ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТЯЖЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ОДЕЖДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
© Панферова Е.Г.*
Новосибирский технологический институт (филиал) Московского государственного университета дизайна и технологии,
г. Новосибирск
В статье освещены результаты исследовательской работы в области проектирования одежды для детей-инвалидов, больных детским церебральным параличом. Представлена схема классификации способов реабилитации в одежде по направленности воздействия на организм ребенка и рекомендации по ассортименту и топографии расположения утяжелителей в одежде для детей-инвалидов. На основе полученных результатов работы появляется возможность индивидуального изготовления предприятиями легкой промышленности одежды с элементами реабилитации для данной категории потребителей.
Ключевые слова дети-инвалиды, детский церебральный паралич, нарушения двигательного развития, проектирование одежды, элементы реабилитации, корректирующая одежда, утяжелители.
Одним из самых распространенных заболеваний во всем мире, приводящих к инвалидности в детском возрасте по причине нарушений двигательного развития, является детский церебральный паралич (ДЦП) [1].
Нарушения движений, связанные с повреждением центральной нервной системы (двигательные нарушения церебральной природы), неизлечимы, но подвержены благоприятному воздействию терапии.
Бесспорно, основным этапом на пути ребенка к выздоровлению является медицинская реабилитация, включающая в себя необходимое лечение, программу физических упражнений, направленных на укрепление и коррекцию мышц, опорного аппарата. Также важным моментом является среда, в которой ребенок находится, психологический комфорт.
С целью обеспечения стойкого эффекта от медицинского лечения целесообразно использовать реабилитационную (компрессионную, лечебную и корректирующую) одежду.
Ретроспективный анализ ассортимента реабилитационной одежды для детей-инвалидов показал, что в основном ведутся разработки корсетов, корректирующих осанку, лечебных и реабилитационных костюмов, использование которых должно быть дозировано и проходить под строгим контролем врача. С целью увеличения терапевтического эффекта на организм ребенка необходима бытовая одежда с элементами реабилитации.
* Заместитель декана факультета Технологии и дизайна, доцент кафедры Технологии и дизайна швейных изделий, кандидат технических наук.
Анализ характерных движений, выполняемых детьми-инвалидами и влияния лечебно-физкультурного комплекса (ЛФК) на коррекцию и восстановление двигательных органов, изучение способов реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) [2] создали предпосылки для разработки одежды с элементами реабилитации для детей, больных ДЦП.
В настоящее время существует несколько направлений реабилитации в одежде. С целью их систематизации разработана классификация способов реабилитации в одежде по направленности воздействия (рис. 1).
Рис. 1. Схема классификации способов реабилитации в одежде по направленности воздействия
Способы реабилитации инвалидов посредством одежды включает: использование реабилитационной одежды, одежды с элементами реабилитации и реабилитационных приспособлений.
Реабилитационная одежда (лечебно-корректирующие костюмы) и реабилитационные приспособления (ортопедические корсеты, ортезы и т.д.) предназначены для кратковременной эксплуатации. Они оказывают сильное воздействие на организм ребенка, поэтому их использование необходимо проводить только после консультации врача и непосредственно под его контролем. Применение их должно быть дозировано.
Одежда с элементами реабилитации предназначена для регулярного пользования и делится на две группы: корректирующая (с внедрением эластичных лент, утяжелителей и т.д.) и направленная на развитие моторики (с использованием шнуровки, фурнитуры, различных декоративных элементов и т.д.).
Разработана характеристика реабилитации в одежде по направленности воздействия на организм ребенка (табл. 1).
Действие корректирующих элементов направлено на коррекцию существующих отклонений физического развития, а также на профилактику их первичного или повторного возникновения. В процессе эксплуатации такой одежды важно следить за ощущениями ребенка - он не должен чувствовать излишнего веса одежды или испытывать болевых ощущений.
Таблица 1
Характеристика способов реабилитации в одежде по направленности воздействия на организм ребенка
Направленность воздействия элемента Наименование Принцип действия
1. Элементы реабилитации: 1.1. Корректирующие 1.1.1. Эластичные ленты Внедряются в различные элементы одежды с целью фиксации определенных групп мышц. При расположении в области верхней части туловища (спина, грудь, плечи) оказывают корректирующее воздействие на осанку, позволяют корректировать плечевой пояс, уменьшают нагрузку на позвоночник.
1.1.2. Утяжелители 1.1.2.1. Точечные Помещаются в карман или закрепляются на одежде. Обеспечивают дополнительную нагрузку при выполнении ребенком физических упражнений, сдерживают проявление гиперактивности у детей, позволяют корректировать нарушения осанки. В качестве утяжеляющего материала оптимально применение стальной дроби (стальных пластин), помещенной в тканевый чехол. Суммарный вес утяжелителей на костюме не должен превышать 5 % от массы тела ребенка.
1.1.2.2. Локальные В отличие от «точечных» утяжелителей, оказывают нагрузку на всю поверхность тела.
1.1.3. Ремни+утяжелители Выполняются в виде корсетов или поясов. На ремнях проектируются карманы, в которые помещаются нагружающие элементы (например, тканевые мешочки со стальной дробью). Применяются для коррекции и профилактики искривлений позвоночника.
1.1.4. Съемные корректирующие элементы (воротники, пояса, платки и т.д.) Используются для придания и фиксации правильного положения суставов и мышц. Использование воротника-валика помогает достичь выпрямления шейного отдела позвоночника, способствует симметричной установке головы по средней линии тела. Наплечный платок помогает ребенку со сниженным мышечным тонусом, движения которого неактивны, а позы пассивны, развить самостоятельную активность и контролировать положение головы.
Продолжение табл. 1
Направленность воздействия элемента Наименование Принцип действия
1.2. Развивающие моторику 1.2.1. Шнуровка Размещается на различных элементах одежды. Может выполнять функции застежки на карманах, частично соединять детали между собой, выполнять роль бортовой застежки. Развивает у ребенка мелкую моторику пальцев рук, так как в течение дня ребенку неоднократно приходится расшнуровывать застежку, например, чтобы добраться до содержимого кармана или раздеться. Может использоваться при проектировании одежды для повседневной носки. Не рекомендуется использование шнуровок на передней части одежды для детей, передвигающихся ползком, так как это может привести к травмированию.
1.2.2. Фурнитура Используется в качестве застежки карманов, борта и т.д. Оптимально сочетание в одежде нескольких, различных по принципу действия, видов застежки (пуговицы, кнопки, тесьма-молния с бегунком сложной формы). Позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие у ребенка.
1.2.3. Декоративные элементы Оптимально использование объемных вышивок, аппликаций и т.д. Наряду с повышением эстетической привлекательно -сти способствуют развитию моторного механизма ребенка-инвалида.
1.2.4. Функциональные элементы Выполняются в виде накладных карманов, застежек. Помимо развития моторики имеют функциональную значимость (например, в карманы могут помещаться медицинские приборы, необходимые для регулярного ношения с собой, утяжелители и т.д.). Регулярное использование подобных элементов способствует развитию мелкой моторики и двигательных навыков рук. Отстегивающие детали, расположенные в различных местах, обеспечивают легкий доступ к телу ребенка (например, при проведении медицинских процедур).
1.2.5. Сочетание различных фактур материалов Может применяться на различных элементах одежды, находящихся в зоне доступа рук ребенка. Использование комбинаций материалов различных ярко выраженных фактур способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
3. Реабилитационные приспособления: 3.1. Корректирующие 3.1.1. Ортопедические корсеты Могут состоять из грудного и поясничного корсетов, закрепленных между собой регулируемой шнуровкой, со стороны спинки располагается опорно-гибкая пластина. Способствуют исправлению и профилактике различных нарушений осанки и искривлений позвоночника за счет фиксации суставов.
3.1.2. Ортезы Используются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата с целью его фиксации, силовой разгрузки пораженных конечностей, восстановления нарушенных функций, коррекции взаимоположения деформированных сегментов конечности. Выполняются в виде головодержателей, туторов, бандажей и т.д. Могут оказывать лечебно-профилактическое и реабилитационное воздействие.
3.1.3. Устройства для контроля правильности осанки Используются для контроля поддержания правильной осанки, а также для исправления уже существующих нарушений. Состоят из комбинации чувствительных и сигнальных элементов. Устройство закрепляется на одежде в месте линий перегиба тела. Чувствительные элементы фиксируют величину отклонения плоскости спины от вертикальной плоскости, задаваемой элементом устройства.
Продолжение табл. 1
Направленность воздействия элемента Наименование Принцип действия
4. Реабилитационная одежда: 4.1. Лечебно-корректирующая 4.1.1. Пневмокостюмы Выполняются, например, в виде комбинезона, состоящего из воздушных камер, наполняемых воздухом с помощью компрессора. Позволяют корректировать осанку, используются в качестве тренажера для обучения ребенка различным двигательным навыкам.
4.1.2. Нагрузочные костюмы Представляют собой систему, состоящую из опорных элементов, попарно соединенных между собой эластичными тягами, повторяющую расположение мышц-антогонистов (сгибателей и разгибателей), участвующих в движениях. Все тяги снабжены устройствами, регулирующими натяжение. Костюм действует как эластичный каркас, фиксирует правильную позу ребенка-инвалида, корректирует траекторию его движений, оказывая нагрузку на мышцы, задаваемую в зависимости от тяжести заболевания.
4.1.3. Костюмы для нейро-ор-топедической реабилитации Содержат силовую оболочку в виде тканевого комбинезона с чехлами для двух камер натяжного устройства, продольно расположенных по контурам комбинезона вдоль наружной поверхности рук, ног и туловища, соединенных с основной тканью комбинезона лентами-перемычками. Используются для выполнения лечебных упражнений.
4.1.4. Костюмы для медико-кондуктивной реабилитации Содержат натяжное устройство, представляющее собой систему камер, расположенных по контуру костюма, могут быть снабжены натяжной камерой в областях, соответствующих расположению ягодичных и икроножных мышц. Обеспечивают более равномерное и сильное натяжение в областях нарушения мышц, участвующих в движении, и снятие ограничений движения в области локтевого и/или коленного сустава.
4.1.5. Корсеты-вертикализаторы Имеют фиксированную опору и систему фиксирующих элементов (вертикальные опорные элементы, грудной и тазовой корсет, головодржатель, тазобедренные шины и т.д.). Путем фиксации туловища обеспечивают разгрузку нижних конечностей и способствуют выработке правильного расположения туловища.
4.1.6. Одежда-тренажер Ккомбинезон с системой эластичных лент и регулируемых эластичных элементов. Эластичные ленты образуют корсет в области спины и проходят вдоль туловища и конечностей. Восполняет дефицит движений у детей, заставляя ребенка постоянно совершать принудительные возвратно-поступательные движения.
4.1.7. Изделия и детали из эластичных материалов В отличие от лент, эластичными выполняются полностью изделия или детали одежды (например, рукава или верхняя часть брюк). За счет компрессионного эффекта и стимулирующего воздействия повышается тонус мышц, активируется кровообращ ение.
Двигательные нарушения у детей, больных ДЦП, представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций организма ребенка. Поэтому необходимо использование в одежде элементов реабилитации, направленных на развитие моторики и повышение сенсорной чувствительности детей-инвалидов.
Отличительным моментом использования данных элементов реабилитации является возможность внесения в одежду элемента игры, благодаря чему улучшается настроение ребенка и психологический комфорт.
Применение в одежде элементов реабилитации, развивающих моторику, не имеет противопоказаний за исключением тех случаев, когда ребенок, больной ДЦП, имеет трудности с передвижением (например, передвигается ползком). В этом случае необходимо с осторожностью подходить к внедрению отделочных элементов (особенно объемных деталей и шнуровок), избегая их расположения в местах, контактирующих с поверхностью пола или вспомогательными средствами передвижения.
Внедрение элементов реабилитации непосредственно в одежду для детей, больных ДЦП, дает возможность воздействовать на костную и мышечную системы ребенка на протяжении длительного времени, не доставляя ему значительных неудобств и не изменяя привычный образ жизни.
Утяжеляющие элементы в одежде для детей-инвалидов рекомендуется использовать в следующих случаях: с целью коррекции осанки, при гиперкинетических синдромах, при контрактурах сгибателей или разгибателей конечностей, при супинации кисти. Необходимо при этом учитывать мышечный тонус больных: повышенный или пониженный.
Разработаны рекомендации по ассортименту одежды и топография размещения утяжелителей в зависимости от морфологических особенностей тела ребенка-инвалида (табл. 2).
С целью коррекции сгибательной деформации, т.е. сгибательных контрактур, например, сустава локоть-рука, рекомендуется проектировать карманы с утяжелителями на наружной стороне плеча. В качестве утяжелителя рекомендуется использование стальной или свинцовой дроби. Поскольку масса каждого утяжелителя по рекомендации [3] должна быть не более 300 грамм, то оптимальны размеры карманов высотой 200-300, шириной 50-100 мм.
Основной принцип размещения утяжелителей: при контрактурах мышц-сгибателей размещение утяжелителей в одежде должно быть ориентировано на мышцы-разгибатели и наоборот.
При супинации кисти (ладонь развернута внутренней стороной кверху) необходимо приводить кисть в состояние пронации (внутренняя сторона направлена вниз) путем размещения груза на запястье.
Другой случай использования утяжелителей - атонически-астатическая форма ДЦП, которая характеризуется присутствием непроизвольных неконтролируемых движений тела, и наличие у ребенка гиперкинезов (ребенок совершает большое количество неконтролируемых движений). В этом случае утяжелители размещаются на одежде в области запястья и / или лодыжки, благодаря чему сводится к минимуму амплитуда колебательных движений и повышается ощущение собственного тела (в данном случае - конечностей).
При необходимости коррекции осанки место положения утяжелителя в одежде необходимо определять, основываясь на пространственной модели
фигуры ребенка-инвалида. Например, с целью коррекции смещения плечевой области, карманы под утяжелители проектируются по боковому шву на уровне сегмента, находящегося над ЦМ всего тела со стороны, противоположной направлению смещения плечевой области.
Таблица 2
Ассортимент и топография расположения утяжелителей в одежде для детей-инвалидов
Морфологическая особенность ребенка-инвалида Направленность воздействия утяжелителя Ассортиментная принадлежность изделия Место расположения утяжеляющего элемента
Гиперкинезы верхних конечностей Необходимо оказывать утяжеляющее воздействие на руки с целью сокращения амплитуды колебательных движений Плечевые изделия с рукавами длиной до запястья (куртки, жакеты) Утяжелители располагаются в карманах, расположенных в нижней части рукава вокруг запястья
Сгибательные контрактуры руки При контрактуре пораженная группа мышц отличается высоким тонусом, в то время как противоположная имеет, наоборот, значительное снижение мышечного тонуса. В связи с этим утяжелители размещаются в области группы мышц, обладающей выраженным снижением тонуса. Плечевые изделия с рукавами, длиной до запястья Карманы для утяжелителей проектируются на рукавах в области плеча (по наружной стороне руки со смещением в сторону передней части рукава). Карманы имеют прямоугольную форму. Длина кармана до 20 см, ширина до 10 см.
Разгибательные контрактуры руки Карманы для утяжелителей проектируются на рукавах в области плеча (по наружной стороне руки со смещением в сторону задней части рукава). Карманы имеют прямоугольную форму. Длина кармана до 20 см, ширина до 10 см.
Контрактуры сгибателей нижних конечностей Поясные изделия (брюки), длина которых ниже уровня колен Карманы проектируются по боковой стороне брюк в области «бедро-колено» со смещением в сторону передней половины брюк (в сторону мышц разгибателей). Карманы имеют прямоугольную форму. Длина кармана до 30 см, ширина до 10 см.
Контрактуры разгибателей нижних конечностей Карманы проектируются по боковой стороне брюк в области «бедро-колено» со смещением в сторону задней половины брюк (в сторону мышц сгибателей). Карманы имеют прямоугольную форму. Длина кармана до 30 см, ширина до 10 см.
Супинация кисти При данном нарушении ладонь ребенка развернута внутренней стороной наружу. Необходимо воздействовать на область запястья с внутренней стороны с целью разворота ладони в правильное положение Плечевые изделия с рукавами длиной до запястья (куртки, жакеты) Карманы для утяжелителей размещаются в нижней части рукава в области запястья с внутренней стороны руки
Искривление позвоночника, нарушение осанки Воздействие необходимо оказывать на сегмент туловища, изменение центра масс которого приведет к смещению плечевой области в физиологически более правильное положение Плечевые изделия длиной до линии бедер (с рукавами или без) Место расположения карманов для утяжелителей определяется в соответствии с пространственной геометрической моделью фигуры ребенка-инвалида на основе расчета координат центра масс и нахождения оси равновесия.
Продолжение табл. 2
Морфологическая особенность ребенка-инвалида Направленность воздействия утяжелителя Ассортиментная принадлежность изделия Место расположения утяжеляющего элемента
Атонически-астатическая форма ДЦП При данной форме ДЦП ребенок совершает большое количество непроизвольных движений. Воздействие аналогично, как при гипер-кинезах + размещения груза в области основной части туловища с целью повышения ощущения собственного тела Целесообразно проектировать костюмы (куртка + брюки) На куртке карманы проектируются на рукавах в области запястья, на переде в области груди. На брюках карманы располагаются в нижней части (вокруг лодыжки)
Общие рекомендации В качестве утяжеляющего материала оптимально использование стальной или свинцовой дроби. Данные материалы обеспечивают максимальный вес при наименьшем объеме, а в виде мелкой дроби наименее травмоопасен (в отличие от пластин). Чехол с дробью рекомендуется прошить в нескольких местах, чтобы избежать скатывания дроби в один конец. Общая масса утяжелителей, размещаемых на одежде ребенка, должна составлять не более 5 % от его общего веса ребенка. Максимальная масса утяжелителей, размещаемых на одной руке должна составлять 1,5 % от массы тела ребенка [3].
Следует отметить, что чем младше ребенок, тем легче корректируются деформации его тела. С возрастом у ребенка изменения происходят не только в мышцах, но и в суставах, а корректировать их комплексные деформации намного сложнее.
Ассортиментная принадлежность изделий с утяжелителями определяется в зависимости от деформаций тела ребенка-инвалида и от того, на какой участок тела ребенка необходимо оказывать воздействие. При морфологических изменениях туловища ребенка-инвалида (например, при нарушениях осанки и искривлении позвоночника) целесообразно проектировать жилеты, имеющие накладные карманы, в которых возможно размещать утяжеляющие элементы. Места расположения утяжелителей рассчитывают в зависимости от смещения сегментов тела, основываясь на разработанной математической модели.
Обоснованное использование утяжелителей в одежде способствует коррекции осанки детей с искривлением позвоночника; коррекции сгибатель-ных контрактур верхних и нижних конечностей; коррекции гиперкинезов.
Список литературы:
1. Тысячи инвалидов детства ежегодно рождаются в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ami-tass.rU/article/1853/9.
2. Лечение ДЦП с помощью ЛФК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.semicvetik181.ru/metodics/12/125.
3. Херес Дж. Хаар. Создание терапевтической одежды для детей дошкольного возраста с общей сенсорной дисфункцией / Херес Дж. Хаар. - Блак-бург, Вирджиния, 1998. - 21 с.