Научная статья на тему 'Городской туризм - драйвер экономики впечатлений'

Городской туризм - драйвер экономики впечатлений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4262
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CITY TOURISM / RATING / ATTRACTIVENESS OF DESTINATION / FINANCIAL INCOME / EUROPEAN MARKETING OF CITIES / "MASTERCARD" RATING / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ / РЕЙТИНГ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЕСТИНАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ ДОХОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ МАРКЕТИНГ ГОРОДОВ / РЕЙТИНГ "МАСТЕРКАРД"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мутавчи Е.П., Семенова Л.В.

Городской туризм относительное новое и достаточно перспективное направление на рынке путешествий, как самостоятельных (индивидуальных), так и групповых. В статье представлены основные теоретические подходы к городскому туризму, определена этимология дефиниций «городской туризм» и «городское путешествие», приведены основные мотивы посещения крупнейших городов мировых туристических центров путешественниками, проанализированы ключевые показатели городского туризма, представленные в рейтингах мировых лидеров исследовательской группы «Мастеркард», а также группы исследователей научно-исследовательского центра «Европейский маркетинг городов». В работе представлены основные показатели посещаемости мировых городов туристами, доходов, получаемых городами мировыми и европейскими туристическими центрами. Кроме этого представлены и проанализированы показатели основных туристически привлекательных городов Российской Федерации по статистике поисковых запросов в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY TOURISM-DRIVER OF ECONOMICS OF IMPRESSIONS

City tourism is a relative new direction and quite promising direction in the travel market, both independent (individual) and group. The article presents the main theoretical approaches to urban tourism, defines the etymology of the definition of “urban tourism” and “city travel”, gives the main reasons for visiting the largest cities world tourist centers by travelers, analyzed key indicators of urban tourism presented in the world leaders “Mastercard”, as well as a group of researchers from the research center “European Cities Marketing”. The main indicators of attendance of world cities by tourists, incomes received by cities world and European tourist centers are presented in the work. In addition, the indicators of the main tourist-attractive cities of the Russian Federation on statistics of search queries in the Internet are presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Городской туризм - драйвер экономики впечатлений»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 379.85

ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ - ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Е. П. Мутавчи, Л. В. Семенова

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Аннотация. Городской туризм — относительное новое и достаточно перспективное направление на рынке путешествий, как самостоятельных (индивидуальных), так и групповых. В статье представлены основные теоретические подходы к городскому туризму, определена этимология дефиниций «городской туризм» и «городское путешествие», приведены основные мотивы посещения крупнейших городов — мировых туристических центров путешественниками, проанализированы ключевые показатели городского туризма, представленные в рейтингах мировых лидеров — исследовательской группы «Мастеркард», а также группы исследователей научно-исследовательского центра «Европейский маркетинг городов». В работе представлены основные показатели посещаемости мировых городов туристами, доходов, получаемых городами — мировыми и европейскими туристическими центрами. Кроме этого представлены и проанализированы показатели основных туристически привлекательных городов Российской Федерации по статистике поисковых запросов в сети Интернет. Ключевые слова: городской туризм, рейтинг, привлекательность дестинации, финансовый доход, европейский маркетинг городов, рейтинг «Мастеркард».

CITY TOURISM-DRIVER OF ECONOMICS OF IMPRESSIONS

E. P. Mutavchi, L. V. Semenova

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Abstract. City tourism is a relative new direction and quite promising direction in the travel market, both independent (individual) and group. The article presents the main theoretical approaches to urban tourism, defines the etymology of the definition of "urban tourism" and "city travel", gives the main reasons for visiting the largest cities — world tourist centers by travelers, analyzed key indicators of urban tourism presented in the world leaders — "Mastercard", as well as a group of researchers from the research center "European Cities Marketing". The main indicators of attendance of world cities by tourists, incomes received by cities — world and European tourist centers are presented in the work. In addition, the indicators of the main tourist-attractive cities of the Russian Federation on statistics of search queries in the Internet are presented and analyzed. Key words: city tourism, rating, attractiveness of destination, financial income, European marketing of cities, "Mastercard" rating.

Жизнь сообщества на современном этапе характеризуется существенной переменчивостью, отражающейся, в первую очередь, в таких проявлениях, как глобализация, урбанизация и виртуализация. Рост городов, легкая и быстрая коммуникация, а также постепенное стирание существующих государственных границ приводит к новому самоощущению в меняющемся мире человека. Стремление к диалогу между государствами, широкая открытость и доступность различной информации побуждают человека стремиться постоянно самосовершенствоваться, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, а также стимулирует интерес к другим социокультурным мирам. Возможностью для воплощения вышеперечисленных мотиваций и желаний личности может стать путешествие. Поэтому неудивительно, что туризм сегодня является нормой жизни и одновременно одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Современный туризм — это непредсказуемый, творческий процесс, в котором город как туристская дестинация — своеобразная сцена, а турист — активный участник и главный герой происходящего. При этом в процессе туризма должна установиться особая форма коммуникации между человеком и окружающим миром, когда стираются границы между миром личности и окружающим пространством. То есть туризм сегодня — это не просто стремление покинуть дом или осмотреть памятники искусства — это стремление к открытию для себя иного мира, иной атмосферы, стремление к активному проникновению в иную среду, новым впечатлениям, что содействует развитию, трансформации личности путешествующего. Из вышесказанного становится очевидным, что в контексте экономики впечатлений иначе воспринимается и дестинация, принимающая туристов. Именно дестинация сама по себе является часто предметом туристского интереса. В частности, возрастает интерес к городам.

Это объясняется наличием у городов-центров туризма особой влекущей людей атмосферы, к которой турист желает приобщиться. Ощутив особый дух города, например, через просмотр фильма, местом действия которого город является, человек стремится посетить город, чтобы прожить в нем свою собственную историю. Например, после выхода на экран фильма «Турист» повысился туристский интерес к Венеции, а фильм «Одиннадцать друзей Оушена» может служить своеобразной рекламой Лас-Вегаса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контексте экономики впечатлений переосмысливается само понятие «город», поскольку не город как некое место привлекает людей, а город как жизненная среда, характерной чертой которой является существование особой неповторимой атмосферы. А объекты туристского показа (архитектура, памятники, музеи, галереи, театры и т. д.), городские жители, с присущей им одним манерой поведения, характерная для города природная среда и т. д. являются составляющими особой целостной городской среды.

Российская исследовательница И. В. Тулиганова [6] пишет о том, что город — это скорее не определенный локус, а процесс. Город, по мнению исследовательницы, — это «... система взаимодействия в рамках деятельности городского сообщества, избирающего такую форму коммуникации, где время и место скоординированы с позиции удобства индивида». Посещая конкретный город, турист стремится не столько посетить определенное место, сколько быть включенным в определенную жизненную среду, принять активное участие в особом процессе коммуникативного взаимодействия с определенной социокультурной средой.

Возрастающий интерес к посещению городов, а также иной взгляд на саму сущность города дали возможность к выделению новой формы путешествия — городского туризма.

Городской туризм — относительно новое направление туризма, несмотря на то, что посещение городов, как географических или территориально-организационных элементов — одна из древнейших форм путешествия, которая известна еще с периода Древней Греции и Рима. В те время города посещали в основном по политическим или экономическим (торговым) причинам. Кроме этого, в тот период зародилось такое понятие, как событийный туризм, когда города посещали для участия в каком-либо событии (например, гладиаторских боев) [11].

Дефиниция «городской туризм» или «городское путешествие» берет свое начало в 1980 году и только в 1997 году сформировалось определение «городской туризм», которое затем было включено в словарь общей географии Г. Лезера: «городской туризм — это краткосрочное (обычно 1-4 дня) посещение города по причинам: интерес к посещению событий, истории или искусству города, а также приобретению в нем различных видов товара. Путешествие может совершаться как группой, так и индивидуально. Нередко городское путешествие проводится в форме экскурсии выходного дня» [8].

Иную трактовку термина «городской туризм» представили ученые Нойенфельдт и Розе [9], по мнению которых, городской туризм трактуется очень широко и предполагает посещение города по личным по иным причинам. Причем во втором случае он часто приобретает характеристики других видов путешествий и в зависимости от целей, может представлять собой:

— визит в город с целью покупок;

— посещение выставок или ярмарок;

— экскурсионный тур с целью осмотра достопримечательностей;

— событийный туризм;

— посещение города с целью провести в нем вечер;

— частное (индивидуальное) путешествие с деловой целью;

— посещение конгрессов или конференций;

— посещение города с целью присутствия на каком-либо заседании;

— посещение города с оздоровительной целью;

— паломничество.

В Российской Федерации понятие «городской туризм» — относительно новое и пока еще не нашло своего широкого распространения в исследовательских и научных кругах. Несмотря на это, и на территории Российской Федерации проблематика городского туризма и городского развития привлекает внимание ученых. При этом в противовес европейским ученым, которые изучая проблематику городского туризма, акцентируют внимание статистических характеристиках, ученые в Российской Федерации уделяют больше внимания культорологической и психологической стороне данной проблемы.

«Город — для изучения самый конкретный культурно-исторический организм», — считает советский культуролог, историк и краевед Н. П. Анцифиров. Город «не только прошлое», но и «живет с нами современной жизнью», даже когда нас не станет, город будет служить «приютом и поприщем деятельности наших потомков» [1]. Б. А. Смагин акцентирует внимание на, том, что город — это «своеобразный социологический институт, связывающий различные общности людей» [5].

Более ста лет ученые пытаются дать определение, что такое город. Но с каждым годом меняется мышление людей и меняется предназначение города. И. А. Прядко в своей монографии пишет, что «современный город является многоплановым социальным организмом, выступая как сложный экономико-географический, архитектурный, инженерно-строительный и культурный комплекс» [2, с. 7].

Город можно определить как, с одной стороны, результат материальной и духовной работы людей, проживающих в нем, представляющий собой сложнейший комплекс взаимодействующих сил. С другой стороны, город — динамично развивающееся понятие, постоянно изменяющийся живой организм, переживающий трансформацию из-за процесса постоянного взаимодействия различных элементов городской системы. Опираясь на это определение сущности города, городской туризм может трактоваться иначе, чем просто посещение некоего локуса. Люди стремятся проникнуться уникальной атмосферой города, исследовать самостоятельно или в группе единомышленников мир, новый для себя, приобщиться к нему, обогатить свою эмоциональную и интеллектуальную сферы, решить какие-либо личностно-значимые задачи в процессе путешествия.

Таким образом, понятие городского туризма — весьма неоднозначное. Сегодня — это скорее индивидуальное путешествие, форма которого зависит от восприятия и целей самого путешествующего.

Международная платежная система «Mastercard» ежегодно представляет рейтинг самых посещаемых городов мира (Index Global Destination Cities), куда входят 132 самых посещаемых города (табл. 1). Данное исследование проводится уже девятый раз и на его основе строятся прогнозные значения будущего периода. К сожалению, ни один из российских городов в этот рейтинг до настоящего времени не попал. Так, согласно этому рейтингу, на первом месте среди самых посещаемых городов мира находится Бангкок (20,2 млн иностранных туристов), затем — Лондон (20,0 млн и на третьем месте расположен Париж (16,1 млн) (табл. 1).

В исследовании отмечено, что столица Таиланда, где рост турпотока в 2017 году должен составить не менее 4%, сохранит за собой статус самого посещаемого города мира, а Лондон с увеличением турпотока на 5% будет в 2017 году на втором месте, опережая Париж с приростом +4,4%. Перспективное направление — Дубай (динамика прибытий предполагается +7,7%), по мнению аналитиков

группы, — следствие глобального продвижения этого мегаполиса за счет рекламирования новых уникальных туристических объектов, таких как тематические парки развлечений. Еще одним привлекательным туристическим направлением для международных путешественников является Токио, где рост прибытий ожидается на уровне 12%. По мнению исследователей, единственным городом с отрицательным приростом будет Нью-Йорк (6-е место, -2,4%), что увязывают с визовыми ограничениями нынешней президентской администрации. Даже Стамбул, который теряет туристов с 2015 года из-за проблем с безопасностью, в этом году все же прибавит в количестве международных визитеров ( + 0,9%).

Таблица 1

Самые посещаемые города мира в 2017 году (прогноз), млн иностранных туристов [10]

Ранг Город Государство Количество иностранных туристов, млн

1 Бангкок Таиланд 20,2

2 Лондон Великобритания 20

3 Париж Франция 16,1

4 Дубай ОАЭ 16

5 Сингапур 13,45

6 Токио Япония 12,5

7 Сеул Южная Корея 12,44

8 Нью-Йорк США 12,4

9 Куала-Лумпур Малайзия 12,1

10 Гонконг 9,25

11 Стамбул Турция 9,24

12 Барселона Испания 8,9

13 Амстердам Нидерланды 8,7

14 Милан Италия 8,4

15 Осака Япония 7,9

Туристическая привлекательность городов обусловливает и их финансовую успешность. Однако по мнению исследователей, не всем городам туристы приносят значительный финансовый доход (табл. 2).

Таблица 2

Города с самым большим уровнем расходов международных туристов [10]

Рейтинг Город Траты туристов, млрд долл. 2016/2017 год, %

2016 2017 (прогноз)

1 Дубай 28,50 31,40 +10,2

2 Нью-Йорк 17,02 17,28 +1,5

3 Лондон 16,09 15,35 -4,6

4 Сингапур 15,69 15,74 +0,3

5 Бангкок 14,08 15,61 + 10,9

6 Париж 12,03 12,62 + 4,9

7 Токио 11,28 11,70 +3,7

8 Тайпей 9,91 10,59 + 6,9

9 Сеул 9,38 9,55 + 1,8

10 Барселона 8,90 9,51 + 6,9

Сравнивая таблицы 1 и 2, можно сделать вывод, что самые привлекательные города для международных туристов не всегда самые финансово успешные. Так, самый привлекательный для туристов город Бангкок находится лишь на 5-м месте в рейтинге по финансовым поступлениям от международных туристических прибытий, Лондон, располагающийся на 2-м месте — на 3-м месте соответ-

ственно, Париж (3-е место по количеству прибытий) — только на 6-м. Вместе с тем Дубай, который по рейтингу привлекательности находится только на 4-м месте, по финансовой успешности лидирует в рейтинге.

Как отмечено в исследовании, самые быстрорастущие направления — это города Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. На рисунке 1 представлены основные мегаполисы, прирост иностранных туристов в которых в период с 2009 по 2016 год был максимальный и динамичный (рис. 1).

30%

24%

25% 22,70%

20% Н И ° 18>90% 18,20% 1770%

_ ' 1М0% 15,90% 15,90%

МММш

Рис. 1. Динамика прироста международных туристов в период 2009-201 6 гг., %

Согласно проведенному исследованию, основная цель посещения городов, вошедших в рейтинг, — туризм (исключение Шанхай, где 48,4% — посетители, путешествующие с деловыми целями). Охотнее всего туристы тратят деньги на еду в Стамбуле (33,6%) и в Праге (29,3%), а больше всего покупок совершают в Сеуле (56,5%), Лондоне (46,7%), Осаке (43,4%) и Токио (43,1%). Также отмечено, что в Париже (44,8%), Милане (40,4%) и Риме (40,4%) основная статья расходов — оплата проживания, а благодаря эффективной транспортной системе в таких городах, как Лондон (4,3%), Сингапур (4,6%) и Гонконг (4,6%), тратят незначительные суммы на транспортные расходы.

В опубликованном в июле 2017 года докладе «Европейский маркетинг городов» указано, что городской туризм в Европейском союзе, несмотря на потрясения и кризисы, динамично развивается. В период 2012-2016 гг. на 14,2% увеличилось количество ночевок более чем в 28 странах ЕС (+8,8%). Таким образом, этот факт еще раз подтверждает, что городской туризм растет от беспорядков. Необходимо сказать, что на протяжении последних лет города-лидеры остаются неизменными (табл. 2) [7].

Таблица 2

Количество ночей, проведенных туристами в ведущих европейских городах в 2016 году

Ранг Город Количество ночевок Изменение 2015

2016 2015 к 2016 году,%

1 Лондон 75069660 77 471 889 -3.2 %

2 Париж 44 016074 47625392 -8.2 %

3 Берлин 31 067775 30228945 2.7 %

4 Рим 26 935666 26423888 1.9 %

5 Барселона 19 162580 17 533761 8.5 %

6 Мадрид 18 097379 17 952560 0.8%

7 Прага 16 796 384 15 872 583 5.5 %

Окончание таблицы 2

Ранг Город Количество ночевок Изменение 2015 к 2016 году,%

2016 2015

8 Вена 15760254 15114084 4.1%

9 Мюнхен 14027106 14055160 -0.2%

10 Амстердам 13834000 12824118 7.3%

11 Стокгольм 13438009 12954241 3.6%

12 Гамбург 13331001 12 597796 5.5%

13 Стамбул 11 950300 13396286 -12.1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Милан 11 257872 11483029 -2.0%

15 Лиссабон 9 717 718 9 018 042 7.2%

Лучшие пять городов на 2016 год выглядят так же, как и в предыдущем году, кроме того, что Барселона заняла свое место в топ-5 из Мадрида. Примечательно также то, что Лондон смог занять место на 1-м месте в постели, несмотря на отрицательный темп роста (-3,2%), второй по величине отрицательный рост позади Парижа (-8,2%), который также остался на своем месте в виде номера два в ночлег.

Город, который стал самым сильным, — Барселона (8,5%) с самыми высокими темпами роста из 15 лучших городов, за которым следует Амстердам (7,3%), который подскочил на два пункта по сравнению с предыдущим годом. Основываясь на прогнозных значениях, эксперты European Cities Marketing ожидают в течение 2017 года увеличение в европейских городах общего числа ночевок на 6,4%. Однако террористические акты в европейских городах оказывают значительное влияние на устойчивость туризма. Наиболее динамично развивающиеся рынки, такие как Китай или Япония, очень чувствительны к воспринимаемому риску, что сразу же сказалось на количественных показателях 2016 года. Однако начиная с IV квартала 2016 года городской туризм в Европе подучил положительную динамику в своем развитии: количество посетителей восстанавливается, так как европейские города остаются наиболее привлекательными туристическими направлениями для посетителей со всего мира (рис. 2) [7].

Рис. 2. Десять ведущих городов по количеству ночевок международных туристов

Изучая городской туризм на территории Российской Федерации, необходимо сказать, что каждый второй россиянин, собираясь в путешествие, обращается к помощи поисковых систем и ресур-

сам сети Интернет. Для формирования ниже представленного рейтинга привлекательности городов были за основу взяты запросы на интернет-порталах об основных городах и их достопримечательностях городе. За основу рейтинга была взята статистика двух поисковых запросов в Яндексе за 2016 год «достопримечательности...» и «Что посмотреть в...». Именно такие словосочетания вводят чаще всего туристы, имеющие в планах посещение того или иного города. Необходимо отметить, что из представленного рейтинга были исключены города Москва и Санкт-Петербург, как безоговорочные лидеры среди российских и зарубежных туристов, а также города Крымского полуострова (табл. 3) [3, 4].

Таблица 3

Рейтинг привлекательности российских городов в 2016 году (по количеству запросов в сети Интернет)

Ранг 2016 год Город Год, ед.

2016 2014

1 Казань 527729 198794

2 Сочи 470754 113 849

3 Нижний Новгород 260731 121079

4 Ярославль 259492 137644

5 Калининград 228383 69 392

6 Екатеринбург 186 941 66 181

7 Анапа 181064 -

8 Владимир 169412 85 344

9 Геленджик 152819 -

10 Суздаль 148282 95 045

11 Кострома - 81 608

Анализируя вышеприведенную таблицу, можно сказать, что по статистике за 2016 год, наиболее популярными объектами городского туризма стали исторические города центральной России и города-миллионеры, на популярность которых оказало влияние выгодное географическое положение, близость к столице, развитость города как курорта, популярность и повсеместное продвижение бренда «Золотое Кольцо» и др. На рисунке представлено изменение динамики привлекательности городов в 2014 и 2016 годах.

Рис. 3. Показатели привлекательности городов РФ по поисковым запросам в 2014 и 2016 годах

В качестве заключения можно сказать, что городской туризм является привлекательным направлением развития. Формой туризма, которая подразумевает посещение города с целью познания его социокультурного пространства (особой атмосферы города, его символов и ценностей, его традиций и особенностей, характера жителей данного города и коммуникации между ними, городской архитектуры, выдающихся людей данного города — одним словом, целостное познание индивидуальности данного города) является так называемый городской туризм. В условиях, когда город располагает пространством как для интеллектуального развития, так и для отдыха, иногда — для радостного празднования, а иногда — для спокойного наблюдения природы, — дестинация обладает особой привлекательностью для посещения.

Библиографический список

1. Анциферов Н. П. «Непостижимый город...». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / сост. М. Б. Вербловская. — СПб. : Лениздат, 1991.

2. Прядко И. А. Экономический механизм обоснования экологически устойчивого развития городских территорий: монография. — Ростов-н/Д : Ростиздат, 2009.

3. Рейтинг популярности городов в 2014 году [Электронный ресурс]. — URL: http://towntravel. ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/rejting-populyarnosti-rossijskix-gorodov-za-2014-god.html (дата обращения: 01.11.2017 г.).

4. Самые популярные города России (Топ-50 за 2016 год) [Электронный ресурс]. — URL: http:// towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/samye-populyarnye-goroda-rossii-top-50-za-2016-god. html (дата обращения: 01.11.2017 г.).

5. Смагин Б. А. Социокультурная городская среда и развитие личности // Город и культура : сб. научн. тр. — СПб., 1992. — С. 35-41.

6. Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города : дис. . канд. филос. наук — Саратов, 2009.

7. European Cities Marketing Benchmarking Report 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.europeancitiesmarketing.com/european-cities-marketing-benchmarking-report-2017-confirms-the-resilience-of-european-cities (дата обращения: 30.09.2017 г.).

8. Leser H. Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie. — München: Braunschweig, 1997. — S. 25.

9. Neuenfeldt H. Rose O. Stadttourismus als Wirtschaftsfaktor in Aachen. Göttingen, 1997 [Электронный ресурс]. — URL: www.geogr.uni-goettingen.de (дата обращения: 22.10.2017 г.).

10. Mastercard Global Destination Cities Index 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://newsroom. mastercard.com/digital-press-kits/mastercard-global-destination-cities-index-2017 (дата обращения: 01.11.2017 г.).

11. Wenge Ch. O. Städtetourismus in Barcelona und Madrid unter besonderer Berücksichtigung der deutschen Reisenden. Köln [Электронный ресурс]. — URL: http://kups.ub.uni-koeln.de (дата обращения: 29.10.2017 г.).

Bibliogaphy and notes

1. Antsiferov NP "The incomprehensible city.". The soul of Petersburg. Petersburg of Dostoevsky. Petersburg Pushkin / comp. M. B. Verblovskaya. — St. Petersburg : Lenizdat, 1991.

2. Pryadko IA Economic mechanism of substantiation of ecologically sustainable development of urban territories: monograph. — Rostov-n/D : Rostizdat, 2009.

3. Rating of the popularity of cities in 2014 [Electronic resource]. — URL: http://towntravel.ru/ interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/rejting-populyarnosti-rossijskix-gorodov-za-2014-god.html (circulation date: 01.11.2017).

4. The most popular cities in Russia (Top-50 for 2016) [Electronic resource]. — URL: http://towntravel. ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/samye-populyarnye-goroda-rossii-top-50-za-2016-god.html (circulation date: 01.11.2017).

5. Smagin BA Sotsiokulturnaya urban environment and personal development // City and Culture : Sat. scientific. tr. — St. Petersburg, 1992. S. 35-41.

6. Tuliganova I. V. Sociocultural space of the modern city : dis. ... cand. philosopher. sciences. — Saratov, 2009.

7. European Cities Marketing Benchmarking Report 2G17 [Electronic resource]. — URL: https:// www.europeancitiesmarketing.com/european-cities-marketing-benchmarking-report-2G17-confirms-the-resilience-of-european-cities/ (дата обращения: 3G.G9.2G17 г.).

S. Leser H. Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie. — München : Braunschweig, 1997. — S. 25.

9. Neuenfeldt H. Rose O. Stadttourismus als Wirtschaftsfaktor in Aachen. Göttingen, 1997 [Electronic resource]. — URL: www.geogr.uni-goettingen.de (дата обращения: 22.1G.2G17 г.).

1G. Mastercard Global Destination Cities Index 2G17 [Electronic resource]. — URL: https://newsroom. mastercard.com/digital-press-kits/mastercard-global-destination-cities-index-2G17/ (дата обращения: G1.11.2G17 г.).

11. Wenge Ch. O. Städtetourismus in Barcelona und Madrid unter besonderer Berücksichtigung der deutschen Reisenden. Köln [Electronic resource]. — URL: http://kups.ub.uni-koeln.de/ (дата обращения: 29.1G.2G17 г.).

INBOUND TOURISM AS A FACTOR OF ACCELERATION OF SOCIALLY - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A. N. Shaimova, A. S. Omarova

L. N. Gumilyov Eurasian National University, Astana

Abstract. This article analyzes the development of inbound tourism in Kazakhstan. The article describes the role of tourism in the development of socio-economic welfare of the Republic of Kazakhstan. Particularly, analysis of tourist market of Kazakhstan, identification of share of tourism in GDP of the country, positive and negative aspects of tourism, offers to solutions to the identified problems. Key words: tourism, GDP, factor, effect, profit, socio-economic development, tax.

In the modern world, tourism is one of the most progressive developing fields of human activity, and occupies a special place due to its social, economic and cultural influences on society. Meeting the needs of the population to travel for various purposes, tourism has become a global economic phenomenon, representing a major part of modern business. In many countries tourism has an important role in the formation of gross domestic product, employment, replenishment of the budget at various levels, contributes to the inflow of foreign currency, promotes the development of related industries such as construction, communications, transportation, agriculture, production of consumer goods. A significant contribution to the development of tourism contributes to international tourism exchange, where special attention is given to inbound tourism. Worldwide tourism is considered to be one of the most profitable areas of business.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Figure 1. Direct contribution of tourism to GDP of Kazakhstan since 2006 to 2016 (billions tenge) *Note: compiled by the author based on the source [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.