Научная статья на тему 'Использование возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе'

Использование возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3680
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / вуз / студент / interactive teaching methods / university / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З К. Багирова, Л Ш. Гамидов, А И. Яндиева

В статье изучен процесс использования возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе. Сделан вывод о том, что интерактивный метод подразумевает не просто традиционное взаимодействие педагога с учащимися, но активное взаимодействие обучающихся друг с другом или с компьютерной программой. Построение занятий с использованием интерактивных методов обучения отлично подходит для студентов вуза, так как отвечает их возрастным особенностям: даёт проявить свою индивидуальность в группе сверстников, приковывает внимание к изучаемому материалу, повышает интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Авторы делают вывод о том, что обучение на основе интерактивных методов позволяет студентам получать новые знания с высокой степенью эффективности, развивает познавательную деятельность студентов, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN A UNIVERSITY

The article explores the process of using the possibilities of interactive teaching methods in the classroom at a university. The conclusion is made that the interactive method implies not just the traditional interaction of the teacher with students, but the active interaction of students with each other or with a computer program. The construction of classes using interactive teaching methods is excellent for university students, as it meets their age characteristics: makes it possible to show their individuality in a group of peers, draws attention to the material studied, and increases interest in information and communication technologies. The authors conclude that learning on the basis of interactive methods allows students to gain new knowledge with a high degree of efficiency, develops cognitive activity of students, translates it into higher forms of cooperation

Текст научной работы на тему «Использование возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе»

УДК 378

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Yandieva A.I., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

USING POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN A UNIVERSITY. The article explores the process of using the possibilities of interactive teaching methods in the classroom at a university. The conclusion is made that the interactive method implies not just the traditional interaction of the teacher with students, but the active interaction of students with each other or with a computer program. The construction of classes using interactive teaching methods is excellent for university students, as it meets their age characteristics: makes it possible to show their individuality in a group of peers, draws attention to the material studied, and increases interest in information and communication technologies. The authors conclude that learning on the basis of interactive methods allows students to gain new knowledge with a high degree of efficiency, develops cognitive activity of students, translates it into higher forms of cooperation.

Key words: interactive teaching methods, university, student.

З.К. Багироеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

Л.Ш. Гамидое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

А.И. Яндиееа, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ

В статье изучен процесс использования возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе. Сделан вывод о том, что интерактивный метод подразумевает не просто традиционное взаимодействие педагога с учащимися, но активное взаимодействие обучающихся друг с другом или с компьютерной программой. Построение занятий с использованием интерактивных методов обучения отлично подходит для студентов вуза, так как отвечает их возрастным особенностям: даёт проявить свою индивидуальность в группе сверстников, приковывает внимание к изучаемому материалу, повышает интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Авторы делают вывод о том, что обучение на основе интерактивных методов позволяет студентам получать новые знания с высокой степенью эффективности, развивает познавательную деятельность студентов, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, вуз, студент.

Проблемой внедрения интерактивных методов в процесс обучения занимались такие педагоги и ученые, как Г Г Брусницина, Н.Я. Виленкин, В. М. Глушков, Л.А. Жукова, В. А. Извозчиков, ГМ. Коджаспирова, И.В. Роберт и другие. Ими были классифицированы интерактивные методы обучения, доказывалась необходимость внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Одним из наиболее прогрессивных интерактивных методов является метод, реализованный с помощью компьютерных технологий, поскольку он создаёт оптимальные (комфортные) условия для самообразования; повышает мотивацию обучения; приковывает внимание аудитории к содержанию материала; обеспечивает опосредованную обратную связь. Сущность интерактивного метода заключается в организации диалогового обучения между студентом и педагогом, студентом и другими студентами, студентом и компьютерной программой. Интерактивные методы обучения касаются не только способа подачи нового материала, но и способа усвоения этого материала учащимися [1, с. 4].

При интерактивном методе обучения учебная ситуация приобретает личную значимость для обучающегося, происходит самостоятельное выстраивание учебной коммуникации с изучаемым материалом, каждый учащийся получает возможность обратной связи.

Мы видим, что интерактивный метод подразумевает не просто традиционное взаимодействие педагога с учащимся, но активное взаимодействие обучающихся друг с другом или с компьютерной программой. Причём деятельность учащихся при таком методе является доминирующей. Компьютерная программа при этом может выступать и в роли образовательного элемента системы, и в роли посредника между педагогом и учащимся, а также между учащимися.

Модель студент - студент заключается во взаимодействии обучающихся и может быть реализована через деловые и ролевые игры, работу в группах и т.д. Модель студент - компьютер представляет собой самообучение через компьютерные средства без необходимости вмешательства преподавателя и остальных обучающихся. В модели студент - компьютер - педагог осуществляется взаимосвязь всех субъектов обучения, где изученный материал проходит сначала через компьютер, затем проверяется педагогом. Учитель в этой модели выступает наставником, выстраивающим траекторию обучения для конкретного учащегося. В частности, с помощью этого интерактивного метода многие учителя организовывают дистанционное обучение [2, с. 3].

Исходя из вышесказанного, можно сделать общий вывод о том, что интерактивным методом обучения называют метод организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Проблема традиционных форм уроков заключается в том, что обычно педагог ориентируется на «сильных» студентов. Совместная деятельность обучающихся и педагога, организованная с помощью интерактивных методов обучения, в корне меняет эту ситуацию, позволяя «слабым» проявлять активность в тече-

ние урока, а «сильным» двигаться по ускоренной образовательной траектории [3, с. 14].

В настоящее время интерактивные методы модели студент - педагог или студент - студент включают в себя игровые, дискуссионные, тренинговые, рейтинговые и рефлексивные технологии. Дадим характеристику тем из них, которые используются преподавателями чаще других.

• Игровые технологии подразумевают разыгрывание определённой, соответствующей теме ситуации, где каждому обучающемуся достаётся роль, которую необходимо обыграть. К ним относятся ролевые, деловые, блиц-игры по работе с учебными текстами.

• Дискуссионные технологии основываются на организованной дискуссии, при которой, логически обосновывая свой выбор и принимая какое-либо решение, обучающиеся приходят к задуманному учителем выводу. К ним относятся круглый стол, диспут, форум, симпозиум, дебаты, мозговой штурм, идейная карусель, кейс-технология.

• Тренинговые технологии ориентированы на отработку определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач практики.

Применение вышеперечисленных интерактивных методов обучения зависит от навыков и опыта работы преподавателя и требует основательной подготовки.

Помимо этого, можно классифицировать интерактивные методы следующим образом: групповые, фронтальные. К групповым методам относится деление учебной группы на микрогруппы, а фронтальный метод подразумевает работу со всей учебной группой одновременно [4, с. 44].

К групповым интерактивным методам обучения можно отнести следующие:

• работа в парах;

• работа в тройках;

• работа в четвёрках, где каждая пара работает над своим материалом, затем две пары объединяются и обобщают информацию. Можно продолжить этот ступенчатый метод, объединяя четверки в восьмерки и т.д.;

• карусель - учащиеся образовывают два круга, внутренний и внешний. Каждый учащийся владеет своей информацией. Двигаться может только внешний круг. Задача каждого учащегося собрать как можно больше информации;

• работа в малых группах. Здесь целесообразно повторить правила работы в группе, где каждый учащийся должен строго придерживаться своей заданной роли;

• аквариум. При данном интерактивном методе выбирается только одна группа, которая располагается в центре класса. Идет активное обсуждение

заданной темы, при этом учащиеся вне «аквариума» не могут вмешиваться, а внимательно следят за работой группы. Затем тема выводится на обсуждение.

К фронтальным интерактивным методам обучения можно отнести следующие:

• большой круг Учащиеся сидят в кругу, и каждый высказывается по заданной теме. Затем слово берёт учитель;

• микрофон. Метод, аналогичный «большому кругу», только во время высказывания учащиеся передают друг другу микрофон;

• незаконченные предложения. Одна из форм рефлексии. Педагог начинает фразу «сегодня я узнал, что...». Задача учащихся продолжить, не повторяясь;

• мозговой штурм. Каждый учащийся высказывается по поводу решения той или иной проблемы. Затем педагог выбирает наиболее удачные, на его взгляд, предположения и строит тему занятия вокруг них [5, с. 111].

Вышеперечисленные методы - это, конечно, далеко не все интерактивные методы, используемые педагогами в их практике. Это наиболее яркие интерактивные методы, разработанные без использования компьютерных средств обучения.

Интерактивный метод модели студент - компьютер - это усвоение учебного материала с помощью образовательных программных средств, которые бывают обучающие, программные, контролирующие, информационно-поисковые, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые.

Позволяют реализовать эти интерактивные методы следующие системы:

1. Kahoot. Платформа для создания тестов и викторин в игровой форме, где можно создавать собственные тесты или использовать разработки коллег по всему миру. Для использования учащимся нужны планшеты или телефоны и доступ к сети Интернет.

2. Quizlet. Незаменимая платформа для изучения новой лексики. Учитель информатики может создать свою базу слов, включающую такие термины, как алгоритмизация, программирование, моделирование и прочее. Затем эта терминология выводится на экран и изучается с помощью игр и различных мнемонических техник.

3. Class Dojo. У каждого учащийся есть свой профайл. Выходя к доске или выполняя различные задания, учащийся копит баллы, благодаря которым формируется итоговая отметка.

4. Plickers. Учитель готовит именные карточки с заданиями. На одной стороне используется QR-код, на другой распечатан тест и даны варианты ответа. Учащийся поворачивает карточку под определённым углом, соответствующим определенному ответу, учитель сканирует QR-код, благодаря чему может мгновенно видеть ответы учащихся. Большими плюсами этого приложения являются минимальное время на проверку и отсутствие необходимости иметь подключение к Интернету.

И, конечно, одним из основных видов интерактивного метода на уроке информатики является метод проектов. «Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» [6, с. 21]. Использование этого метода делает учебный процесс творческим и позволяет студентам стать более мотивированными и целеустремленными.

Основные правила организации интерактивного метода обучения.

• Правило первое. В работу должны быть включены все обучающиеся.

• Правило второе. Психологическая подготовка учащихся к требуемому виду работ. Если учащиеся обычно на уроке пассивны, им будет сложно включиться в новый вид деятельности.

• Правило третье. Если учащихся больше 25 человек, следует отдать предпочтение групповому интерактивному методу, а не фронтальному.

• Правило четвёртое. Помещение должно быть приготовлено заранее.

• Правило пятое. Заранее оговариваются чёткое соблюдение регламента и всех процедур.

Библиографический список

• Правило шестое. Организовывая групповой интерактивный метод впервые, позвольте учащимся поделиться на группы по желанию.

Обязательные условия организации интерактивного метода обучения.

- Доверительные отношения между участниками в группе.

- Демократия.

- Сотрудничество всех учащихся.

- Опора на личный опыт

- Многообразие форм и методов представления информации.

- Включение внутренней и внешней мотивации.

Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию и максимальную вовлеченность каждого учащегося.

Для достижения продуктивности интерактивного метода учителю следует придерживаться следующих требований:

• использовать методы, подходящие возрасту учащихся и соотносящиеся с опытом их работы;

• осуществлять основательную предварительную подготовку;

• давать учащимся время на размышления;

• подбирать такой интерактивный метод, который соответствует типу урока;

• на одном уроке использовать не более трёх интерактивных методов.

При использовании интерактивного метода обучения педагог может выступить в нескольких ролях. Хотя в каждой он, безусловно, организовывает взаимодействие учащихся друг с другом при работе в определённой образовательной среде. Преподаватель может выступать в роли информатора-эксперта, где педагог сам даёт материал, демонстрирует видеоролики, отвечает на вопросы учащихся и подводит итоги. Когда он выступает в роли организатора, учащиеся работают самостоятельно, но учитель всегда находится при них: разбивает на подгруппы, побуждает к действию, координирует подготовку. Когда педагог в роли консультанта, преобладает работа учащихся, педагог участвует в работе только в случае обращения её участников.

Готовя занятие с использованием интерактивных методов обучения, учителю необходимо определить содержание и структуру занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:

• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

• определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;

• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;

• выполнение преподавателем и школьниками проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

• учет контроля, анализа и оценки деятельности учеников, осуществляемых преподавателем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа школьников;

• соотношение побуждения школьников к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой;

• установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивный метод подразумевает не просто традиционное взаимодействие педагога с учащимися, но активное взаимодействие обучающихся друг с другом или с компьютерной программой. Существуют различные классификации интерактивных методов обучения в зависимости от моделей студент - педагог, студент - студент, студент - компьютер, студент - компьютер - педагог которые с каждым днём занимают более прочное место в обучении студентов. Построение занятий с использованием интерактивных методов обучения отлично подходит для студентов вуза, так как отвечает их возрастным особенностям: даёт проявить свою индивидуальность в группе сверстников, приковывает внимание к изучаемому материалу, повышает интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Такое обучение позволяет обучающимся не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

1. Куликова Л.Н., Быстрова Н.Н., Пигуль Г.И. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Хабаровск, 2002.

2. Галченкова И.С. Особенности организации материала для дистанционного обучения на базе компьютерной информационной среды. Смоленск: Издательство СГУ 2008.

3. Аствацатуров ГО. Технология современного урока и творчества учителя школы. Москва: Педагогика, 2002.

4. Богданова Е.С. Интерактивные методы обучения текстовой деятельности. Москва: Неолит, 2017.

5. Дриг И.И. ИКТ-компетентность учителя. Москва: Образование и наука, 2015.

6. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Москва: Педагогика, 2017. References

1. Kulikova L.N., Bystrova N.N., Pigul' G.I. Interaktivnye metody v obrazovanii: lichnostno-sozidayuschie smysly. Habarovsk, 2002.

2. Galchenkova I.S. Osobennosti organizaciimateriala dlya distancionnogo obucheniya na baze komp'yuternojinformacionnoj sredy. Smolensk: Izdatel'stvo SGU, 2008.

3. Astvacaturov G.O. Tehnologiya sovremennogo uroka i tvorchestva uchitelya shkoly. Moskva: Pedagogika, 2002.

4. Bogdanova E.S. Interaktivnye metody obucheniya tekstovoj deyatel'nosti. Moskva: Neolit, 2017.

5. Drig I.I. IKT-kompetentnost' uchitelya. Moskva: Obrazovanie i nauka, 2015.

6. Shlikene T.N. Metod proektov kakodno iz uslovijpovysheniya motivaciiobucheniya uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 2017.

Статья поступила в редакцию 30.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.