Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта в формировании продовольственной безопасности Республики Таджикистан'

Использование зарубежного опыта в формировании продовольственной безопасности Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКЕ / ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА / ФОРМИРОВАНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джурахонзода (Шарбатов) Баходур Джурахон, Фасехзода (Фасихов) Ислом Саймирзо

В статье рассматривается вопрос об использовании зарубежного опыта в формировании продовольственной безопасности Республики Таджикистан. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в стратегию, в том числе физическая и экономическая доступность качественного продовольствия, сохранение экологических норм и эффективного менеджмента, соблюдения агротехнических норм и в целом использование преимуществ страны в производстве органической сельскохозяйственной продукции. В статье указывается, что зарубежный опыт развития и государственного регулирования продовольственного рынка в развитых странах, в условиях транзитной экономики Республики Таджикистан. Сделан вывод, что только реализация стратегии продовольственной безопасности считается выгодным для всего общества, которая содействует достижению стратегических задач Правительства Республики Таджикистан в области обеспечения устойчивого роста национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта в формировании продовольственной безопасности Республики Таджикистан»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

1 2 Джурахонзода (Шарбатов) Б.Дж. , Фасехзода (Фасихов) И.С.

'Джурахонзода (Шарбатов) Баходур Джурахон - кандидат экономических наук, доцент, факультет учёта и статистики;

2Фасехзода (Фасихов) Ислом Саймирзо - кандидат экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой, кафедра экономического анализа, Таджикский государственный финансово-экономический университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье рассматривается вопрос об использовании зарубежного опыта в формировании продовольственной безопасности Республики Таджикистан. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в стратегию, в том числе физическая и экономическая доступность качественного продовольствия, сохранение экологических норм и эффективного менеджмента, соблюдения агротехнических норм и в целом использование преимуществ страны в производстве органической сельскохозяйственной продукции.

В статье указывается, что зарубежный опыт развития и государственного регулирования продовольственного рынка в развитых странах, в условиях транзитной экономики Республики Таджикистан.

Сделан вывод, что только реализация стратегии продовольственной безопасности считается выгодным для всего общества, которая содействует достижению стратегических задач Правительства Республики Таджикистан в области обеспечения устойчивого роста национальной экономики.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, финансирование поддержке, доступность продовольствия, зарубежного опыта, формировании продовольственной безопасности, продовольственное обеспечение, норма потребления.

Главная цель, в решении проблем, связанных с продовольственной безопасностью, заключается в обеспечении стабильного развития отечественного производства при активном участии в этом процессе государства. Данная необходимость вытекает из опыта стран с развитой экономикой, в которых субсидии государства занимают значительную долю в доходах производителей сельскохозяйственной продукции. Так в США они составляют 32%, Канаде - 48%, Японии - 74%, Норвегии - 77%, Швеции-82% [1, с 29-30].

Многолетний опыт многогранный поддержки фермерских хозяйств в экономически развитых странах показал, что рост государственных субсидий на эти цели не сопровождается таким же повышением эффективности сельскохозяйственного производства. Поэтому переход на модель аграрных цен, при которой базисными являются мировые цены, вызвал необходимость привлечения значительных бюджетных ассигнований на поддержку внутренних цен. Однако невозможность далее наращивать аграрные субсидии даже в экономически развитых странах привела почти повсеместно к необходимости пересмотра основополагающих принципов аграрной политики во многих из них. Так, в США ключевым моментом последнего сельскохозяйственного закона является поворот государства к повышению эффективности и конкурентоспособности продукции американских фермерских хозяйств на мировом рынке. В соответствии с этим подходом фермерам представляется относительно большая свобода в принятии производственных решений, снимаются ранее существовавшие ограничения по использованию посевных площадей.

Экономические взаимоотношения государства с фермерами строятся на основе гибкого контрактного механизма поддержки товаропроизводителей. При этом выплаты фермерам не зависят от цен рынка, а осуществляются после заключения контракта в виде оговоренной в нем фиксированной суммы. Одним из важнейших инструментов, с помощью которых страны ЕС обеспечили защиту своего внутреннего продовольственного рынка от конкуренции более дешевого продовольствия из США, Канады, Австралии и других крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, является регулирование внешнеторговой деятельности в пользу отечественных товаропроизводителей. В качестве основных средств для ограничения поступления более дешевых импортных продуктов питания и сырья для их производства в странах ЕС применяют таможенные пошлины и компенсационные сборы. В то же время для поощрения экспорта собственной продукции выделяются экспортные субсидии.

Кроме этого, с целью внешнеторгового регулирования и защиты отечественного производства и стимулирования экспорта в странах ЕС для сельскохозяйственных производителей, осуществляющих свою деятельность в лучших природных условиях и крупным эффективным сельхозпредприятиям, внедрена система компенсационных платежей внешнеторговых порогов, ограничивающих импорт, и стимулирующих экспорт продовольствия. В странах ЕС применяются следующие формы импортной защиты: компенсационные сборы и традиционные таможенные пошлины. Зарубежные компании и фирмы для сбыта своей продукции за пределами страны для расширения рынка сбыта используют демпинг.

Наиболее защищенными от изменения цен на мировом рынке, согласно коэффициенту номинальной государственной финансовой поддержки производства (С№) являются производители сельхозпродукции таких стран, как Швеция (4,8), Норвегия (4,5), Финляндия (3,5), Япония (3,4) [9, с 94-101].

Сбытовая деятельность в странах с рыночной экономикой при движении продукции до потребителей имеет многоступенчатую структуру. Производители продовольствия одного направления могут создавать объединения или союзы, которые могут служить средством антимонопольного регулирования, защиты собственных интересов.

Во многих странах Европы, а также в США, Японии сбытом сельскохозяйственной продукции занимаются сбыто - снабженческие кооперативы, защищающие интересы производителей. В таких странах как США, Канада, Германия, Австралия большое значение в реализации продуктов питания играют товарные биржи, которые представляют собой постоянно функционирующие оптовые продовольственная рынки.

Оптовые продовольственные рынки европейских стран делятся на два вида: специализированные (торгующие продукций одного вида); универсальные (по продаже разно образной сельскохозяйственной продукцией, обычно смешанные государственно -частные предприятия, с большим объемом деятельности).

Разновидностью специализированных рынков являются аукционы, что дает возможность сбывать свою продукцию большими партиями. В большинстве зарубежных стран политика государства направлена на поддержание аграрного сектора и его участников на уровне ведущих отраслей экономики, что подразумевает наблюдение за ценами, регулирование рынка, поддержка экспорта, обеспечение стабильности функционирования продовольственного рынка. При этом влияние государственного сектора прослеживается на продовольственных рынках республиканского, регионального и местного значения.

Определенный интерес представляет организация деятельности продовольственных рынков во Франции, где создана сеть рынков национального значения, которые управляются местными органами власти. Они находятся под опекой комитетов при министерствах торговли, сельского, хозяйства и имеют службу новостей которая собирает информацию о котировках и распространяет её по всей стране.

Так во Франции на оптовых продовольственных рынках реализуется свыше 45% овощей и фруктов, 50% яиц, продукции животноводства, 3/4 поголовья овец. В Германии фермерами реализуется оптовикам свыше 70% овощей, фруктов, почти весь картофель.

18

Цены, сложившиеся на оптовых рынках, являются ориентиром для всех участников канала сбыта и государства, для оказания адресной поддержки.

Страны постсоветского пространства, во многом отличаются от западных государств, в области регулирования продовольственного рынка, в том числе в принятии документов, регулирующих деятельность производителей пищевых продуктов. Причем разница не только в характере документов, но и в самом подходе к их составлению и трактовке, так как в этих странах уровень бюрократии и коррупции относительно высокий.

Для управления аграрным рынком в странах с «переходной» экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) также имеются государственные структуры, которые по поручению правительства выполняют управленческие функции, разрабатывают нормативно-правовые документы, целевые программы [2, с 39-48].

Например, в Польше этим занимается Агентство сельскохозяйственного рынка, основными задачами которого являются: анализ состояния рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор и обработка необходимой информации, подготовка и предоставление правительству оценок и предложений по рыночной конъюнктуре, регулирование стратегически важного рынка зерна и продуктов его переработки [3, с 91-94].

Аналогичные органы имеются и в других странах: в Венгрии - Координационный комитет по регулированию аграрного рынка, в Чехии и Словакии - Федеральный фонд рыночного регулирования.

Насколько кризисно состояние продовольственной безопасности в Республике Таджикистан зависит от пороговых показателей. Однако, в Законе Республики Таджикистан «О продовольственной безопасности» отмечается, что «продовольственный кризис -ситуация, в которой обеспечение населения основными продуктами питания в соответствии с оптимальными нормами потребления продуктов ' питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны и данная угроза может быть устранена только с применением государственного регулирования, а при необходимости и с участием международных организаций». Заметим, что «...только с применением государственного регулирования...» закрепляется законодательством страны как и во многих странах мира.

Практическое решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Таджикистане в условиях его малоземелья и трудоизбыточности будет не реальным без признания новой роли национальных производительных сил, словом всех факторов производства, в том числе, роли природно-ресурсного потенциала и способности населения республики выйти из зоны гуманитарной помощи и самостоятельного решения проблемы питания [5, с 1-2].

Решение проблемы продовольственного обеспечения во многом зависит от многоукладности экономики [5, с 88-103]. Речь идет в первую очередь о развитии приусадебного землепользования, а также новых форм коллективного землепользования. Во-вторых, речь идет о нахождении лучших путей, форм и методов создания сельского хозяйства рыночного типа, т.е. «торгового» земледелия и сельского хозяйства.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации [6, с 26-28].

Для этого используют прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование системы продовольственного обеспечения населения страны и составляющих ее элементов. Индикативное планирование имеет преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Однако, независимо от состояния бюджета, каждое государство, ставящее задачу обеспечения продовольственной безопасности, должно осуществлять индикативное планирование всего АПК.

Государственное формирование должно иметь свои пределы, например, вынужденное расширение освоения предгорных и горных районов под зерновые культуры хозяйствами населения способствует значительному ускорению деградации предгорных и горных территорий, что за относительно короткий срок (максимум 4-6 года) может привести к

19

смыву и полному уничтожению плодородного слоя, а также появлению очагов и широкому развитию оползневых процессов [7, с.5-12].

В данном случае формирование эффективной системы экологического менеджмента и защиты пахотных земель может сыграть главную роль в повышении регулятивной функции государства в системе продовольственной безопасности. Предложение и спрос характеризуются постоянными колебаниями объемов, реализационных цен в зависимости от урожайности сельскохозяйственных культур, погодных условий и ряда других факторов. В силу этого регулирующие механизмы и механизмы само регуляции должны функционировать непрерывно. При этом важно определить оптимальную величину воздействий и их соотношение. Вопросы функционирования продовольственного комплекса как регулируемой экономической системы, на наш взгляд, должны рассматриваться как часть общей проблемы управляемости агропромышленного комплекса и основываться на концепции аграрной политики и законодательных актах Республики Таджикистан. Подчеркивая необходимость совершенствования системы управления аграрной сферой, можно выделить три части проблемы роли и места государства в переходный период. Их решение предполагает: четкое определение и разграничение функций государственного управления АПК на различных уровнях, областей, сельскохозяйственных районов; разграничение функций между государственными органами управления и объединениями товаропроизводителей и потребителей; оптимальное соотношение между административными мерами государственного регулирования и экономическими рычагами. Государственное регулирование при переходе к рынку должно быть основано на строго соблюдаемых принципах: аграрного протекционизма; сочетания экономических и социальных целей; взаимосвязи индикативности и директивности; программного регулирования; взаимодополняемости механизмов регулирования; сочетания добровольности и обязательности участия в целевых и продуктовых программах; долевого участия товаропроизводителей в финансировании этих программ; обусловленной гарантированности и целевой поддержки товаропроизводителей. Таким образом, не только в условиях переходной, но и сформировавшейся рыночной экономики, как показывает опыт многих стран мира, продовольственный комплекс не может быть саморегулирующейся системой.

Государство сохраняет за собой достаточно широкий спектр регулирующих функций, среди которых основными являются следующие:

- регулирование земельных операций и контроль за структурой землепользовани;

- стимулирование концентрации агропромышленного производства, горизонтальной и вертикальной интеграции его с сопряженными отраслями промышленности;

- регламентацию правовых и организационно-экономических условий деятельности сельских товаропроизводителей;

- контроль за соотношением рыночных цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию, за динамикой издержек производства в сельском хозяйстве, соблюдением установленных государством стандартов качества продукции АПК:

- фиксацию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, допускающую колебания их нижнего предела до уровня, установленного законодательством или правительственными постановлениями;

- выплату дотации на экспортную продукцию, покрывающих убытки сельских товаропроизводителей в связи с меньшей величиной мировых цен по сравнению с ценами на внутреннем рынке;

- штрафные санкции за несоблюдение установленных государством стандартов качества продукции, квот на ее производство и реализацию правил землепользования;

- экономическое стимулирование организации новых дехканских (фермерских) хозяйств, социальное обеспечение и создание нормальных условий жизни для дехкан;

- долгосрочное и среднесрочное планирование развития агропромышленного производства и аграрной науки, носящее директивный характер и осуществляемое по схеме «планирование - программирование - разработка бюджета»;

20

- использование квот на сбыт продукции в качестве инструмента планирования и регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции;

- внутригосударственный и внешнеэкономический протекционизм по отношению к сельским товаропроизводителям [8, с 15-23]. Таковы основные системные подходы к решению вопросов управления продовольственным рынком в странах мира. Это вызывает необходимость глубокого исследования моделей организации продовольственного рынка и их информационного обеспечения, способствовать обеспечению товаропроизводителям доходности, ннеобходимой для ведения расширенного воспроизводства, не разрушая при этом рыночные механизмы само регуляции, с другой стороны, осуществлять меры по защите интересов потребителей. Государство обязано обеспечить для большинства населения страны физическую и экономическую доступность основных видов продовольствия в соответствии с научно-обоснованными нормами душевого потребления.

Таким образом, методологический подход в исследовании рынка продовольствия не должен быть скопирован у западных стран, со сформировавшейся системой рыночных отношений. Система экономических отношений в условиях полу рыночного и полунатурального хозяйствования требует современного модернизированного подхода. Этот подход должен быть основан на эффективном менеджменте информационными ресурсами и самой системой организации отношений в продовольственном комплексе. Система управления должна учитывать следующие особенности:

1. сложившийся менталитет населения по формированию запасов, что приводит к натурализации хозяйственной деятельности;

-деятельность неформального посреднического звена, которая не только искажает информацию, но и влияет на повышение цен на продовольственные товары;

-реализацию продовольственных товаров посредством индивидуальных продавцов на рынках, объем которой трудно поддается оценке;

2. слабая рыночная взаимосвязь производственного и потребительского секторов экономики.

Таким образом, зарубежный опыт развития и государственного регулирования продовольственного рынка в развитых странах, в условиях транзитной экономики Республики Таджикистан, малоэффективен в связи с тем, что не достаточно сформированы хозяйственный структуры и формы рынка. Вместе с тем, целесообразным, на наш взгляд, является создание в республике Координационного комитета по регулированию продовольственного рынка и структурирующих его элементов как на национальном, так и межрегиональном, и региональном уровнях.

Список литературы

1. Фасихов И.С. Формирование стратегии экономической безопасности в условиях трансформации национальной экономики (на примере продовольственной безопасности РТ). Монография / И.С. Фасихов. Душанбе, «Ирфон»-2016. 130 с.

2. Бегматов А.А., Джурахонзода Б.Дж. Формирование и реализация региональной социально -экономической политики Республики Таджикистан: теория и практика / Монография / А.А.Бегматов, Б.Дж.Джурахонзода-Душанбе-2018. 160 с.

3. Волкова С.С. Государственное регулирование продовольственных рынков России. М., 2011. С.91-94

4. Закон РТ "О продовольственной безопасности". От 29 декабря 2010 года, № 641.

5. Фасехзода И.С., Пираков Р.М. Развития системы продовольственного обеспечения населения в условиях рыночной экономики / Журнал «Наука и образование сегодня» Российская Федерация, Москва, 2019г., №2(37), С.21-31.

6. Зинчук Г.М. Классификация продовольственного рынка [Текст] / Г.М. Зинчук [Текст] // Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. - № 5,- С. 26

7. Дыйканбаева Т.С., И.С.Фасихов // Альтернативные стратегии развития системы продовольственной безопасности Журнала «Economics», № 8 (17), Россия-Москва 2016, с.5-12., 1 п.л.

8. Солехзода А.А., И.С.Фасихов // Факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности Журнала «Научные исследо-вания: Ключевые проблемы III тысиячелетия», Россия-Москва 8 (9), 2016, С.15-23, 1 п.л. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1607780/. (дата обращения: 20.12.2019).

9. Фасихов И.С.// Экономика, № 1 (26), 2016, с.94-101) 0,3 п.л., г.Бишкек, КР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1591350/. (дата обращения: 20.12.2019).

SWOT-АНАЛИЗ АО «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЫ» Саламатина К.А.

Саламатина Кристина Александровна - магистрант, направление: управление качеством, кафедра технологии производства и переработки продукции животноводства, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, г. Саратов

Аннотация: проведен анализ теоретического материала, касающегося SWOT-анализа, выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы одной организации. Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, возможности, угрозы, внешняя среда, внутренняя среда.

Метод SWOT-анализа — универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT-анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек [1].

Рассмотрим SWOT-анализ деятельности фирмы или производственного предприятия.

Для любой организации необходимо определять сильные и слабые стороны, также возможности и угрозы, которые могут сходить из внешней среды. Если не осуществлять такую оценку, то шансы на успех в работе организации снижаются.

Для того чтобы не возникало кризисных ситуаций в организации, необходимо проводить тщательный анализ внутренней и внешней среды. А для поиска выхода из кризисных ситуаций необходимы устранить значимые причины их появления.

Самый удобный способ оценки положения организации является SWOT-анализ. Впервые это название публично озвучил профессор К. Андрюс в 1963 году в Гарварде [2].

SWOT - это аббревиатура начальных букв английских слов.

Strengths - силы. Внутренняя характеристика организации, которая дает преимущество перед конкурентами;

Weaknesses - слабости. Внутренняя характеристика организации, которая является слабой перед конкурентами, организация имеет силы для ее улучшения;

Opportunities - возможности. Внешняя характеристика, которая необходима всем организациям на рынке для расширения;

Threats - угрозы Внешняя характеристика, которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

После рассмотрения этих факторов принимают решения по корректировке стратегий организации. Они определяют ключевые моменты организации деятельности.

При оценке внешней среды стоит учитывать [3]:

- законодательство и политический климат,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.