Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта работы со студентами в аграрных вузах России'

Использование зарубежного опыта работы со студентами в аграрных вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / GLOBALIZATION / VOCATIONAL TRAINING / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарёв Андрей Геннадьевич

Статья посвящена актуальной теме повышению эффективности системы профессионального образования, призванного обеспечить все отрасли отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of a foreign operational experience with students in agrarian high schools of Russia

Is devoted a vital topic to increase of a system effectiveness of the vocational training, called to provide all branches of domestic economy

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта работы со студентами в аграрных вузах России»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 387:63

А.Г. Бочкарёв, канд. ист. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московской государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ РОССИИ

Глобализация современного мира затрагивает все сферы человеческой деятельности, включая и просветительскую. Остро стоит задача перестройки системы высшего образования в соответствии с запросами быстро меняющегося мирового сообщества, кровно заинтересованного, чтобы новое поколение политиков, государственных деятелей, бизнесменов и ученых могло принять на себя вызовы новой эпохи. Именно от того, какими знаниями и умениями будут обладать они, во многом зависит стабильность и благополучие миллиардов жителей планеты.

Современной высшей школе предстоит проделать огромную работу по трансформации сложившейся образовательной системы в соответствии с требованиями XXI столетия. Ясно, что для выполнения этой задачи потребуется объединение совместных усилий научных и педагогических кадров всех стран мира. В связи с этим весьма актуальным является изучение опыта зарубежных вузов по налаживанию новых форм работы со студентами.

Выполняя свою высокогуманную просветительскую миссию, высшая школа одновременно является и выгодной отраслью предпринимательства, предоставляющая своим многочисленным клиентам самые различные предложения на всемирном рынке образовательных услуг. Лидирующие позиции на нем занимают США. Только за 2007/2008 учебный год 623 805 иностранных

86

студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, заплатили за учебу более 15 млрд долл. [1]. Если сопоставить эти цифры с прибылью, получаемой от торговли оружием (около 5 млрд долл. — США и 3 млрд — Россия), то будет ясно, что образовательный бизнес не только во сто крат гуманнее «торговли смертью», поскольку несет не кровь и разрушение, а знания, но и гораздо более прибыльное дело. Конкуренция здесь между его участниками так же остра, поэтому борьба за качество предлагаемых потребителю образовательных услуг всегда стояла и стоит во главе угла при разработке стратегии модернизации высшей школы развитых индустриальных держав.

Много внимания в этом плане на Западе уделяется и совершенствованию системы высшего профессионального образования, являющегося весьма привлекательным для абитуриентов из развивающихся стран. Помимо коммерческой значимости профессиональное, в том числе и сельскохозяйственное образование выполняет огромную практическую миссию. Именно от того на каком уровне будут подготовлены молодые специалисты-аграрии зависит не только внутренняя стабильность западных держав, являющихся главными экспортерами сельскохозяйственной продукции, но и жизнь сотен миллионов жителей планеты, над которыми реально зависла угроза голодной смерти. По данным ООН в мире ежедневно от недоедания умирают десятки

тысяч детей, а около 800 млн человек бедствуют от голода и нищеты [2].

США, занимающие ключевые позиции в мире агробизнеса, вкладывают большие средства на поддержку своей высшей сельскохозяйственной школы и развитие аграрной науки. Так, Министерство сельского хозяйства США ежегодно выделяет на совершенствование учебного процесса аграрным вузам около 100 млн долл. [3]. Но и в столь, казалось бы, стабильном американском обществе, обладающим высокотехнологичным сельским хозяйством и хорошо оснащенной учебно-практической базой для подготовки своих специалистов, все сильнее проявляется обеспокоенность отставанием аграрной школы от реалий нового времени.

В этих новых, непростых условиях сельскохозяйственные вузы должны стать той академической средой, в которой студенты и исследователи способны будут не только успешно овладевать знаниями, необходимыми для развития современного сельскохозяйственного производства, но и смогут найти в нем достойное место, постоянно совершенствуя при этом свое профессиональное мастерство.

Перемены настолько стремительны, что высшее сельскохозяйственное образование обязано не только поспевать за ними, чтобы обеспечить нормальное функционирование агропредприятий, но и быть инициатором всех нововведений в деле подготовки будущего поколения специалистов. От аграрных вузов ожидают более динамичного подхода к составлению учебных программ и к самому процессу обучения студентов, что чрезвычайно важно, поскольку во многих из них, как признают сами американцы, сохраняется непонимание необходимости отказа от традиционных методов в преподавательской практике.

Заметно изменился и качественный состав контингента студентов, желающих связать свою судьбу с сельскохозяйственной карьерой. Это уже не однородная масса выходцев из фермерских семей. Число потомственных молодых аграриев постоянно сокращается в общей студенческой массе. В то же время увеличивается процентное соотношение студентов, различающихся по возрастному уровню, национальной принадлежности и по своему социальному происхождению. Такому неоднородному студенчеству трудно понять насколько тесно взаимосвязаны многие изучаемые в вузах дисциплины с проблемами современного сельского хозяйства и какие возможности открываются перед ними в будущем, если они пожелают сделать свой выбор на поприще агробизнеса. Поскольку у студентов уже имеется повышенный интерес к различным научным, предпринимательским, природоохранным, социальным и другим сферам деятельности, задачей преподавателей является показать насколько все они взаимосвязаны с сельским хозяйством и что успешно занимать-

ся ими вполне можно, выбрав аграрную специализацию в качестве своей будущей карьеры.

Многие преподаватели не имеют должного представления о работе современного агропроизводства, что не дает им возможности донести до студентов в нужном объеме идеи концепции и навыки, которые потребуются будущим специалистам на практике. Лишь небольшое число вузов оказывает поддержку преподавателям, содействующим приобретению учащимися практического опыта в процессе обучения. Если вузы не обратят внимания на неотложность преобразовательных действий, то их сельскохозяйственные колледжи и кафедры могут в конечном итоге остаться устаревшими и малоэффективными. Выпускники не смогут удовлетворить быстро меняющиеся запросы общества и приобрести стабильную профессиональную должность, а нация в целом утратит позицию лидера в решении глобальных проблем, связанных с продовольствием и сельскохозяйственным производством.

Для усиления интереса обучающихся к аграрной тематике необходимо привлекать к раскрытию ее особой важности для общества как можно большего числа преподавателей вузов, так или иначе выходящих в своих лекторских курсах на одну из важнейших проблем современности — обеспечение национальной продовольственной безопасности. Вузы, по убеждению американских экспертов, должны предоставлять своим учащимся дополнительные возможности в получении всесторонних навыков практической работы в коллективе и приобретении умения руководить сотрудниками различных агрообъединений. Студентов следует активнее включать в научно-исследовательскую деятельность, знакомить их с международным опытом подготовки специалистов-аграрников через программу получения ими дополнительного образования за рубежом.

Академические институты, профессиональные организации и спонсорские фондовые группы должны, как подчеркивают они, поддерживать совершенствование и дальнейшее развитие преподавательской деятельности на местном, региональном и национальном уровнях. Особое внимание при этом следует уделить задаче формирования новой плеяды преподавателей из числа выпускников и аспирантов сельскохозяйственных вузов, обеспечив им возможность прохождения соответствующей педагогической практики. Академическим институтам и спонсорам следует выделить дополнительные средства для разработки новых курсов, учебных программ и педагогических пособий. В качестве создания дополнительного ресурса следует позаботиться о выделения для преподавателей свободного времени для самосовершенствования, посещения ими конференций с целью повышения квалификации

и ознакомления с новой педагогической литературой и передовыми технологиями. В этой связи неплохо было бы закрепить за ними дополнительное число ассистентов, что также могло бы способствовать высвобождению преподавателей от малопродуктивных повседневных обязанностей.

Одной из серьезных проблем, стоящих перед американскими вузами и профессиональными учебными заведениями других стран является ослабление интереса молодежи к аграрной тематике, отсюда уменьшение притока туда абитуриентов. Ряд специализирующихся в этой области кафедр, в частности кафедры экономики сельского хозяйства, уже столкнулись с необходимостью сокращения части сотрудников, а некоторые и вовсе пришлось закрыть из-за отсутствия достаточного количества студентов, желающих на них учиться.

Причину охлаждения интереса молодежи к выбору карьеры специалиста-аграрника американские исследователи усматривают в существенном изменении качественного состава контингента слушателей, поступающих в профессиональные учебные заведения.

Одним из путей обеспечения пополнения сельскохозяйственных вузов является, по мнению американских экспертов, развертывание агитационнопросветительской работы среди молодых людей, относящимся к различным национальным меньшинствам. Во многих университетах уже созданы общественные организации по подключению национальных меньшинств к изучению аграрных и близким к ним научных дисциплин (MANRRS). Они не только помогают развитию партнерских отношений между студентами различных землячеств, но и дают им возможность встречаться с представителями научных, правительственных и деловых кругов в университетских аудиториях и вне стен вузов. Первоочередной задачей этих обществ является попытка пропаганды в более доступной форме аграрных знаний перед этой частью молодежи, демонстрации возможностей карьерного роста, которая открывается перед теми, кто намерен стать специалистом в аграрной области. Отсутствие всякой иерархии в этих организациях создает атмосферу доверия и позитивного воздействия более опытных профессионалов на делающих лишь первые шаги в овладении аграрной наукой студентов. Наставничество, оказываемое здесь преподавателями, аспирантами, старшекурсниками, не ограничивается лишь поддержкой студентов младших курсов, а распространяется и на старшеклассников средних школ, задумывающихся о выборе сельскохозяйственной профессии.

Активисты организаций, работающие с национальными меньшинствами, стараются развенчать сложившийся еще в период рабовладения стереотип, что сельское хозяйство, в котором основную

88

часть трудовых ресурсов традиционно составляли представители низших слоев американского общества, и сегодня остается тяжелым, низкооплачиваемым занятием. В своей пропагандистской работе они делают упор на раскрытие перспектив, которые открывает молодым людям высшее профессиональное образование. Это и специализация в области рекламирования и продажи сельскохозяйственной продукции, и научно-исследовательская деятельность по разработке новых потребительских товаров, и контроль за потреблением водных, земельных других природных ресурсов, используемых в производстве продуктов питания. Вузовская администрация также поощряет активное подключение представителей национальных меньшинств к работе студенческих организаций, что позволит им лучше понять открывающиеся перед ними перспективы. Помимо этого участие в таких объединениях делает их более активными и осведомленными о всех сторонах университетской жизни.

По мнению американских экспертов, из-за стремительных демографических перемен в XXI столетии сегодняшние национальные меньшинства перерастут в наиболее многочисленные группы населения во многих странах мира. Поэтому для предотвращения возможных этнических столкновений и опасных межнациональных конфликтов уже сейчас надо задуматься над тем, как вывести молодых людей, воспитанных в семьях с низкими доходами, в атмосфере нищеты, преступности и унижения на путь к достойной человеческой жизни. И здесь первостепенное значение имеет своевременное предоставление им возможности получить приличное образование и достойную, хорошо оплачиваемую профессию, какие им и может дать высшая сельскохозяйственная школа.

Результативность таких целенаправленных действий будет носить не только социальнополитический характер, уменьшая накал межэтнических противоречий в обществе, но и принесет чисто экономическую пользу, поскольку сможет решить проблему полного обеспечения сельского хозяйства страны высококвалифицированными кадрами. За период с 1995 по 2000 год 4,7 % вакансий в агробизнесе, службе природопользования и ветеринарной медицине так и остались незаполненными [4]. А ведь эту нишу могли бы занять молодые люди различных национальностей в случае их успешного окончания аграрных учебных заведений.

Для привлечения представителей национальных меньшинств на учебу в сельскохозяйственные вузы и закрепления их там большую роль играет традиция наставничества молодежи, существующая во многих колледжах и университетах США. Проведение производственной практики под руководством опытных специалистов, организация бесед со студентами различных национальных земля-

честв, с приглашением наиболее успешных ученых и предпринимателей той же, что и их слушатели национальности, имеет большое значение для поднятия интереса этих студентов к сельскохозяйственной тематике. Своим личным примером они наглядно демонстрируют молодежи каких высот в научном и карьерном росте можно достичь, выбрав для себя сельскохозяйственную специализацию.

Эффективными наставниками могут стать и сами студенты старших курсов, проявляющие желание взять под свою опеку младших земляков. В университете штата Техас, где самым известным национальным объединением является испаноязычное землячество, существует давно сложившаяся практика опеки старшекурсниками вновь зачисленных учащихся. Делясь со своими младшими товарищами личным опытом учебы в вузе, они помогают университетской администрации не только повысить уровень успеваемости среди молодых людей, чьи родители в разное время эмигрировали из Мексики, но и закрепиться в вузе, уменьшив число студентов, оставивших учебу в университете до его окончания. Такие молодые наставники не только служат связующим звеном между администрацией, преподавателями и сотрудниками вуза, с одной стороны, и неоднородной по своему национальному составу студенческой массой — с другой, но и помогают привлекать на учебу дополнительное число ребят разной национальности, вносящих в университетскую жизнь богатство и разнообразие своих культурных традиций.

Являясь моделью для подражания, хорошо успевающие студенты-старшекурсники помогают своим младшим испаноязычным товарищам сделать плавный переход от учебы в средней школе к новым формам усвоения знаний в вузе и приобщить их к студенческой жизни. Помимо оказания помощи в учебе они берут на себя обязанность по налаживанию досуга своих подопечных, устраивая при поддержке администрации мероприятия, включающие в себя организацию совместных обедов, просмотр кинофильмов, проведение спортивных состязаний.

Студенческие организации университета штата Техас ведут работу и среди местного населения, убеждая учащихся ближайших средних школ серьезнее относиться к учебе, не бросать ее и продолжить образование в вузе, выбрав при этом аграрную или родственную с ней специальность. Для старшеклассников в университете проводится день открытых дверей, а сами студенты по собственному желанию отправляются в местные школы для бесед с учащимися.

Следует отметить, что и у российских вузов накоплен большой опыт работы, как по линии наставничества студентов, так и по налаживанию связей с общеобразовательными школами. Помимо это-

го их дополнительным резервом остаются средние профессиональные технические училища, переименованные после распада СССР в колледжи. Переживая нелегкие времена, лишенные должной государственной поддержки, эти учебные заведения продолжают выполнять свою основную функцию — поставки специалистов среднего звена на многочисленные агропредприятия страны. То, что таких специалистов катастрофически не хватает, а качество их подготовки оставляет желать лучшего, отмечают как наши, так и зарубежные эксперты. Один из них, британский специалист, работающий в крупной российской компании, занимающейся производством и поставками зерна на внутренний рынок и в страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, пишет по этому поводу: «Русские — это одни из самых трудолюбивых людей, с которыми мне когда-либо приходилось работать. Но им явно недостает профессионального тренинга и образования» [5]. Нехватка в сельском хозяйстве специалистов как высшей, так и средней квалификации пагубно сказывается на темпах его развития. Чтобы изменить ситуацию к лучшему и поднять престиж отечественной профессиональной школы, от нас потребуются значительные затраты на ее модернизацию, которые сполна могли бы окупиться уже в недалеком будущем.

Выводы

Изменение студенческого состава аграрных вузов как за рубежом, так и в России, ослабление интереса молодежи к работе в сельском хозяйстве делают как никогда ранее актуальным налаживание тесной кооперации в межвузовском обмене опытом не только по способам выживания на рынке образовательных услуг, но и по пропаганде перспектив, которые открывает молодым специалистам работа в современном, высокотехнологичном сельскохозяйственном производстве.

Без привлечения в аграрные вузы достаточного числа учащихся, без подготовки из них необходимого количества высокообразованных специалистов немыслимо ни создание инновационного агропроизводства, ни обеспечения продовольственной безопасности каждой отдельно взятой страны.

В связи с заметным увеличением представителей городских слоев в студенческой массе аграрных вузов, не имеющих ни малейшего представления о специфике сельской жизни, необходимо как можно шире использовать в учебном процессе производственную практику, которую студенты могли бы пройти либо на ферме, либо на крупном агропромышленном предприятии.

Опыт работы западных университетов с представителями различных национальных меньшинств весьма полезен и для нас. Привлечение в россий-

89

ские аграрные вузы выходцев из бывших союзных республик, осевших в России, позволит не только обеспечить подготовленными кадрами сельское хозяйство, но и в некотором отношении нормализует внутреннюю обстановку в стране.

Список литературы

1. McMurtrie, B. Foreign Students Hour Back Into the US / B. McMurtrie // The Chronicle of Higher Education. — Novevber 21. — 2008. — P. 22

2. Ban, Ki-moon. Remarks to General Assembly Meeting on the Global Food and Energy Crisis / Ki-moon Ban // UN News Center. — 2008.

3. Transforming Agricultural Education for the Changing World. — Wash., 2009. — P. 46.

4. Talbert, B.A. Using a Student Organization to Increase Participation and Success of Minorities in Agricultural Disciplines / B.A. Talbert, Jr. Larke, W.A. Jones // Peabody Journal of Education. — Vol. 74(2). — 2000. — P. 94.

5. Covell R. Russia on the Rise, but Beware the Pitfalls / R. Covell // Crops. — June 27. — 2008. — P. 28.

УДК 378.2:63

А.И. Мелентьева, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Становление профессионально активной личности специалиста в области сельскохозяйственного производства открывает дополнительные возможности повышения уровня знаний и опыта, благоприятствует социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, позволяет в будущей профессиональной деятельности охватывать своим влиянием все стороны общества и отдельного человека.

В связи с этим можно обозначить проблему формирования профессионально-познавательной активности студентов как одного из важнейших факторов, обусловливающих продуктивную карьеру выпускника, его профессиональную состоятельность как специалиста.

Психолого-педагогические аспекты познавательной активности получили свое широкое отражение в трудах Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Махмутова,

А.В. Петровского, Л.С. Рубинштейна, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной и других ученых.

В психологическом словаре понятие «активный» определяется как функционирующий, действующий. Трактовка понятия «активность», предложенная А.В. Петровским, предполагает рассматривать личность как подлинный субъект активности. Активность субъекта, подчеркивает автор, детерминирована изнутри, со стороны его отношения к миру и реализуется во вне — в процессах поведения. Ученый определяет активность как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как средство ее собственного движения. «Активность является определенной характеристикой деятельности, которая может быть более или менее активной, т. е. активность выступает в качестве показателя уровня деятельности».

90

По мнению А.Н. Леонтьева, активность личности характеризуется стремлением субъекта выходить за собственные пределы, способностью расширять сферу своей деятельности, действуя за границами требований ситуаций и ролевых предписаний, при этом он подчеркивал, что активность обусловлена наличной целью субъекта. Поэтому А.Н. Леонтьев деятельность рассматривал не как совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [1].

Понимая активность, прежде всего, как проявление преобразовательного отношения человека к объекту познания, А.Н. Леонтьев указывает, что в познании, в отражении действительности всегда находится активный субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится.

Проблема активности личности подробно анализируется С.Л. Рубинштейном. Исследователь рассматривает вопрос не только о внутреннем содержании личности, требующем своей реализации, но и о внешних условиях, обеспечивающих эту реализацию. Таким внешним условием самореализации личности является деятельность. Анализируя роль деятельности в становлении личности и ее активности, С.Л. Рубинштейн утверждает, что реальные связи с общественным бытием, другими людьми осуществляются через деятельность. Деятельность является специфической формой активности, направленной на сознательное преобразование им окружающего мира [2].

В.Н. Мясищев характеризует активность в свете психологии отношений: он исходит из того, что объективная основа отношений — реально существующая связь личности с действительностью, а пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.