Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии'

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT WORK / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATION SKILLS / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL SETTING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Ю.М., Зыбина Л.Н.

БИОЛОГИИ Современные образовательные стандарты предполагают развитие у учащихся умения ставить цели своей деятельности, находить пути решения сложившихся проблемных ситуаций, аргументировать свой выбор, а также уметь оценить достигнутый результат. Интерактивные методы обучения позволяют развивать такие умения на уроках естественного цикла, формируют интерес не только к учебному предмету, но и к обучению в целом. Интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие учеников не только с учителем, что позволяет активировать мышление учащихся и стимулировать развитие самостоятельности в поиске решения учебных задач, но и также критически оценивать информацию. Возможность самостоятельного конструирование полученной информации даёт возможность учащимся проявить свои творчески способности и выразить свою индивидуальность. Способствуют развитию ключевых компетенций в связи с требованиями ФГООС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Ю.М., Зыбина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING AS A MEAN OF KEY COMPETENCES’ FORMATION IN BIOLOGY CLASSES

Modern educational standards presuppose the development of students’ ability to set goals for their activities, to find ways to solve current problem situations, to argue their choice, and to be able to evaluate the result achieved. Interactive methods of teaching allow developing such skills in natural-cycle lessons, forming interest not only in the subject matter, but also in learning as a whole. Interactive methods of teaching involve the interaction of students not only with the teacher, which allows activating students’ thinking and stimulate the development of independence in the search for solving learning problems, which allows developing the ability to orientate in the information space, and critically evaluate information. The possibility of self-constructing the information obtained makes it possible for students to show their creativity and express their individuality. They contribute to the development of the key competences in relation to the requirements of Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии»

2) линейно-конструктивное решение формы предметов с учетом их пропорций, движения и пространственного положения (рисунок);

3) определение общего цветового тона, передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре (цветоведение);

4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы (перспектива);

5) обобщающий этап работы над завершением этюда, выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому (композиция).

Учебная работа студентов регулируется кафедрой и ведущими преподавателями по данной дисциплине. Задача преподавателя заключается в том, чтобы в процессе работы помочь

Библиографический список

студентам найти правильное направление в решении учебных задач, вовремя указать на допущенные ошибки.

Выполненные работы анализируются и ведущим преподавателем в течение семестра и оцениваются кафедрой при их аттестации в конце семестра. Уровень сформированности профессиональных компетенций студентов проверяются в ходе семестровых и курсовых просмотров учебных работ, а также устных ответов во время экзаменов. К итоговым просмотрам предоставляются все работы студентов за отчетный период: академические и самостоятельные работы по живописи (многочасовые работы, краткосрочные этюды). При оценке работ учитывается не только формальное выполнение задания, но и степень решения программных задач согласно критериям оценок.

Из вышесказанного следует, что все задания, первых курсов по живописи, охватывают теоретические и практические задачи других учебных дисциплин.

1. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования, учебное пособие. Москва: МПГУ, 2011.

2. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета. Альбом-монография. Санкт-Петербург - Омск: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», Издательство ОмГПУ, 2009.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция: учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1981.

4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Москва: Искусство, 1985.

5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. Москва: Строительство, архитектура и строительные материалы, 1959.

References

1. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 2011.

2. Medvedev L.G. Zhivopis'. Garmoniya chuvstva, mysli, cveta. Al'bom-monografiya. Sankt-Peterburg - Omsk: ZAO "Mul'tiprint Severo-Zapad", Izdatel'stvo OmGPU, 2009.

3. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty: Risunok, zhivopis', kompoziciya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Prosveschenie, 1981.

4. Volkov N.N. Cvet vzhivopisi. Moskva: Iskusstvo, 1985.

5. Revyakin P.P. Tehnika akvarel'nojzhivopisi. Moskva: Stroitel'stvo, arhitektura i stroitel'nye materialy, 1959.

Статья поступила в редакцию 05.03.17

УДК 159.9.072+159.9.075

Kovalyova Yu.M., Biology teacher (the first qualification category), MBEI Lyceum 185 (Novosibirsk, Russia),

E-mail: iu.covaleva2017@yandex.ru

Zybina L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and History of Psychology, Novosibirsk

State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: lyzybina@yandex.ru

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING AS A MEAN OF KEY COMPETENCES' FORMATION IN BIOLOGY CLASSES.

Modern educational standards presuppose the development of students' ability to set goals for their activities, to find ways to solve current problem situations, to argue their choice, and to be able to evaluate the result achieved. Interactive methods of teaching allow developing such skills in natural-cycle lessons, forming interest not only in the subject matter, but also in learning as a whole. Interactive methods of teaching involve the interaction of students not only with the teacher, which allows activating students' thinking and stimulate the development of independence in the search for solving learning problems, which allows developing the ability to orientate in the information space, and critically evaluate information. The possibility of self-constructing the information obtained makes it possible for students to show their creativity and express their individuality. They contribute to the development of the key competences in relation to the requirements of Federal State Educational Standard.

Key words: interactive methods of teaching, project work, competences, communication skills, goal setting, reflection.

Ю.М. Ковалева, учитель биологии первой квалификационной категории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Лицей 185», Октябрьский район, г. Новосибирск,

E-mail: iu.covaleva2017@yandex.ru

Л.Н. Зыбина, канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии,

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: lyzybina@yandex.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Современные образовательные стандарты предполагают развитие у учащихся умения ставить цели своей деятельности, находить пути решения сложившихся проблемных ситуаций, аргументировать свой выбор, а также уметь оценить достигнутый результат. Интерактивные методы обучения позволяют развивать такие умения на уроках естественного цикла, формируют интерес не только к учебному предмету, но и к обучению в целом. Интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие учеников не только с учителем, что позволяет активировать мышление учащихся и стимулировать развитие самостоятельности в поиске решения учебных задач, но и также критически оценивать информацию. Возможность самостоятельного конструирование полученной информации даёт возможность учащимся проявить свои творчески способности и выразить свою индивидуальность. Способствуют развитию ключевых компетенций в связи с требованиями ФГООС.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, проектная деятельность, компетенции, коммуникативные навыки, целеполагание, рефлексия.

Современное общество обладает потребностью в социально активной и деловой личности. И образование предъявляет новые требования к современным выпускникам. В условиях современной социальной среды ученику необходимо не просто обладать набором знаний по определенным предметам, а ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать решения, искать ответы на нестандартные вопросы, искать новые пути достижения поставленных целей и ориентироваться в информационном поле. Реализация компетентностного подхода позволяет реализовать возможности для развития таких качеств у учащихся.

Одной из возможностей для создания таких условий является использование интерактивных методов обучения, позволяющих учащемуся занимать активную позицию в учебном процессе, самому искать ответы, вступать в дискуссию, давать оценку результату своей деятельности.

Интерактивные методы - коммуникативные и диалоговые методы активного обучения, связанные с опорой на групповые взаимодействия, сотрудничество, совместную деятельность по решению образовательных задач. Они ориентированы на обучение через деятельность, опираясь на мышление и воображение [1].

Обоснование использования активных методов обучения изложены в технологии проблемного обучения Дж. Дьюи, развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), которые направлены на развития самостоятельности в решении учебных задач. Интерактивные методы направлены на обучение через активную деятельность. Внедрение таких методов позволяет опираться на мышление и воображение учащихся, активировать совместный (коллективный групповой) поиск решения познавательных задач. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учащимися, а также между самими учащимися [2].

Начало изучения биологии школьниками является периодом большой социальной активности. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Они активно осваивают социальное пространство вокруг себя, охотно выполняют задания в группах и парах. Легко принимают новые формы и методы обучения, с интересом вступают в решение учебных задач. Но интерес, как правило, не устойчив и быстро переключается. Период средней школы характеризуется падением успеваемости, что связанно с закономерными возрастными особенностями школьников. Важно закрепить и развить познавательный интерес для наиболее успешного освоения программы. Учащимся важно понять суть и закономерность изучаемых явлений. Так же в подростковом возрасте меняется характер мышления. Компетентностный подход с использованием интерактивных методов обучения предполагает не усвоение учеником отдельных знаний и умение, а такое развитие личности, которое позволит ему самостоятельно ориентироваться в информационном поле и активно решать учебные задачи. Поэтому изменяется роль и основные виды деятельности учителя и учащихся на уроках, и при выполнении домашнего задания.

На уроках биологии уделяется внимание формированию следующих компетенций [3; 4]:

1. Интеллектуальная сфера: формирование у учащихся интереса к научному знанию и его практической значимости, развитие активности и самостоятельности в решении поставленных задач.

2. Коммуникативная сфера: активное участие в диалогах и дискуссиях, умение выразить свою точку зрения, выслушать и дать оценку высказываниям окружающих, умение работать в группе, эффективно взаимодействовать с другими учащимися.

3. Эстетическая сфера: формирование ценностного отношения к биологическим объектам, формирование навыков здорового образа жизни

Преимуществами использования интерактивных методов обучения в школе можно назвать [1; 2]:

1. Диалогичность общения;

2. Наличие обратной связи;

3. Активность мышления;

4. Повышенная эмоциональность;

5. Высокая результативность обучения;

6. Рефлексия.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают методы дискуссии, игры и проектов [5; 6].

Занятия с использованием интерактивных форм обучения дает возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, с учетом возрастных особенностей учащихся и особенностей данного классного коллектива, что повышает эффективность проводимого урока.

Во время проведения интерактивного занятия в виде дискуссии я стараюсь располагать учащихся лицом к лицу или организую круглый стол. Учащиеся выдвигают гипотезы по проблеме урока, например, как могла возникнуть жизнь, которые затем приводятся к единой гипотезе, которая должна быть или доказана, или опровергнута в конце занятия. Каждый учащийся имеет право высказаться и быть выслушанным. Задача учителя предотвратить монологичность обсуждения, оценить корректность высказываний и направить обсуждение учащихся на поиск ответа на поставленный вначале урока вопрос. Активность учащихся можно стимулировать вопросами: «как вы полагаете почему...?», «Не могли бы вы более подробно развить эту мысль?», «Каким образом вы можете аргументировать свою точку зрения?», «правильно ли я вас поняла?» и т. д.

Результатом такого занятия становиться совместно найденный ответ на вопрос. В процессе дискуссии учащиеся активно взаимодействуют не только с педагогом, но и между собой, учатся выслушивать разные точки зрения, аргументировать и формулировать свою точку зрения, корректно давать оценку услышанному.

Для оценки эффективности урока можно использовать задания следующего плана:

1. Прочитайте текст. Согласны ли вы с точкой зрений А. Швейцера? Ответ аргументируйте:

«Известный гуманист XX века А. Швейцер выдвинул принцип благоговения перед жизнью. Он считал, что преклонение перед жизнью - основа нравственного обновления человечества. Человек должен нести ответственность за все живое на Земле. Этична только абсолютная всеобщность и всеобщая целесообразность сохранения и развития жизни. Любая другая необходимость или целесообразность не этична».

2. Дайте развёрнутый ответ на вопросы:

- «Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имеет теория происхождения жизни на Земле А.И. Опарина»;

- «Какие необходимо соблюдать меры для сохранения биоразнообразия на Земле».

3. «Придумайте и опишите организм, который мог бы жить во всех климатических зонах Земли».

В 5 - 8-х классах наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование биологической игры. Игра моделирует реальные отношения в природе. Она формирует у учащихся интерес к научному познанию и в необычной форме позволяет развить навыки поисковой деятельности. Также игра развивает важные личностные качества: способность к целеполаганию, самоорганизации, рефлексии, творческому самовыражению.

Возможно проведения уроков в виде игры-викторины: «Прочитайте характеристику 10 открытий и определите, каким ученым они принадлежат».

Кейс-стади (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case - «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний. Кейс-стади по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию [5; 6].

При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компетенции: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Метод проектов эффективно и целесообразно применять в 6 - 11 классах, учебный материал которых направлен на расширение и обобщение знаний о природе и закономерностях ее развития. Учащиеся этого возраста обладают достаточным запасом

знаний о природных процессах, позволяющие им вести диалог на предложенные темы [7].

Метод проектов ориентирует учащихся на создание творческого продукта по предложенной теме, а не на простое ее изучение. Создание проектов позволяет развить умение ориентировать в информационном пространстве, а также критически оценивать информацию. Возможность самостоятельного конструирование полученной информации, дает возможность учащимся проявить свои творчески способности и выразить свою индивидуальность. Кроме того такая форма работы вызывает большой интерес учеников к изучаемой теме и позволяет обобщить и расшить знания о пройденной теме.

Ученики с энтузиазмом берутся за выполнения проектов по различным темам школьного курса, даже если пройденная тема первоначально не была столь привлекательна. Высокая заинтересованность в результате увеличивает эффективность усвоения знаний, развивает общеучебные умения, тем самым повышая эффективность урока.

Проект может быть направлен на исследовательскую деятельность или может являться метод обобщения материала по пройденной теме.

Для создания творческих проектов вначале темы необходимо разделить учащихся на группы по 3 - 4 человека. Каждая группа выбирает тему проекта из предложенных вариантов. Школьники в группах самостоятельно формулируют цель и задачи выполнения собственного проекта, определяют вариант наглядного представления материала, а также роли участников группы в выполнении задания. Группа самостоятельно формулирует выводы по предложенной теме.

По ходу выполнения проекта учащиеся получают консультации о том, какие источники могут быть использованы для выполнения проекта, вариантах наглядного представления, а также о том, какие пункты может включать проект. Этапы выполнения контролируются учителем. Но за ним остается консультационная функция, и учащиеся могу самостоятельно определять варианты представления материала. При подготовке выступлений, докладов, творческих работ, учитель предлагает школьникам использовать компьютерные программы. Что они с удовольствием делают.

Для правильной работы учащихся необходимо четко сформулировать критерии оценивания проектной работы.

Сложность оценки творческих заданий состоит в выделении таких критериев, т. к. у каждого человека свой уровень развития творческих способностей. Они тесно связаны с личностью учащегося, которая не может быть оценена отрицательно.

В качестве критериев оценки таких работ можно выделить следующие параметры:

Библиографический список

1. Корректность сформулированной цели.

2. Соответствие содержания работы поставленной цели.

3. Соответствие наглядного материала содержанию работы.

4. Соответствие выводов цели работы.

5. Наличие все компонентов работы (цель, задачи, план, основная часть, выводы).

Например, для выполнения проектов по разделу Класс Моллюски, можно предложить следующие темы:

1. Моллюски в искусстве

2. Моллюски в медицине

3. Моллюски красной книги РФ, НСО

4. Ядовитые моллюски

Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Это могут быть задания, требующие длительного времени или специализированного оборудования, которым учебное заведение может не обладать. Например, такими заданиями могут являться наблюдения за насекомыми, или движение воды по растительному побегу. Работая над творческими заданиями, учащиеся могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя. Но помощь не носит характера подсказки, полностью устраняющей творческую работу.

Внеурочная деятельность школьников наряду с учебными занятиями влияет на развитие личностных компетенций учащихся, если она тесно связана с ведущей учебно-познавательной деятельностью. Поэтому необходимо учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, помогать проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия - научно-исследовательские работы учеников, представленные на научно-практических конференциях и конкурсах.

Интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие учеников не только с учителем, что позволяет активировать мышление учащихся и стимулировать развитие самостоятельности в поиске решения учебных задач. Такие методы обучения позволяет развить умение ориентировать в информационном пространстве, а также критически оценивать информацию. Возможность самостоятельного конструирование полученной информации, дает возможность учащимся проявить свои творчески способности и выразить свою индивидуальность.

Таким образом, интерактивные методы обучения призваны осуществить главную идею, сформулированную во ФГОС - научить школьника учиться, ориентироваться в образовательном пространстве, развить критическое мышление, делать взвешенные выводы и уметь аргументировано обосновать свое решение.

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011; 04.

2. Зыбина Л.Н. Психологическая характеристика интерактивного обучения. Активные и интерактивные формы обучения: межвузовский сборник научных трудов. Редакционная коллегия: Г.М. Мандрикова [и др.]. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011: 13 - 19.

3. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.: Биология: 5 -9 классы: программа. Москва: Вента-на-Граф, 2015.

4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Власова Е.А. Биология. Тетрадь-Тренажер. Москва: Просвещение.

5. Зыбина Л.Н. Проектный метод в активном социально-психологическом обучении. Вестник педагогической инновации. 2012; 1 (29): 47 - 52.

6. Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе. ЧиО. 2013; 4 (37): 37 - 42.

7. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Э. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на госстандарт нового поколения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 65 - 68.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dvulichanskaya N. N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya klyuchevyh kompetencij. Nauka iobrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N.'E. Baumana. 2011; 04.

2. Zybina L.N. Psihologicheskaya harakteristika interaktivnogo obucheniya. Aktivnye i interaktivnye formy obucheniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Redakcionnaya kollegiya: G.M. Mandrikova [i dr.]. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2011: 13 - 19.

3. Ponomareva I.N., Kuchmenko V.S., Kornilova O.A., Dragomilov A.G., Suhova T.S.: Biologiya: 5 -9 klassy programma. Moskva: Ventana-Graf, 2015.

4. Suhorukova L.N., Kuchmenko V.S., Vlasova E.A. Biologiya. Tetrad'-Trenazher. Moskva: Prosveschenie.

5. Zybina L.N. Proektnyj metod v aktivnom social'no-psihologicheskom obuchenii. Vestnikpedagogicheskojinnovacii. 2012; 1 (29): 47 - 52.

6. Bojcova A.A. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo integracii predmetov estestvennonauchnogo cikla v shkole. ChiO. 2013; 4 (37): 37 - 42.

7. Romanov P.Yu., Sajgushev N.Ya., Romanova T.E., Milov Yu.'E. Formirovanie issledovatel'skih umenij obuchayuschihsya v usloviyah perehoda na gosstandart novogo pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 65 - 68.

Статья поступила в редакцию 03.04.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.