Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальные наглядности / ИКТ / интерактивные технологии обучения / урок английского языка / visual visualizations / ICT / interactive learning technologies / English lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Анжелика Валерьевна, Егорова Римма Игнатьевна

Авторы описывают опыт работы с обучающимися среднего профессионально образования по изучению иностранного языка. Они рассмотрели использование визуальной наглядности на уроках иностранного языка для усвоения дидактического материала и активизации познавательной деятельности обучающихся. Рассказывают применение педагогических технологий, способствующие повышению уровня знания у студентов технических терминов на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Анжелика Валерьевна, Егорова Римма Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors describe the experience of working with students of secondary vocational education in learning a foreign language. They examined the use of visual visualization in foreign language lessons for the assimilation of didactic material and the activation of cognitive activity of students. They tell about the use of pedagogical technologies that contribute to increasing the level of students' knowledge of technical terms in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

4. Григоренко, Л.А. Актуализация мотивационного потенциала студентов как педагогическое условие формирования их познавательных потребностей в контексте цифровой образовательной среды технического вуза / Л.А. Григоренко, И.А. Вахрушева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 5. - С. 75-83

5. Григоренко, Л.А. Возможности цифровой образовательной среды вуза для развития познавательной активности студентов / Л.А. Григоренко // Образовательные стратегии в современной психологии и педагогике. - 2023. - С. 11-12

6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-448 с.

7. Лешер, О.В. Цифровая образовательная среда вуза как ресурс формирования познавательных потребностей студентов / О.В. Лешер, Л.А. Григоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 166-169

8. Мироненко, B.C. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е.С. Мироненко // Социальное пространство. - 2019. - №. 4. - С.6-13

9. Муллер, О.Ю. Образование в условиях цифровизации / О.Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т.5. - № 2. - С. 6-9

10. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев, Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-38

11. Узнадзе, Д.Н. Психология установки: учебное пособие / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

12. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности / B.C. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980.-№ 2.-С. 83-92

Педагогика

УДК 377.031

студентка Григорьева Анжелика Валерьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Авторы описывают опыт работы с обучающимися среднего профессионально образования по изучению иностранного языка. Они рассмотрели использование визуальной наглядности на уроках иностранного языка для усвоения дидактического материала и активизации познавательной деятельности обучающихся. Рассказывают применение педагогических технологий, способствующие повышению уровня знания у студентов технических терминов на иностранном языке.

Ключевые слова: визуальные наглядности, ИКТ, интерактивные технологии обучения, урок английского языка.

Annotation. The authors describe the experience of working with students of secondary vocational education in learning a foreign language. They examined the use of visual visualization in foreign language lessons for the assimilation of didactic material and the activation of cognitive activity of students. They tell about the use of pedagogical technologies that contribute to increasing the level of students' knowledge of technical terms in a foreign language.

Key words: visual visualizations, ICT, interactive learning technologies, English lesson.

Введение. Образование, в целом, рассматривается как один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир культуры. В настоящее время проблема взаимного влияния различных культур и сохранение языкового и культурного многообразия мира народов становится актуальной. Изучение иностранного языка соответствует задачам, выделенным в документе «Образование в многоязычном мире», разработанном по инициативе ЮНЕСКО. Теория языковой личности стала предметом изучения отечественных авторов, таких как: Г.В. Елизарова, В.П. Фурманова. Исследователи утверждают, что умелое владение языком выступает предпосылкой воспитания социально активной личности [2, 6].

Исследование проблемы взаимосвязанного обучения языку и культуре осуществляется в контексте личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, и оно раскрыто в работах Е.В. Бондаревской [1], понятие лингвокультурологии, как основа языковой культуры мира раскрывается В.А. Масловой, по ее мнению, через языковую культуру человек сам входит в культуру общения и бытия, а в некоторых случаях и сам человек влияет на последних, поскольку языковая культура мира отражает культурно-национальное представление человека о мире [3]. Также в научных трудах М.М. Фомина обосновывается интердисциплинарный анализ многоязычия, автор анализирует лексико-грамматические системы английского, русского и якутского языков [5]. А возможности применения педагогических технологий в профессиональных учебных заведениях в региональных условиях характеризуется A.B. Мордовской [4]. Автор дает характеристику применения интерактивных образовательных технологий в профессиональных учебных заведениях, раскрывая их теоретические основы.

Изложение основного материала статьи. Изучая проблемы по теме исследования определили, что необходимо разработать комплекс дидактического материала и проверить экспериментально в учебном процессе. Экспериментальное исследование проходило в ГАПОУ РС(Я) «Якутский Технологический Техникум Сервиса». В эксперименте участвовали 13 студентов 1 курса, группы КМиТШИ-6 по специальности: «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Цель исследования - повысить уровень знания технических терминов у студентов СПО на уроках английского языка по специальности: «Профессиональное обучение (Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Гипотеза исследования - корректное употребление визуальной наглядности на уроке иностранного языка позволит легко запоминать дидактический материал, повысит познавательную деятельность обучающихся.

Экспериментальная база состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Во время педагогической практики в колледже проверили содержание экспериментального исследования, проводили для студентов первого курса по специальности: «Профессиональное обучение (Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» уроки английского языка.

На первом этапе во время урока мы выдавали студентам задание, выполнить тест, хотели проверить на сколько хорошо знают профессиональные технические термины. По итогам проведенного теста выяснилось, что хорошо владеют терминами только 4 студента, а 9 студентов показали недостаточно низкий уровень знания терминов, в процентном соотношении правильные ответы 31%, неправильные 69%.

■ правильно

■ неправильно

Диаграмма 1

Исходя из этого следует второй этап - формирующий. Уроки иностранного (английского) языка в ГАПОУ РС(Я) «Якутский Технологический Техникум Сервиса» проводятся по учебнику, в содержание, котором совершенно отсутствуют тексты с техническими терминами. Поэтому преподаватель сам адаптирует учебный материал, часто подбирает специальные тексты, составляет характеристики, инструкции и т.д., а также привлекает самих студентов в нахождении необходимого сведения, или наглядного пособия, демонстрационной базы. Каждое занятие посвящается изучению профессионально-технических терминов, используя визуальные (предметную, картинную, схематическую) средства обучения, ИКТ, современные технологии образования, применяемые в профессиональных учебных заведениях. А также с ними разработали краткий красочный алфавитный словарь технических терминов по программе «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В связи с этим, подготовили методические упражнения и апробировали их в учебном процессе совместно с преподавателем английского языка.

В дидактической практике визуальные средства (предметная, картинная, схематическая) применяются издавна, они и в наше время не потеряли свою актуальность, их используют в самых разных методических целях. Широко используемые экранные материалы в учебном процессе не устранили использование картинки на уроках, наоборот, они восполняют друг друга как наглядные средства. Картинки в дидактике мы используем с целью активизации мышления, воображения и непроизвольной памяти обучающихся, сокращения общения на родном языке во время урока иностранного языка и стимулирования применения различных форм обучения.

Также картинка как изобразительная продукция, по нашему мнению, надёжна в использовании, проста в подборе тематики и в изготовлении как наглядность.

В учебном процессе картинки используем как наводящее, стимулирующее средство, для пересказа её содержания, как средство семантизации иноязычной лексики и иноязычной речи, также как нужный языковой материал.

В настоящее время активно внедряются и применяются информационные компьютерные технологии (ИКТ) в образовании. Интенсивно применяемые средства коммуникаций помогают в формировании интеллектуально развитой личности, ориентирующейся в мировом информационном пространстве. В нашем эксперименте в Якутском технологическом техникуме сервиса на уроках иностранного языка ИКТ применяются для повышения речевой компетенции (передавать информацию в связных аргументированных высказываниях и умение понимать аутентичные иноязычные тексты). ИКТ часто используем с целью увеличения объема лингвистических знаний, как средство усиления мотивации к изучению языка, а также формирования способности к самостоятельному изучению английского языка.

Для визуализации произношения при обучении фонетике компьютерная программа предлагает список слов для перевода фонетической отработки. Запись произносимого слова или фразы студента производится с экрана. При этом обучающийся контролирует и корректирует свое произношение. Тестовые и игровые компьютерные программам с визуальными средствами применяем в обучении лексике, в этой связи мы формируем обучающимся навыки письменной речи. Отдельно работаем по совершенствованию техники чтения, надо признаться, что техника чтения у многих страдает. Нами использованы такие приемы, как: закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения и варьирование поля восприятия. Также ИКТ наш помощник в итоговом и промежуточном контроле. Машина сразу выдает результат выполненного задания. Резюмируя, применение контролирующих компьютерных программ позволяет успешно осуществлять самоконтроль обучающимся, тем самым избежать субъективности оценки, а также рассчитывать время урока.

Применение интерактивной Smart-доски на уроках помогает плодотворно провести процесс обучения. Обучающиеся, работая со Smart доской, имеют шанс одновременно слышать, видеть, произносить, а также и писать, что обеспечивает установление устойчивой обратной связи и получение информации о результате учебной деятельности. Smart-доска имеет возможность включаться в Интернет. При этом у обучающегося увеличиваются вероятность восприятия новой научной информации и направления самостоятельной учебной деятельности. Активизируется операция обучающихся к выполнению задания, когда демонстрируются с экрана картинки, грамматические структуры и слова. Также с помощью электронных маркеров уточняется, добавляется и выделяется обновленные информации. Повышается производительность учебного труда при показе с экрана звуковых роликов, когда записываем фрагмента урока и т.д.

С целью расширения запаса профессиональной лексики в дидактический материал подбираем профессионально-технические термины. Для самостоятельного выполнения студентам предлагаем составить глоссарий профессиональных технических терминов с транслированием с русского на английский язык. С посредством глоссария они обучают терминологии, связанные с будущей профессией на двух языках: на русском и английском. Тем самым дидактический материал содержит русско-английский глоссарий-словарь профессиональных технических терминов, который способствует в формировании общих и профессиональных компетенций по профессии «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Полученные на занятиях знания обучающиеся применяют на практических занятиях в учебных мастерских.

Образовательный потенциал интерактивных технологий позволяет обновлению форм преподавания и содержания преподаваемых учебных дисциплин. При грамотно организованном учебном процессе в интерактивном режиме знания обучающимися усваиваются, благодаря активной мыслительной деятельности и коммуникативного интереса к языку. Всё это содействует активизации и расширению самостоятельной познавательной деятельности обучаемых по усвоению английского языка, как на уроке, так и во внеурочное время. Например, урок - проект на тему «Национальная

одежда». Данный проект предусмотрел использование Интернета, официальных сайтов организаций, улусов для сбора материала и т.д. Затем, обучающиеся составляли видеоматериалы по программе PowerPoint, подготовили тезисы для доклада. Каждый докладчик имеет возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные умения и навыки. Студенты размещают фотографии национальной одежды в презентации, рассказывают об истории того и иного национального костюма, пальто, одежды и т.д. как частицу малой родины. С экрана они также показывают подготовленный ими материал. Демонстрация включает ключевые слова, фразы, которые помогают докладчику представить подготовленный материал. Однокурсники с интересом слушают выступление смотрят презентации, таблицы, диаграммы, восхищаются обучающей компьютерной программой. Учебный процесс приобретает новые грани педагогического взаимодействия, который характеризуется партнёрством. Подготовленные презентации, не только рассказывают о жизненных фактах, но и требуют комментария на английском языке, а если его не будет в выступлении, то однокурсники обязательно проявят интерес, зададут вопросы. Смысл интерактивных технологий, ключевое понятие педагогической технологии - это «взаимодействие», вербальный и невербальный контакт сотрудничества педагога и обучающихся. В интерактивном режиме можно организовать обобщающие уроки по пройденным разделам, блокам по любому предмету и по любой дисциплине.

Межпредметные связи между английским языком и дисциплинами профессионального технического цикла устанавливаются в профессиональных образовательных организациях. Подытоживая, анализируемые нами образовательные технологии, содействуют глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышают потребность у обучающихся к изучению чужого языка и усиливают воображение, логику и мыслительную деятельность, что приводит к эффективному результату.

На третьем этапе мы провели контрольные тесты по знанию технических терминов. Как показывает сравнительная таблица, на 50% повысился результат правильных ответов и три раза понизился результат неправильных ответов. В этой связи, мы сделали умозаключение, что разработанный и апробированный во время учебных занятий комплекс методических упражнений, а это: предлагаемые обучающимся визуальные изображения, система упражненийй с применением интерактивных форм, применение Smart-доски, урок-проект, глоссарий-словарь и др. послужили улучшению построения речевых высказываний, росту познавательного развития, пробуждению потребности к изучению английского языка и накопления базу знаний в процессе сопоставления родного (якутского), русского и английского языков.

Таблица 1

Сравнительная таблица результата выполнения теста

Показатели уровня Первый тест Второй тест

Правильные ответы 31% 76%

Неправильные ответы 69% 24%

I правильно неправильно

Диаграмма 2

Таким образом, резюмируя вышеназванное, подобранные на формирующем этапе педагогические условия, применяемые для обогащения словарного запаса у студентов СПО технических терминов такие, как: визуальные (предметную, картинную, схематическую) средства обучения, ИКТ, интерактивные технологии образования, составление глоссария-словаря поднимают усвоение дидактического материала, устраняется субъективизм преподавателя при оценивании знаний, а также ускоряют темп процесса обучения, способствуют росту потребности обучающихся к языку и позволяют дифференцировать процесс учения.

Выводы. Анализируя, теоретические и практические взгляды исследователей по нашей проблеме, мы подытожили, что изменение подхода (от традиционного к гуманистическому) к составлению наглядных пособий позволило конструированию применения комплекса методических, дидактических упражнений. Педагоги могут составлять собственные виды уроков, варьировать возможности педагогического процесса в обучающих целях. Полученный результат свидетельствует о том, что апробированные в учебном процессе методические и дидактические упражнения такие, как: визуальные средства обучения, ИКТ, Smart доска с прямым выходом в Интернет, интерактивные технологии образования, составление краткого красочного глоссария-словаря технических терминов по программе «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» способствуют эффективному освоению следующих компетенций:

OK 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач и оценка их качества и эффективности.

ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

О результативности проведенного исследования свидетельствует динамика улучшения показателей уровня знания профессионально-технических терминов, с недостаточного низкого до оптимального высокого, в выполненных тестах в

заключительном этапе эксперимента. Тем самым комплекс методических упражнений оказывает положительное влияние на процесс изучения профессионально-технических терминов и способствует совершенствованию и интенсификации проведения уроков иностранного (английского) языка в целом. Участие самого автора в эксперименте аргументирует обоснованность и достоверность полученных результатов.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000.-351 с.

2. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения инозычному общению [Текст]: дис. ...д-рапед. наук/Г.В. Елизарова. -СПб.,2001. -371 с.

3. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие 3 изд., переработ, и доп. / В.А. Маслова. - Мн.: ТетраСистемс, 2008 - 272 с.

4. Мордовская, A.B. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие / A.B. Мордовская. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2003. - 106 с.

5. Фомин, М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия) / М.М. Фомин. - М.: Мир книги, 1998.-215 с.

6. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Фурманова Валентина Павловна. - М., 1994.-475 с.

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Григорьева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Котлова Галина Аркадьевна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Полебенцева Наталья Павловна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФЛОРБОЛОМ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в условиях спортивного клубы вуза. Целью исследования явилось обоснование эффективности содержания учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде, направленного на совершенствование технической подготовленности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам особенностей построения учебно-тренировочного процесса в условиях спортивного клуба вуза, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, для обоснования эффективности использования средств технической подготовки для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в переходном периоде. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о целесообразности использования средств технической подготовки, совмещенной с активным отдыхом, без нарушения процесса восстановления физических кондиций студентов, занимающихся флорболом.

Ключевые слова: спортивный клуб вуза, студенческая команда по флорболу, переходный период, техническая подготовка.

Annotation. The article deals with the problem of building the training process of students engaged in floorball in the conditions of the sports clubs of the university. The purpose of the study was to substantiate the effectiveness of the content of the educational and training process of students engaged in floorball in the transition period, aimed at improving technical preparedness. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the peculiarities of the construction of the educational and training process in the conditions of the university sports club, expert evaluation, pedagogical experiment, to substantiate the effectiveness of the use of technical training tools to improve the effectiveness of the educational and training process in the transition period. The results of the study confirm the hypothesis put forward about the expediency of using the means of technical training combined with active recreation, without disrupting the process of restoring the physical conditions of students engaged in floorball.

Key words: university sports club, student floorball team, transition period, technical training.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что наиболее достоверным показателем эффективности тренировочного процесса в любом виде спорта является уровень прироста спортивных результатов. Спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных результатов. Переходный период очень важен с точки зрения поддержания спортивной формы игрока, и, при правильной организации тренировочного процесса, есть возможность увеличить уровень технической подготовки игроков. Очень важно понимать, что переходный период - это не перерыв в общем процессе подготовки, а период, имеющий четкую целевую направленность, подготовить организм спортсмена к новому циклу, с целью достижения высоких командных результатов. Данный период, свободный от соревнований и подготовки к играм, служит для восстановления игроков, таким образом, отсутствуют тяжелые физические нагрузки, а большее внимание должно уделяться развитию тактических способностей игроков и техники игры во флорбол.

Техническая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки флорболистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов спортсменов. Анализ литературы показывает, что проблемы подготовки студентов, занимающихся флорболом в студенческой команде вуза в переходном периоде очень мало изучены. Это связано с особенностями построения спортивной подготовки в клубной команде, сессиями у студентов в летнее время, а также производственными летними практиками. Учебно-методический материал, необходимый для тренировки флорболистов в переходный период, как для профессиональных спортсменов, так и для студенческих команд очень кратко представлен в трудах Баженова А.А, Костяева В.А., а также в периодических публикациях. Недостаточность методического сопровождения учебно-тренировочного процесса во флорболе определяет актуальность выбранной темы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.