Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при изучении офтальмологии'

Использование информационных технологий при изучении офтальмологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офтальмология / информация / технологии / слайды / видеофильмы. / information technology / ophthalmology / slide show

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ж. Аубакирова, З.Т. Утельбаева, С.К. Исмаилова

Статья посвящена использованию информационных технологий при изучении офтальмологии студентами и интернами-хирургами. Каждое занятие сопровождается демонстрацией слайдов, видеофильмов продолжительностью 5-7 минут. Во время самостоятельной студенты вместе с преподавателем работают с заимствованной компьютерной программой. Все это позволяет приобщить студентов и интернов к получению информации через владение информационными технологиями, формировать знания и навыки работы с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE STUDY OF OPHTHALMOLOGY

Article is devoted to the use of information technology in the study of ophthalmology students and interns surgeons. Each lesson is accompanied by a slide show, videos of 5-7 minutes. During the independent work of students with a teacher working with a borrowed computer program. All this allows to involve students and interns to obtain information through the ownership of information technology, build knowledge and skills to work with the information.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при изучении офтальмологии»

Б.Н. НУРМУХАМБЕТОВА, Е.К.ЛИСАРИДИ

С.ЖАсфендияров атандагы Каз¥МУ

ПЕДАГОГИКАЛЬЩ МАМАН. ПЕДАГОГЦА Т¥ЛFА РЕТ1НДЕ ЦОЙЫЛАТЫН ТАЛАПТАР

ТYЙiн: Айтылмыш ма;алада заманауи педагогтыц р0лi жэне оган ;ойылатын

талаптар;арастырылады. Педагогтыц тулга ретшде ;алыптасуында психолого-педагогикалы; арнайы бiлiм сонымен ;атар заманауи педагогикалы; технологияны мецгеру, инновациялы; жэне шыгармашылык; улкен орын алады.

Ма;ала авторлары педагогтыц кэйби ;алыптасуына педагогикалы; маманныц шыцына жету екендтн баса айтады.

Авторлардыц mKipi бойынша педагог;а цойылатын негiзгi талап ол балаларга жэне 0зiнiц Мне деген CYЙiспеншiлiк.

Ма;ала о;ытушыныц мшдеттерь оган цажетп дагдылар, жумыс барысында ;олданатын тэрбиелiк тэлiмдер жэне кэйби сапалары

туралы мэлiметтерден куралган. Айтылмыш ма;ала педагогикалы; маманныц кэсiби децгейде есуше жэне шыцына жетуше

деген цызыгушылык; тудырган барлы; оцытушыларга арналган.

ТYЙiндi свздер: педагогикалы; шеберлiк, тэжiрибе, жеке адамга деген талаптар.

Y.K. LISSARIDI, B.N. NURMUKHAMBETOVA

S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University

PEDAGOGICAL SKILL. REQUIREMENTS TO THE TEACHER AS TO THE PERSONALITY

Resume: In this article consider a question of a role of the identity of the modern teacher, of requirements imposed to it.

The question is that a fundamental educational, psychological, pedagogical and special background, study of modern pedagogical

technologies, forming of setting on an innovation and work, have a major value in becoming of personality of teacher.

Authors pay attention to circumstance that the major side of the professional becoming of teacher understands of pedagogical mastery. In opinion of authors, the main and permanent requirement produced to the teacher is love of children, to pedagogical activity. Article contains the material containing information on duties of the teacher, about skills necessary for it, about educational means used in his operation, about his professional qualities.

This article is addressed to all teachers interested in the professional height and aspiring to the tops of pedagogical mastery. Keywords:pedagogical skill, experience, requirements to the personality.

УДК 617.7:681.518

А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, С.К. ИСМАИЛОВА

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Статья посвящена использованию информационных технологий при изучении офтальмологии студентами и интернами-хирургами. Каждое занятие сопровождается демонстрацией слайдов, видеофильмов продолжительностью 5-7 минут. Во время самостоятельной студенты вместе с преподавателем работают с заимствованной компьютерной программой. Все это позволяет приобщить студентов и интернов к получению информации через владение информационными технологиями, формировать знания и навыки работы с информацией.

Ключевые слова: офтальмология, информация, технологии, слайды, видеофильмы.

Педагогический процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной, но целостной системы организационных форм и методов обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и интернов с преподавателем, самостоятельная работа студентов и интернов) решают свои специфические задачи формирования специалистов и опирается на использование определенных методов организации педагогического труда преподавателей и учебной работы обучаемых, способов передачи и усвоения знаний.

Реформа высшего медицинского образования в целях повышения эффективности подготовки медицинских кадров предполагает постоянное совершенствование учебного процесса и поиска новых путей в решении традиционных проблем педагогики.

Инновации или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» означает в переводе с латинского языка «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента. Педагогическая инновация -

нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Студенты, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты с применением только традиционных способов обучения. Одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является использование новейших технологических средств, к числу которых относятся системы программированного контроля знаний студентов и использование наглядных средств обучения. На кафедре офтальмологии внедрены разнообразные формы активной подачи учебного материала, в частности на лекциях: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками. Мультимедийные презентации на лекциях позволяют мобилизовать внимание, интерес обучающихся и стимулирует их познавательную деятельность. Лекции читаем студентам 4 курса факультета общей медицины по темам, включающим зрительные функции, катаракту, глаукому и травмы органа зрения, студентам 3 курса стоматологического факультета

по темам, включающим глазную патологию, связанную с патологией зубо-челюстной системы.

Офтальмология одна из немногих специальностей, которая предполагает использование очень большого количества аппаратуры. Офтальмохирургия полностью использует микрохирургическую технику, и многие ее разделы также предполагают использование большого количества специальной аппаратуры. Все эти особенности накладывают особый отпечаток на преподавании офтальмологии. Изучение офтальмологии студентами факультета общей медицины включает 4 занятия, на стоматологическом факультете - 5 занятий, интернами - 10 занятий. За такие короткие циклы не всегда представляется возможным продемонстрировать пациентов соответственно теме занятия. В связи с этим на практических занятиях со студентами 4 курса факультета общей медицины, 3 курса стоматологического факультета, 5 курса элективная дисциплина, с интернами мы используем инновационные методы преподавания с применением информационных технологий. Каждое практическое занятие проводится с использованием компьютерных технологий: демонстрацией атласа глазных болезней, включая анатомию органа зрения, болезней век, слезных органов, конъюнктивы, роговицы, сосудистого тракта, глаукому и травмы органа зрения. Кроме того, на практических занятиях согласно теме демонстрируются видеофильмы современных операций, такие как факоэмульсификация катаракты с имплантацией гибких и жестких интраокулярных линз. В фильме представлена инновационная техника операции по удалению катаракты, которая применяется во всем мире. Указанная техника включает тоннельные малые бесшовные разрезы, современную технику капсулорексиса, дробление ядра хрусталика с помощью ультразвука, имплантацию жестких и мягких складывающихся искусственных хрусталиков. При глаукоме широко используется операция трабекулэктомия, в видеофильме представлены все этапы операции начиная от выкраивания лоскутов конъюнктивы, эписклерального лоскута, вскрытия Шлеммова канала и заканчивая наложением швов. В настояшее время эксимерлазерная рефракционная хирургия получила широкое распространение во всем мире, позволяющая пациентам отказаться от ношения очков или контактных линз, что в значительной мере улучшает качество жизни человека. Указанные операции представляют для студентов и резидентов особый интерес, поскольку нередко они сами выступают в роли пациентов. В фильме представлено предоперационное обследование пациента, сама методика эксимерлазерной операции, которая длится не более одной минуты. Операция по замене роговой оболочки или кератопластика относительно редко проводимая операция, поэтому у студентов и интернов просмотр видеофильма является единственной возможностью. В фильме представлены методики сквозной и послойной кератопластики. Кроме того, мы располагаем фильмами по амбулаторной офтальмохирургии, такие как удаление халязиона, птеригиума и др. После демонстраций фильмов проводится обсуждение операций. Применение демонстрационого материала представляет для студентов и интернов несомненный интерес, так как теоретические данные, полученные ими при изучении той или иной темы, подкрепляется реальными зрительными впечатлениями. Сотрудниками кафедры для проведения практических занятий со студентами и интернами сняты учебные фильмы, посвященные методам обследования органа зрения в офтальмологии. Первый фильм включает такие методы обследования как наружный осмотр, метод бокового освещения, биомикроскопия, офтальмоскопия. Второй фильм посвящен методам обследования при

глаукоме: тонометрия по Маклакову, бесконтактная тонометрия и тонография. В фильмах подробно изложена и показана техника проведения описанных методов обследования, в последующем студенты и интерны на практических занятиях сами проводят указанные методы обследования.

Во время самостоятельной работы под руководством преподавателя студенты и интерны работают с компьютерной программы (заимствованной) по закреплению знаний по офтальмологии. Большой интерес вызывает у студентов и интернов блиц-игра, во время которой они получают дополнительные знания в виде игры. Полученные знания на долго сохраняются в памяти обучающихся. Кроме того, во время практических занятий интерны работают в кабинетах функциональной диагностики, оснащенных инновационной техникой: оптический когерентный томограф, гейдельбергский ретинальный томограф, переднекамерный ретинальный томограф, ультразвуковой аппарат с расчетом силы интраокулярной линзы, ультразвуковой биомикроскоп, компьютерный периметр.

В кабинете оптической когерентной томографии интерны знакомятся с исследованием глазного дна: диска зрительного нерва и макулярной области. Данное исследование позволяет выявить более ранние изменения диска зрительного нерва при глаукоме, изменения макулярной зоны при возрастной макулярной дегенерации по сравнению с офтальмоскопией. Картина глазного дна четко и детально видна на мониторе прибора в цветном изображении. Изменения диска зрительного нерва выявляются при исследовании на гейдельбергском ретинальном томографе, кроме того, картину глазного дна можно увидеть в трехмерном 3 д изображении. Переднекамерный ретинальный томограф Visante позволяет выявить тонкие изменения в углу передней камеры, что особенно важно при обследовании больных с глаукомой.

Ультразвуковая биомикроскопия позволяет выявить изменения положения хрусталика в передней камере, что не диагностируется при обычной биомикроскопии. Исследование на компьютерном периметре относится к ранним методам выявления глаукомы. После обследования больных в кабинетах функциональной диагностики проводится обсуждение результатов согласно теме практических занятий.

Особое внимание уделяется проведению самостоятельной работы студентов. Многочисленные исследования педагогов и психологов подтверждают высказывание академика К.М.Бера о том, что человек по настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно. В связи с этим самостоятельную работу студенты представляли на занятиях в виде презентаций, докладов с использованием видео-и аудиоклипов, которые проводили в виде конференций. При подготовке к таким занятиям студенты используют дополнительную литературу, пользуются ресурсами сети Интернет, что помогает им получить больше современной информации по изучаемой проблеме. Проведение практических занятий, СРСП, СРИП позволяет более полно осветить материал, способствует активному восприятию и закреплению материала.

Таким образом, проведение занятий с включением инновационных методов обучения позволяет приобщить студентов и интернов к получению информации через владение информационной компьютерной технологией, формировать умения и навыки работы с информацией. Использование инновационных методов диагностики глазных заболеваний дает возможность заинтересовать будущих врачей в выборе специальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: 2006. - 254 с.

2 Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. - Алматы: 2010. - 169 с.

3 Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2008. -351 с.

А.Ж АУБАКИРОВА, З.Т УТЕЛЬБАЕВА, С.К.ИСМАИЛОВА

ОФТАЛЬМОЛОГИЯНЫ ОКЫТУДА АКДАРАТТЫК; ТЕХНОЛОГИЯНЫ КОЛДАНУ

ТYЙiн: Статья, офтальмология курсын студенттерге жэне интерн-хирургтерге о;ытуда ак;параттык; технологияларды ;олдануга арналган. Эр^р саба; 5-7 минут слайдтар, видеофильмдер керсетумен журпзшедъ Студенттер 0зiндiк жумысы уа;ытында, о;ытушымен бiрге компьютерлiк багдарламалармен жумыс жасайды. Булардыц бэрi студенттердi, а;параттык; технологияларды игеру ар;ылы а;параттар алуга уйретедь бiлiмiн жэне жумыс iстеу дагдысын ;алыптастырады. ТYЙiндi свздер: офтальмология, а;парат, технология, слайдтар, видеофильмдер.

A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAYEVA, S. K. ISMAILOVA

USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE STUDY OF OPHTHALMOLOGY

Resume: Article is devoted to the use of information technology in the study of ophthalmology students and interns surgeons. Each lesson is accompanied by a slide show, videos of 5-7 minutes. During the independent work of students with a teacher working with a borrowed computer program. All this allows to involve students and interns to obtain information through the ownership of information technology, build knowledge and skills to work with the information. Keywords: information technology, ophthalmology, slide show

УДК 612.0:378.144/.146

А.Д. СОКОЛОВ, Т.А. ЖУМАКОВА, Г.У. ШАРДАРБЕКОВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра нормальной физиологии

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТНОШЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ

В статье рассмотриваются следующие вопросы: работа преподавателей, работа студентов и работа со студентами. Методы, применяемые преподавателем для улучшения успеваемости отстающих студентов. Преподаватель должен выяснить причины слабой успеваемости студентов, одновременно проанализировать свою работу, так как каждый неуспевающий студент с одной стороны может рассмотриваться как неудача преподавателя Ключевые слова: работа, преподаватель, студент,успеваемость, методы.

Актуальность работы Реформы медицинского образования в КазНМУ ставят целый ряд новых задач перед преподавателями университета. Несмотря на повышение общего уровня успеваемости студентов в каждой группе (подгрупп) находятся 1-2 студента, которые плохо успевают учебный материал и получают низкие оценки. Такие студенты снижают общую успеваемость и являются кандидатами на превращение в будущем во врачей низкой квалификации. Эти студенты также как и студенты -отличники обращают на себя внимание, но в отличие от вторых требуют специальных дополнительных усилий со стороны преподавателей.

Целью иследования работы является проведение анализа результатов многолетней работы, обобщение накопленного опыта и высказывание некоторых положений и рекомендаций. Их можно разделить на две группы: работа преподавателей, работа студентов и работа со студентами. Нам представляется, что работа преподавателей состоит из нескольких моментов, первое: каждый неуспевающий студент может в той или иной степени рассматриваться как неудача и даже поражение преподавателя. Большинство студентов прошли длительную подготовку до поступления в университет и на первых курсах. Эта подготовка может быть неодинаковой в зависимости от способностей студентов и качества предыдущего образования. Но все таки

студенты уже что-то знают и умеют. Поэтому преподаватель должен самокритично продумать свой подход к студенту. Многолетний опыт говорит, что достаточно часто студенты слабые на первых курсах подтягиваются на старших, и в ряде случаев становятся блестящими специалистами. То есть преподаватель должен четко понимать, что перед ними личность, которая по разным причинам выбивается из общей колеи и отстает от однокурсников. Преподаватель, по нашему мнению, должен проанализировать свою работу и выяснить причину создавшегося положения. Преподаватели часто говорят, что студент не имеет предварительной подготовки, лентяй, не проявляет к учебе интереса, выпрашивает оценки и т.д. Всё это может иметь место. Однако преподаватель должен найти подход к студенту, заинтересовать его примерами из медицинской практики показать значимость данной дисциплины или её раздела, можно использовать другой приём. Если отстающий студент, где-то ответил чуть лучше, можно ему немного завысить оценку. В ряде случаев это вдохновляет студента и его успеваемость повышается. Если добавит реплику: «Вы можете учиться, сегодня ответ был нормальным. Давайте и дальше готовиться таким же образом». На студенте никогда нельзя ставить крест. Полезны доброжелательные советы [1,2,3]. Необходимо интересоваться причинами его неуспеваемости, можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.