и предоставления кредитов, а также финансирования акционерного капитала через первичное публичное размещение акций (далее — IPO), ориентированных на зеленые проекты, оценивались в 540,6 млрд долл. США

4 Greenwashing (от англ. washing, по аналогии с whitewash — отбеливание) — преднамеренное введение потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя по части экологичности продукции или услуги, т.е. спекуляция на теме экологической и социальной ответственности.

600 500 400 300 200

■ ABS

■ Банки развития / Development Bank

s Финансовые корпорации / Financial Corporate

■ Организации с господдержкой / Government-backed Entity

■ Местные органы власти / Local Government

ää Нефинансовые корпорации / Non-Financial Corporate

■ Суверены / Sovereign

100

2014

2016

2018

2020

2021

Рис. 1 / Fig 1. Развитие мирового рынка зеленых облигаций и его структура, 2014-2021 гг. / Development of the global green bond market and its structure, 2014-2021

Источник/Source: построено автором по данным Climate Bonds Initiative / compiled by the author based on: URL: https://www. climatebonds.net/market/data/#issuer-type-charts.

в 2021 г. по сравнению с 5,2 млрд долл. США в 2012 г.5 В 2021 г. объемы зеленого финансирования продолжили расти, несмотря на неблагоприятные экономические условия, связанные с пандемией COVID-19. Что же касается 2022 г., он оказался достаточно сложным для зеленого финансирования из-за сложившейся макроэкономической ситуации, и объемы зеленого финансирования впервые за десятилетие упали в годовом исчислении.

Рынок зеленых облигаций (Green bonds) начался с выпуска облигаций Европейским инвестиционным банком в 2007 г. В 2014 г. Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Market Association — ICMA) были разработаны Принципы зеленых облигаций (The Green Bond Principles — GBP), в которых содержатся основные требования к зеленым облигациям, включая использование выручки от их выпуска на финансирование экологически чистых проектов, наличие отчетности об использовании средств и обеспечение прозрачности процесса выпуска. Кроме того, была создана некоммерческая организация Climate Bonds Initiative — CBI, которая занимается таксономией и сертификацией зеленых облигаций и других зеленых финансовых инструментов.

Согласно ее данным зеленые облигации служат главным инструментом зеленого финансирования и составляют более 90% всего объема зеленых фи-

нансов во всем мире. Сумма средств, направленных на глобальный выпуск зеленых облигаций, возросла с 2,3 млрд долл. США в 2012 г. до 524,8 млрд долл. США в 2021 г. (рис. 1) и 443,72 млрд долл. США6 в 2022 г.

В 2020 г. в условиях пандемии COVID-19 наблюдалось увеличение числа эмитентов зеленых облигаций в государственном секторе и особенно среди компаний, поддерживаемых государством, в то время как объемы частного инвестирования либо оставались неизменными, либо сокращались (рис. 1). В 2021 г. произошел значительный рост объема зеленых облигаций вследствие того, что эмитенты частного сектора вернулись на рынок благодаря увеличению финансовых (+143%) и нефинансовых (+111%) активов. На эти два типа эмитентов вместе приходилось около 45% совокупного объема зеленых облигаций к концу года. Суверены, когда эмитентом-заемщиком выступает государство, также продемонстрировали рост, их доля составила около 10%. Однако согласно данным, представленным Climate Bonds Initiative в 2022 г., выпуск суверенов снизился на 38,1% в годовом исчислении, в то время как предложение нефинансовых корпораций сократилось на 35,8%.

Если рассматривать мировой рынок зеленых облигаций за период 2014-2021 гг., то стоит отметить, что большая часть выпуска приходилась на развитые страны — 71,4%, на развивающиеся рынки — 21% и на международные институты — 7,6%. В 2021 г. наблю-

5 URL: https://www.thecityuk.com/news/accelerating-growth- 6 S&P Global Market (2023). URL: https://www.spglobal.com/

for-global-green-finance. marketintelligence/en/about.

0

далось снижение доли международных институтов в объеме выпуска зеленых облигаций до 4% и рост доли развитых стран — до 75%. При этом вклад развивающихся рынков увеличился за счет роста количества со стороны банков развития (378%), финансовых (324%) и нефинансовых корпоративных (278%) эмитентов7.

В 2021 г. Европа занимала первое место по объему выпуска зеленых облигаций (на сумму 288,5 млрд долл. США), на втором месте находился Азиатско-Тихоокеанский регион (с выпуском зеленых облигаций на сумму 147,7 млрд долл. США), на третьем месте — Северная Америка (с выпуском зеленых облигаций на сумму 102 млрд долл. США), на четвертом—Латинская Америка (с выпуском зеленых облигаций на сумму 8,9 млрд долл. США).

США продолжают оставаться лидером на рынке зеленых облигаций с выпуском зеленых бумаг на сумму 334 млрд долл. США с 2014 г., Китай занимает второе место (250 млрд долл. США), Германия — третье место (189,8 млрд долл. США), четвертое место у Франции (189,7 млрд долл. США). В пятерку самых активных эмитентов также входит Нидерланды (с выпуском зеленых облигаций на сумму 97,2 млрд долл. США.

В 2022 г. в условиях повышенной нестабильности предложение зеленых облигаций сократилось в Европе на 32,5% до 219,03 млрд долл. США, выпуск зеленых облигаций в Северной Америке упал на 43,2% до 60,22 млрд долл. США. Выпуск зеленых облигаций в Азиатско-Тихоокеанского регионе был более стабильным, упав всего на 2,5% в 2022 г. Зеленые облигации были выпущены в Китае на сумму 76,25 млрд долл. США в 2022 г., за ним следуют Германия с выпуском зеленых облигаций на сумму 60,77 млрд долл. США и Северная Америка с выпуском зеленых облигаций на сумму 49,00 млрд долл. США8.

В 2021 г. зеленые облигации были выпущены 35 странами с формирующимся рынком, в том числе появились семь новых участников (Коста-Рика, Гватемала, Нигерия, Пакистан, Парагвай, Филиппины и Украина). Это свидетельствует о том, что все больше стран включаются в зеленое финансирование и признают его важность для достижения устойчивого развития. В 2021 г. также в этой группе стран стали применяться другие типы облигаций, связанные с социальными инвестициями и инвестициями в устойчивое развитие.

В отраслевой структуре зеленых инвестиций доля трех основных отраслей (энергетики, строительства

7 URL: https://www.climatebonds.net/market/data/, 2023.

8 URL: https://www.climatebonds.net/market/data/, 2023.

и транспорта) составляет около 84% рынка зеленых бондов.

Отраслевая структура зеленых инвестиций может различаться в зависимости от региона и страны, но в целом энергетика, строительство и транспорт являются основными отраслями, в которые инвестируются средства от выпуска зеленых облигаций. В целом, по итогам 2021 г. объем зеленых инвестиций в энергетику составил 205 млрд долл. США, в строительство — 166,2 млрд долл. США, в транспорт — 95,2 млрд долл. США. Далее следуют инвестиции в водные ресурсы — 35,5 млрд долл. США, землепользование — 29,4 млрд долл. США и переработку отходов — 23,4 млрд долл. США (рис. 2).

По мнению аналитиков, глобальный выпуск зеленых облигаций восстановится в 2023 г. на фоне поддерживающей политики со стороны государств, более определенной ситуации с процентными ставками и наверстывания отложенных выпусков по сравнению с прошлым годом.

Зеленые кредиты являются важным инструментом зеленого финансирования. Они представляют собой кредиты, выдаваемые банками или другими кредитными организациями на финансирование проектов и инициатив, способствующих сокращению выбросов парниковых газов и повышению экологической устойчивости бизнеса и общества в целом.

Инициирование зеленого кредитования началось в 2005 г., когда несколько крупных банков США, таких как Wells Fargo и Bank of America, выделили ресурсы для обеспечения выполнения концепции устойчивого развития бизнеса9. В 2007 г. Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation — IFC) выступила с инициативой создания стандарта зеленых кредитов, который позволяет определять, является ли проект зеленым, и информировать инвесторов о проектах, которые соответствуют этому стандарту. Рынок зеленых кредитов прошел важную веху в своем развитии в 2018 г., когда Ассоциация кредитного рынка (Loan Market Association — LMA) совместно с ведущими финансовыми институтами разработала Принципы зеленых кредитов (GLP), которые тесно связаны с Принципами зеленых облигаций (GBP). Кроме того, существуют различные программы, направленные на стимулирование использования зеленых кредитов. Например, программы, принимаемые в рамках Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д.,

9 URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-03/08/ content_5677832.htm.

5.3%

4.2%

17.2%,

37.0%

30.0%

□ Энергетика / Energy □ Здания / Buildings

□ Транспорт / Transport □ Водные ресурсы / Water

■ Землепользование / Land Use □ Переработка отходов /Waste

Рис. 2 / Fig 2. Отраслевая структура зеленых облигаций в 2021 г. / Industry structure of green bonds in 2021

Источник/Source: построено автором по данным Climate Bonds Initiative. / compiled by the author based on: URL: https://www. climatebonds.net/market/data/#issuer-type-charts.

предоставляющие финансовую поддержку проектам, соответствующим критериям зеленых кредитов. Преимуществом зеленых кредитов является то, что они могут предоставляться под более выгодные условия, чем обычные кредиты, делая их привлекательными для заемщиков. Тем не менее использование зеленых кредитов остается ограниченным и сконцентрированным в основном на рынке синдицированных кредитов.

К 2021 г. зеленые кредиты были предоставлены на сумму 78,6 млрд долл. США (для сравнения: 432 млн долл. США в 2017 г.), что означает рост этих зеленых финансовых инструментов почти в 200 раз за четыре года10. По странам наибольшая сумма утвержденных зеленых кредитов приходится на США, Великобританию, Австралию, Францию, Японию и Китай [6]. При этом Китай сегодня занимает первое место в мире по зеленому кредитованию, которое в этой стране составляет 90% всего зеленого финансирования. По данным Народного банка Китая (People's Bank of China —PBoC) к концу 2021 г. баланс зеленого кредитования Китая в юанях и иностранной валюте достиг 15,9 трлн юаней, что на 33% больше, чем в 2020 г.11

Доля зеленых IPO в структуре зеленого финансирования пока незначительна, однако можно отметить рост интереса к этому типу инвестиций. Обычно зеле-

10 URL: https://www.climatebonds.net/market/data/, 2023.

11 URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-03/08/

content_5677832.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные IPO привлекают инвесторов, которые заинтересованы в долгосрочной устойчивости и экологической ответственности. В течение последнего десятилетия глобальная активность зеленых IPO была неравномерной как по объему, так и по стоимости. В 2021 г. было проведено 30 зеленых IPO, что является рекордным количеством. Однако повышенная волатильность, обусловленная политическими потрясениями и макроэкономическими факторами, ухудшение прогнозов и плохая динамика акций после их публичного размещения привели в 2022 г. к значительному падению мирового рынка IPO.

Ключевой темой для инвесторов и компаний, подающих заявки на IPO, независимо от сектора экономики, как и прежде являются ESG-критерии (Environmental, Social, Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление). По мере того, как глобальные изменения климата и ограничения на энергетику ужесточаются, компании, интегрирующие ESG-принципы в свои ключевые бизнес-процессы, будут привлекать больше инвесторов, и получать более высокие оценки. Однако следует заметить, что оценка ^SG-факторов является достаточно сложной и неоднозначной. Некоторые компании могут показывать лучшие результаты в одной области, но отставать в другой. Кроме того, существует риск того, что компании будут стараться манипулировать своими iSG-показателями, чтобы удовлетворять требования инвесторов. Тем не менее fSG-инвестирование может

служить эффективным инструментом для достижения устойчивого развития и решения глобальнык проблем.

Следует отметить важную роль государственного сектора и государственных финансовых организаций в развитии зеленого финансирования, которые обладают значительными финансовыми возможностями и менее восприимчивы к рискам и негативным тенденциям на рышке. Как показывает мировой опыгг, без поддержки финансового регулятора ни одна страна в мире не смогла эффективно внедрить систему зеленного финансирования. Центральные банки могут стимулировать зеленые инвестиции посредством предъявления нормативный требований к финансовым организациям по включению зеленый инструментов в денежно-кредитную политику страны, а также политику управления международными резервами [7].

особенности рынка зеленого финансирования в россии

Во всем мире зеленое финансирование получает все большую популярность, и Россия в этом не исключение. Однако ей свойственна специфика в продвижении зеленый финансов, обусловленная экономическими, политическими и культурными особенностями нашей страны. Одними из главных проблем в продвижении зеленык финансов в России являются несформировавшаяся правовая база и несовершенство рышочнык механизмов для зеленык инвестиций.

Государство в России играет важную роль в развитии зеленых финансов. В 2019 г. Правительство РФ разработало национальный проект «Экология», для выполнения которого были выделены средства на решение экологических проблем страны. В 2019 г. утверждены Правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентной ставки по купонному доходу Green bonds. Большое значение имеет постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 158712.

В 2021 г. российский рынок инструментов устойчивого развития развивался достаточно активно.

12 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в т.ч. зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в т.ч. зеленого) развития в Российской Федерации».

Лидером на российском рынке являются зеленые облигации, занимавшие 80% рынка в стоимостном объеме, с приоритетом инвестиций в чистый транспорт и возобновляемую энергетику. Однако в 2022 г. темпы роста рынка значительно снизились на фоне повышения ключевой ставки и экономической нестабильности.

По оценкам экспертов, с учетом установки национальных целей по достижению углеродной нейтральности российской экономике нельзя финансировать только зеленые проекты и отрасли, делая их еще больше зелеными. Для достижения целей по климатическому переходу целесообразно подключать к нему компании из грязный и углеродоемких отраслей, чтобы делать их более устойчивыми, используя при этом переходные облигации.

выводы

Требуемый объем финансовых ресурсов для инвестирования в зеленую экономику с трудом поддается количественной оценке из-за глобального, многосекторального характера и отсутствия надежных данных. Согласно данным Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA) глобальные инвестиции в технологии перехода к низкоуглеродной энергетике достигли нового рекорда в 1,3 трлн долл. США в 2022 г. Однако ежегодные инвестиции должны увеличиваться более чем в четыре раза и превышать 5 трлн долл. США, чтобы оставаться на уровне глобального потепления климата на 1,5°. К 2030 г. совокупные инвестиции на зеленую экономику должны составить 44 трлн долл. США13.

Отсутствие прозрачности и предсказуемости политики стран в отношении зеленык инвестиций влияет на доверие инвесторов.

Для того чтобы зеленое финансирование стало более доступным и эффективным, должны быть разработаны унифицированные стандарты зеленык инвестиций, установлены более жесткие требования к компаниям и проектам, а также обеспечены большие прозрачность и отчетность.

13 Global landscape of renewable energy finance 2023 Executive Summary. URL: https://www.irena.org/Publications/2023/Feb/ Global-landscape-of-renewable-energy-finance-2023.

список источников

1. Кабир Л. С. Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? Экономика. Налоги. Право. 2017;(4):35-41.

2. Sandor R. Good derivatives: a story of financial and environmental innovation. Hoboken: John Wiley & Sons; 2012. 640 p. URL: https://www.wiley.com/en-us/Good+Derivatives%.

3. Бобылев С. Н. Новые приоритеты для экономики и зеленое финансирование. Экономическое возрождение России. 2021;67(1):152-166. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-152-166

4. Мудрецов А. Ф., Прудникова А. А. Традиционные и зеленые источники энергии: проблемы и перспективы развития в условиях глобальной декарбонизации. Проблемы рыночной экономики. 2022;(1):159-168. DOI: 10.33051/2500-2325-2022-1-159-168

5. Better Growth. Better climate: the new climate economy synthesis report. the global commission on the economy and climate. Washington DC: World Resources Institute; 2014. 71 p.

6. David Gilchrist, Jing Yu and Rui Zhong. The limits of green finance: a survey of literature in the context of green bonds and green loans. Sustainability. 2021;13:478. DOI: 10.3390/su13020478

7. Крылова Л.В., Прудникова А.А., Сергеева Н. В. Новые направления использования инструментов зеленого финансирования как фактор развития рынка. Экономика, налоги, право. 2022;15(5):90-100. DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-4-90-100

references

1. Kabir L. S. Socially responsible investment: trend or temporary phenomenon? Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2017;(4):35-41. (In Russ.).

2. Sandor R. Good derivatives: a story of financial and environmental innovation. Hoboken: John Wiley & Sons; 2012. 640 p. URL: https://www.wiley.com/en-us/Good+Derivatives%.

3. Bobylev S. N. New priorities for the economy and green financing. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia. 2021;67(1):152-166. (In Russ.). DOI: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-152-166

4. Mudretsov A. F., Prudnikova A. A. Traditional and green energy sources: problems and prospects of development in the context of global decarbonization. Problemy rynochnoj ehkonomiki = Problems of Market Economy. 2022;(1):159-168. (In Russ.). DOI: 10.33051/2500-2325-2022-1-159-168

5. Better Growth. Better climate: the new climate economy synthesis report. the global commission on the economy and climate. Washington DC: World Resources Institute; 2014. 71 p.

6. David Gilchrist, Jing Yu and Rui Zhong. The limits of green finance: a survey of literature in the context of green bonds and green loans. Sustainability. 2021;13:478. D0I:10.3390/su13020478

7. Krylova L.V., Prudnikova A.A., Sergeeva N. V. New uses of green finance tools as a factor of market development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):90-100. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 202215-4-90-100.

информация об авторе / about the author

Анна Анатольевна Прудникова — кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия

Anna A. Prudnikova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Department of World Economy and

International Business, Financial University, Moscow, Russia

http://orcid.org/0000-0002-5595-2303

AAPrudnikova@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 12.03.2023; принята к публикации 15.04.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 12.03.2023; accepted for publication 15.04.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

www.etl.fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.