ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1 2 Пираков Р.М. , Фасехзода И.С.
1Пираков Рустам Музафарович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,
кафедра бухгалтерского учета;
2Фасехзода Ислом Саймирзо - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,
кафедра экономического анализа, Таджикский государственный финансово-экономический университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о необходимости разработки и реализации продовольственной безопасности. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в стратегию, в том числе физическая и экономическая доступность качественного продовольствия, сохранение экологических норм и эффективного менеджмента, соблюдение агротехнических норм и в целом использование преимуществ страны в производстве органической сельскохозяйственной продукции. Достижение стратегических целей, доступность продовольствия населению, снижение уровня бедности и развитие агропромышленного сектора составляют основу исследования. Ключевые слова: продовольственная безопасность, стратегия, доступность продовольствия, агротехнические нормы, продовольственное обеспечение, норма потребления, рынок.
В период трансформации экономики Республики Таджикистан в рыночную и при проведении институциональных преобразований с формированием новых форм хозяйствования в селе возникает необходимость проведения исследования хозяйственного поведения экономических субъектов в плане обеспечения населения страны продовольствием. Ограниченными и эффективными институциональными образованиями в новых условиях хозяйствования становятся дехканские (фермерские) хозяйства, а также свойственные для сельской местности страны личные подсобные хозяйства, обеспечивающие домохозяйства продовольствием, как через рынки местного уровня, так и в форме организации натурального хозяйства, которая занимает значительную долю в совокупном объеме потребности населения страны в продовольствии.
Региональные экономические, социальные и экологические контрасты в Республике Таджикистан хоть не резки, но в определенной рельефно-географическом аспекте и в плане орошения земель регионы имеют определенные отличия. В плане формирования общих правил поведения и уклада экономической жизни общество страны основано на традициях и поэтому личные подсобные хозяйства и задатки натурального хозяйства свойственны для экономики страны. Поэтому на современном этапе реформирования экономики приходится искать, определять, обобщать, уточнять и качественно дополнять направления развития в сфере производства и распределения, в сельскохозяйственном и продовольственном секторе экономики. Правительство Республики Таджикистан ставит первоочередную задачу в пределах всей страны, в том числе и регионов максимального использования земельных, что предполагает широкие полномочия и обязанности руководства областей и районов в решении задачи обеспечения населения региона продуктами питания.
Обеспечение относительной самодостаточности национальной экономики Республики Таджикистан предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.
Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться, прежде всего, в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны, в том числе и продовольственной и упрочнением ее позиций на мировой арене.
Элементами системы обеспечения населения регионов продовольствием являются:
- информационный ресурс, которые состоит из данных анализа и прогнозирования этого рынка;
- деятельность по формированию запасов продуктов питания на основе создания соответствующей инфраструктуры с современным оборудованием;
- рыночные институты и модернизированные рынки (перерабатывающие предприятия склады для запасов, разветвлённая сеть магазинов розничных продаж, оптовые продовольственные рынки, ярмарки и т.п.);
- продовольственный маркетинг и оперативный мониторинг.
Все эти элементы во взаимосвязи формируют систему продовольственного обеспечения страны и ее регионов. В современных условиях переходной экономики теория управления продовольственным комплексом обосновывает необходимость формирования модернизированных рынков, направленных на достижение конечных целей жизнедеятельности человека. Какой рынок нужен странам с переходной экономикой, имеющие свою специфику преобразования зависит от конкретизации этого понятия в рамках системного анализа.
На наш взгляд, наиболее приемлемой и полной является следующая формулировка.
Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов.
Характеризуя рынок необходимо отметить, что основным его элементом является товар, который выступает предметом экономических отношений. В зависимости от типа товара и определяется тип рынка, т.е. продовольственный товар реализуется на продовольственном рынке.
Продовольственный товар - это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма.
Рынок продовольственных товаров - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что понятие «продовольственный рынок» имеет качественно различные определения, соответствующие разнообразным трактовкам общего понятия «рынок». Развитие суждений о понятии рынка от обиходного, поверхностного и лишенного экономической сущности определения его как места, где совершается массовый товарный обмен, до современных суждений не позволили дать его однозначного толкования. На современном этапе насчитывается несколько сот неоднозначных формулировок исследуемой категории. При этом недостаточная глубина свойственна тем, которые определяют рынок как институт или механизм, используемый людьми для торговли, поскольку подобные определения сводят содержание рынка лишь к его организационным формам.
Односторонним является рассмотрение рынка как совокупности существующих и потенциальных покупателей товара, которое можно оправдать лишь маркетинговым подходом к его изучению хозяйствующими субъектами. Определение рынка как сферы обращения, обеспечивающей на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения, не
раскрывает в достаточной мере всей его сущности, так как отражает лишь инфраструктурную составляющую рынка.
Рассмотрение рынка продовольственных товаров как составной части экономики, охватывающей производство, распределение, обмен и потребление продовольственного сырья и продуктов питания, подчеркивает его воспроизводственный характер, с чем нельзя не согласиться.
Однако следует заметить, что взаимодействие субъектов продовольственного рынка лишь способствует обеспечению непрерывности воспроизводственного процесса, а не является им самим.
Наиболее распространенное определение рынка как системы экономических отношений между продавцами и покупателями, которой придерживаются многие авторы, лишь на первый взгляд является безупречным, так как оно не предполагает, что в рыночных условиях могут возникать взаимодействия не только между продавцами и покупателями, но и внутри данных групп. Например, взаимодействие между продавцами, формирующее конкурентную среду на рынке.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что наиболее целесообразным будет определение продовольственного рынка, как системы пространственно направленных экономических отношений между производителями, субъектами рыночной инфраструктуры и потребителями, а также внутри данных групп, формирующих предложение и спрос на продовольственные товары. Безусловно, такое определение требует ряда сопутствующих уточнений, позволяющих раскрыть в полной мере экономическое содержание категории «продовольственный рынок», которое является сложной пространственно-экономической системой, состоящей из многочисленных элементов и связей между ними.
Конкретизируя понятие продовольственного рынка, необходимо рассмотреть его первичную структуру, в которой, на наш взгляд, следует выделить три основных элемента: субъекты продовольственного рынка; объекты продовольственного рынка; характер экономических отношений между субъектами продовольственного рынка. К субъектам продовольственного рынка следует отнести не только покупателей и продавцов, но и производителей продовольственных товаров. При этом спрос на продовольственном рынке проявляется в форме пространственно распределенных потребностей населения в продуктах питания, подкрепленных его финансовыми возможностями1.
Под объектами продовольственного рынка следует понимать реализуемые производителями или продавцами материальные блага (товары), способные удовлетворить потребности покупателей в еде. Объект купли-продажи выступает и главным аргументом необходимости разграничения продовольственного и сельскохозяйственного рынков, поскольку на первом могут быть предложены товары, не имеющие отношения к сельскому хозяйству вообще (газированные напитки), а на рынке сельскохозяйственного сырья могут реализовываться и непродовольственные товары (корм для скота, шерсть и т.п.).
Последним элементом структуры продовольственного рынка является характер экономических отношений, возникающих между субъектами рынка. Речь идет о конкурентной среде, которая представляет собой соревнование производителей и продавцов продовольственных товаров за привлечение конечных потребителей и максимизацию прибыли.
Основные игроки структуры продовольственного рынка - это промышленные предприятия, дехканские (крестьянские) и фермерские хозяйства. Основные участники -биржи, аукционы, ярмарки, оптовые рынки. Особая роль принадлежит государству, которое выступает субъектом контроля и регулирования протекающих в продовольственном комплексе страны и регионов экономических процессов (Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан, местные органы власти и управления и следует отметить, что в Республике Таджикистан продовольственный комплекс длительное время
1 Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. // Экономист. № 9. 2007. С. 25-27.
функционировал в условиях административно-распределительной экономики, которая отличалась иерархической организационной структурой с жестко определенными хозяйственными связями и вертикальной административной подчиненностью сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий вышестоящим организациям.
География Таджикистана, расчленяющая его территорию по признаку локализации потоков движения малотранспортабельной продукции на три географические зоны, делает возможным четко выделить следующие подкомплексы республиканского продовольственного комплекса:1
- Южно-Таджикский продовольственный подкомплекс, совпадающий с границами ЮжноТаджикского территориально-производственного комплекса и включающий Гиссарскую и Гармскую природно-хозяйственные зоны, Кулябскую и Курган-Тюбинскую зоны;
- Северо-Таджикский продовольственный подкомплекс, объединяющий три природно-хозяйственные зоны Согдийской области;
- Памирский продовольственный комплекс, функционирующий в составе 6 районов ГБАО.
В рамках продовольственной безопасности страны необходимо теоретически
определить системно место системы продовольственного обеспечения населения и категориально различать продовольственный рынок от этой системы и продовольственного комплекса. Методологический подход заключается во взаимосвязях этих элементов и функциональной схеме (см. рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязи элементов системы продовольственного обеспечения в рамках продовольственной безопасности страны
Как видно из рисунка в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны система продовольственного обеспечения населения может существовать только с системой государственного регулирования и формированием запасов продовольствия с элементами перераспределения. Заметим, что методологически перераспределительная функция, которая не свойственна принципам свободного рынка, играет главенствующую роль.
1 Кудратов Р.Р. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях малоземелья и трудоизбыточности. М.: МАКС Пресс, 2005. С. 214.
39
Продовольственный же рынок является одним из элементов продовольственного обеспечения населения, который функционирует по принципам рыночных отношений, на основе взаимодействия спроса, предложения и конкуренции. Схематической функцией продовольственного рынка выступает: производство-распределение-потребление.
Однако, следует различать продовольственный комплекс от продовольственного рынка по механизму их функционирования и схеме производственных отношений. Продовольственный комплекс - это совокупность технологической взаимосвязи и цепочки производства и реализации продовольственных товаров по схеме: сырье - полуфабрикаты -готовая продукция - реализация (сбыт) - обслуживание (инфраструктура). Анализ состояния продовольственного комплекса страны выступает информативным ресурсом в системе продовольственного обеспечения населения страны.
В условиях переходной экономики и перехода к открытой системе хозяйствования продовольственный комплекс Республики Таджикистан находится в кризисном состоянии, подверженный внутренним и внешним факторам.
По мнению Кудратова Р.Р. одной из причин спада агропромышленного производства является отсутствие четкого отраслевого управления, диспропорции отраслей сельского хозяйства с соответствующими перерабатывающими отраслями промышленности, иначе говоря, отсутствие агропромышленной интеграции.1
Однако, при формировании развитой системы продовольственного обеспечения населения и модернизированного рынка продовольствия развитие продовольственного комплекса осуществится посредством автоматически встроенных механизмов саморегуляции. Поэтому важно, чтобы в рамках продовольственной безопасности страны формировать развитую систему продовольственного обеспечения населения страны и ее регионов. Поэтому нами в рамках диссертационного исследования рассматривается главные ее элементы, такие как продовольственный рынок и система государственного регулирования (как продовольственного рынка, так и продовольственного комплекса).
Для более глубокого понимания сущности продовольственного рынка необходимо рассмотреть его видовое разнообразие, которое обусловливается наличием большого числа классификационных признаков. В существующих исследованиях отсутствуют единые подходы к выделению этих признаков, которое должно отвечать требованиям системного подхода и необходимости обеспечения чистоты и непересечения входящих критериев.
Список литературы
1. Эмомали Рахмон. Послание Маджлиси Оли Республики Таджикистан (Парламенту) // Народная газета. 26 апреля 2016 года.
2. Юнусова П. С. Региональный уровень продовольственной безопасности // Нац. интересы: приоритеты и безопасность, 2009.№ 15. С. 59-64.
3. Абдимолдаева Н.Н. Поддержка сельского хозяйства в странах-членах ВТО и интеграция аграрных рынков стран Таможенного союза в мировую экономическую систему. / Н.К. Абдимолдаева // Евразийская экономическая интеграция, 2010. № 2 (7). С. 61-72.
4. Солиев А.А., Фасихов И.С. // Кластерный принцип организации мониторинга и прогнозирования продовольственного рынка страны и ее регионов Вестник Таджикского национального университета, в серии экономических наук, Душанбе, 2014. (149) №2/8. -С. 3-7.
5. Кудратов Р.Р. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях малоземелья и трудоизбыточности. М.: МАКС Пресс, 2005.
6. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. // Экономист. № 9, 2007.
1 Кудратов Р.Р. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях малоземелья и трудоизбыточности. М.: МАКС Пресс, 2005. С. 63.
40
7. Дыйканбаева Т.С., И.С.Фасихов // Альтернативные стратегии развития системы продовольственной безопасности Журнала «Economics». № 8 (17). Россия-Москва, 2016. С. 5-12. 1 п.л.
8. Солехзода А.А., И.С.Фасихов // Факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности Журнала «Научные исследо-вания: Ключевые проблемы III тысячелетия», Россия-Москва 8 (9), 2016. С. 15-23, 1 п.л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1607780/ (дата обращения: 01.02.2019).
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ Муравьева Н.Ю.1, Рожко М.С.2
1Муравьева Наталья Юрьевна - старший преподаватель; 2Рожко Марина Сергеевна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова
Аннотация: в статье рассмотрены пути повышения информативности финансовой отчетности путем включения в нее информации о социальной активности организации для удовлетворения требований заинтересованных сторон.
Ключевые слова: финансовая отчетность, социальная активность, информативность.
В современной мировой экономике стандартная финансовая отчетность перестала быть достаточной для заинтересованных пользователей. Для устойчивого развития своего бизнеса организации должны составлять отчетность в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности [1].
В настоящее время в международной практике ведения социальной отчетности фирм наибольшее распространение получили три стандарта: «Директивы глобальной отчетности» (GRI, Global Reporting Initiative), «Ответственность 1000» (Accountability 1000, AA1000) и ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности».
Данные стандарты легли в основу ведения социально активной деятельности организаций.
Основным документом, регламентирующим учет социальной активности, является стандарт «Ответственность 1000». Он содержит основные рекомендации, которыми пользуются компании при выборе политики социальной активности. В числе прочих стандарт предлагает методики по ведению диалога между заинтересованными лицами, проведению ревизий и проверок общественных отчетов, исследований в социальной сфере и профессиональному обучению специалистов.
Информации, содержащейся в управленческом отчете, также стало недостаточно, так как она не затрагивает нефинансовую сторону детальности организации. «Директива глобальной отчетности» предлагает включить в отчеты информацию по следующим направлениям:
- экологические и социальные вопросы;
- аспекты борьбы с коррупцией и взяточничеством;
- вопросы касательно уважения прав человека.
Отчетность, составленная в соответствии с директивой GRI, должна включать следующую информацию, указанную на рис. 1.
Так как социальная отчетность базируется на тех же принципах, что и обычная финансовая, связь между их данными обеспечить достаточно легко. Также директива требует представлять информацию в отчетах в динамике, как минимум за два отчетных периода.