Экономика ^ЫтГ/
ВЫРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
повышения доступности и качества продовольствия
для населения региона
А. А. ЛУЩИК,
соискатель, Иркутская ГСХА
664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, до востребования; тел. 89500512623; e-mail: mralexsandr@yandex.ru
Положительная рецензия представлена Л. А. Калининой, доктором экономических наук, профессором (Иркутская государственная сельскохозяйственная академия).
Ключевые слова: экономика, регион, продовольствие, качество, доступность, безопасность. Keywords: economy, region, the foodstuffs, quality, availability, safety.
Решение проблемы обеспечения населения доступным продовольствием является необходимым элементом обеспечения национальной безопасности любого государства. Рыночные преобразования привели к принципиальным изменениям экономических отношений субъектов рынка в сфере обеспечения населения доступным продовольствием как в целом по стране, так и в отдельных регионах.
Вопросы региональной социально-экономической политики в части формирования и развития продовольственных рынков еще более значимы для тех регионов, где на протяжении многих лет самообеспечение основным набором продуктов и сельскохозяйственным сырьем было на достаточном уровне, а в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования и с введением требований Всемирной торговой организации (ВТО) по ограничению прямой государственной поддержки местных товаропроизводителей стало недостаточным даже на уровне минимальных границ рациональных норм обеспечения населения питанием.
цель и методика исследования.
Целью работы в рамках представленного материала явилось исследование особенностей обеспечения населения продовольствием в субъектах Российской Федерации на примере Иркутской области для выработки социально-экономических механизмов повышения доступности и качества продовольствия для населения регионов.
Исследование проводилось с применением системного подхода, использованием методов экономического, статистического, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа. Для изучения региональных особенностей фактической ситуации по рассматриваемой проблематике автором в декабре 2011 г. проведен социологический опрос населения с комплексным анализом полученных результатов.
результаты исследования.
В качестве резервов повышения уровня потребления населением продовольствия в соответствии с рациональными нормами питания предлагаем рассмотреть следующие:
1. Снижение доли экспорта за пределы региона без ограничения конкуренции и нарушения системы межрегионального обмена возможно в части централизованной закупки продовольствия для внутрирегиональных нужд, в т. ч. для бюджетных организаций, и создания условий, благоприятствующих реализации продукции, произведенной местными товаропроизводителями внутри региона.
2. По данным проведенного анкетирования, из 753 опрошенных домохозяйств Иркутской области 63 % респондентов ответили положительно на вопрос о
готовности самостоятельно выращивать (производить) продукты питания при наличии земельного участка, 7 % затруднились ответить. Большинство положительных ответов дали молодые люди. Таким образом, на региональном уровне возможно рассмотрение вопроса предоставления земельных участков на правах социальной аренды, общего пользования (коллективные обрабатываемые земли) и других основаниях в пригородной зоне и сельской местности. Для обеспечения возделывания земель в пригородной местности необходимо решение вопроса транспортной доступности. Данные механизмы возможны для внедрения после апробации пилотных проектов такого рода.
3. Для полного удовлетворения потребности населения в продуктах питания необходима политика централизованных закупок продовольствия за пределами региона и их распределение через сети общественного питания бюджетных учреждений.
4. Рекомендуется тиражирование опыта работы социальных столовых, обеспечивающих льготное питание горячими обедами пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников и безработных по месту жительства.
Для оценки прочих резервов повышения доступности продовольствия обратимся к данным проведенного анкетирования.
Респонденты получают 52 % продовольствия за счет его приобретения на продовольственном рынке, 23 % выращивают (производят) самостоятельно, 15 % получают от родственников, прочие поступления занимают 10 %. Собственное производство продуктов среди сельского населения Иркутской области на 13 % больше аналогичного показателя по городским домохозяйствам. Почти половину продовольствия от общей потребности население села, как и города, приобретает на общем продовольственном рынке.
Снижение доли собственного производства сельскохозяйственной продукции на селе обусловлено закрытием ряда сельскохозяйственных предприятий или сокращением объемов производства на них. Отсутствие техники на селе не дает возможности полноценной обработки земельных участков и заготовки кормов. Кроме того, сокращение рабочих мест снижает общий размер денежного дохода населения сельской местности, и приобретать продукты, привозимые из других территорий, становится все сложнее. При этом социальное питание на селе почти отсутствует.
Для повышения уровня обеспечения продуктами питания, в том числе за счет собственного производства, в сельской местности возможна реализация следующих мероприятий:
а) привлечение (аренда) сельскохозяйственной техники с частичной компенсацией расходов за счет
www.m-avu. narod. ru
75
Экономика
средств местных бюджетов территорий (при увеличении источников их доходов):
— для обработки земельных участков сельских домохозяйств в весенний и осенний периоды;
— для заготовки кормов в летний период;
— для транспортировки (доставки) заготовленных кормов с сенокосных угодий на личное подворье в зимний период;
б) организация социального питания обучающихся в школьных и дошкольных образовательных учреждениях;
в) организация горячего питания для пенсионеров и жителей из числа групп риска на базе школьных столовых с частичной компенсацией стоимости питания.
Внедрение данных механизмов в практику территорий возможно как в рамках действующих планов, так и в качестве внесения изменений и дополнений в региональные и федеральные программы поддержки села.
Вопрос обеспечения населения доступным продовольствием тесно связан и с обеспечением качества продуктов питания на рынке продовольствия региона. Данные проведенного анкетирования показали, что наибольший удельный вес в общей структуре частоты покупки некачественных продовольственных товаров занимают ответы респондентов «1-2 раза в месяц» и «1-2 раза в полгода». Наименьшее количество покупок некачественного продовольствия отмечено среди группы работающего населения с доходами на 1 члена домохозяйства 11-26 тыс. руб., наибольшее — среди учащихся с доходом 3-10 тыс. руб.
При покупке некачественных товаров действия покупателей распределились следующим образом:
— возвращают покупки продавцу / просят убрать товар с реализации — 33 %;
— возвращают покупки продавцу / просят убрать товар с реализации и стараются избегать дальнейших покупок у данного продавца — 12 %;
— стараются избегать дальнейших покупок у данного продавца — 42 %;
— не предпринимают никаких действий — 12 %;
— прочие действия — 1 %.
Таким образом, можно отметить, что после обнаружения некачественных продуктов на прилавках магазинов из-за бездействия покупателей остается 54 % некачественных товаров. При этом обращения в контролирующие органы при покупке некачественных продуктов отметили менее 0,3 % респондентов. При обращении в контролирующие органы вопросы покупателей были решены и их права защищены в 71 % случаев.
В целом залогом безопасности продуктов для респондентов явились:
— указание производителя и состава ингредиентов на упаковке — 22 %;
— указание производителя и состава ингредиентов на упаковке и наличие сопроводительных сертификатов соответствия качества — 13 %;
— наличие сопроводительных сертификатов соответствия качества — 11 %;
— указание производителя и состава ингредиентов на упаковке, наличие сопроводительных сертификатов соответствия качества и наличие положительных результатов независимых экспертиз — 7 %;
— личная визуальная оценка — 8 %;
— наличие положительных результатов независимых экспертиз — 4 %;
— доверие к продавцу — 2 %;
— прочие и комбинированные ответы — 33 %.
Среди учащейся и работающей групп населения самостоятельно добавили свой ответ «дата изготовления» порядка 2 % опрошенных. Данный показатель свидетельствует об интересе приобретения не только годной по указанному сроку хранения (годности) продукции, но и наиболее свежих (по дате изготовления) товаров.
На вопрос «Готовы ли Вы платить больше за продукты, произведенные в соответствии с высокими экологическими стандартами качества?» ответили:
— да — 67 %;
— нет — 29 %;
— затруднились ответить 4 % респондентов.
В качестве положительного момента можно отметить тот факт, что 70 % опрошенных домохозяйств знают способы проверки качества продуктов питания, в связи с чем в рамках настоящего исследования нами предлагается включение в программные мероприятия социально-экономической региональной политики обеспечения населения доступным продовольствием создание условий для самостоятельной проверки качества продовольствия его потребителями.
Для контроля качества реализуемой продукции на рынке продовольствия представляется возможным оснащение крупных торговых точек не только информацией о правилах торговли и правах покупателей, но и диагностическим оборудованием, позволяющим проведение экспресс-анализов соответствия качества продуктов нормативным показателям.
Из диагностического тестового оборудования могут быть использованы:
— нитратомеры — приборы для измерения нитратов в овощах и фруктах;
— дозиметры для измерения радиационного фона;
— тест-система «Свежесть мяса», предназначенная для химического контроля свежести мяса и субпродуктов;
— тест-система «Сода в молоке», предназначенная для определения примеси соды в молоке;
— тестовые системы проверки качества воды;
— тест-системы «Свежесть молока», «Свежесть рыбы», «Мед» и т. п.
Использование данных тестов на первом этапе внедрения возможно в рамках проведения «Месячников качества», а в последующем, при положительном интересе населения, внедрять повсеместно в крупные магазины, супермаркеты и розничные рынки.
Для информирования населения о нормах здорового питания, нормативах качества продовольствия, способах проверки соответствия им фактических показателей и правилах обращений в контролирующие органы необходим комплекс мероприятий информационной направленности, включающий в себя:
— выпуск серии информационных передач в СМИ: на телевидении, радио, в печатных и электронных изданиях;
— распространение памяток населению в муниципальных учреждениях различной направленности, в местах продаж продовольствия;
— включение в курс уроков ОБЖ и дополнительных уроков (специализированных образовательных программ) в рамках региональных составляющих отдельных часов по здоровому образу жизни, нормам здорового питания (в том числе составление диет) и способам проверки качества продовольствия;
— проведение встреч, бесед, лекционно-практических курсов с рабочими коллективами, студенчеством.
76
№№№. т-Э¥и. пэгос!. ги
Экономика
выводы. Рекомендации.
В целях обеспечения населения субъектов Российской Федерации доступным и качественным продовольствием по итогам проведенных исследований нами предлагается реализация комплекса мер, представленных выше, для реализации в ходе совершенствования социально-экономической политики региональных властей.
Важно отметить, что проведение информационнопросветительской кампании, направленной на повышение покупательной грамотности населения и информирования жителей регионов о нормах здорового питания, позволит существенно повысить уровень
информированности населения по рассматриваемым вопросам и степень защищенности населения от потребления некачественного продовольствия.
Увеличение потребления населением продовольствия до нижних границ рекомендуемых норм потребления возможно за счет внутренних резервов при построении плановой централизованной работы региональными властями. Обеспечение контроля качества производимых и ввозимых сельскохозяйственных товаров и продукции пищевой промышленности наряду с действующими контрольными мерами государства необходимо дополнить мероприятиями по созданию условий для самостоятельной проверки качества продовольствия покупателями в момент его приобретения.
влияние производственно-экономических факторов на организацию производства товарного карпа в северной зоне рыбоводства (на примере сгуп рыбхоз
«пихтовка» удмуртской республики)
А. К. осипоВ,
доктор экономических наук, профессор
т. г. Крылова,
аспирант, ижевская ГСХА
427430, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Степана Разина, д. 11, кв. 118; тел. 8(34145)55240;
е-mail: Tamara12061985@yandex.ru
Положительная рецензия представлена И. М. Гоголевым, доктором экономических наук, профессором, ведущим научным сотрудником Удмуртского филиала Института экономики УрО РАН.
Ключевые слова: организация производства прудового рыбоводства с учетом производственноэкономических факторов, количество и качество рыбопосадочного материала, количество и качество корма, плотность посадки, рыбопродуктивность, навеска.
Keywords: organization of production of pond fish culture in the light of industrial and economic factors, the quality and quantity of fish stocks, the number and quality of food, stocking density fish productivity, average weight of fish.
Во всем мире рыбное хозяйство рассматривается как один из важнейших компонентов обеспечения продовольственной безопасности государства, играя важную роль в обеспечении населения страны рыбными продуктами. Как и вся рыбная отрасль, сфера разведения рыбы в России находится не в лучшем состоянии. В нашей стране объем аквакультуры составляет всего 0,2 % от общемирового — мы не входим даже в двадцатку лидеров отрасли [3].
В передовых развитых странах потребление рыбной продукции в настоящее время превышает долю мясной продукции. При этом рыбный рацион на 30-35 % состоит из пресноводной рыбы. К сожалению, в нашей стране эти показатели уступают в несколько раз.
В целях удовлетворения общественных потребностей в пресноводной рыбе на территории Удмуртской Республики 1976 г. был создан СГУП Рыбхоз «Пихтовка».
Рыбхоз «Пихтовка» Воткинского района — единственное полносистемное рыбоводное хозяйство, которое применяет интенсивные технологии выращивания товарной рыбы с использованием новых рыбоводных приемов, нестандартных технологических схем, которые родились в самом хозяйстве.
Несомненно, только правильная организация производства может привести к высоким показателям эффективности производства. Существует ряд факторов, которые в значительной степени оказывают влияние на выход товарной продукции и на деятельность предприятия в целом. В состав этих факторов следует включить: количество и качество применяемых кормов, количество и качество рыбопосадочного материала. Воздействие
шшш.т-ауи. пагоб. ги
перечисленных выше факторов необходимо учитывать при организации производства товарного карпа в Северной зоне рыбоводства.
Необходимо отметить, что в научной литературе по рыбоводству и экономике имеются некоторые исследования по данной теме. В. В. Варфоломеев, Г. С. Крылов (1986), Т. Г. Крылова (2008) сделали анализ работы единственного полносистемного в Удмуртии рыбхоза «Пихтовка». Однако глубокий экономический и производственный анализ влияния различных факторов на организацию производства рыбы в Северной зоне рыбоводства в научной литературе не сделан.
Количество и качество рыбопосадочного материала имеет большое значение при зарыблении нагульных прудов. От них напрямую зависит плотность зарыбления, т. е. то, какое количество рыбопосадочного материала запущенно на 1 га пруда (тыс. шт/га). При сверхплотной посадке ожидаемый конечный результат может оказаться неудовлетворенным, т. к. среднештучная масса товарной рыбы осенью будет ниже показательного оптимума из-за систематической нехватки искусственных кормов в летней период. Дальнейшая интенсификация процесса кормления очень опасна из-за ухудшения газохимического режима пруда и возникновения летних заморов, которые могут вызвать массовую гибель всей растущей рыбы.
Исследования, которые проводились в СГУП Рыбхоз «Пихтовка», наглядно показали, что увеличение плотности зарыбления нагульных прудов не приводит к увеличению рыбопродуктивности. Следовательно, общий выход товарной рыбы при высокой плотности посадки
77