Научная статья на тему 'Использование Web 2. 0 технологий при обучении иностранному языку в вузе'

Использование Web 2. 0 технологий при обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB 2.0 ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ / WEB 2.0 TECHNOLOGIES / ICT / SOCIAL NETWORKS / TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Е. В., Татаринова А. В.

В статье рассматриваются социальные сервисы Web 2.0 технологий и возможности их применения при обучении иностранному языку в вузе. Использование данных технологий в учебном процессе позволяет студентам достичь определенного уровня иноязычной компетенции, совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Web 2. 0 технологий при обучении иностранному языку в вузе»

Захарова Е.В.1, Татаринова А.В.2 ©

1К.п.н., доцент; 2ст.преподаватель, кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются социальные сервисы Web 2.0 технологий и возможности их применения при обучении иностранному языку в вузе. Использование данных технологий в учебном процессе позволяет студентам достичь определенного уровня иноязычной компетенции, совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, WEB 2.0 технологии, социальные сети, обучение иностранному языку в вузе.

Keywords: ICT, Web 2.0 technologies, social networks, teaching foreign language at University

Развитие информационных технологий в последнее время привело к образованию новых способов использования Интернета в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит не только общаться, но и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. При обучении иностранному языку студентов в вузе активно используются Web 2.0 технологии.

Основной отличительной чертой Web 2.0 технологий является то, что социальные сервисы позволяют широкому кругу пользователей сети Интернет быть создателями и соавторами информации, а не только ее получателями. Слово социальный (сайт или сервис) является ключевым и обозначает отличительную характеристику Web 2.0 технологий - ресурсы создаются людьми, для людей и стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет. [2, 27]

Использование технологий Web 2.0 в обучении иностранному языку позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обучения в вузе, а также совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

Все исследователи подчеркивают основные преимущества Веб 2.0 применительно к методике обучения иностранным языкам: простоту использования и доступность; эффективность организации информационного пространства; интерактивность и мультимедийность; надежность и безопасность.

Некоторые отечественные исследователи считают, что использование ИКТ в учебном процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе существенно расширяет возможности и позволяет:

• представлять учебные материалы в печатном, графическом, звуковом и анимированном виде;

• автоматизировать систему контроля знаний студентов;

• автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности электронных пособий;

• сделать обучение дифференцированным и индивидуальным;

• существенно повысить мотивацию к изучению иностранного языка;

• получить доступ и оперировать большим объемом информации;

• формировать информационную культуру;

• организовать самостоятельную работу;

• внедрить систему дистанционного образования [1].

Развитие Web 2.0 технологий оказало существенное влияние на создание, распространение и интерпретацию контента сайтов (текстового и графического наполнения) в Интернет-сообществе. В зависимости от контента и направленности социальные сервисы сети Интернет разделяются на

© Захарова Е.В., Татаринова А.В., 2013 г.

множество групп. В данной статье некоторые сервисы Web 2.0 технологий будут рассмотрены подробнее.

Блог (от английского blog или weblog) - личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается и модерируется одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие сети Интернет. Любой посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив в блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру. Это значит, что все сообщения располагаются хронологически одно за другим на одной странице.

В учебном процессе можно использовать как индивидуальные, так и групповые блоги. Например, на блоге преподавателя может располагаться информация о курсе или предмете:

• Программа курса (на неделю, месяц, семестр);

• Задание для самостоятельной работы;

• Информация об изученном на конкретном занятии материале;

• Рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

• Ссылки на информационно справочные Интернет-ресурсы;

• Ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам;

• Ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам (например, после изучения конкретного грамматического времени студенты могут проверить себя, выполнив тест онлайн).

Блог учебной группы разрабатывается специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т.п.) всей учебной группой. Блог обычно начинается с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видео-) материала, за которым будут следовать комментарии. Каждый новый участник - это другое мышление и мнение, ознакомиться с которым необходимо для определения собственной позиции. Именно поэтому при организации работы в блоге важно привлечь к обсуждению максимальное число людей.

В отличие от личных блогов, в блоге учебной группы комментарии размещаются на одной странице один за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других участников и стимулирует обсуждение.

Использование блогов при обучении иностранному языку в условиях вуза способствует развитию коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, а также развитию умений самостоятельной работы.

Следующий сервис называется вики. Вики - это вид социального сервиса Web 2.0 технологий, позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети Интернет. В вики, преимущественно, создаются и размещаются научно-популярные или популярные темы и тексты на разных языках. Посредством сети Интернет в создании вики-страниц может принимать участие неограниченное число людей, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга. Каждый зарегистрированный пользователь сервиса Вики может участвовать в создании, дополнении, корректировке и удалении контента (содержания сайта, включающего текстовый материал, картинки, фотографии, аудио- и видеофайлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет), а также может вернуться к первоначальной версии страницы, если переработанный вариант его не устраивает. В результате общественного шлифования создается достаточно корректный и относительно полный информационный материал, отражающий разные позиции по обсуждаемому вопросу. Многие страницы Вики имеют гипертекстовую структуру, что позволяет читателю легко переходить со страницы на страницу сети Интернет в поисках интересующей информации.

Вики как вид Web 2.0 технологий имеет свои отличительные особенности, к которым относятся:

• Возможность вносить изменения на самом сайте, не используя дополнительного программного обеспечения;

• Присутствие множества авторов с различными точками зрения;

• Нелинейная структура подачи материала, построенная на гиперссылках;

• Возможность мгновенно вносить исправления и изменения в материал;

• Возможность сравнения материала до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи;

• Быстрая корректировка нерабочих ссылок [3].

Необходимо отметить, Википедия как вики-сервер (физическое место в сети Интернет, где можно размещать информацию) достаточно популярна и опубликованная в ней информация характеризуется высокой степенью надежности. Вместе с тем в обучении иностранному языку Википедия может эффективно использоваться лишь как источник информации для развития умений чтения.

Подкаст (podcast) - это вид социального сервиса, позволяющий прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи во всемирной сети. В отличие от обычного телевидения или радио подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время.

Подкастинг успешно используется в процессе обучения иностранному языку в вузе. В настоящее время существует большое количество учебных материалов, специально разработанных в виде подкастов. Это могут быть как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка, так и учебные подкасты, созданные для учебных целей. В зависимости от конкретных учебных задач они могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе; в аудитории и дома; в проектной работе и на учебных занятиях. Существуют различные виды подкастов, связанных с изучением иностранных языков:

- подкасты для работы с лексическим материалом, где подкастер объясняет значение слова, словосочетания или идиомы и иллюстрирует их примерами функционирования рассматриваемой лексической единицы в языке;

- подкасты, направленные на развитие умений аудирования и включающие задания по аудированию;

- подкасты, предназначенные для проведения целого занятия по иностранному языку. Такие подкасты необходимо сопровождать раздаточным материалом [4, 29].

Интересные подкасты для изучающих английский язык предоставляет Всемирная служба новостей Би-Би-Си (www.bbc.co.uk/radio/podcasts/).

Подкасты могут выступать не только как средство для развития умений аудирования, но и как инструмент совершенствования навыков говорения. Студенты (и преподаватели) могут самостоятельно создавать подкасты при помощи бесплатных программ аудиозаписи, например, Audacity (audacity.sourceforge.net).

Все, что необходимо - это скачать выбранный файл на свой компьютер. Студенты могут как прослушивать или просматривать подкасты, так и создавать свои собственные подкасты на любые темы. По длительности подкасты могут быть от нескольких минут до нескольких часов. Наиболее эффективный способ найти необходимый подкаст - обратиться к директории подкастов, выбрать интересующую категорию и просмотреть список подкастов, доступных к скачиванию. Для изучающих английский язык директория подкастов размещена по адресу www.englishcaster.com,www.bbc.co.uk. Социальный сервис подкастов может использоваться для развития умений аудирования и говорения.

Твиттер является одним из сервисов Интернета нового поколения, который позволяет пользователям общаться между собой, обмениваться в микроблогах короткими сообщениями -«твитами» - объемом не более 140 знаков. Для размещения «твита», необходимо пройти регистрацию. Каждый пользователь, зарегистрированный на сайте сервиса «Твиттер», может зайти на свою страницу и разместить «твит», который будет доступен любому пользователю. Создатель «твита» имеет возможность читать сообщения других пользователей, размещенные на их страницах.

В этой связи, благодаря своему технологическому потенциалу и возрастающей популярности среди молодежи, сервис «Твиттер» может быть использован в качестве средства для обучения иностранному языку, в частности, для развития умений письменной речи обучающихся.

Рассмотренные социальные сервисы Web 2.0 показывают, что каждый сервис при грамотном методическом подходе могут быть эффективно использованы при обучении иностранному языку в вузе, активизируя все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Таким образом, применение Web 2.0 технологий позволяет решать комплексные задачи иноязычного образования и подтверждает не только повышение уровня владения языком, но и развитие межкультурной компетенции студентов.

Литература

1. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2012. - №2 (1). - С.28-33.

2. О'Рейли Т. Что такое WEB 2.0 // Компьютерра Онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/

3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы WEB 2.0 в помощь учителю / Учебно-методическое пособие. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии WEB 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009.- №3. - С.27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.