Научная статья на тему 'Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку магистрантов технических направлений'

Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку магистрантов технических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / MASTER IN ENGINEERING STUDENTS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печинская Лариса Игоревна, Степанова Мария Михайловна

Статья посвящена описанию опыта применения информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре технических направлений, в том числе при организации проектной деятельности как одного из направлений совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Применение информационных и интернет-технологий при организации проектной деятельности способствует не только эффективному формированию компетенций в области изучаемого иностранного языка, но и исследовательской позиции магистранта, системы личностных творческих исследовательских знаний и умений, способности работать в команде, помогает эффективной реализации творческого потенциала каждого магистранта. Использование информационно-коммуникационных технологий делает изучение иностранного языка более практико-ориентированным и повышает уровень культуры магистрантов, расширяя их кругозор. Предлагается использование таких технологий, как Skype-коммуникации, технология интеллектуальных карт (MindMap), создание групповых проектов в виде Wiki-страничек, использование ресурсов Google Scholar, Google Translate Tool Kit, The British National Corpus, инструмента Quizlet «виртуальные карточки» для изучения слов и выражений на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печинская Лариса Игоревна, Степанова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using information and communication technologies for teaching foreign languages to Master in engineering students

The article describes the experience of using information and communication technologies for teaching foreign languages to Master in engineering students, including the organization of project activities as one of the ways to improve the educational process in high school. Teaching a foreign language to engineering undergraduates should be organized with the help of the integration of information and communication technologies as a means of mastering the techniques of critical thinking, study skills, and skills of searching and processing of professional information. The use of information and communication technology makes learning a foreign language more practice-oriented and such that increases the level of culture of undergraduates. The article proposes the use of technologies such as Skype communication technology, smart card (Mind Map), the creation of group projects in the form of Wiki pages, resources of Google Scholar, Google Translate Tool Kit, the British National Corpus, a “virtual cards” application (Quizlet) for learning words and expressions in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку магистрантов технических направлений»

сб. науч. тр. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. -Вып. 51. - С. 119-141.

13. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. -СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета Музыки», 2014. - 320 с.

14. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М.: «Советский композитор», 1970. - 558 с.

15. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. - М.: Музыка, 1973. - 61 с.

10. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Кия-щенко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпи-на. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 368 с.

11. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 450 с.

12. Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза:

УДК 378.016 : 811

Печинская Лариса Игоревна

кандидат педагогических наук

Степанова Мария Михайловна

кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский политехнический университет pechinskaya.li@flspbgpu, info@terralinguistica.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Статья посвящена описанию опыта применения информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре технических направлений, в том числе при организации проектной деятельности как одного из направлений совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Применение информационных и интернет-технологий при организации проектной деятельности способствует не только эффективному формированию компетенций в области изучаемого иностранного языка, но и исследовательской позиции магистранта, системы личностных творческих исследовательских знаний и умений, способности работать в команде, помогает эффективной реализации творческого потенциала каждого магистранта. Использование информационно-коммуникационных технологий делает изучение иностранного языка более практико-ориентированным и повышает уровень культуры магистрантов, расширяя их кругозор. Предлагается использование таких технологий, как Skype-коммуникации, технология интеллектуальных карт (MindMap), создание групповых проектов в виде Wiki-страничек, использование ресурсов Google Scholar, Google Translate Tool Kit, The British National Corpus, инструмента Quizlet «виртуальные карточки» для изучения слов и выражений на иностранном языке.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, магистранты технических специальностей, информационно-коммуникационные технологии, формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Одной из важнейших задач подготовки кадров высшей квалификации в системе магистратуры является формирование у обучаемых способности и готовности к деловой, профессиональной и научной коммуникации на международном уровне. Свободное владение иностранным языком как средством общения в рамках не только бытовой, но, в первую очередь, профессиональной и научной деятельности, признается в настоящее время частью общей компетенции выпускника магистратуры по всем направлениям подготовки, что находит свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. Реализуемые в Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ) программы обучения иностранным языкам в магистратуре различных направлений подготовки предусматривают развитие ключевых компетенций в области иностранного языка и ставят своей целью достижение магистрантами такого уровня практического владения иностранным языком, который позволил бы использовать его в будущей профессиональной

деятельности и научной работе, равно как и в повседневном общении.

Задачи обучения иностранному языку в магистратуре неязыковых направлений включают формирование умений понимания, перевода и обработки иноязычных текстов, развитие академической коммуникативной компетентности, позволяющей создавать научную продукцию высокого уровня (научные статьи, доклады, презентации и т.п.) для предъявления в международной академической среде, овладение профессионально-ориентированным вокабуляром [8]. Достижение поставленных целей и задач требует развития у магистрантов учебно-познавательной компетентности и формирования у них устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, что предусматривает активное использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это ставит нас перед необходимостью решения вопросов появления новых форм образовательной деятельности, изменения образовательных техно-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Печинская Л.И., Степанова М.М., 2015

136

логий и образовательных практик, которые, в свою очередь, приводят к изменению места и роли субъекта в образовании, по поводу развития коммуникаций и нового понимания образа человека в современном образовании [3; 5].

Роль преподавателя в традиционном университете никогда не являлась чем-то однообразным -она всегда зависела от исторических и культурных традиций, концепций преподавания и обучения, индивидуального опыта и типа личности преподавателя. Но сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда необходимо соблюдать баланс ценностей прошлого с технологиями настоящего и будущего. Впервые за несколько столетий книга перестала быть основным средством передачи знаний о мире - ее все чаще заменяют информационные технологии. Эти технологии не изменяют роль преподавателя принципиально, но в значительной мере влияют на то, как различные подходы к обучению могут быть реализованы в совершенно других технологических и организационных условиях. Преподаватель теперь является проводником в мир постоянно увеличивающейся информации. Он помогает студенту овладеть способами критического мышления и навыкам обучения, в том числе посредством проектной деятельности и применения информационных технологий.

Помимо подготовки к профессиональной деятельности и к жизни, целью образования в информационном обществе становится непосредственное включение студентов в сам жизненный процесс, что подразумевает овладение приемами саморазвития, самообразования. В процессе обучения студенты в полной мере развивают навыки самостоятельной исследовательской деятельности, навыки критического мышления, умения общаться и работать совместно с другими. Именно использование «прагматической» образовательной модели позволяет эффективно применять в вузах средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих формирование информационной культуры посредством формирования информационной компетенции [1; 7]. Интенсификация и оптимизация образования, адаптация будущего конкурентоспособного специалиста к жизни в информационном обществе, подготовка к формированию информационной культуры студента неязыкового вуза - все эти процессы происходят при помощи использования информационно-коммуникационных технологий, которые вводятся в учебный процесс посредством соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое.

Природа средств передачи информации определённым образом влияет на формирование и развитие мыслительных способностей человека. Например, печатный текст имеет линейную структуру, характеризующуюся линейностью, последователь-

ностью, предметностью, рациональностью, и как источник информации строится на принципах абстрагирования содержания от действительности. Всё это формирует способ мышления, сходный со структурой печатного текста. Компьютерные же средства передачи информации имеют нелинейную структуру, которая опирается на модель узнавания; в них используется метод визуализации, который способствует формированию профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых элементов обучения. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ, который может быть развернут и который может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Практически любая форма визуальной информации содержит элементы проблемности, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации. Более того, чем выше проблемность визуальной информации, тем выше интенсивность мыслительной деятельности обучающегося [11]. Более того, говоря об использовании ИКТ, необходимо отметить, что нынешнее поколение все больше времени проводит в сети Интернет и общается чаще в виртуальном мире, чем в реальном.

Все это является предпосылками для активного интегрирования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с увеличением скорости информационных потоков, приводящего к невозможности традиционно анализировать данные, которые к тому же быстро устаревают, встал вопрос о необходимости графического представления информации, т. к. оно наиболее естественно для человека.

Такие психические функции, как восприятие, память и т. п. тоже подвергаются влиянию компьютерных средств передачи информации. Как пишет С.В. Титова, применение информационных и интернет-технологий в образовании оказывает на обучающегося педагогическое воздействие, имеющее следующие основные задачи [9]:

- развитие определенных видов мышления -наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого, интуитивного, теоретического и др.;

- формирование «пространственного» видения, умения осуществлять анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- обучение принятию оптимального решения;

- обучение самостоятельному представлению и извлечению знаний;

- формирование умений и навыков осуществления экспериментально-исследовательской деятельности.

Таким образом, когда учебный материал предоставляется с помощью информационных и интернет-технологий, в процесс восприятия вовле-

каются различные каналы (слух, зрение и др.), что позволяет заложить учебную информацию в долговременную память, а ключом извлечения ее служит любой из сигналов, направленный в мозг (например, слово или образ).

Организация обучения иностранному языку магистрантов технических направлений подготовки предполагает учет потребностей, интересов и личностных особенностей обучаемых, что в настоящее время тесно связано с использованием информационных технологий. Активное использование в учебном процессе современных информационных и интернет технологий является одним из ведущих принципов, на которых строится программа по иностранному языку для магистрантов технических специальностей в СПбПУ Необходимость применения информационных и интернет-технологий в процессе обучения иностранным языкам обуславливается как требованиями современности к уровню подготовки выпускника магистратуры, так и стремительным увеличением объема информации, которую студенту необходимо воспринять, изучить и творчески переработать в ходе своего обучения. Использование современных информационных и интернет-технологий, таким образом, представляется в настоящее время одним из наиболее эффективных средств как повышения производительности педагогического труда в высшей школе, так и качества обучения иностранным языкам.

К сожалению, на изучение иностранного языка в магистратуре технических направлений выделяется небольшое количество аудиторных часов - от 36 до 72. При этом цели и задачи, которые ставятся при изучении курса, как было показано выше, довольно серьезны. Данное противоречие повышает значимость самостоятельной работы на основе информационных и интернет-технологий в учебном процессе магистратуры.

Л.А. Артамонова и др. [2] выделяют следующие возможности применения компьютерных технологий:

1) использование Интернет-сайтов в качестве источников информации и аутентичных материалов при изучении иностранного языка;

2) применение Skype;

3) поиск студентами дополнительной информации в Интернете по заданию преподавателя;

4) поиск дополнительной информации преподавателем в Интернете для использования ее на занятиях по иностранному языку;

5) использование блогов в самостоятельном изучении английского языка [2].

Мы считаем, что в настоящее время возможности использования информационных и интернет-технологий не ограничиваются вышеперечисленным, а являются намного более широкими. Исходя из того, что основная часть работы с использованием современных технологий представляет собой

внеаудиторную самостоятельную работу студентов, мы рассматриваем работу на аудиторном занятии как подготовительный этап к самостоятельному выполнению заданий. Основным содержанием самостоятельной работы магистрантов технических специальностей с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку является выполнение разного рода творческих заданий, связанных с поиском информации в Интернете. В частности, такой поиск необходим для написания эссе и подготовки докладов и презентаций на иностранном языке по актуальным вопросам науки и техники с их последующим обсуждением в классе. Для качественной подготовки докладов и презентаций студенты должны осуществлять поиск необходимых материалов, их отбор и последующую обработку. В качестве источников материалов для эссе, докладов и презентаций мы рекомендуем специализированные веб-сайты, где публикуются тематические статьи, а также социальные сети, форумы и блоги, где ведутся обсуждения актуальных вопросов современной науки и техники.

В настоящее время ведущие научные журналы имеют онлайновые версии, где можно ознакомиться либо с полнотекстовыми версиями статей, либо с их аннотациями. Для работы с подобными источниками магистранты должны обладать навыками поиска информации в Интернете, адекватно подбирать ключевые слова и тщательно оценивать результаты, предложенные поисковыми системами. Помимо стандартных поисковых систем, магистранты должны уметь использовать ресурс Google Scholar (http://scholar.google.com/), который ориентирован на поиск именно научных статей, обзоров, диссертаций, патентов и т.п.

При выполнении заданий на выявление ключевых слов и составление глоссария по тематике прочитанных статей по специальности, магистранты знакомятся с возможностями компьютерных программ-конкордансов и лексических корпусов, в частности, The British National Corpus (http://info. ox.ac.uk/bnc) и др. Мы также считаем необходимым уделять внимание формированию у магистрантов навыков корректного пользования системами машинного перевода и постредактирования переведенных с их помощью текстов. Важно ознакомить их с возможностями приложения Google Translate Tool Kit, которые позволяют осуществлять перевод и постредактирование текстов наиболее оптимальным и эффективным образом.

Задания, требующие применения информационных технологий, существенным образом отличаются от традиционных упражнений, поскольку для их выполнения магистрантам необходимо применять полученные ранее знания не только в области иностранного языка, но и в области применения компьютерных и Интернет-ресурсов, выполнить

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Àv- 2015, Том 21

определенный объем работы и представить результаты в заданном формате, то есть создать «продукт» своей учебной деятельности [8].

В последние годы все большую популярность приобретает использование Skype для индивидуального и группового изучения иностранных языков. Использование этой технологии основывается на идеологии тандемного изучения иностранных языков. Тандем в современной методике обучения иностранным языкам понимается как метод обучения, при котором носители двух разных языков объединяются с целью изучения языков друг друга. При этом обучение происходит автономным образом, часто (хотя далеко не всегда) без руководства и контроля со стороны профессионального педагога [6, с. 125]. Современные технические средства позволяют эффективно реализовывать метод дистанционного тандемного обучения, при котором обучение реализуется при помощи средств дистанционной коммуникации. Наиболее популярным из подобных средств на сегодняшний день является Skype, поскольку использование этого продукта не требует оплаты и его применение технически несложно. Магистранты могут найти себе партнеров в англоязычных странах, желающих изучать русский язык, и общаться с ними при помощи Skype для взаимного обучения. При индивидуальных занятиях участие преподавателя будет минимальным, однако необходимо стимулировать магистрантов к подобной самостоятельной работе. В ходе аудиторных занятий также можно использовать Skype для общения с носителями языка из других стран, но это требует определенной подготовки со стороны преподавателя, а также наличие технической возможности.

Тенденцией сегодняшнего дня является активное пользование мобильными приложениями, что нельзя игнорировать при обучении иностранным языкам. Магистрантам необходимо указать на то, что при помощи мобильных приложений они могут получить доступ к онлайн-словарям и другим источникам информации, полезным при изучении иностранного языка. Мобильные приложения позволяют обращаться к необходимым ресурсам в транспорте, на отдыхе, в других ситуациях. Для изучения лексики при помощи мобильных приложений можно рекомендовать использование ресурса http://quizlet.com/, который предлагает «виртуальные карточки» для изучения слов и выражений на иностранном языке. Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно, возможна регистрация через социальные сети, что актуально для сегодняшних студентов.

Большинство рассмотренных выше информационных и интернет-технологий рассчитано на индивидуальную самостоятельную работу студента. В то же время можно предложить и применение данных технологий для организации группо-

вой работы по иностранному языку. В частности, мы предлагаем технологию интеллектуальных карт (MindMap) для организации групповой работы студентов над статьей. Группе магистрантов (4-5 человек) дается задание изучить статью по основной специальности на иностранном языке и представить ее основное содержание (понятия, идеи, результаты) в виде интеллектуальной карты. В качестве инструментов для реализации данного проекта можно использовать бесплатные англоязычные ресурсы https://coggle.it/ или http:// freemind.sourceforge.net/, а также российский ресурс http://www.kartum.ru.

Создание интеллектуальной карты представляет собой небольшой групповой проект, который реализуется в ходе одного-двух занятий. Карты подготавливаются студентами в ходе групповой самостоятельной работы, а на занятии проводится обсуждение результатов. Опираясь на свою интеллектуальную карту, группа представляет содержание изученной ими статьи, а члены других групп изучают карту, слушают, задают вопросы, оценивают успешность проекта.

Проектная деятельность студентов признается сегодня одним из важных направлений совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Участие в групповых проектах - это важная составляющая учебного процесса, необходимое средство повышения мотивации к обучению, а также средство качественной профессиональной подготовки [10, с. 445]. Сегодня общепризнано, что подготовка студентов к проектной деятельности и её реализация в условиях современного образовательного процесса неразрывно связана с применением информационных технологий [6, с. 590]. Одним из вариантов крупного учебного проекта, рассчитанного на выполнение в течение семестра, является создание студентами ви-ки-страничек на изучаемом иностранном языке. Для этого можно воспользоваться возможностями веб-сайта http://www.pbworks.com/, позволяющего бесплатно создавать вики-сайты, а также другие проекты. Мини-группа студентов из 3-5 человек выбирает тему вики-странички, в течение двух месяцев работает над ней в самостоятельном режиме, при необходимости консультируясь с преподавателем. По завершении проекта преподаватель проверяет правильность языка, студенты исправляют ошибки, корректируют стиль. Затем всем студентам академической группы дается доступ к вики-страничкам, созданным разными мини-группами, предоставляется возможность оставлять свои комментарии и задавать вопросы. В конце семестра проводится коллективное обсуждение вики-стра-ничек, дается их оценка.

Подобная проектная деятельность магистрантов на иностранном языке с применением информационных и интернет-технологий способствует

не только эффективному формированию компетенций в области изучаемого иностранного языка, но и исследовательской позиции магистранта, системы личностных творческих исследовательских знаний и умений, способности работать в команде, помогает эффективной реализации творческого потенциала каждого магистранта. Применение информационных и интернет-технологий делает изучение иностранного языка более практико-ори-ентированным, усиливает мотивацию обучения, повышает уровень культуры магистрантов, расширяет их кругозор, помогает преодолеть рутину в обучении и подготовить выпускников магистратуры к будущей профессиональной деятельности в интернациональном сообществе.

Библиографический список

1. Акопова М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ. - СПб.: Наука, 2003. - 184 с.

2. Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов / Л.А. Артамонова, М.В. Архипова, Е.В. Ганюшки-на, Л.К. Делягина, М.В. Золотова, Т.В. Мартьянова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2 (1). - С. 28-33.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: ИнтерДиалект, 1997. - 697 с.

4. Коваленко Ю.А., Жуковская Т.В. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса // Образовательные технологии и общество. - 2012. -№ 4. - Т. 15. - С. 590-602.

5. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курно-сов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / под науч. ред. А.В. Короткова. - М.: ООО «Трейн», 2007. - 472 с.

6. Напольских М.Р. Специфика и стратегии тандемного обучения // Преподаватель XXI век. -2012. - № 2. - C. 125-130.

7. Петухова Т.П. Информационная компетенция студентов как цель и результат высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - № 9. - C. 5-14.

8. Степанова М.М. Современные подходы к обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2010. - Т. 2. - № 111. - С. 109-114.

9. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М.: Квинто-Консалтинг, 2009. - 240 с.

10. Фролова Н.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - С. 445-447.

140

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.