Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФЛОРБОЛОМ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФЛОРБОЛОМ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный клуб вуза / студенческая команда по флорболу / переходный период / техническая подготовка / university sports club / student floorball team / transition period / technical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Котлова Галина Аркадьевна, Полебенцева Наталья Павловна

В статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в условиях спортивного клубы вуза. Целью исследования явилось обоснование эффективности содержания учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде, направленного на совершенствование технической подготовленности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам особенностей построения учебно-тренировочного процесса в условиях спортивного клуба вуза, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, для обоснования эффективности использования средств технической подготовки для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в переходном периоде. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о целесообразности использования средств технической подготовки, совмещенной с активным отдыхом, без нарушения процесса восстановления физических кондиций студентов, занимающихся флорболом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of building the training process of students engaged in floorball in the conditions of the sports clubs of the university. The purpose of the study was to substantiate the effectiveness of the content of the educational and training process of students engaged in floorball in the transition period, aimed at improving technical preparedness. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the peculiarities of the construction of the educational and training process in the conditions of the university sports club, expert evaluation, pedagogical experiment, to substantiate the effectiveness of the use of technical training tools to improve the effectiveness of the educational and training process in the transition period. The results of the study confirm the hypothesis put forward about the expediency of using the means of technical training combined with active recreation, without disrupting the process of restoring the physical conditions of students engaged in floorball.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФЛОРБОЛОМ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ ВУЗА»

заключительном этапе эксперимента. Тем самым комплекс методических упражнений оказывает положительное влияние на процесс изучения профессионально-технических терминов и способствует совершенствованию и интенсификации проведения уроков иностранного (английского) языка в целом. Участие самого автора в эксперименте аргументирует обоснованность и достоверность полученных результатов.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000.-351 с.

2. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения инозычному общению [Текст]: дис. ...д-рапед. наук/Г.В. Елизарова. -СПб.,2001. -371 с.

3. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие 3 изд., переработ, и доп. / В.А. Маслова. - Мн.: ТетраСистемс, 2008 - 272 с.

4. Мордовская, A.B. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие / A.B. Мордовская. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2003. - 106 с.

5. Фомин, М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия) / М.М. Фомин. - М.: Мир книги, 1998.-215 с.

6. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Фурманова Валентина Павловна. - М., 1994.-475 с.

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Григорьева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Котлова Галина Аркадьевна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Полебенцева Наталья Павловна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФЛОРБОЛОМ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в условиях спортивного клубы вуза. Целью исследования явилось обоснование эффективности содержания учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде, направленного на совершенствование технической подготовленности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам особенностей построения учебно-тренировочного процесса в условиях спортивного клуба вуза, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, для обоснования эффективности использования средств технической подготовки для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в переходном периоде. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о целесообразности использования средств технической подготовки, совмещенной с активным отдыхом, без нарушения процесса восстановления физических кондиций студентов, занимающихся флорболом.

Ключевые слова: спортивный клуб вуза, студенческая команда по флорболу, переходный период, техническая подготовка.

Annotation. The article deals with the problem of building the training process of students engaged in floorball in the conditions of the sports clubs of the university. The purpose of the study was to substantiate the effectiveness of the content of the educational and training process of students engaged in floorball in the transition period, aimed at improving technical preparedness. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the peculiarities of the construction of the educational and training process in the conditions of the university sports club, expert evaluation, pedagogical experiment, to substantiate the effectiveness of the use of technical training tools to improve the effectiveness of the educational and training process in the transition period. The results of the study confirm the hypothesis put forward about the expediency of using the means of technical training combined with active recreation, without disrupting the process of restoring the physical conditions of students engaged in floorball.

Key words: university sports club, student floorball team, transition period, technical training.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что наиболее достоверным показателем эффективности тренировочного процесса в любом виде спорта является уровень прироста спортивных результатов. Спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных результатов. Переходный период очень важен с точки зрения поддержания спортивной формы игрока, и, при правильной организации тренировочного процесса, есть возможность увеличить уровень технической подготовки игроков. Очень важно понимать, что переходный период - это не перерыв в общем процессе подготовки, а период, имеющий четкую целевую направленность, подготовить организм спортсмена к новому циклу, с целью достижения высоких командных результатов. Данный период, свободный от соревнований и подготовки к играм, служит для восстановления игроков, таким образом, отсутствуют тяжелые физические нагрузки, а большее внимание должно уделяться развитию тактических способностей игроков и техники игры во флорбол.

Техническая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки флорболистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов спортсменов. Анализ литературы показывает, что проблемы подготовки студентов, занимающихся флорболом в студенческой команде вуза в переходном периоде очень мало изучены. Это связано с особенностями построения спортивной подготовки в клубной команде, сессиями у студентов в летнее время, а также производственными летними практиками. Учебно-методический материал, необходимый для тренировки флорболистов в переходный период, как для профессиональных спортсменов, так и для студенческих команд очень кратко представлен в трудах Баженова А.А, Костяева В.А., а также в периодических публикациях. Недостаточность методического сопровождения учебно-тренировочного процесса во флорболе определяет актуальность выбранной темы,

которая заключается в изучении особенностей подготовки студентов, занимающихся флорболом, а также разработки содержания тренировочного процесса флорболистов в переходном периоде в условиях спортивного клуба вуза.

В качестве рабочей гипотезы нами предполагалось, что эффективность тренировочного процесса в переходном периоде во флорболе будет высокой если:

- учитывать график учебного процесса студентов, связанный с летними сессиями и производственными практиками;

- использовать разнообразные средства технической подготовки;

- содержание технической подготовки, совмещенной с активным отдыхом, позволит повысить уровень технической подготовленности студентов, занимающихся флорболом, без нарушения процесса восстановления физических кондиций.

Целью исследования явилось обоснование эффективности содержания учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде, направленного на совершенствование технической подготовленности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научные и методические источники об особенностях построения учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся флорболом.

2. Разработать содержание учебно-тренировочного процесса для студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде, направленного на совершенствование технической подготовки.

3. Изучить динамику уровня технической подготовленности флорболистов в течение эксперимента и определить эффективность содержания учебно-тренировочных занятий студентов, занимающихся флорболом в переходном периоде.

Изложение основного материала статьи. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, экспертное оценивание, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Для определения уровня технической подготовленности студентов, занимающихся флорболом, применялся метод экспертной оценки технических элементов: ведение мяча, кистевой бросок, передача мяча, жонглирование мячом. Оценка выполнения технических действий проводилась экспертной комиссией, состоящих из 3-х тренеров - преподавателей. В начале и в конце эксперимента определялся средний балл в каждом техническом действии. Были разработаны критерии оценки техники выполнения упражнений. Для оценки результативности технических действий студентов, занимающихся флорболом, нами использовались следующие тесты:

- ведение мяча вокруг фишек;

- броски по воротам в ограниченное пространство с 5 метров;

- передача мяча на месте на расстояние 20 метров в ограниченную зону;

- жонглирование мяча на клюшке.

Педагогический эксперимент проводился в течение 2-х месяцев (июль-сентябрь) на базе студенческой мужской флорбольной команды ННГУ (г. Нижний Новгород) со спортсменами 18-25 лет. Экспериментальная группа состояла из юношей и мужчин в количестве 12 человек, в контрольную группу так же вошло 12 спортсменов того же возраста. Все спортсмены имели стаж тренировочной деятельности 6-7 лет, что соответствовало этапу совершенствования спортивного мастерства.

Для разработки содержания в переходном периоде были использованы нормативные документы, регламентирующий тренировочный процесс, а также материалы методического пособия по флорболу Костяева В.А. (2014). В основе содержания учебно-тренировочного процесса в переходном периоде вошли средства, направленные на совершенствование технической подготовки флорболистов. Учебно-тренировочный процесс в переходном периоде осуществлялся в условиях спортивно-оздоровительного лагеря вуза и в условиях клуба.

В качестве средств восстановления использовались, в первую очередь, тренировки, построенные в соответствии с объективными закономерностями, научными принципами, приемлемыми для переходного периода, когда тренировки с большими нагрузками не проводятся, выполняются только легкие тренировки, такие как кроссовый бег, плавание и спортивные игры. В экспериментальной группе наряду с восстановительными мероприятиями, основное внимание уделялось на совершенствование технических действий, таких как: на ведение мяча, броски по воротам, жонглирование, передача мяча на месте. Более того, совершенствование технических элементов осуществлялось сопряженным методом (т.е. в сочетании со средствами физической подготовки), а также в процессе формирования технико-тактических навыков.

Введение в содержание тренировочного процесса в переходном периоде основных элементов технической подготовки в виде специально разработанных упражнений, игровых упражнений, соревновательных упражнений, позволят улучшить не только качественные показатели технического исполнения основных элементов, но и увеличивать процент точности попадания бросков по воротам, увеличить дальность и точность длинных передач, а также сократить время пролегания дистанций, где необходим контроль мяча.

В контрольной группе содержание тренировочных средств в переходном периоде соответствовало программному материалу. Это были восстановительные средства, средства общей физической подготовленности. Объем времени на техническую подготовку соответствовал объемам в экспериментальной группе, однако используемые средства и направленность были различными. В контрольной группе в большей степени внимание уделялось физической подготовке, а также использованием технических элементов в игровых тренировках.

Для определения эффективности предлагаемой программы, в начале эксперимента, в начале эксперимента, были проведены контрольные испытания в контрольной и экспериментальной группах, результаты которых представлены на слайде. Отсутствие достоверных различий между флорболистами контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора групп для исследования.

Внедрение в учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся флорболом, экспериментального содержания тренировочного процесса в переходном периоде оказало положительное влияние на исследуемые показатели технической подготовленности и позволила в конце эксперимента выявить достоверные различия между показателями технических действий контрольной и экспериментальной группы флорболистов.

В результате внедрения экспериментальных средств технической подготовки в переходном периоде в конце эксперимента достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами обнаружены во всех тестах показателей технических действий: «ведение мяча»; «кистевой бросок по воротам в ограниченное пространство с 5 метров»; «жонглирование мяча на клюшке»; « передача мяча на месте на расстояние 20 метров в ограниченную зону». Полученные результаты свидетельствуют о качественном улучшении уровня технической подготовленности флорболистов 16-17 лет.

Так, например, результат в тесте «ведение мяча» в конце эксперимента в контрольной группе составил 3,83±0,02 баллов, в экспериментальной - 4,5±0,04 баллов, различия достоверны. Результат в тесте «кистевой бросок по воротам в ограниченное пространство с 5 метров» в конце эксперимента в контрольной группе составил 3,92±0,54 баллов, в экспериментальной - 4,49±0,47 баллов, различия достоверны.

Выводы. Таким образом, введение в переходный период совместно с активным отдыхом технической подготовки у студентов, занимающихся флорболом, позволяет значительно улучшить исполнение всех основных технических элементов, которые необходимы в условиях соревнования, а также улучшить такие основные показатели как:

- сокращение время пробегания дистанций где необходим контроль мяча или обводка соперника;

- увеличение точности бросков по воротам;

- увеличение точности и дальности передач;

- увеличение времени и техники контроля мяча клюшкой.

- введение в тренировочный процесс переходного периода двух тренировок в неделю достаточно для сохранения технической подготовленности игроков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что по полученные в результаты теоретических и практических исследований дополняют знания о способах повышения эффективности технической подготовленности студентов, занимающихся флорболом, а также расширяют представления о средствах, используемых в переходном периоде тренировочного процесса.

Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного содержания тренировочного процесса в переходном периоде в повышении эффективности технической подготовленности студентов, занимающихся флорболом. Применяемые в переходном периоде средства, можно использовать тренерам и флорбольным специалистам в тренировочном процессе для повышения эффективности технической подготовленности спортсменов, а также для построения содержания переходного периода тренировочного процесса.

Литература:

1. Гараева, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании / Е.А.Гараева. - М.: ЛитРес. - 2013. - 245 с.

2. Губанищева, A.A. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста / A.A. Губанищева // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». - 2014. - № 2 (8). - С. 77-80

3. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е.Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1 (22). -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-6 (дата обращения: 10.02.2023)

4. Жмулин, A.B. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов / A.B. Жмулин, Н.В. Масягина. -М.: Издательство «Прометей». -МПГУ. -2017. - 13 с.

5. Кузьменко, Г.А. Иерархия субъективных трудностей при реализации технико-тактических действий вратарями по флорболу / Г.А. Кузьменко, Г.М. Шевердин // Казанская наука. - 2017. - № 12. - С. 180-185

6. Сиренко, Ю.И., Рекомендации по развитию ловкости и координации у студентов ОМГУ, занимающихся флорболом / Ю.И. Сиренко, A.B. Турманидзе // Омские научные чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2017.-С. 13-17

7. Сидоренко, A.C. Повышения координационных способностей студентов вуза при обучении основам игры во флорбол / A.C. Сидоренко, B.C. Сидоренко, А.Н. Анциферов // Научная сессия ГУАП: гуманитарные науки хборник докладов традиционной Научной сессии, посвященной Всемирному дню авиации и космонавтики. - СПб. - 2020. - С. 3-7

8. Стафеева, A.B. Совершенствование процесса физического воспитания специалиста в рамках профессионального образования в вузе / А.В.Стафеева, С.С. Иванова, Н.В. Денисов // Проблемы современного педагогического образования. -2021.-№70 (3).-С. 178-181

Педагогика

УДК 372.878

кандидат искусствоведения, доцент Грузинцева Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук Жукова Анна Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Аннотация. Цель исследования - обобщение специфики музыкального анализа и методических принципов его организации с учащимися в ДШИ. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «учебный/пропедевтический анализ музыки». Методологической основой статьи явились положения о роли музыкального анализа в музыкальном образовании Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Д.К. Кирнарской, А.И. Лагутина, В.В. Медушевского, А.Г. Рубинштейна, М.С. Старчеус, И. Сигети, В.А. Цуккермана. Основополагающими для исследования стали тезисы о содержании и специфике музыкального анализа в ДШИ А.И. Лагутина, Ю.Н. Холопова. В результате были раскрыты функции анализа музыки в музыкальном образовании и определена его специфика в детской школе искусств. Предложено определение учебного анализа музыки и основные направления работы по развитию навыков музыкального анализа на пропедевтическом этапе. Обобщены методические принципы проведения музыкального анализа в ДШИ в контексте осмысления традиций и современного опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Подчеркнута роль преподавателя в формировании навыков музыкального анализа у учащихся. Описывается методическая последовательность организации музыкального анализа на занятиях в ДШИ. Рассмотрена роль работы с нотным текстом в процессе музыкально-аналитической работы.

Ключевые слова: функции анализа музыки в музыкальном образовании, учебный/пропедевтический музыкальный анализ, специфика музыкального анализа в ДШИ, направления работы в рамках учебного музыкального анализа.

Annotation. The purpose of the study is to generalize the specifics of musical analysis and the methodological principles of its organization with students at the Children's Art School. The theoretical significance of the work lies in clarifying the concept of «educational/propaedeutic analysis of music». The methodological basis of the work was the provisions on the role of musical analysis in music education by B.V. Asafieva, D.B. Kabalevsky, D.K. Kirnarskaya, A.I. Lagutina, V.V. Medushevsky, A.G. Rubinshteina, M.S. Starcheusa, I. Szigeti, V.A. Zuckerman. Fundamental to the research were the theses on the content and specifics of musical analysis at the Children's Art School of A.I. Lagutina, Yu.N. Kholopova. As a result, the functions of music

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.