Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В ТУРИСТИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ'

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В ТУРИСТИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТАЦИЯ / КЛАСТЕР / ТОВАР / СУПЕРМАРКЕТ / ПРОДАЖИ / SEGMENTATION / CLUSTER / PRODUCT / SUPERMARKET / SALES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козляева Виктория Игоревна, Забержинский Борислав Эдуардович

В статье рассмотрены исследования и рейтинги самых посещаемых туристами стран и городов мира; проведена оценка уровня их посещаемости; определены устоявшиеся, развитые туристические кластеры на мировой арене, рассматривая которые, можно выделить определенные характеристики и особенности в структуре и организации туристического потока. Эффективное функционирование туристического кластера зависит от многих аспектов, в том числе от грамотного территориального маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model Analysis of the Tourist Flow in the Tourism Cluster

The article deals with research and ratings of the most visited countries and cities in the world by tourists. Level assessment of tourist attendance of cities and countries was given to establish determined, developed tourist clusters in the global arena. Considering the well-established tourist clusters, you can highlight certain characteristics and features in the structure and organization of tourist flow. The effective functioning of the tourism cluster depends on many aspects, including the competent territorial marketing.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА В ТУРИСТИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ»

УДК 338.48:711.2

Тютюшева А.Г.

Tyutyusheva A. G.

Анализ моделей туристического потока в туристическом кластере The Model Analysis of the Tourist Flow in the Tourism Cluster

В статье рассмотрены исследования и рейтинги самых посещаемых туристами стран и городов мира; проведена оценка уровня их посещаемости; определены устоявшиеся, развитые туристические кластеры на мировой арене, рассматривая которые, можно выделить определенные характеристики и особенности в структуре и организации туристического потока. Эффективное функционирование туристического кластера зависит от многих аспектов, в том числе от грамотного территориального маркетинга.

The article deals with research and ratings of the most visited countries and cities in the world by tourists. Level assessment of tourist attendance of cities and countries was given to establish determined, developed tourist clusters in the global arena. Considering the well-established tourist clusters, you can highlight certain characteristics and features in the structure and organization of tourist flow. The effective functioning of the tourism cluster depends on many aspects, including the competent territorial marketing.

Ключевые слова: туристический кластер, модель туристического потока, территориальный маркетинг, маркетинг города, маркетинг региона.

Key words: tourism cluster, the model of the tourist flow, territorial marketing, city marketing, region marketing.

В настоящее время кластер является одним из наиболее перспективных инструментов развития экономики, государства, в том числе и в сфере туризма. Рассматривая туристические кластеры мировых лидеров в сфере туризма, показателем можно считать количество посетивших страну туристов, учитывая города, представляющие интерес для туристического потока.

Анализируя страны - лидеры с развитым туристическим кластером, можно рассмотреть не только рейтинги компаний, проводящих исследования по посещаемости туристами данных стран, но топ-рейтинги городов, которые наиболее интересны туристам. Международная исследовательская Компания Euromonitor International не один год занимается изучением данных, касающиеся туризма, так, например, в 2011 г., ими был опубликован рейтинг 20 самых посещаемых городов мира (табл. 1) [7].

Таблица 1

Рейтинг 20 самых посещаемых туристами городов мира за 2011 г.

Место Город Страна Количество туристов, млн чел.

1 Гонконг Китай 21,83

2 Сингапур Сингапур 19,81

3 Лондон Великобритания 15,10

4 Куала-Лумпур Малайзия 13,31

5 Макау Китай 12,92

6 Бангкок Таиланд 12,35

7 Анталия Турция 12,05

8 Шанхай Китай 10,89

9 Нью-Йорк США 10,03

10 Стамбул Турция 9,65

11 Чанджоу Китай 8,75

Окончание табл. 1

Место Город Страна Количество туристов, млн чел.

12 Париж Франция 8,03

13 Дубай ОАЭ 7,41

14 Шанхай Китай 6,11

15 Майами США 6,61

16 Мекка Саудовская Аравия 6,12

17 Паттайя Таиланд 6,02

18 Рим Италия 5,66

19 Лас-Вегас США 5,87

20 Барселона Испания 5,66

Если рассматривать рейтинг Всемирной туристской организации (ВТО) самых посещаемых стран мира в 2011 г., то он выглядит следующим образом:

1. Франция.

2. США.

3. Китай.

4. Испания.

5. Италия.

В 2012 г. компания Euromonitor International снова провела исследования по уровню посещаемости туристами городов в мира. В выборку попали 100 ведущих стран. Критерием выступил экономический подъем стран-участниц и прирост на 6,6 % международных посещении (табл. 2) [4].

Таблица 2

Рейтинг 20 самых посещаемых городов мира за 2012 г.

Место Город Страна Количество туристов млн.

1 Гонконг Китай 23,77

2 Сингапур Сингапур 21,34

3 Бангкок Таиланд 15,82

4 Лондон В еликобритания 13,36

5 Макао Китай 13,33

6 Куала-Лумпур Малайзия 12,10

7 Шэньчжэнь Китай 11,61

8 Нью-Йорк США 10,29

9 Анталия Турция 9,78

10 Париж Франция 8,82

11 Стамбул Турция 8,67

12 Рим Италия 8,02

13 Дубай ОАЭ 7,87

14 Чанджоу Китай 7,21

15 Пхукет Таиланд 6,85

16 Мекка Саудовская Аравия 6,56

17 Паттайя Таиланд 6,56

18 Тайбэй Китай 6,54

19 Прага Чешская Республика 6,53

20 Шанхай Китай 6,29

В рейтинг Всемирной туристской организации (ВТО) самых посещаемых стран мира в 2012 г. вошли следующие:

1. Франция.

2. США.

3. Китай.

4. Испания (Барселона на 23 месте).

5. Италия.

Компания MasterCard провела анализ уровня посещаемости стран и городов по всему миру в 2013г. «Глобальный индекс городов» (MasterCard's Global Destination Cities Index), результаты которого представлены в табл. 3 [6].

Таблица 3

Рейтинг 20 самых посещаемых туристами городов мира за 2013 г.

Место Город Страна Количество туристов, млн чел.

1 Бангкок Таиланд 15,98

2 Лондон Великобритания 15,96

3 Париж Франция 13,92

4 Сингапур Сингапур 11,75

5 Нью-Йорк США 11,52

6 Стамбул Турция 10,37

7 Дубай ОАЭ 9,89

8 Куала-Лумпур Малайзия 9,20

9 Гонконг Китай 8,72

10 Барселона Испания 8,41

11 Сеул Республика Корея 8,19

12 Милан Италия 6,83

13 Рим Италия 6,71

14 Шанхай Китай 6,50

15 Амстердам Голландия 6,35

16 Токио Япония 5,80

17 Вена Австрия 5,37

18 Тайбэй Китай 5,19

19 Эр-Рияд Саудовская Аравия 5,05

20 Лос-Анджелес США 4,84

MasterCard's Global Destination Cities Index - международная платежная система; при проведении данного исследования охватывает 132 города мира, рассматривая количество иностранных посетителей и объемы их расходов во время пребывания в этих городах, а также дает прогноз показателей на год. Рейтинг не основывается на объемах данных или транзакциях MasterCard.

Впервые в 2013 г. лидером по количеству иностранных туристов стал Бангкок. Лондон, лидер прошлого года, незначительно уступил количеству туристов Бангкока, также в первую десятку входят такие крупнейшие мегаполисы, как Париж, Сингапур, Нью-Йорк, Стамбул и Дубай. Рассматривая посещаемость Парижа за последние три года, можно отметить ее спад, а вот Стамбул и Дубай усиливают интерес туристов. Так, по сравнению с 2012 г., уровень посещаемость в Стамбуле вырос на 9,5 %, а в Дубае на 10,9 %.

Рейтинг Всемирной туристской организации (ВТО) самых посещаемых стран мира в 2013 г. выглядит следующим образом:

1. Франция.

2. США.

3. Китай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Испания.

5. Италия.

Рейтинг ВТО в 2014 г. незначительно изменился, а именно:

1. Франция.

2. США.

3. Испания.

4. Китай.

5. Италия.

Последние три года (2011-2013 гг.) первая пятерка мировых стран-лидеров в сфере туризма не изменялась. По данным ВТО, в 2014 г. Испания обгонит Китай и займет третье место.

Анализируя табл. 1-3 и учитывая только первую двадцатку, можно сделать вывод, что наиболее частый интерес туристы проявляют к городам Китая и США. Франция и Испания привлекают туристов в основном своими столицами (Париж и Барселона). В Италии основные потоки туристов распределены между Миланом и Римом.

Таким образом, можно выделить две модели организации туризма, а именно: туристическая нагрузка может быть распределена между регионами (городами), а может быть направлена на один центральный объект.

Количество туристов, посетивших страны-лидеры в туризме, и наиболее популярные города, входящие в топ-100 за 2013 г., представлены в табл. 4.

Таблица 4*

Страны-лидеры и популярные города по количеству туристов в 2013 г.

Страна (всего туристов, млн чел.) Город Количество туристов, млн чел. Всего по городам, млн чел.

Франция (82,0) Париж 32,32 32,32

США (62,7) Нью-Йорк 11,5 24,6

Лос-Анджелес 4,8

Орландо 3,8

Сан-Франциско 2,9

Вашингтон 1,6

Испания (60,6) Барселона 8,4 28,5

Мадрид 4,6

Каталония 15,5

Китай (57,6) Шэньчжэнь 12,0 53,4

Гонконг 8,7

Гуанчжоу 7,8

Макао 13,3

Шанхай 6,5

Тайбэй 5,1

Италия (46,1) Рим 6,7 15,3

Милан 6,8

Флоренция 1,8

*составлена автором на основании рейтинга самых популярных городов мира [4].

ФРАНЦИЯ

Париж США

Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Орландо, Сан-Франциско, Вашингтон ИСПАНИЯ

Барселона, Каталония,

Мадрид

КИТАЙ

Шэньчжэнь, Гонконг, Гуанчжоу, Макао, Шанхай, Тайбэй ИТАЛИЯ

Рим, Милан, Флоренция

Туристический поток в страны-лидеры и города мирового туризма за 2013 г. [4]

Из данных табл. 4 и рисунка видно, что туристический поток, который принимает столица Франции, Париж, составляет 39,3 % от общего числа туристов за 2013 г. и равняется туристическому потоку, который равномерно распределен между пятью городами США, т.е. 39,2 % от общего числа туристов. Испания также является страной с моделью центронаправ-ленного туристического потока, так как автономная республика Испании Каталония в среднем собрала 15,5 % туристов за 2013 г., а Барселона - 8,4 %. Китай и Италия - страны с моделью равномерно распределенного туристического потока. Так, в топ-100 самых посещаемых городов мира за последние три года вошли шесть Китайских субъектов, а именно: Гонконг, Макао, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Тайбэй, Шанхай. Данные города в среднем принимают 92 % от общего количества туристов.

Несмотря на то, что Франция привлекает туристов в основном только Парижем, город берет на себя почти половину туристического потока, а целая страна занимает первое место по количеству туристов, согласно данным за 2011-2013 гг. Один город с развитой туристической инфраструктурой может обеспечить лидерство в мировом туризме [3].

Данные модели имеют свои особенности функционирования кластера. Так, например, рассматривая маркетинговую стратегию модели, где туристов привлекает определенный мегаполис, город с определенной спецификой (игровая зона, казино) или популярными достопримечательностями (Эйфелева Башня), в развитии туристического кластера будет применяться маркетинг города; маркетинг региона будет применяться в модели, где туристический поток приблизительно равномерно распределен по регионам.

Рассмотрим особенности маркетинга города. В первую очередь важна городская символика [2], а именно:

- официальные символы города (герб, флаг, гимн);

- официальные символы территориальных единиц и общин города (гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями);

- архитектурно-мемориальные символы (изображения архитектурных и исторических памятников города);

- словесные символы (название города и наименование его районов).

Имидж города зависит от информации, которая распространяется о нем; рейтингов, индексов, проводимых наиболее крупными исследовательскими компаниями; реально существующих фактов, аргументов функционирования и развития города.

Маркетинг региона основан на формировании региональных брендов-продуктов, зачастую это продукты питания, продукция народного промысла.

Имидж региона зависит от качества функционирования расположенных на нем субъектов хозяйствования, коммуникаций, системы обслуживания. На имидж региона влияют следующие факторы: филологического происхождения; экономического благополучия; географические, климатические факторы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что функционирование туристического кластера складывается в зависимости от того, какая модель туристического потока используется на территории, а также имеет свои особенности, определяемые многими факторами, в том числе территориальным маркетингом.

Литература

1. Отчеты всемирной туристической организации / Туристическая библиотека. URL: http:// www.tourlib.net/wto.htm (дата обращения: 28.10.2014).

2. Панкрухин А. П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. М. : Логос, 2002. 64 с.

3. Прогнозирование туристических потоков / Финансовый и организационный консалтинг. URL: http://www.foconsult.ru/smi/i118-statya-prognozirovanie-turisticheskih-potokov.html (дата обращения: 29.10.2014).

4. Рейтинг самых популярных городов мира / Companion. URL: http://www.companion.ua/ articles/content?id=274738 (дата обращения: 01.11.2014).

5. Cамые посещаемые города в 2013 году / Каталог путешествий. URL: http://www. Turizm.ru/ratings/articles/samye_poseshhaemye_goroda_v_2013_godu.html (дата обращения: 29.10.2014).

6. Самые посещаемые туристами города мира в 2013 году / Перша рейтингова система. URL: http:// www.rate1.com.ua/turizm/2502 (дата обращения: 29.10.2014).

7. Т0П-100 наиболее посещаемых городов мира в 2011 году / Euromonitor International. URL: http://www.J-times.ru/rejting/top-100-naibolee-poseshhaemyx-gorodov-mira-v-2011 -godu.html (дата обращения: 28.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.