Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные потребности / мотивация / познавательный интерес / активность / цифровые ресурсы / цифровая образовательная среда / вариативный образовательный контент / cognitive needs / motivation / cognitive interest / activity / digital resources / digital educational environment / variable educational content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Людмила Алексеевна, Вахрушева Инна Алексеевна

В статье рассматривается применение вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов технического вуза. Уточнено психолого-педагогическое понятие «потребность», раскрыта сущность познавательных потребностей. Выделены критерии и уровни сформированное™ познавательной потребности студентов технического вуза. Рассмотрены цифровые технологии, возможные инструменты цифровой образовательной среды, информационно-образовательных ресурсы, используемые в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза. Проанализированы средства и условия, способствующие формированию познавательной потребности у студентов технического вуза. Проверена эффективность применения вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов при изучении дисциплин «Информатика», «Информационные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоренко Людмила Алексеевна, Вахрушева Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the use of variable educational content as a means of shaping the cognitive needs of technical university students. The psychological and pedagogical concept of “need” is clarified, the essence of cognitive needs is revealed. The criteria and levels of development of the cognitive needs of technical university students are highlighted. Digital technologies, possible tools of the digital educational environment, information and educational resources used in the process of professional training of technical university students are considered. The means and conditions that contribute to the formation of cognitive needs among technical university students are analyzed. The effectiveness of using variable educational content as a means of developing the cognitive needs of students when studying the disciplines “Computer Science” and “Information Technologies” has been tested.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

2. Низкие результаты обучающиеся показали в заданиях, требующих активной работы третьего блока мозга, связанного с программированием и контролем, отвечающего за целеполагание, мыслительные операции («Заселение домика», «Раскрашивание фигур», «Разметка»), Большое количество ошибок в работах испытуемых было выявлено в задании на классификацию по самостоятельно выделенному признаку, а также страдали планирование и контроль за собственной практической деятельностью.

3. Задание «Рисование бус» направлено на выявление количества условий, которые может удерживать в памяти ребенок в процессе выполнения работы, что требует активной работы первого блока мозга, отвечающего за внутренние процессы, память и внимание. Большинство обучающихся выполнили это задание на низком уровне.

Отмечались трудности включенности обучающихся в процесс выполнения заданий. Большинство испытуемых не смогли выполнить все условия теста: 18 человек при выполнении задания учли только одно условие, 14 человек - три условия. Полученные результаты показали сложности удержания в памяти инструкции, низкую сосредоточенность и концентрированность внимания испытуемых при выполнении задания.

В целом, результаты проведенной диагностики обозначают необходимость проведения работы по профилактике нарушений письма и чтения у обучающихся первых классов общеобразовательной школы с особым вниманием к формированию навыков программирования письменной деятельности и развитию самоконтроля в процессе письма и чтения.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников. Практическое пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова - Москва: Юрайт, 2017.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психологии / Л.С. Выготский. - Москва: ЕЕ Медиа, 2012.-369 с.

3. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. -Москва: Перспектива, 2014. - 172 с.

4. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов-на-Дону: Феникс, Санкт-Петербург: Союз, 2004. - 224 с.

5. Левина, P.E. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - Москва: Аркти, 2005. - 224 с.

6. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 208 с.

7. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - Москва: Академия, 2013. - 380 с.

8. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. - Москва: Академия, 2002. - 345 с.

9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / [Г.В.Чиркина и др.]; под общ.ред. Г.В. Чиркиной. - Москва: Аркти, 2003 - 239 с.

10. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 122 с.

Педагогика

УДК 378

ассистент Григореико Людмила Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Вахрушева Инна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается применение вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов технического вуза. Уточнено психолого-педагогическое понятие «потребность», раскрыта сущность познавательных потребностей. Выделены критерии и уровни сформированности познавательной потребности студентов технического вуза. Рассмотрены цифровые технологии, возможные инструменты цифровой образовательной среды, информационно-образовательных ресурсы, используемые в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза. Проанализированы средства и условия, способствующие формированию познавательной потребности у студентов технического вуза. Проверена эффективность применения вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов при изучении дисциплин «Информатика», «Информационные технологии».

Ключевые слова: познавательные потребности, мотивация, познавательный интерес, активность, цифровые ресурсы, цифровая образовательная среда, вариативный образовательный контент.

Annotation. The article discusses the use of variable educational content as a means of shaping the cognitive needs of technical university students. The psychological and pedagogical concept of "need" is clarified, the essence of cognitive needs is revealed. The criteria and levels of development of the cognitive needs of technical university students are highlighted. Digital technologies, possible tools of the digital educational environment, information and educational resources used in the process of professional training of technical university students are considered. The means and conditions that contribute to the formation of cognitive needs among technical university students are analyzed. The effectiveness of using variable educational content as a means of developing the cognitive needs of students when studying the disciplines "Computer Science" and "Information Technologies" has been tested.

Key words: cognitive needs, motivation, cognitive interest, activity, digital resources, digital educational environment, variable educational content.

Введение. В настоящее время перед высшим образованием стоит задача повышения качества профессиональной подготовки студентов технического вуза. Современный студент должен не только запоминать и воспроизводить полученные от преподавателя знания, но и обладать навыками самообучения и рефлексии для того, чтобы самостоятельно находить нестандартные решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности. В связи с этим, у студентов

технического вуза необходимо формировать познавательные потребности. К тому же, цифровые технологии, стремительно проникающие в учебный процесс высшей школы, позволяют эффективно использовать вариативный образовательный контент как средство формирования познавательных потребностей обучающихся высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что потребность выступает как движущая сила человеческой деятельности и внутренней причиной ее активности. Д.Н. Узнадзе считает, что потребности личности видоизменяются, развиваются и принимают форму неудовлетворенности, напряженности [11]. Б.Н.Воронцов отмечает, что потребности есть причина деятельности человека, направленная на достижение конкретной цели [3]. Г.М. Коджаспирова пишет, что потребность - это источник активности и развития личности [6]. Потребности проявляются в исследовании окружающей среды и приобретении новой информации. Таким образом, потребности личности показывают наличие противоречий, удовлетворение которых ведет к активности личности и которые направлены на достижение поставленной цели.

Познавательные потребности - это состояние человека, отражающее противоречия между имеющимися и необходимыми знаниями. Именно потребности в познании толкают обучающихся на поиск знаний, на более глубокое изучение материала, на решение более сложных задач. Познавательная потребность выражается в постоянном стремлении получать новые знания, что способствует развитию интересов к различным областям познания [4].

В.Н. Мясищев, исследуя познавательные потребности, выделяет следующие ступени их развития: «от ориентировочных рефлексов младенца, через любопытство дошкольника, любознательность ученика, до жажды познания взрослого» [10]. B.C. Юркевич также выделяет три этапа развития познавательных потребностей: первый этап-потребность в новых впечатлениях, характерный для детей младшего возраста от рождения до пяти-шести лет, у школьников познавательная потребность выражается в любознательности, которая уже более целенаправленная, но все еще носит стихийный характер, а для старшеклассников и студентов характерна целенаправленная познавательная деятельность, которая отличается волевыми усилиями и способностью преодолевать сложности и неудачи [12]. Новые знания должны выступать основным мотивом учебной деятельности, в котором воплощаются познавательные потребности студентов. Специфическими особенностями познавательных потребностей являются такие характеристики, как значимость, новизна и проблемность [5].

Проанализировав психолого-педагогические исследования, мы выделили следующие компоненты познавательных потребностей: личностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный [7]. В контексте данного исследования подробнее остановимся на личностном компоненте, который выполняет смыслообразующую и мотивирующую функцию, обеспечивает развитие познавательной активности. Личностный компонент характеризуется осознанием обучающимися потребности в познавательной деятельности, в понимании ценности получаемых знаний, нуждаемости в постоянном самосовершенствовании. Показателями сформированности личностного компонента являются осознание собственных целей и задач, выраженный познавательный мотив учебной деятельности, устойчивый познавательный интерес, активность в ходе учебной деятельности.

Для определения сформированности личностного компонента познавательных потребностей нами были определены показатели и методы диагностики, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели личностного компонента Методы диагностики

осознание целей и задач методика Орлова Ю.М. (Тест-опросник «Потребность в достижении цели (установка)», адаптированный)

выраженность познавательного мотива методика, разработанная А. Вербицким и Н. Бакшаевой

устойчивый познавательный интерес список личностных предпочтений А. Эдвардса

активность в ходе учебной деятельности экспертная оценка преподавателей методом наблюдений

Нулевой срез на первом курсе показывает, что студенты обладают разным уровнем знаний. Перед преподавателем стоит задача подтянуть более слабых студентов, заинтересовать их, но и у сильных обучающиеся не должен ослабнуть познавательный интерес. Одним из способов решения данной проблемы является использование вариативного образовательного контента. Это становится особенно актуально с внедрением цифровой образовательной среды в вузах. По мнению Е.С. Мироненко, цифровая образовательная среда - это совокупность информационных, цифровых и образовательных ресурсов, позволяющие обеспечить эффективное и мобильное обучение с учетом возможностей и потребностей обучающихся [8]. Цифровая среда вуза предполагает использование цифровой платформы для размещения учебных материалов, тестов, заданий, а также для коммуникации преподавателя со студентами и предоставления возможности обратной связи [2, 9].

Вариативный образовательный контент включает в себя задания нескольких уровней, и право выбора уровня сложности предоставляется самим обучающимся. Особенностью данного типа заданий является возможность для обучающихся самостоятельно проверить и осознать имеющийся у них уровень знаний и умений, определить границы своего «незнания», что позволит точнее проработать дальнейший образовательный маршрут. В зависимости от уровня знаний обучающимся предлагаются дополнительные главы по предмету. Для студентов, имеющих пробелы в знаниях, предлагаются разделы включающие базовые знания, а также практические задания и тесты по этим главам. Более сильные студенты не видят базовых разделов, но для них становятся доступны дополнительные разделы с более углубленной теорией и заданиями повышенной сложности. Также по уровням делятся практические задания, и каждый студент решает посильные ему задачи. Это позволяет гибко использовать учебное время.

Такой подход позволяет избежать ситуации неуспешности у более слабых студентов. При этом они имеют возможность получить недостающие знания в образовательной среде вуза, не затрачивая времени на поиск информации во внешних источниках, и автоматически перейти на более сильный уровень, так как задания открываются по мере набранных баллов. В свою очередь, сильные студенты также не теряют мотивации, для них доступны задания повышенной сложности, что активизирует их познавательный интерес и познавательные потребности.

Для работы с цифровыми ресурсами мы использовали возможности сети Интернет, электронной почты и облачные хранилища файлов: «Яндекс-Диск», «GoogleDrive», «Облако Mail.ru». Облачные хранилища позволили размещать большие файлы, которые не могли быть размещены на электронном портале, а также структурировать их в виде каталогов. Также студенты могли выкладывать свои ответы на облачных хранилищах, что тоже снимало вопрос о размерах файлов. Ссылку на ответы с файлами студенты прикрепляли на портале, в качестве ответа на задание.

Для создания вариативного контента использовались цифровые платформы такие как CORE, позволяющая создавать интерактивный контент, а также использовать много готовых шаблонов и библиотек, Madtest - онлайн платформа для создания разветвлённых квизов, тестов и викторин. Квизы, созданные на платформе Madtest, могут быть нелинейными, следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий [1]. Задания были направлены также на повышение познавательного интереса и активности обучающихся.

Эффективность использования вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей студентов вуза доказывается проведенным экспериментом, который проводился на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» при изучении дисциплин «Информатика», «Информационные технологии». Среди студентов первого курса по направлению подготовки 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» нами была выделена экспериментальная группа (24 человека) и контрольная группа (26 человек). Результаты эксперимента по формированию личностного компонента познавательных потребностей представлены в таблице 2.

Таблица 2

группы кол-во чел. этапы эксперимента Уровни

низкий средний высокий

% кол-во % кол-во % кол-во

ЭГ 24 начало 54 13 33 8 13 3

конец 34 8 46 11 20 5

КГ 26 начало 58 15 31 8 11 3

конец 46 12 42 11 11 3

Анализ динамики сформированности познавательных потребностей студентов вуза приведен на рисунке 1.

Как можно увидеть из диаграммы, в экспериментальной группе произошли положительные изменения: студентов с низким уровнем личностного критерия стало - 34%, тогда как количество студентов, имеющих средней уровень увеличилось до - 46%, а высокий уровень уже наблюдается у - 21% студентов. У контрольной группы такой активной динамики не наблюдается.

Динамика сформированности познавательных потребностей студентов

конец

in.

начало

конец

<т>

начало

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 1. Динамика сформированности познавательных потребностей студентов вуза

Выводы. В результате теоретического анализа уточнены понятия «потребности», «познавательные потребности», уточнены компоненты познавательных потребностей, выделены показатели и методика определения уровня сформированности личностного компонента познавательных потребностей. Рассмотрено применение вариативного образовательного контента как средства формирования познавательных потребностей обучающихся в условиях цифровой образовательной среды вуза. Экспериментальная проверка показала эффективность использования вариативного образовательного контента в цифровой образовательной среде в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Литература:

1. Вайнштейн, Ю.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций в цифровой среде вуза / Ю.В. Вайнштейн, Р.В. Есин // Информатика и образование. - 2020. - № 6(315). - С. 52-60

2. Вахрушева, И.А. Формирование математической направленности студентов технического вуза в условиях цифровой образовательной среды / И.А. Вахрушева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. -2023.-С. 296-298

3. Воронцов, Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования / Б.Н. Воронцов. -Воронеж: ВГУ, 1990. - 189 с.

4. Григоренко, Л.А. Актуализация мотивациониого потенциала студентов как педагогическое условие формирования их познавательных потребностей в контексте цифровой образовательной среды технического вуза / Л.А. Григоренко, И.А. Вахрушева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 5. - С. 75-83

5. Григоренко, Л.А. Возможности цифровой образовательной среды вуза для развития познавательной активности студентов / Л.А. Григоренко // Образовательные стратегии в современной психологии и педагогике. - 2023. - С. 11-12

6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. -448 с.

7. Лешер, О.В. Цифровая образовательная среда вуза как ресурс формирования познавательных потребностей студентов / О.В. Лешер, Л.А. Григоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 166-169

8. Мироненко, Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е.С. Мироненко // Социальное пространство. - 2019. - №. 4. - С.6-13

9. Муллер, О.Ю. Образование в условиях цифровизации / О.Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т.5. - № 2. - С. 6-9

10. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев, Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-38

11. Узнадзе, Д.Н. Психология установки: учебное пособие / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

12. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности / B.C. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980.-№ 2.-С. 83-92

Педагогика

УДК 377.031

студентка Григорьева Анжелика Валерьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Авторы описывают опыт работы с обучающимися среднего профессионально образования по изучению иностранного языка. Они рассмотрели использование визуальной наглядности на уроках иностранного языка для усвоения дидактического материала и активизации познавательной деятельности обучающихся. Рассказывают применение педагогических технологий, способствующие повышению уровня знания у студентов технических терминов на иностранном языке.

Ключевые слова: визуальные наглядности, ИКТ, интерактивные технологии обучения, урок английского языка.

Annotation. The authors describe the experience of working with students of secondary vocational education in learning a foreign language. They examined the use of visual visualization in foreign language lessons for the assimilation of didactic material and the activation of cognitive activity of students. They tell about the use of pedagogical technologies that contribute to increasing the level of students' knowledge of technical terms in a foreign language.

Key words: visual visualizations, ICT, interactive learning technologies, English lesson.

Введение. Образование, в целом, рассматривается как один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир культуры. В настоящее время проблема взаимного влияния различных культур и сохранение языкового и культурного многообразия мира народов становится актуальной. Изучение иностранного языка соответствует задачам, выделенным в документе «Образование в многоязычном мире», разработанном по инициативе ЮНЕСКО. Теория языковой личности стала предметом изучения отечественных авторов, таких как: Г.В. Елизарова, В.П. Фурманова. Исследователи утверждают, что умелое владение языком выступает предпосылкой воспитания социально активной личности [2, 6].

Исследование проблемы взаимосвязанного обучения языку и культуре осуществляется в контексте личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, и оно раскрыто в работах Е.В. Бондаревской [1], понятие лингвокультурологии, как основа языковой культуры мира раскрывается В.А. Масловой, по ее мнению, через языковую культуру человек сам входит в культуру общения и бытия, а в некоторых случаях и сам человек влияет на последних, поскольку языковая культура мира отражает культурно-национальное представление человека о мире [3]. Также в научных трудах М.М. Фомина обосновывается интердисциплинарный анализ многоязычия, автор анализирует лексико-грамматические системы английского, русского и якутского языков [5]. А возможности применения педагогических технологий в профессиональных учебных заведениях в региональных условиях характеризуется A.B. Мордовской [4]. Автор дает характеристику применения интерактивных образовательных технологий в профессиональных учебных заведениях, раскрывая их теоретические основы.

Изложение основного материала статьи. Изучая проблемы по теме исследования определили, что необходимо разработать комплекс дидактического материала и проверить экспериментально в учебном процессе. Экспериментальное исследование проходило в ГАПОУ РС(Я) «Якутский Технологический Техникум Сервиса». В эксперименте участвовали 13 студентов 1 курса, группы КМиТШИ-6 по специальности: «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Цель исследования - повысить уровень знания технических терминов у студентов СПО на уроках английского языка по специальности: «Профессиональное обучение (Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Гипотеза исследования - корректное употребление визуальной наглядности на уроке иностранного языка позволит легко запоминать дидактический материал, повысит познавательную деятельность обучающихся.

Экспериментальная база состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Во время педагогической практики в колледже проверили содержание экспериментального исследования, проводили для студентов первого курса по специальности: «Профессиональное обучение (Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» уроки английского языка.

На первом этапе во время урока мы выдавали студентам задание, выполнить тест, хотели проверить на сколько хорошо знают профессиональные технические термины. По итогам проведенного теста выяснилось, что хорошо владеют терминами только 4 студента, а 9 студентов показали недостаточно низкий уровень знания терминов, в процентном соотношении правильные ответы 31%, неправильные 69%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.