10. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р. - 32 с.
11. Новейший философский словарь / URL // https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/.
12. Самохвалова А.А. Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона: автореф. дис...доктора экономических наук. Новосибирск; Новосибирский ГАУ: 2022. 60 с.
13. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. - 116 с.
14. Политика ликвидации «неперспективных» населенных пунктов в России и ее результаты / А.И. Шевельков // Вестник РГУ им. Канта. - 2007. - № 12. -Гуманитарные науки. - С. 39-43.
15. Большая Российская энциклопедия / URL // https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2261519.
16. Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4132-р / URL // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212260055.
17. Большая Российская энциклопедия / URL // https://bigenc.ru/philosophy/text/1969259.
18. Дуальность и механизм работы матрицы / URL // https://19paradigm.pro/dualnost-i-mehanizm-raboty-dualnoj-matritsy.
19. Дуальность категории сельские территории / С.В. Рюмкин, И.Н. Рюмкина, А.Д. Малыхина, Л.С. Рюмкин // Устойчивое развитие сельских территорий: сб. материалов III Всерос. (нац.) на- уч.-практ. конф. - Новосибирск, 2022. - С. 152-156.
20. Стратегическое управление ресурсами прибрежных зон : [в 3 т. / А. В. Семенов, Ю. С. Руденко, Ю. В. Разовский и др.] ; под общ. ред. А. В. Семенова ; Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. - Москва : МУ им. С. Ю. Витте, 2016.
EDN: GIMIZW
Т.А Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, Россия, Краснодар, [email protected],
T.A Sapunova - candidate of economic sciences, associate professor, department of state and corporate governance, institute of digital economy and business process management, Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT, Russia, Krasnodar.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ
THE USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN MARKETING TERRITORIES IN THE MANAGEMENT OF RUSSIAN REGIONS
Аннотация. В данной научной работе рассмотрено использование зарубежных практик маркетинга территорий в управлении российскими регионами. Актуализирована конкурентоспособность территории, являющаяся ключевой задачей стратегического развития социально-экономической сферы. Проанализированы факторы формирования конкурентной среды, а также описана долгосрочная стратегия развития территории, при которой учитываются уникальные территориальные преимущества, потенциал, привлекательность, индивидуальность. Показана таблица согласно рейтингу City Brand Index за первую половину 2023 года (топ десять самых популярных городов), которая оценивается по определённым критериям. Приведены конкретные примеры зарубежным практик использования маркетинга территории. В заключении научной работы подведён итог о качестве применения в российских городах и населённых пунктах маркетинга территории на основе зарубежного опыта. Сформирован комплекс мероприятий по созданию благоприятного территориального имиджа.
Abstract. In this scientific work, the use of foreign practices of territory marketing in the management of Russian regions is considered. The competitiveness of the territory, which is a key task of the strategic development of the socio-economic sphere, has been updated. The factors of the formation of a competitive environment are analyzed, and a long-term strategy for the development of the territory is described, which takes into account the unique territorial advantages, potential, attractiveness, individuality. The table is shown according to the City Brand Index rating for the first half of 2023 (top ten most popular cities), which is evaluated according to certain criteria. Specific examples of foreign practices of using territory marketing are given. The conclusion of the scientific work summarizes the quality of the use of territory marketing in Russian cities and settlements based on foreign experience. A set of measures has been formed to create a favorable territorial image. Ключевые слова: конкуренция, маркетинг территорий, стратегии развития, инвестиции, города. Keywords: competition, marketing of territories, development strategies, investments, cities.
В современном мире маркетинг территорий является ключевой фигурой при развитии не только города, региона, но и страны в целом. Существует огромная палитра инструментов, способных успешно реализовывать продвижение любой территории, путём решения её важных проблем, таких как уровень жизни общества, уровень узнаваемости и влиятельности территории внутри государства и на международной арене.
Актуальность выбранной темы обуславливается жесткой конкуренцией между городами, которые нуждаются в трудовых ресурсах, привлечении инвесторов, креативности и свежести концепции при освоении территориальных пространств. Наличие таких факторов, как благоприятное географическое положение, наличие природных и промышленных ресурсов, а также присутствие грамотной социально-экономической программы развития территорий, теперь не является гарантией повышения привлекательности города Для того, чтобы муниципальное образование занимало лидирующие позиции, необходимо принимать новые, нешаблонные управленческие решения, использовать современные инструменты маркетинга территории [1].
Маркетинг территорий представляет собой современную технологию реализации индивидуальных стратегий развития населённых пунктов, а также комплекс мероприятий социального и экономического развития. За последнее десятилетие он стал играть ключевую роль в жизни муниципального образования и страны в целом. Отличительной особенностью маркетинга территории является наличие следующих критериев:
- многогранность;
- широкий спектр возможностей;
- креативность [2].
Существует два важных подхода при интерпретировании понятия маркетинга территорий, которые представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1 - Основные подходы при рассмотрении понятия маркетинга территории.
Подход Определение
Экономический Маркетинг территории рассматривается с экономической точки зрения и приводит к рекламе города
Управленческий Маркетинг территории рассматривается как инструмент управления городом
Естественно-гуманитарные исследования № 3 (47), 2023_217
Исходя из вышеизложенного, маркетинг территории играет огромную роль в развитии территории. Главными целями процесса реализации маркетинга территории являются:
- создание благоприятных условий для видения бизнеса;
- повышение комфортабельности жизни коренного и приезжего населения;
- формирование положительного имиджа территории и социальной конкурентоспособности;
- привлечение инвестиций, осваиваемых на территории;
- развитие туризма;
- популяризация территориальных продуктов [3].
Прежде чем обратиться к зарубежной практике по успешной реализации маркетинга территорий необходимо обратиться к четырём основным группам стратегий:
1) маркетинг имиджа территории (направлен на формирование имиджа территории, повышение её привлекательности и создание условий для привлечения инвесторов);
2) маркетинг привлекательности (направлен на повышение привлекательности территории для людей, её развития особенностей, которые гарантируют конкурентные преимущества территории;
3) маркетинг инфраструктуры (направлен на повышение степени цивилизованности проживания, развития и хозяйствования на определённой территории на долгосрочной перспективе);
4) маркетинг персонала (направлен на определение и покрытие потребности в человеческом ресурсе) [4].
Существует множество успешных примеров реализации маркетинга территории. Согласно рейтингу City
Brand Index, приведённому за неполный 2023 год (таблица 2), топ десять самых популярных городов оценивается по следующим критериям:
- внешняя привлекательность города;
- условия проживания;
- международный статус;
- активность;
- образовательные перспективы;
- условия ведения бизнеса;
- доброжелательность населения;
- международный статус [5].
Таблица 2 - Индекс брендовых городов на первую половину 2023 года
№ Город Страна Индекс
1 Лондон Великобритания 84.6
2 Нью-Йорк США 83.0
3 Париж Франция 79.7
4 Лос Анджелес США 78.6
5 Сидней Австралия 77.9
6 Сингапур Сингапур 77.5
7 Токио Япония 77.0
8 Сан Франциско США 76.3
9 Дубаи ОАЭ 75.8
10 Амстердам Нидерланды 75.7
63 Санкт-Петербург Россия 62.9
Так, исходя из данных таблицы, можно заметить, что город из России находится далеко за десяткой лидеров и находится на 63 позиции, что не является успешным показателем для самой большой и богатой страны мира. Однако, разобравшись подробнее в успешной реализации маркетинга территорий зарубежных стран, можно использовать его и в российской практике.
Успешной реализацией маркетинга территорий может похвастаться Таиланд. До 1960 года острова вокруг Таиланда не были некому известны, но ситуация поменялась после серии снятых на них фильмов. Местные органы власти решили воспользоваться успешностью кинематографа для привлечения к своим островам не только взглядов туристов, а также для новых съёмок. Такой расклад считался выигрышным по одной банальной при-чинеб острова Таиланда действительно были очень красивыми, пестрили своим разнообразием и живописностью. Так, маленькие острова Као Пинг Кан и Ко Тапу близ большого острова Пхукета стали широко известны после съёмок на них сцены «Человек с золотым пистолетом» известной киносерии фильмов «Бондианы» с Джейсом Бондом в роли шпиона. Именно поэтому в настоящее время на островах проводятся экскурсионные маршруты, морские прогулки, у каждого гражданина появляется возможность сделать фотографии на месте съёмок легендарного фильма с не менее известным актером. В простонародии остров стали называть: «Остров Джеймса Бонда». Таким образом, данный остров стал визитной карточкой Пхукета и позволил привлечь внимание туристов с разных стран.
Совершенно уникальной и неповторимой тактикой продвижения своих территорий в медиапространстве прославился Дубай - крупнейший город в Объединенных Арабских Эмиратах. Его по праву можно считать не просто городом, а брендов всего самого роскошного. Город, находящийся посреди пустыни, вырос буквально за 20 лет, что делает его одним из самых молодых в мире. Дубай можно считать примером успешной реализации
стратегии маркетинга инфраструктуры. Во-первых, в данном города находится самое высокое здание в мире -Бурдж Халитфа, во-вторых, самый дорогой отель в мире - Бурдж Аль Араб, в-третьих, самый крупный торговый центр - Дубай Молл, в-четвёртых, один из самых больших в мире аквапарков - аквапарк «Аквавенчер». Город сочетает в себе отель с подводными номерами, глубокие тоннели, огромный искусственный остров, метро без машиниста и многое другое. Также одной из отличительных черт Дубай можно назвать зонирование своих территорий. У города нет своего центра, каждый местный житель или турист для себя выбирает его самостоятельно. В районах Дубай находятся центры автомобильных индустрий, центры туризма, а также свободная экономическая зона с офисами известных IT-компаний, таких как Майкрософт, HP, IBM, Canon, Sony и другие. Таким образом, инфраструктура делает город уникальным и крупнейшим финансовым, торговым и туристическим центром. Необходимо отметить, что добыча нефти составляет 5 % от ВВП Дубай, остальное всё остается за сферой услуг и промышленности. Этот наглядным пример показывает, что стратегия маркетинга инфраструктуры способна пополнять бюджет города.
Немаловажную роль в развитии территории играет событийный маркетинг. Его ярким примером служит город в Швеции Мальма, прославившемуся благодаря музыкальному конкурсу «Евровидение-2013». Это стал не просто конкурс, а двухнедельный фестиваль, благодаря которому городу удалось привлечь немалое количество туристов, прессы, инвесторов и главное показать миру свою красоту. Итогом конкурса стало посещение города более 30 тысяч туристов, многие из них отмечали, что ранее даже не слышали о данном городе. Так, событийный маркетинг пополнил бюджет страны в 2 раза и показал город Мальме всему миру.
В заключении необходимо отметить, что опыта в зарубежной практике предостаточно, но главным остаётся вопрос не в его количестве, а в качестве его применения в российских городах и населённых пунктах. Кроме того, благодаря вышеизложенной информации, следует отметить огромных набор инструментов продвижения территории, например:
- создание структурных подразделений, которые будут отвечать за маркетинг территории;
- грамотное зонирование и благоустройство территории;
- использование событийного маркетинга;
- строительство уникальных сооружений;
- широкий спектр оказания услуг;
- демонстрация внутренней жизни города;
- брендирование территории;
- популяризация территории благодаря киноиндустрии и привлечение режиссёров;
- участие в маркетинге территории местных жителей и органов государственных структур;
- использование Интернета;
- проведение рекламных акций.
Таким образом зарубежная практика демонстрирует, что чётко продуманная и правильно использованная стратегия, которая эффективно находит применение вышеперечисленным инструментам, позволяет вывести узнаваемость и имидж города страны на необычайно высокий уровень, в следствие чего увеличивается не только туристический поток, но и пополнение казны города с дальнейшим решением социально важных проблем местного несения.
Источники:
1. Мещерякова А.Б. Алгоритм формирование благоприятного имиджа жилого комплекса посредством маркетинга территорий. Научное наследие Ф.А.
Щербины: казачество и история Кавказа. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 274-255.
2. Куликова Е.С., Сулла С.И. Имидж в контексте маркетинга территории: элементы формирования. Перспективы науки. 2018 №10 (109). С. 50-54.
3. Савельев И.И., Шарко Е.Р Формирование благоприятного имиджа территории-синергия взаимодействия «бизнес-власть-общество». Москва, 2022.
4. Капустина Л.М., Карманов А.А. Формирование имиджа города в маркетинге территории. Экономика и предпринимательство. 2017. №8-2 (85).
С.307-311.
5. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Стратегическое управление региональными социально-экономическими системами в условиях кризисной экономики.
Современные научные исследования: исторический опыт и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции.
Ответственный редактор И.А, Харитонов. 2015. С.58-61.