Научная статья на тему 'Использование здовьесберегающих технологий в образовании'

Использование здовьесберегающих технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцева Е.В., Стёпичева Н.В., Нещерет Н.Н., Иванова А.А.

Предлагаемая вниманию работа представляет собой общее изложение вопросов технологии здоровьесбережения. Анализируется статистика, выявляются проблемы, стоящие на пути к здоровому будущему. Актуальность рассматриваемой темы в том, что процент болеющих учащихся увеличивается с каждым годом. Рассмотренные в работе проблемы представляют интерес не только для родителей, педагогов, но и для государства. Излагается несколько видов практик, на наш взгляд, необходимых для здорового образа жизни и улучшения факторов, напрямую влияющих на обучающихся и воспитательно-образовательный процесс в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The work brought to attention represents the general statement of questions of technology of health-saving. Statistics is analyzed, the problems getting in the way to the healthy future come to light. The relevance of the considered subject is that the percent of the ill pupils increases every year. The problems considered in work are of interest not only to parents, teachers, but also to the state. Several types the practician, in our opinion, necessary for a healthy lifestyle and improvement of the factors directly influencing students and educational and educational process in general are stated.

Текст научной работы на тему «Использование здовьесберегающих технологий в образовании»

42_Sciences of Europe # 35, (2019)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Немцева Е.В.,

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

г. Ростов-на-Дону.

доцент Стёпичева Н.В.,

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

г. Ростов-на-Дону. старший преподаватель Нещерет Н.Н.,

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

г. Ростов-на-Дону. старший преподаватель Иванова А.А.

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

г. Ростов-на-Дону.

USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Nemtseva E. V.

Donskoy State Technical University (DSTU) Rostov-on-Don.

associate professor Stepicheva N. V.,

Donskoy State Technical University (DSTU) Rostov-on-Don.

senior teacher Neshcheret N.N.,

Donskoy State Technical University (DSTU) Rostov-on-Don.

senior teacher Ivanova A.A.

Donskoy State Technical University (DSTU) Rostov-on-Don.

associate professor

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая вниманию работа представляет собой общее изложение вопросов технологии здоро-вьесбережения. Анализируется статистика, выявляются проблемы, стоящие на пути к здоровому будущему. Актуальность рассматриваемой темы в том, что процент болеющих учащихся увеличивается с каждым годом. Рассмотренные в работе проблемы представляют интерес не только для родителей, педагогов, но и для государства. Излагается несколько видов практик, на наш взгляд, необходимых для здорового образа жизни и улучшения факторов, напрямую влияющих на обучающихся и воспитательно-образовательный процесс в целом.

ABSTRACT

The work brought to attention represents the general statement of questions of technology of health-saving. Statistics is analyzed, the problems getting in the way to the healthy future come to light. The relevance of the considered subject is that the percent of the ill pupils increases every year. The problems considered in work are of interest not only to parents, teachers, but also to the state. Several types the practician, in our opinion, necessary for a healthy lifestyle and improvement of the factors directly influencing students and educational and educational process in general are stated.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, образование, технологии, педагоги

Keywords: health, health, education, technology, teachers

Несомненно, в каждой стране должно быть образование, потому что это крайне необходимо для личностного становления индивида, его социализации в обществе, а самое важное - получение профессии в будущем. Педагоги помогают раскрыть потенциал, служат примером, оказывают весомую помощь в определении своей жизненной позиции. Образовательное учреждение является одним из важных звеньев нашей жизни, поэтому оно должно напрямую влиять на наше здоровье: формировать и укреплять его.

Здоровьесбережение - практика, направленная на сохранение, улучшение здоровья, предупреждение развития нарушений, а также профилактика нашего образа жизни. Это важно для любой страны, особенно для России с населением почти в сто сорок четыре с половиной миллиона жителей(по данным за две тысячи восемнадцатый год). Охрана здоровья считается одним из самых приоритетных направлений в нашей стране, поэтому тема здоровья имеет место быть в образовании.

Каждый с детства должен знать и понимать, что здоровье - наша главная ценность. Актуальность темы здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана

Sciences of Europe # 35, (2019)

43

неблагоприятными условиями окружающей среды, вредными привычками и личной безграмотностью. Вероятно, последний фактор самый значимый, потому что всё начинается с детства. Родители должны дать базовые представления о здоровье и его профилактике. Это происходит не в каждой семье, именно поэтому эта тема должна подниматься в детских садах и в школах.

За последние годы здоровье российских школьников ухудшилось. Как показывает статистика, лишь 20% выпускников можно признать здоровыми, остальные 80% имеют патологию. У каждого второго-третьего школьника выявлены хронические заболевания. Самые распространённые отклонения здоровья обучающихся - спазм аккомодации, перерастающий в близорукость, и заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности, нарушения осанки и другие.

Факторы, приводящие к этому можно разделить на внутри школьные, внешние и учебные:

К внутри школьным факторам можно отнести следующие факторы:

освещенность парт и доски, воздушная среда в помещении, шум, мебель, пищеблок, качество питьевой воды, мультимедийная техника, состояние сантехнического оборудования и школьной территории.

К учебным факторам - объём обучения, психологическая атмосфера в классе, расписание и занятость, уроки физкультуры, наличие физкультминуток в течение занятий, отношения с преподавателями и другие.

Понятию "Технология здоровьесбережения" можно дать краткое определение - это педагогическая деятельность, которая проводит параллель между образованием и воспитанием. Это методы воспитания в учащихся культуры здоровья, его сохранение и укрепление. Целью же является формирование у обучающегося основы здорового образа жизни, выполнения элементарных правил здоро-вьесбережения [7,с.125]. Важная часть профилактики здоровья учащихся - это рациональная организация учебного процесса: контроль учебной нагрузки, её объёма, время занятий в классе и дома (выполнение домашней работы), занятия спортом. От соблюдения физических, психологических, гигиенических составляющих зависит общее состояние учащегося, его способности и предрасположенность к занятиям.

Требования к здоровьесбережению следующие:

Освещение рабочего пространства, свежесть воздуха и соответствующая температура, гигиенические условия, отсутствие раздражителей, к примеру: неприятные звуковые раздражители. Примерная продолжительность и частота чередования учебной деятельности, в норме: 7-10 минут. Разнообразность изучаемого материала: самостоятельная работа, визуальный, аудио, словесный и другие. В норме: не менее 3. Позы учащихся: буквальные наблюдения учителя в течение занятия за положением учеников, как часто дети меняют позы для соответствующего хода урока.

Также нельзя обойтись без медико-профилактических занятий, они приумножают здоровье учащихся под наблюдением медицинского персонала.

К этой практике можно отнести:

Организация питания, анализ исходного здоровья, его мониторинг в виде осмотров и комиссий, контроль физического развития, наличие профилактических мероприятий.

Ещё одна из самых важных практик - физкультурно-оздоровительная. Она направлена на то, чтобы укреплять и развивать физическое здоровье, двигательную активность: самомассаж, упражнения для осанки, дыхательная гимнастика, гибкость. Реализация таких занятий осуществляется специалистами в специально подготовленных местах. Эта практика должна воспитывать привычку к заботе о здоровье и ежедневной физической активности [4,с.144].

Также это внимание к социально-психологическому состоянию ребенка. Учащийся должен чувствовать себя комфортно и позитивно - у него не должно быть проблем при общении со сверстниками или старшими. Реализацией этого направления занимается непосредственно психолог, проводя специальные занятия с обучающимися.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовании повысит уровень и качество образовательного процесса в России. Показатели здоровья учащихся улучшатся, что и является главной целью.

Лишь желающий учиться сможет в дальнейшем получить профессию и личностно раскрыться, ведь, как говорил Хосе Хулиан Марти:

"Тот, кто не желает учиться, - никогда не станет настоящим человеком".

Литература

1. Антонов, Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» Обруч. - 1996. -№1. - С.5-6.

2. Алямовская, В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» 2005. - 80 с.

3. Береснева, З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ М.: Сфера, 2005. - 32 с.

4. Бровашова О.Ю., Клепиков И.Г., Нещерет Н.Н., Самостоятельные физические занятия как средство повышения двигательной активности сту-дентов//В сборнике: Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды XIX Международной научно-практической конгресс-конференции. ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет"; Научно-методический совет по физической культуре Юга Российской Федерации. 2016. С. 144-148.

5. Доронова, Т. «Право на охрану здоровья» Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.5-8

6. Рунова, М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»

7. Рыжкин Н.В., Мотивация студентов к здоро-вьесбережению в деятельности непрофильного вуза// Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2011. № 4. С. 125-131

8. Пастухова, И. О. «Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ» Управление ДОУ. -2004. - №4. - С.33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.