Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИКИ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИКИ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЯ / ВИКИ-СЛОВАРЬ / ВИКИ-ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы использования вики технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Отмечается, что использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку способствует повышению эффективности освоения учебного материала за счет новизны формы взаимодействия, проблемного и творческого характера работы. В статье подчеркивается, что вики-ресурсы являются удобной платформой для создания разнообразных совместных проектов, формирования письменно-речевых умений, развития грамматических навыков речи. В статье описывается использование вики-платформы для создания проектной деятельности по составлению двуязычного терминологического словаря студентами неязыкового вуза. Подчеркивается, что создание коллективных вики-проектов способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения, способствуют формированию навыков самостоятельности, само- и взаимооценивания. В статье описываются педагогические условия, которые должны соблюдаться при интеграции вики-технологии в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING WIKI TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article deals with the use of wiki technology in the course of teaching a foreign language in a non-linguistic university. It is noted that the use of wiki technology in the process of teaching a foreign language contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article emphasizes that wiki resources are a convenient tool for developing the collaborative projects, mastering writing and speech skills. The article describes the use of a wiki platform to create project activities for the compilation of a bilingual terminological dictionary by students. It is emphasized that the creation of collaborative wiki projects contributes to the formation of skills of cooperation, intensification of the exchange of knowledge and experience. The use of wiki technology in the process of teaching a foreign language ensures high interactivity, contributes to the formation of skills of independence, and self-assessment. The article describes the pedagogical conditions that should be met when integrating wiki technology into the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИКИ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2018. - С. 204-206.

8. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. - С. 70-73.

9. Рысбаева Г.А., Ахметова Б.Т. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста // Категория "социального" в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. - М., 2015. - С. 87-90.

10. Сипович Т.В., Ханова Т.Г. Экологическая азбука как средство ознакомления старших дошкольников с природой // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 176-179

11. Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 1(53). - С. 46-53.

12. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 9. - URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=42902490 (дата обращения: 04.11.2021).

13. Ханова Т.Г., Мартынова И.Г., Платова А.Г., Курбатова А.С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (25). - С. 263-272. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711626 (дата обращения: 10.11.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИКИ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования вики технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Отмечается, что использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку способствует повышению эффективности освоения учебного материала за счет новизны формы взаимодействия, проблемного и творческого характера работы. В статье подчеркивается, что вики-ресурсы являются удобной платформой для создания разнообразных совместных проектов, формирования письменно-речевых умений, развития грамматических навыков речи. В статье описывается использование вики-платформы для создания проектной деятельности по составлению двуязычного терминологического словаря студентами неязыкового вуза. Подчеркивается, что создание коллективных вики-проектов способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения, способствуют формированию навыков самостоятельности, само- и взаимооценивания. В статье описываются педагогические условия, которые должны соблюдаться при интеграции вики-технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: вики-технология, вики-словарь, вики-проект, проектная деятельность, цифровые образовательные ресурсы, обучение иностранному языку, неязыковой вуз.

Annotation. The article deals with the use of wiki technology in the course of teaching a foreign language in a non-linguistic university. It is noted that the use of wiki technology in the process of teaching a foreign language contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article emphasizes that wiki resources are a convenient tool for developing the collaborative projects, mastering writing and speech skills. The article describes the use of a wiki platform to create project activities for the compilation of a bilingual terminological dictionary by students. It is emphasized that the creation of collaborative wiki projects contributes to the formation of skills of cooperation, intensification of the exchange of knowledge and experience. The use of wiki technology in the process of teaching a foreign language ensures high interactivity, contributes to the formation of skills of independence, and self-assessment. The article describes the pedagogical conditions that should be met when integrating wiki technology into the educational process.

Keywords: wiki-technology, wiki-dictionary, wiki-project, project activity, digital educational resources, foreign language training, non-linguistic university.

Введение. В настоящее время процесс всеобъемлющей информатизации образования обуславливает актуальность применения цифровых технологий в образовательном процессе. Использование цифровых образовательных ресурсов в вузе позволяет разнообразить занятия, расширить количество организационных форм обучения, способствует интерактивности учебного процесса [2]. Важным фактором информатизации образования в вузе выступает положительное отношение обучающихся к современным технологиям в образовании, их готовность использовать новые методы и формы обучения.

Применение цифровых ресурсов в обучении иностранному языку определяет актуальные задачи, для выполнения которых необходимо совершенствование организации образовательного процесса, определение методов и форм обучения, содержания обучения в цифровом виде и т.д. Современные цифровые ресурсы являются комплексными и охватывают все компоненты образовательного процесса, включая получение информации, практическое применение знаний, контроль и самоконтроль обучающихся.

Интерактивность выступает в качестве одной из ключевых характеристик цифровых ресурсов и способствует реализации таких дидактических свойств, как коммуникативность, мультимедийность, возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Применение современных цифровых ресурсов позволяет значительно расширить спектр интерактивных форм, используемых в процессе обучения.

Формирование и развитие навыков чтения, письменной речи, аудирования и говорения происходит с помощью цифровых интерактивных ресурсов, в том числе технологий поколения Web 2.0 - социальных сетей [7], подкастов [1, 8], вики-сервисов [3-6, 9, 12-13] и др.

Целью данной статьи является рассмотрение использования вики-технологии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Изложение основного материала статьи. Вики-технология направлена на использование сервисов Web 2.0, предназначенных для организации совместной деятельности и активного сотрудничества участников, в том числе и в процессе учебного взаимодействия. Вики-технология позволяет одному человеку или группе людей совместно как команде, работать над созданием одного документа, внося в него изменения и дополнения в виде текста, изображений, мультимедиа и веб-ссылок [6].

Название сервиса вики («wiki-wiki») происходит из гавайского языка и означает «быстро», что отражает быстрый доступ к информации, динамичность работы с материалом. В образовательном процессе можно использовать такие вики-платформы, как Wikispaces, Wikidot, MediaWiki, Wetpaint, Pbworks, Golumn и др.

Вики-ресурсы обладают следующими важными для их применения в образовательном процессе свойствами:

- авторизованный доступ;

- настройка приватности страниц;

- коллективный доступ к истории создания документа;

- асинхронность связи;

- гипертекстовая организация;

- редактирование существующих записей;

- возможность встраивания стороннего содержания.

В частности, вики-ресурсы можно применять в процессе обучения иностранному языку для создания разнообразных учебных проектов [3, 9, 12], формирования письменно-речевых умений [10], развития грамматических навыков речи [5].

Вики-сайты являются удобной платформой для составления отраслевых терминологических двуязычных словарей студентами неязыкового вуза. В ходе данной работы студенты знакомятся с новой, в том числе отраслевой терминологией, пополняют пассивный иноязычный словарь, а также учатся аспектам лексикографии, умению составлять и редактировать словари [11]. Стоит заметить, что использование цифровых технологий в процессе выполнения данного задания повышает учебную мотивацию студентов за счет новизны формы сотрудничества, проблемного и творческого характера деятельности [3].

В процессе создания терминологического словаря можно использовать вики-платформу Gollum, развернутую на облачном сервисе с предоставлением доступа всем участникам. Gollum является легкой в развертывании и обслуживании вики-платформой, построенной на развитой сетевой инфраструктуре и использующей систему контроля версий файлов Git в качестве хранилища данных. Форматирование исходного текста страницы осуществляется на легковесном языке разметки Markdown, аналогичного тому, что используется в Википедии. Разметка текста включает в себя базовое форматирование (например, выделение текста полужирным шрифтом), структурирование текста с выделением заголовков, списков и т.д., организацию перекрестных ссылок на другие словарные записи в пределах вики-платформы и внешние ресурсы сети Интернет.

Шаблон оформления словарной статьи на основе вики-сервиса включает в себя следующие пункты:

- термин;

- переводной эквивалент термина;

- определение;

- ссылки на синонимы и антонимы;

- контекст(ы) употребления;

- дополнительная информация в виде гиперссылок на внешние ресурсы сети Интернет, мультимедийные элементы и т.д.

Обработанная процессором вики-платформы словарная статья представляет собой интерактивную веб-страницу, в верхней части которой находятся кнопки навигации и управления - переход на страницу оглавления, поле ввода полнотекстового поиска, кнопки просмотра истории словарных записей, редактирования текущей записи и создания новой записи. В тексте словарной статьи можно выделить существующие гиперссылки, по которым можно перейти на связанные статьи и сторонние ресурсы сети Интернет и ссылки, для которых еще не существует записей. При переходе по такой ссылке открывается экран создания новой записи уже размеченным шаблоном.

Одним из преимуществ вики-словаря является возможность разместить различные элементы, в том числе мультимедийные и гипертекстовые, в одном документе, что повышает коммуникативную ценность, содержательную информативность и поисковую эффективность словарной статьи.

Вики-технологии можно использовать также в ходе создания индивидуальных или совместных проектных письменных работ (эссе, рецензий, статей и т.д.) [9, 13]. В случае совместного проекта обучающиеся в парах или группах по 3-4 человека на базе вики-платформы готовят проекты с последующим его представлением. В процессе выполнения письменных работ (при асинхронности связи) обучающиеся имеют возможность неоднократно возвращаться к тексту и редактировать написанное.

Итеративный процесс создания письменного текста будет способствовать развитию гибкости владения языковыми средствами, умению связного и четкого выражения мыслей. Создание групповых письменных проектов будет способствовать также формированию критического мышления обучающихся, рефлексии учебной деятельности. Применение вики-технологии в процессе обучения иностранному языку способствует также формированию самостоятельности, готовности к самообучению и самооцениванию, включая возможность взаимооценивания.

Особая роль при применении вики-проекта отводится реализации педагогической технологии обучения в сотрудничестве, организации совместной деятельности, обладая при этом не только учебным, но и воспитательным потенциалом [Сыс]. К исходным положениям данного подхода относятся утверждения, что людям интересно делать то, что предполагает совместную работу в команде и предоставляет эффективные механизмы общения в ходе взаимодействия (facilitating communication). Командная деятельность является инструментом повышения вовлеченности, взаимодействия через различные неформальные формы общения между обучающимися. Наличие в ходе выполнения проекта постоянной обратной связи от преподавателя и одногруппников способствует повышению уровня интереса и мотивации обучающихся.

Вики-сервисы могут служить в качестве хранилища для разных ресурсов, списков, ссылок, инструкций и другой необходимой информации по предмету. Обучающиеся могут делиться интересными веб-сайтами, аудио, видео, различными инструкциями и методическими рекомендациями по выполнению заданий [4].

Как показывает практика и ряд исследований [4, 9-10], при интеграции вики-технологии в образовательный процесс должны соблюдаться следующие педагогические условия:

- разработка соответствующего программного инструментария, организованного с учетом образовательных потребностей и возможностей студентов;

- организация эффективного управления и педагогического контроля со стороны преподавателя (распределение полномочий в группе обучающихся, организация технологии взаимного оценивания работ и т.д.);

- обеспечение в процессе выполнения проекта постоянной обратной связи и поддержки либо со стороны преподавателя, либо со стороны других обучающихся;

- получение обратной связи от обучающихся для анализа учебного опыта и улучшения качества обучения и вовлеченности студентов.

Выводы. Таким образом, информатизация образования способствует интерактивности образовательного процесса, повышая уровень интереса и мотивации обучающихся. Вики-ресурсы создают виртуальное пространство для совместного обучения, асинхронной коммуникации и создания коллективного продукта. Создание коллективных вики-проектов способствует формированию навыков взаимодействия, работы в команде, интенсификации обмена знаниями и опытом. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения, способствуют формированию навыков самостоятельности, само- и взаимооценивания.

Литература:

1. Борщева О.В. Принципы отбора подкастов для обучения иностранному языку // Педагогика и психология образования. - 2019. - №3. - С. 62-70.

2. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. - М.: МШУ, 2017. - 268 с.

3. Ильяхов М.О. Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики // Вестник МГУ. - Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 143-150.

4. Краснова Т.И. Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle // Молодой ученый. -2015. - № 11 (91). - С. 1364-1368. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19649/ (дата обращения: 03.11.2021)

5. Свиридов Д.О. Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 16-23.

6. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). -С. 140-152.

7. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Обучение письменной речи на основе сервиса «Твиттер» // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2014. - № 2. - С. 255-263.

8. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. - 2014. - № 2 (26). - С. 189-201.

9. Харламенко И.В., Титова С.В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе // Наука, образование, культура. -2018. - №4. - С. 112-126.

10. Харламенко И.В. Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария терминов специальности силами студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21. - № 11 (163). - С. 73-81.

11. Хлыбова М.А. К вопросу о принципах составления двуязычного терминологического словаря // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 214-216.

12. Ходонович В.Л. Потенциал вики-технологий в составлении глоссария // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы II Межд. науч.-практ. конф. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - С. 154-158.

13. Kessler G. Student-initiated attention to form in wiki-based collaborative writing // Language Learning and Technology. -2009. - № 1.

Педагогика

УДК 373.2

аспирант Царегородцева Анна Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» города Кирова (г. Киров)

ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной задаче дошкольного образования, развитию ежедневной двигательной активности как основной составляющей здорового образа жизни. Приведенные результаты исследования позволяют утверждать, что именно ежедневная двигательная активность является важнейшей потребностью, которая определяет способность ребенка к его дальнейшему физическому воспитанию и обеспечивает гармоничное развитие физических и психических качеств. Основным направлением ежедневной двигательной активности является укрепление здоровья всего организма и формирование здорового образа жизни. Автор статьи предполагает, что развитие ежедневной двигательной активности детей дошкольного возраста, позволит сформировать потребность быть здоровыми.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, мотивация, организационные условия, осознанная потребность, гармоничное развитие.

Annotation. This article is devoted to the urgent task of preschool education, the development of daily physical activity as the main component of a healthy lifestyle. The above results of the study allow us to assert that it is the daily physical activity that is the most important need, which determines the child's ability to further physical education and ensures the harmonious development of physical and mental qualities. The main direction of daily physical activity is strengthening the health of the whole organism and the formation of a healthy lifestyle. The author of the article suggests that the development of daily physical activity in preschool children will help form the need to be healthy.

Keywords: physical activity, healthy lifestyle, preschool age, motivation, organizational conditions, conscious need, harmonious development.

Введение. Недостаточная физическая активность считается четвертой из важнейших факторов риска, которые являются причинами смерти в глобальном масштабе, на долю лишнего веса и ожирения приходится 5% от общего числа случаев смерти в мире. Во многих странах отмечено снижение уровней двигательной активности, что негативно сказывается на общем состоянии здоровья людей. Проблема формирования здорового образа жизни является актуальнейшей педагогической задачей.

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» указано: «1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.