Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭЛЕМЕНТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликова Ольга Викторовна

В статье описывается использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя, раскрывается актуальность использования инновационных подходов в оздоровлении и музыкальном воспитании дошкольников, в соответствии с современными условиями жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куликова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ»

УДК 37

РС! 10.21661/Г-556734

Куликова О.В.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников через инновационные подходы

Аннотация

В статье описывается использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя, раскрывается актуальность использования инновационных подходов в оздоровлении и музыкальном воспитании дошкольников, в соответствии с современными условиями жизни.

I

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, моделирование образовательного процесса, элементы оздоровления в музыке.

Музыкальная образовательная деятельность в детском саду регулируется ФГОС, основной программой дошкольного образования, программой музыкального воспитания, парциальными программами. И рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей». В наш неспокойный современный век, когда происходит всеобщая компьютеризация и ребёнок всё больше времени проводит за компьютером, планшетом, телефоном. В связи, с чем снижается двигательная активность, нарушается осанка и координация движений, особенно актуальной задачей становится охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Создание благоприятных здоровье - сберегающих условий для развития и формирования познавательного интереса, двигательных качеств и умений, творческих способностей и тренировки психических процессов воспитанников средствами музыки.

Известно, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребёнка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за речь, движение, память.

Целью моей профессиональной деятельности является создание благоприятных здоровье - сберегающих условий для музыкального, творческого развития, эмоционального комфорта воспитанников средствами музыки через использование различных инновационных подходов.

Поставленную цель я решаю через следующие задачи:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние, регулировать функции организма;

- формировать эмоционально-ценностное восприятие, тренировать подвижность нервных процессов, спо-

собность познавать себя через музыкальное искусство;

- оптимизировать развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма посредством воздействия музыкой;

- развивать музыкально - творческие способности детей, способствовать приобретению навыков и умений.

- содействовать оптимизации отношений партнёрства между детьми и взрослыми через разнообразные подходы и формы взаимодействия.

Методологической основой моей работы являются программы следующих авторов - «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко; «Синтез» Т.Г. Рубан; «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой; А также, опыт работы педагогов Ростовской области «Организация здоровьесберегающей деятельности» под ред. М.Г. Копытиной; журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра».

Понимая важность и огромное значение проблемы здоровье - сбережения детей, на своих занятиях я применяю следующие элементы оздоровления:

- создание положительного эмоционального настроения с помощью тематического зрительного ряда, введения сказочных персонажей и атрибутов, шумовых эффектов, музыкального фона;

- взаимный психоэмоциональный положительный настрой, установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми, профилактика детских неврозов.

Эти элементы я применяю в НОД в синтезе всех видов музыкальной деятельности (валеологическое приветствие, музыкально-ритмические упражнения, слушание, распевание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, коммуникативные танцы -игры и релаксации - расслаблении).

Музыкальное занятие начинается с жизнеутверждающего приветствия, дающего положительный настрой.

Пение - вид деятельности на музыкальном занятии представляющий собой психофизиологический

процесс, связанный с работой жизненно - важных систем - дыхания, кровообращения, эндокринной системы и других. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, не перенапрягал голосовые связки, правильно дышал. Голосовой аппарат у детей дошкольного возраста ещё не сформирован, поэтому в своей работе мы руководствуемся принципом: «Не навреди!». Пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает тембр голоса, является активным средством профилактики ОРЗ. Для развития певческих навыков применяются упражнения на дыхание, вокальные упражнения. Перед тем, как приступать непосредственно к пению, разогревается голосовой аппарат. Для этого использую небольшие распевки, попевки. Деятельность по развитию певческих навыков способствует оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляет массаж внутренних органов, насыщает ткани кислородом, укрепляет нервную систему. Для улучшения речи детей используются речевые и пальчиковые игры.

Следующий вид деятельности - слушание музыки влияет на эмоциональную сферу, изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. А также, способствует обогащению образного мышления, пополнению словарного запаса, в процессе беседы о характере и настроении музыки.

Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки: восприятие музыкального произведения - музыкальные впечатления от прослушанной музыки - понимание, осмысление эмоционально - образного содержания произведения - повторное восприятие музыки. При первом прослушивании предусматривается целостное восприятие произведения и осмысление его общего эмоционально - образного содержания. И лишь при повторном слушании музыки я обращается внимание детей не только на художественное воплощение музыкального образа, но и отдельные средства музыкальной выразительности, помогающие воплотить этот образ в музыке. В нашей фонотеке имеются аудио и видеоматериалы по программам «Синтез» и «Гармония», которые я использую в работе с детьми на музыкальных занятиях, праздниках. Слушание музыки освобождает от отрицательных переживаний, наполняет положительными эмоциями, устанавливает гармоничные отношения с окружающим миром.

Игра на детских музыкальных инструментах - способствует активизации тактильной сенсорики, развитию мелкой моторики, реализации накопившейся энергии, успокоению, внутренней гармонизации, улучшению коммуникабельности.

Предметно-развивающая среда музыкального зала и групп оснащена всем необходимым оборудованием, методическими материалами для успешного музыкального воспитания и развития дошкольников и представлена большим ассортиментом музыкальных инструментов, которые функционально используются на занятиях. Дошкольники открывают для себя мир

музыкальных звуков, навыки игры активизируют детскую фантазию, музыка эмоционально воздействует, поднимает тонус, помогает передать чувства. Игра в оркестре способствует формированию произвольности, внимания, самостоятельности. Занятия проходят не только в доминантной форме, но и с интеграцией в различные виды музыкальной деятельности. Мы озвучиваем стихи и сказки, играем в дидактические игры, танцуем с музыкальными инструментами, поём, слушаем музыку, играем. Игра в оркестре позволяет не только воссоздавать в звучании инструментов образы объекта, события, но и имеет оздоравливающий эффект. А поскольку я работаю ещё и с детьми с ОВЗ, то такие элементы оздоровления, как создание положительного эмоционального настроения с помощью тематического зрительного ряда, атрибутов, элементов сказкотерапии, шумовых и звуковысотных инструментов, музыкального фона оказывают положительное воздействие на психику ребёнка.

Музыкальное движение как вид деятельности имеет большое значение, т.к. двигательные упражнения тренируют мозг, подвижность нервных процессов, помогают выразить эмоции, реализовать энергию. Музыкально - образные этюды раскрепощают мышечный тонус, помогают выработать хорошую осанку, учат пространственному ориентированию, формируют навыки общения, повышают самооценку. Музыкально - двигательные упражнения и танцы развивают двигательные навыки, координацию движений, совершенствуют различные виды внимания, вырабатывают правильную осанку. Коммуникативные танцы - игры помогают установлению дружеских связей между детьми, развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущения эмоционального благополучия, положительной самооценки. В своей работе я активно использую программу по ритмической пластике Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» и изданное ею пособие «Коммуникативные танцы - игры для детей». В ней представлены композиции, которые представляют большой интерес, как для детей, так и для взрослых. В программе собраны образно - танцевальные композиции различной степени трудности, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс. Не достаточно просто услышать - важно понять ее и запомнить.

Перед тем как познакомить детей с новым материалом в любом из видов музыкальной деятельности, необходимо рассказать об образах, живущих в той или иной песне, танце, пьесе. И здесь на помощь приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы

Если осмотреться вокруг, то мы увидим большое количество предметов, пособий и методических материалов, которые могут стать помощниками, своеобразными «моделями» при осуществлении образовательного процесса.

Использование в системе музыкального образования здоровьесберегающих технологий с применением

инновационных подходов и форм, помогает сформировать положительное эмоционально - психологическое состояние воспитанников. Активизирует не только их познавательную деятельность, но и способствует активному развитию логического мышления, вызыва-

ет интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков и приёмов в различных видах музыкальной деятельности, значительно обогащает творческую составляющую работы в этом направлении.

УДК 37

Михайлова Ю.В., Циренщикова О.А., Тюрина Е.И., Тенигина Л.В., ,, Крутилина О.В., Водолажская Т.С.

Технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной работе рассматриваются различные технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена важностью экономической грамотности в современном мире.

Ключевые слова: дети, экономическая грамотность, экономическое воспитание.

Введение

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Нами изучены специальные исследования, которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Экспериментальные данные показывают: уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте.

Семья - это реальная экономика и, но справедливому мнению известного ученого и педагога Е. А. Ар-кина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.

Давая рекомендации родителям по формированию экономического мышления, придерживаюсь мнения доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, который считал, что: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». Я полагаю, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. Я всегда стараюсь показать, как делать вредно для детей слишком много вместо того, чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег.

Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воз-

08387360

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.