УДК 37.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
EXPRESSIVE MEANS OF MUSIC AS A TOOL OF EDUCATION IN CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS
© 2020
И.В. Пасечник I.V. Pasechnik
Музыка обладает колоссальным воспитывающим эффектом, развивает духовные потребности, настраивает человека на позитивное мировосприятие. Процесс воспитания детей и подростков, обучающихся в детской школе искусств, ориентирован на многогранное использование выразительных возможностей музыки. В статье акцентируется внимание на значении использования выразительных возможностей музыки в воспитании. Приводятся результаты диагностического опроса, доказывающего влияние музыки на воспитание обучающихся в детской школе искусств.
Ключевые слова: личность; воспитание; музыка; выразительные возможности; обучающиеся; детская школа искусств; развитие; диагностика.
Music has a tremendous educational effect, develops spiritual needs, and tunes in a positive worldview. The process of educating children and adolescents studying in the children's art school is focused on the multifaceted use of the expressive capabilities of music, which have their own characteristics and originality. The article focuses on the implementation of the expressive capabilities of music in education. The results of the diagnostic interview proving that music can affect the students of the children's school of arts are presented.
Keywords: personality; education; music; expressive means; students; children's school of arts; development; diagnostic interview.
Актуальность проблемы воспитания обучающихся в детской школе искусств с использованием выразительных возможностей музыки определяется современной тенденцией развития общества как пространства самореализации человека, активно осваивающего культурное наследие. В педагогических концепциях воспитание представлено многоаспектно, в частности - как культурно-историческая ценность (Е.В. Бондаревкая [1]). В этом контексте сущность воспитания рассматривается как гуманистический процесс, раскрывается на основе абсолютной ценности личности воспитанника, его естественного права на свободное и полноценное развитие, социально-педагогическую поддержку, оценку роста образовательного потенциала, являющихся критерием эффективности образовательной системы. В основу концепции воспитания как формирования «человека культуры» положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации
XX века к антропогенной цивилизации будущего» [2, с. 52]. В педагогической теории и практике воспитания провозглашается отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности [1]. Гуманизм воспитания реализуется как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а степень свободы проявляется как необходимое и исходное условие становления субъектных свойств личности. Концепция воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития.
Основным ориентиром воспитательного процесса в детской школе искусств является развитие духовности, гуманности,
творчества, трудолюбия, культуры обучающихся. Создание условий для становления и обеспечения развития этих качеств у растущего человека является важнейшей задачей общества, семьи, образовательных учреждений и самой личности. Детская школа искусств (ДШИ) - учреждение дополнительного образования. В нем активно используются разнообразные средства воспитания детей и подростков.
Музыка позволяет сохранять наши духовно-нравственные ценности: добро, красоту, духовность и душевность, истину, понимание ценности человека и его жизни. Следовательно, музыка является своеобразным носителем духовно-нравственных, художественно-эстетических ценностей общества. Использование ее выразительных средств в воспитании - важная задача современного педагога. По признанию специалистов, музыка обладает мощным воспитывающим потенциалом, используя который возможно развивать духовно-нравственную, культурно и эстетически развитую личность человека, способного быть душевным, откликаться на доброту, созидать и самосовершенствоваться [3-5]. Так, в понимании Д. Шостаковича музыка вызывает к жизни еще слабые и не осознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство и веру в свои внутренние силы, и свое большое призвание [5]. В литературе многоаспектно освещается феномен музыки [6], в частности осмысляется то, как музыка оказывает воздействие на процесс становления нравственных качеств, идеалов.
Педагог, использующий выразительные возможности музыки как средство воспитания, решает следующие профессиональные задачи: учить обучающихся быть «чуткими к слову, звуку, образу», смотреть и видеть, слушать и слышать, проявлять свое отношение к музыке, наблюдать и понимать ее выразительные средства. Воспринимая и переживая содержание музыки, дети и подростки становятся более отзывчивым на добро, взаимопомощь, проявляют свои позитивные эмо-
ции. В то же время она требует внимания, понимания, осознания. Воспитание с использованием выразительных возможностей музыки ориентировано на развитие умения обучающихся сопереживать, способности понимать, принимать и поддерживать других людей, определять свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Процесс воспитания в ДШИ с использованием выразительных возможностей музыки основан на реализации личностного и деятельностного подхода. Педагоги ориентированы на позитивное взаимодействие с каждым обучающимся, на признание приоритета индивидуальных особенностей личности, развивающейся в музыкально-творческой, духовно-эстетической деятельности, на развитие гуманистических межличностных взаимоотношений, благодаря которым воспитанники не только осознают свою индивидуальность и личностную значимость, но и учатся видеть личность в окружающих их людях.
Реализация личностного и деятель-ностного подхода предполагает активизацию процесса обучения в направлении подготовки личности к самореализации в современном социуме [7]. Методисты предлагают педагогам практические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков [8].
Процесс воспитания обучающихся в детской школе искусств с использованием выразительных возможностей музыки ориентирован на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие обучающихся [5]. Дети и подростки знакомятся с народной музыкой, песнями, которые хранят народный дух, являясь образцами красоты и совершенства. Народная музыка вызывает у обучающихся детей и подростков живой интерес, побуждает изучать историю своей Родины, настраивает на позитивный лад, приносит радость познания, учит дорожить своей Родиной, эмоционально вдохновляет [5 ; 9]. Музыка русских композиторов также обладает
огромными воспитательными возможностями. Изучение на уроках музыки классических произведений развивает ценностное отношение обучающихся к искусству (в том числе музыке) своей Родины, к самому себе и другим людям. Так, знакомясь с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», цикла «Времена года», дети и подростки постигают внутренний мир человека, «видят» поэтичные образы русской природы, яркие картины народной жизни. В тематических музыкальных произведениях Г.В. Свиридова ярко выражен национальный характер, отражена историческая судьба России, ее природа, жизнь отдельно взятого человека и целого народа [9]. На музыкальном занятии «Русь в музыке Г.В. Свиридова» обсуждаются вопросы о том, как раскрывается образ Руси в музыке композитора; выявляется и анализируется использование интонаций русской народной музыки в произведениях Г.В. Свиридова; сравниваются средства художественной выразительности музыки композитора и русской народной музыки и др.
В детской школе искусств успешно используются разнообразные выразительные возможности музыки в воспитании обучающихся детей и подростков: эмоционально-вдохновляющие, духовно-развивающие, креативно-созидающие, которые помогают обучающимся интенсивно развиваться, активно познавать окружающий мир и самого себя. В контексте личностного развития обучающихся выразительные возможности музыки можно рассматривать как «эмоциональные проводники», обеспечивающие духовно-нравственную основу воспитания, освоения внешнего мира и развития духовного внутреннего мира взрослеющего человека. Воспитанники учатся познавать, понимать и принимать выразительные возможности музыки. Педагоги ДШИ используют выразительные средства музыки с целью формирования, развития, совершенствования навыков обучающихся. Музыка, способствует формированию креативности мышления учащихся.
Особое место уделяется технологиям воспитания и субъектной самореализации личности (Е.И. Тихомирова, Н.Е. Щуркова) [10 ; 11]. Осмысляя процесс воспитания человека культуры, Н.Е. Щуркова указывает на соподчинение событий внутренней жизни ребенка, влияющих на становление у него духовно-нравственных ценностей: «выбор -ориентация - проживание». Это находит выражение в демонстрации ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся избирают добро, истину, красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству; в ценностно-ориентационной деятельности, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой [11].
Воспитание обучающихся в детской школе искусств с использованием выразительных возможностей музыки реализуется в нескольких направлениях:
- когнитивно-развивающем, ориентированном на развитие знаний и представлений обучающихся о музыке, ее значимости в жизни человека;
- ценностно-личностном, обеспечивающем осознание обучающимися ценности музыки для собственного развития и формирования человека как личности, члена общества;
- нравственно-созидающем, раскрывающем возможности музыки в воспитании нравственного человека как активно созидающего социального субъекта.
Указанные направления реализуются как на специальных учебных занятиях, так и во внеучебной деятельности. Акцент делается на использовании позитивно-ориентирующих, созидательно-вдохновляющих музыкальных произведениях.
На целенаправленном использовании выразительных возможностей музыки базируется практика воспитания обучающихся в ДШИ Во-первых, проводятся занятия в музыкальном лектории «Мир музыки», которые расширяют знания обучающихся о музыке, музыкантах, композиторах. Проводятся викторины и конкурсы «знатоков музыки», самопрезентации «Мой мир музы-
ки». Во-вторых, организуются музыкальные конкурсы, на которых обучающиеся исполняют музыкальное произведение, показывая то, настолько они постигли их выразительность, глубину, эмоциональное воздействие на слушателей.
Разработаны специальные практикумы, участие в которых обеспечивает расширение знаний, развитие представлений, обогащение ассоциаций, эмоций обучающихся, а также совершенствуются не только практические умения исполнения, но способность слышать, а также самостоятельно анализировать свои музыкальные впечатления. Это практикумы «Трели соловья», «Мое облачко» «Я хочу вам рассказать о...», «Музыки чарующие звуки» и др. Восприятие музыки развивает воображение и музыкальную память; анализ музыкального произведения - мышление; обсуждение музыкального произведения учит взаимодействию и т.д.
Результаты организации учебного процесса и внеучебной деятельности, ориентированного на использование выразительных возможностей музыки, фиксируются и анализируются. Так, ежегодно проводятся опросы обучающихся. Результаты опроса 2018/2019 учебного года (57 человек) показали, что каждый третий из опрошенных обучающихся при восприятии музыки стал чаще ориентироваться на фиксирование ее выразительных средств, когнитивно, духовно и нравственно развивающих человека. В ответах на вопрос о значении музыки в их жизни, обучающиеся дети и подростки констатировали, что музыка «облагораживает человека»; «делает человека добрее», «учит проявлять чуткость, преданность, патриотизм»; «позволяет наслаждаться, отдыхать, вдохновляться, радоваться» и т.д., и этому способствуют выразительные возможности музыки. Например, после занятий о музыке Г.В. Свиридова обучающиеся констатировали, что, слушая и осмысливая эту музыку, проникаешься ее возвышенностью, одухотворенностью. Такую музыку интересно слушать, легко понимать, так как в ней много положительных эмоций, живописных кра-
сочных образов, любви и сопереживания, верности русской музыкальной культуре. Музыка вселяет веру в добро, человечность, пробуждает лучшее в человеке.
В завершении каждого учебного года изучается мнение обучающихся о том, какие знания, представления; ассоциации, эмоции развиваются у них в процессе обучения в ДШИ Мнение обучающихся изучается педагогами с использованием устного и письменного опроса, а также в ходе специально организуемых дискуссий в дискуссионном клубе «Спроси - отвечу». Результаты проведенных опросов и организованных дискуссий показали, что дети и подростки чаще всего акцентируют свое внимание в первую очередь на том, что они приобретают в процессе обучения, что нового узнают, чему учатся (51,2% мнений опрошенных), а также на том, как изменяются сами - представления, понимание, поведение (49,8% мнений опрошенных). Кроме того, обучающиеся в ДШИ делают акцент на том, как выразительные возможности музыки влияют на развитие у них музыкальной культуры, чувства гордости за свою страну, ее социальные, культурные, спортивные достижения, формируют уважительное отношение к прошлому, родному языку, обычаям, традициям Родины, помогают осознавать свою принадлежность к ней. Как показывает практика, в этом процессе особо важную роль играет музыка русских композиторов - своеобразная летопись истории нашей страны.
На основе использования в воспитании выразительных возможностей музыки разработаны и применяются на музыкальных занятиях в ДШИ правила обучения восприятию, пониманию и осознанию музыки. Правило первое: воспринимая музыку, сосредоточься, будь внимательным - слушай. Правило второе: осознавай сущность того, что слушаешь - думай. Правило третье: вдохновляйся тем, что слушаешь - чувствуй. Правило четвертое: будь терпеливым, внимательным - подмечай выразительные детали музыки. Правило пятое: развивай свой музыкальный слух, исполнительское ма-
стерство - совершенствуйся. В ДШИ обучающиеся привлекаются также и к формулированию своих собственных правил о том, как научиться воспринимать и понимать музыку. В частности, подростки (13-15 лет) самостоятельно сформулировали правила «чтобы музыку научиться воспринимать -нужно ее постоянно слушать»; «чтобы радость от восприятия музыки получать -нужно научиться ее слышать» и др. Составление правил увлекает обучающихся, а педагогам позволяет акцентировать внимание детей и подростков на необходимости не только слушать музыку, воспринимая ее, но и слышать - понимая ее.
Таким образом, воспитание обучающихся детей и подростков в детской школе искусств позволяет успешно осуществлять
их духовно-нравственное, культурно-эстетическое, индивидуально-личностное развитие при условии совершенствования практики использования выразительных возможностей музыки. Важным в этом процессе является развитие компетенций педагогов, организующих восприятие, осознание и осмысление выразительных возможностей музыки. Итоги воспитания с использованием выразительных возможностей музыки проявляются в сформированных у детей и подростков духовно-нравственных убеждениях, в новых знаниях, в развитых потребностях и способностях воспринимать и понимать музыку, в умении анализировать свое эмоциональное состояние при восприятии музыки.
* * *
1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов н/Д : РГПУ, 1995. 32 с.
2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания // Воспитание ребенка как человека культуры. М. : Сфера, 2003. С. 51-61.
3. Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления : сборник статей. М. : Музыка, 1974.
336 с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании : сборник статей / сост. и науч. ред. Е.М. Орлова. Л. : Музыка, 1973. 136 с.
5. Третьякова Л.С. Дмитрий Шостакович. М. : Советская Россия, 1976. 240 с.
6. Холопова В.Н. Феномен музыки. М. : Директ-Медиа, 2014. 384 с.
7. Тихомирова Е.И. Проблемы совершенствования практики воспитания обучающихся в современных образовательных организациях // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М. : МПСУ, 2016. С. 601-609.
8. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в общеобразовательной школе : сборник методических рекомендаций и образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Волгоград : ВолгГМУ, 2012. 127 с.
9. Свиридов Г.В. Музыка и душа // Свиридов Г. Избранные произведения и изречения. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ObjBfx2K77g (дата обращения 24.07.2020).
10. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал. 2006. Август. URL: http://www.emissia.org/oflEline/2006/1031.htm (дата обращения: 20.07.2020).
11. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М. : Пед. общество России. 1988. 34 с.