Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / СЛАЙД-АЛЬБОМ / СЛАЙД-КОМПЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина И.Л.

Актуальность исследования связана с необходимостью повышения качества обучения посредством визуализации учебного материала. Целью работы является изучение возможностей визуализации на примере дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» в вузе ФСИН. В исследовании приняли участие две учебные группы обучающихся 5 курса по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность. В течение учебного семестра при подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплине обучающиеся одной группы готовили устные доклады по учебным вопросам, а другой - составляли презентации в виде слайд-альбомов и слайд-комплектов с помощью программ PowerPoint или Publishe. Оценка эффективности визуализации учебного материала посредством слайд-альбомов и слайд-комплектов проводилась с помощью наблюдения за учебной активностью обучающихся, беседы и тестирования. Проведенный рубежный контроль показал различия в успеваемости в исследуемых группах. Опыт использования визуализации учебного материала в преподавании дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» позволил выявить достоинства, недостатки и ограничения данного технологического приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The relevance of the research is related to the need to improve the quality of education through visualization of educational material. The purpose of the work is to study the possibilities of visualization on the example of the discipline "Forensic Medicine and forensic psychiatry" at the University of the Federal Penitentiary Service. The study involved two study groups of 5th-year students in the specialty 40.05.02 - Law enforcement. During the academic semester, in preparation for seminars and practical classes in the discipline, students of one group prepared oral reports on educational issues, and the other group made presentations in the form of slide albums and slide sets using PowerPoint or Publish programs. Evaluation of the effectiveness of visualization of educational material through slide albums and slide sets was carried out by observing the educational activity of students, conversations and testing. Results and discussion. The conducted boundary control showed differences in academic performance in the studied groups. The experience of using visualization of educational material in teaching the discipline "Forensic Medicine and forensic psychiatry" allowed us to identify the advantages, disadvantages and limitations of this technique.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

И.Л. Левина, д-р мед. наук, профессор Кузбасский институт ФСИН России (Россия, г. Новокузнецк)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-90-94

Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью повышения качества обучения посредством визуализации учебного материала. Целью работы является изучение возможностей визуализации на примере дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» в вузе ФСИН. В исследовании приняли участие две учебные группы обучающихся 5 курса по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность. В течение учебного семестра при подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплине обучающиеся одной группы готовили устные доклады по учебным вопросам, а другой - составляли презентации в виде слайд-альбомов и слайд-комплектов с помощью программ PowerPoint или Publishe. Оценка эффективности визуализации учебного материала посредством слайд-альбомов и слайд-комплектов проводилась с помощью наблюдения за учебной активностью обучающихся, беседы и тестирования. Проведенный рубежный контроль показал различия в успеваемости в исследуемых группах. Опыт использования визуализации учебного материала в преподавании дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» позволил выявить достоинства, недостатки и ограничения данного технологического приема.

Ключевые слова: обучение, визуализация, вербальная информация, наглядность, слайд-альбом, слайд-комплект.

Введение. В настоящее время остро встает вопрос об обогащении учебного процесса новыми эффективными образовательными ресурсами. Одним из путей такого обогащения является эмуляция реального учебного процесса в виртуальности, расширение учебной среды за счет возможностей виртуальности [6].

Наиболее доступным средством обогащения учебного процесса в вузе является визуализация учебного материала. Визуализация (от латинского «visuaHs» - воспринимаемый зрительно, наглядный) - совокупность приемов и способов преобразования учебной информации в наглядное изображение (видеоролики, рисунки, фотографии, графики, диаграммы, структурные схемы, таблицы, карты и т.д.), изложение информации невербальным способом [1, 2, 7-8 и др.]. Визуализация есть «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ», который может служить опорой для дальнейшей мыслительной и практической деятельности [3].

Визуализация трудного для понимания учебного материала - один из эффективных способов быстро донести до обучающегося информацию, дополнить вербаль-но-письменную подачу информации, которая лучше запоминается и легко восстанавливается памятью в текст. Одно изображение может заменить целый фрагмент текста, сделать трудно понимаемую информацию наглядной, просто объяснить сложные вещи, быстро сориентироваться в массивах данных [2].

Цель работы: изучение возможностей визуализации учебного материала как средства повышения качества обучения (на примере дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия») в вузе ФСИН.

Материалы и методы исследования.

Исследование проведено среди обучающихся 5 курса по специальности 40.05.02 -Правоохранительная деятельность. Всего в исследовании приняли участие две учебные группы (55 и 56) в составе 49 человек. В выборке преобладали юноши - 39 чело-

век (79,6%); девушек было 10 (20,4%). Возраст обследованных 21-23 года.

В течение учебного семестра, когда шла дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия», обучающиеся при подготовке к семинарам и практическим занятиям составляли слайд-альбомы и слайд-комплекты с использованием программного обеспечения Microsoft Office (PowerPoint или Publisher).

Слайд-альбом представляет собой набор слайдов, содержащих визуальный ряд с текстовыми комментариями. К формальным требованиям при составлении слайд-альбома относится указание в титульном листе названия вуза, изучаемой дисциплины и ее темы, рассматриваемого в презентации вопроса, а также ФИО автора или группы авторов и адрес электронной почты одного из них. Содержательными требованиями к слайд-альбому являются научность и практическая значимость материала, логичность и доступность его изложения, профессиональная направленность и наличие межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, в частности, с криминалистикой. Дизайн слайд-альбома определяется самим автором.

Слайд-комплект представляет собой вариант представления учебного материала в виде мультимедийной презентации, текстового файла и любой иной формы представления информации (видео, интеллект-карты, инфографики и др.), которую затруднительно включить в состав презентации. Формальные и содержательные требования к слайд-комплекту такие же, как и к слайд-альбому.

Такая работа обучающимися проводилась добровольно. В учебной группе 55 подавляющее большинство обучающихся приняли участие в составлении слайд-альбомов и слайд-комплектов, а в учебной группе 56 большая часть обучающихся предпочла подготовку устных докладов и ответов на вопросы.

Результаты и их обсуждение. В преподавании дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» в КИ ФСИН России лекционный материал достаточно

обильно снабжен визуальным сопровождением, подается средствами мультимедийной техники, а его изложение представляет собой развернутый комментарий просматриваемых визуальных рядов. Такая активная визуализация с соответствующей вербальной поддержкой значительно облегчает восприятие сложного материала [6]. Детально визуализируя в образах вербальное содержание предмета судебной медицины, обучающийся способен принять, осознать и усвоить материал, не имеющий ассоциативного ряда в ранее усвоенных знаниях.

Но доля лекций в структуре учебной дисциплины весьма незначительна. Основной учебный материал вынесен на семинарские и практические занятия, а также для самостоятельного изучения. И если семинарские занятия могут носить теоретический характер и проводиться по сценарию: доклад студента - обсуждение -отметка, то для практических занятий нужен фактический материал, представленный визуальными средствами - наглядными пособиями, муляжами, плакатами и др. Но перечисленные средства давно морально устарели, не используются вообще или вышли из строя.

Поэтому обучающимся при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Судебная медицина и судебная психиатрия» было предложено использовать средства Интернета для составления слайд-альбомов и слайд-комплектов по обсуждаемым вопросам. Такая работа позволяет находить визуальные образы сложной учебной информации, наполнять понятным содержанием тезаурус судебной медицины, раскрывать основные ее основные принципы, понятия и закономерности. Кроме того, это дает обучающимся возможность стать активными участниками учебного процесса, в процессе которого они овладевают способами коллективной деятельности, совершенствуют свои навыки и умения, развивают креативность [4, с. 113]. В качестве примера представлены отдельные страницы слайд-альбомов (рис. 1-3):

Рис. 1. Фрагмент слайд-альбома по теме 2 «Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ)

тупой и острой травмы»

Рис. 2. Фрагмент слайд-альбома по теме 3 «СМЭ огнестрельных ран»

Рис. 3. Фрагмент слайд-альбома по теме 4 «СМЭ повреждений от воздействия крайних

температур и электричества»

Проведенный рубежный контроль (опрос и тестирование) показал различия в успешности учебной деятельности обучающихся двух учебных групп. В учебной группе №55 средний балл успеваемости составил 4,08+0,06; все обучающиеся были аттестованы положительно, в том числе, на «отлично» -43,5%. В учебной группе №56 средний балл успеваемости -3,8+0,7; два обучающиеся не были аттестованы по причине низкого уровня зна-

ний; оценку «отлично» получили лишь 33,3% обучающихся.

Опыт использования визуализации учебного контента в преподавании дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» также позволил выявить достоинства, недостатки и ограничения данного технологического приема. В качестве недостатков можно указать следующее:

1) Для создания слайд-альбомов и слайд-комплектов обучающимся требуется

гораздо больше времени, чем для подготовки устного доклада.

2) В ходе работы выяснилось, что обучающиеся используют популярные поисковые системы Яндекс и Google, в которых данный специфический контент представлен весьма скупо.

3) Обучающиеся встречаются с техническими затруднениями как при поиске контента, так и при оформлении слайд-альбомов для презентации материала.

Несомненными достоинствами визуализации являются:

• повышение успеваемости обучающихся, использовавших при подготовке к занятиям визуальную информацию;

• повышение плотности учебного занятия за счет уменьшения временных затрат на восприятие сложной учебной информации;

• использование разных форм визуализации - схем, текстовых фрагментов, различных изображений, сюжетных кар-

тинок, анимации, видео и т.д., выбор которых определяется только желанием и возможностями обучающегося;

• повышение мотивации остальных обучающихся при представлении мультимедийных презентаций по теме занятия;

• возможность выложить подготовленный материал по уже завершенному занятию в ЭИОС МооШе для тех обучающихся, которые его пропустили.

Заключение. Проведенное исследование возможностей визуализации как средства повышения качества обучения на примере дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» в вузе ФСИН позволило выявить его достоинства, недостатки и ограничения. В ходе исследования выявлено, что использование визуализации повысило качество усвоения учебного материла и успеваемость по предмету. Полученные в исследовании данные следует учитывать при разработке учебных программ, реализуемых в вузе.

Библиографический список

1. Аранова С.В. Анализ понятийного аппарата исследований проблемы визуализации учебной информации // Научное мнение, 2018, №2, С. 29-35.

2. Борисов Е. Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации // Молодой ученый, 2019, № 22 (260), С. 611-614.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

4. Дудук С.Л., Спасюк Т.И. Особые формы проведения лекции как условие развития инновационной деятельности студентов медицинского университета // Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2013, № 2, с. 112-113.

5. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Лекция презентация: выбор визуальных средств // Открытое образование, 2015, №1 (111), С. 73-80.

6. Морозов М.Н. Новый контент для электронного образования // материалы форума «На пути к smart-обществу». [Электронный ресурс] - URL: http://www.elearning-russia.ru/about/materials.php.(Дата обращения 20.02.14)

7. Овчинникова К.Р. Роль информационных технологий в представлении предметной информации в вузе // Вестник Россицйсткого университета дружбы народов. Сери: Информатизация образования, 2015, №3, С. 36-44.

8. Соломенцева С.Б., Кирющенко Е.А. Особенности использования современных технологий визуализации в образовательном процессе // В сборнике: Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2019. С. 267-271.

THE USE OF VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

I.L. Levina, Doctor of Medical Sciences, Professor

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

(Russia, Novokuznetsk)

Abstract. The relevance of the research is related to the need to improve the quality of education through visualization of educational material. The purpose of the work is to study the possibilities of visualization on the example of the discipline "Forensic Medicine and forensic psychiatry" at the University of the Federal Penitentiary Service. The study involved two study groups of 5th-year students in the specialty 40.05.02 - Law enforcement. During the academic semester, in preparation for seminars and practical classes in the discipline, students of one group prepared oral reports on educational issues, and the other group made presentations in the form of slide albums and slide sets using PowerPoint or Publish programs. Evaluation of the effectiveness of visualization of educational material through slide albums and slide sets was carried out by observing the educational activity of students, conversations and testing. Results and discussion. The conducted boundary control showed differences in academic performance in the studied groups. The experience of using visualization of educational material in teaching the discipline "Forensic Medicine and forensic psychiatry" allowed us to identify the advantages, disadvantages and limitations of this technique.

Keywords: training, visualization, verbal information, visibility, slide-album, slide-set.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.