Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / СТРУКТУРА РЫНКА / ТУРИСТСКИХ ПОТОК / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА / ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРИБЫТИЙ / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неуструева Анастасия Сергеевна, Лейзин Илья Борисович

Маркетинговое исследование посвящено обзору мирового рынка туристских услуг. В данной статье проанализированы основные показатели, характеризующие состояние международного туризма, такие как: международные туристские прибытия по странам назначения; доходы и расходы от международного туризма; динамика международных туристских прибытий. Выявлены лидирующие страны по посещаемости, а также те, чьи жители чаще других путешествовали по миру. На основе изученной вторичной информации, описаны ключевые тенденции и перспективы дальнейшего развития мирового рынка туристских услуг. Представлены компоненты для успешной конкурентной борьбы на рынке туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH ON THE WORLD MARKET OF TOURIST SERVICES

Marketing research is devoted to an overview of the world market for tourism services. This article analyzes the main indicators characterizing the state of international tourism, such as: international tourist arrivals by destination countries; income and expenses from international tourism; dynamics of international tourist arrivals. The leading countries in terms of attendance were identified, as well as those whose residents traveled the world more often than others. On the basis of the studied secondary information, the key trends and prospects for the further development of the world market of tourist services are described. The components for a successful competition in the tourist services market are presented.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.023 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Неуструева Анастасия Сергеевна, старший преподаватель (e-mail: aneustrueva@gmail.com) Лейзин Илья Борисович, к.э.н., доцент (e-mail: ilia_l@inbox.ru) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г.Санкт-Петербург, Россия

Маркетинговое исследование посвящено обзору мирового рынка туристских услуг. В данной статье проанализированы основные показатели, характеризующие состояние международного туризма, такие как: международные туристские прибытия по странам назначения; доходы и расходы от международного туризма; динамика международных туристских прибытий. Выявлены лидирующие страны по посещаемости, а также те, чьи жители чаще других путешествовали по миру.

На основе изученной вторичной информации, описаны ключевые тенденции и перспективы дальнейшего развития мирового рынка туристских услуг. Представлены компоненты для успешной конкурентной борьбы на рынке туристских услуг.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, структура рынка, туристских поток, доходы и расходы от международного туризма, динамика международных туристских прибытий, COVID-19

Туристический рынок в настоящее время является одной из самых быстро развивающихся составляющих международного рынка услуг, что подтверждается: ростом удельного веса туризма в мировом экспорте-импорте услуг; увеличением поступлений от международного туризма, ростом его доли в формировании ВВП стран; увеличением численности занятых в этой сфере. Все перечисленные факторы обсулавливают необходимость изучения закономерностей и тенденций развития туристического рынка.

В таблице 1 представлены данные Всемирной туристской организации (UNWTO) по международному туризму в 2019 году.

Одним из главных показателей туризма является общий вклад в ВВП. Рассмотрим 10 стран, которые принесли наибольший вклад по туризму в ВВП в 2019 году: Китай - 34%, США - 20%, Германия - 13%, Великобритания - 10%, Франция - 7%, Россия - 5%, Испания - 4%, Италия - 4%, Таиланд - 2%, Мексика - 1%.

Согласно официальным данным Всемирной туристкой организации (UNWTO) число международных туристских прибытий в мире за последние десять лет увеличилось более чем в 1,5 раза и в 2019 г. составило 1418 млн. человек [1]. На рисунке 1 представлены данные о количестве между-

народных туристских прибытий 2009-2019гг. Для наибольшей наглядности рассчитаны цепные темпы прироста.

Таблица 1 - Основные показатели международного туризма за 2019 год [1]

Международные ту- Доходы Международные ту-

ристские прибытия от международного ристские расходы,

по странам назначе- туризма, млрд долл. США

ния, млн. млрд долл. США

2019 г. Прирост 19/18, % 2019 г. Прирост 19/18, % 2019 г. Прирост 19/18, %

Мир 1 458 3,5 1 478 1,4 1 478 1,4

Россия 24,4 -0,5 11,0 -5,4 36,2 5,5

Франция - - 63,8 1,9 51,7 11,5

Испания 83,7 1,1 79,7 3,2 28,3 11,5

США 79,3 -0,6 214,1 -0,3 152,3 5,4

Китай 65,7 4,5 35,8 -7,3 254,6 -4,2

Италия 64,5 4,8 49,6 6,2 30,3 6,3

Турция 51,2 11,9 29,8 18,3 4,1 -10,6

Мексика 45,0 9,0 24,6 9,1 9,9 -12,0

Таиланд 39,8 4,2 60,5 3,2 14,2 13,4

Германия 39,6 1,8 41,6 2,2 93,2 2,9

Великобритания 39,4 1,9 50,4 8,5 71,0 7,5

Динамика международных туристских прибытий 2009 2019гг.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

6,58

у = 0,1573х + 3,4824 R2 = 0,0779

7,18

882 00

340

Ж

103

108? ИЗ

1184 12

1282

mi

> 1323 141

8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Щ Количество международных туристских прибытий, млн. чел. —о—Цепной темп прироста, %

Линейная (Цепной темп прироста, %)

Рисунок 1 Динамика международных туристских прибытий 2009-2019гг. (млн. чел.) [1]

По данным Всемирной туристской организации в 2019 году Ближний Восток является одним из быстроразвивающихся регионов по количеству международных туристических поездок, почти в два раза превзойдя средний мировой показатель (+8%). Несмотря на замедление роста количества

международных поездок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, он до сих пор выше среднего, составив 5%.

Европа, где также наблюдался более медленный, чем в предыдущие годы, рост (+4%), сохраняет лидерство по количеству международных поездок: в 2019 году Европу посетило 743 миллиона иностранных туристов, что составляет 51% мирового рынка. Северная и Южная Америка (+2%) показали неоднозначную картину, поскольку многие островные туристические направления в Карибском бассейне укрепили свои позиции, восстановившись после ураганов 2017 года, в то время как количество поездок в Южную Америку снизилось, отчасти из-за продолжающихся социальных и политических потрясений.

Ограниченные данные по Африке (+4%) указывают на сохранение в Северной Африке высоких результатов (+9%), в то время как в странах Африки к югу от Сахары темпы роста в 2019 году замедлились (+1,5%).

На рисунке 2 представлены самые посещаемые страны мира в 2019 году.

Рейтинг лидирующих стран по посещаемости в 2019 г.

90,2

83.

78,7

67,5 64,б

□ 52'5 44,9 397 394

О 0 п □ □

Ж # #

Рисунок 2 - Рейтинг лидирующих стран по посещаемости, млн. чел. [1]

3> S>

ж

Рассмотрим самые быстрорастущие направления 2019 года по посещаемости - рисунок 3.

Самые быстрорастущие направления в 2019г., %

40,2

31,2 27,9

ГП 2Д4 f'1 16,2 15,1 14,9 14,6 14,5 14

И I I I I I ■ ■ ■ ■ ■

//'/S////SS

Рисунок 3 - Самые быстрорастущие направления в 2019г., % [1]

Наибольший рост по посещаемости продемонстрировала Мьянма, прирост притока туристов составил 40,2% по сравнению с данными официальной статистики за 2018г.; Пуэрто-Рико +31,2%; Иран +27,9%.

В 2019 году платежная система Mastercard представила ежегодный рейтинг, в котором отражены данные о том, жители каких стран больше всего путешествовали по миру - рисунок 4.

Страны, жители которых чаще других путешествовали по

миру в 2019г., %

Рисунок 4 - Страны, жители которых чаще других путешествовали

по миру в 2019г., % [1]

Платежной системой Mastercard было выявлено, куда предпочитают путешествовать жители данных странных, рассмотрим некотрые направления. Жители США в 2019г. предпочли посетить Канкун, Торонто и Лондон; жители Китая - Бангкок, Сеул и Токио; жители Германии - Пальма-де-Майорка, Больцано и Тироль. Россияне путешествовали больше всего в Турцию (Анталия) и Таиланд (Паттайя, Пхукет) [2].

В целом конкурентоспособность стран в сфере путешествий и туризма продолжает расти по всему миру. В 2019 году этот вид индустрии принес 10% мирового ВВП и примерно столько же международному рынку труда.

Если смотреть на рейтинг городов по объему расходов путешественников, то на первом месте находится Дубай - там туристы потратили 28,5 млрд. долларов, следом идет Нью-Йорк. Однако крупнейшему городу Соединенных Штатов не удалось даже близко приблизиться к показателям лидера рейтинга. Гости Нью-Йорка потратили всего 17 млрд. долларов, демонстрируя общий спад количества визитов на 2,4% по сравнению с прошлым годом, а вот в Лондоне расходы туристов составили 16,1 млрд. долларов.

В пятерку городов с самыми большими расходами туристов также вошли Сингапур и Бангкок, где иностранные путешественники оставили 15,7 и 14,1 млрд. долларов соответственно. Также превысить отметку в 10 млрд. долларов удалось Парижу и Токио.

Однако существует необходимость анализа произошедших изменений на мировом рынке туритстких услуг в связи с пандемией коронавируса (COVID-19) сначала в Китае, а потом по всему миру [3]. Количество меж-

дународных туристов сократилось на 65% в первой половине 2020г., п оценке UNWTO это беспрецедентное снижение турпотока. Так, в июне 2020г. падение количества путешественников составило 93% по сравнению с прошлогодними показателями. В таблице 2 представлены данные Всемирной туристской организации по международному туризму 2020 году за 1 и 2 кварталы в % к аналогичному периоду предыдущего года прирост (снижение).

Таблица 2 - М

еждународный туризм в 1 и 2 кварталах в 2020 году (%) [1]

Международные туристские прибытия Доходы от междуна- Международные ту-

по странам назначе- родного туризма ристские расходы

ния

I квартал II квартал I квартал II квартал I квартал II квартал

Мир -27,8 -95,2 - - - -

Россия -11,2 -99,0 -9,2 -95,2 -15,4 -95,4

Франция - - -18,0 -72,5 -13,7 -69,2

Испания -25,6 -99,1 -23,6 -99,2 -8,9 -97,5

США -18,3 -95,8 -19,7 -72,9 -24,8 -92,6

Китай -68,4 -98,1 -40,9 - -27,3 -

Италия -34,4 - -34,8 -86,0 -28,8 -79,2

Турция -22,2 -97,9 -11,3 -98,7 -28,3 -93,8

Мексика -6,7 -75,9 -14,6 -91,4 -17,4 -87,8

Таиланд -38,0 -100,0 -42,9 - -34,0 -

Германия -25,0 -91,4 -10,4 -70,7 -14,6 -78,5

Великобритания -16,1 - -30,2 - -16,9 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на постепенное открытие многих направлений со второй половины мая, ожидаемого улучшения показателей международного туризма в пик летнего сезона в Северном полушарии не произошло. В Европе в первой половине 2020 г. количество туристов сократилось на 66%, в Америке — на 55%, в Африке и на Ближнем Востоке — на 57%. Азиатско-Тихоокеанский регион, первый, кто попал под удар СОУГО-19, пострадал больше всего: за шесть месяцев количество туристов сократилось на 72%.

На субрегиональном уровне наибольший спад наблюдался в СевероВосточной Азии (-83%) и Южном Средиземноморье (-72%). Во всех регионах мира в январе-июне 2020 г. было зарегистрировано снижение прибытий туристов более чем на 50%. Падение международного спроса на путешествия также отражается в двузначном сокращении расходов на международный туризм на крупных рынках. Основные поставщики туристов, такие как США и Китай, по-прежнему находятся в «спящем состоянии», хотя на некоторых рынках, например, Франции и Германии, в июне наблюдалось некоторое улучшение.

По данным UNWTO, резкое падение спроса на международные поездки в период с января по июнь 2020 г. привело к потере 440 млн международных прибытий и около $460 млрд экспортных доходов от туризма. Это примерно в пять раз больше, чем убытки международного туризма, зарегистрированные в 2009 г. в условиях глобального экономического и финансового кризиса.

Отметим, что по состоянию на начало сентября в 53% пунктов назначения были сняты ограничения на поездки, но несмотря на это многие госу-дартсва по-прежнему проявляют осторожность; такое резкое и внезапное падение числа туристов поставило под угрозу миллионы рабочих мест и предприятий по всему миру.

Эксперты отмечают, что снижение потребительского спроса будут сказываться на международном туризме, а ситуация в 2021г. будет зависеть от доступности вакцины от COVID-19, снятия ограничений на поездки и возвращения доверия путешественников к туриндустрии. В то же время вернуться к показателям 2019г. по турпотоку мир сможет только через 2-4 года.

Список литературы

1. Всемирная туристская организация [Электрон. ресурс]: Статистика - Электронные данные. - Мадрид, Испания - Режим доступа - https://www.unwto.org/newsru/annual-reports

2. Исследование Mastercard: Россия, Италия и Франция лидируют по возобновлению расходов на путешествия среди стран «Большой двадцатки» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mastercard.com/news/europe/rus/

3. Пак Е.С. Обвал российского фондового рынка в период распространения корона-вирусной инфекции (COVID-19) // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных трудов 3-й Международной научной конференции. 2020. С. 58-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44451776

Neustrueva Anastasia Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Economics and Finance (e-mail: aneustrueva@gmail.com)

Leyzin Ilya Borisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate

Professor of the Department of Economics and Finance

(e-mail: ilia_l@inbox.ru)

Saint Petersburg State University

industrial technologies and design, St. Petersburg, Russia

MARKETING RESEARCH ON THE WORLD MARKET OF TOURIST SERVICES

Abstract. Marketing research is devoted to an overview of the world market for tourism services. This article analyzes the main indicators characterizing the state of international tourism, such as: international tourist arrivals by destination countries; income and expenses from international tourism; dynamics of international tourist arrivals. The leading countries in terms of attendance were identified, as well as those whose residents traveled the world more often than others.

On the basis of the studied secondary information, the key trends and prospects for the further development of the world market of tourist services are described. The components for a successful competition in the tourist services market are presented.

Keywords: tourist services market, market structure, tourist flow, income and expenses from international tourism, dynamics of international tourist arrivals, COVID-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.