ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ АКТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
USING EXERCISES TO PREPARE STUDENTS TO PLAY AN ACTIVE TOURISM IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL CULTURE
Череп Зоя Петровна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Cherep Zoya Petrovna senior lecturer department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Ржевская Анастасия Андреевна
студент
факультет естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Rzhevskaya Anastasiya Andreevna
student
faculty of natural science education, physical culture and life safety
Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье представлен краткий анализ некоторых упражнений, которые помогут подготовиться студенту к самостоятельному туризму. Данные методы могут быть использованы на занятиях физической культурой.
Abstract. The article presents a brief analysis of some exercises that will help prepare students for independent tourism. These methods can be used in physical education classes.
Ключевые слова: активный туризм, студенты.
Keywords: active tourism, students.
В настоящее время возрастает интерес молодежи к активному туризму. В большинстве случаев молодые люди предпочитают путешествовать самостоятельно.
По мнению некоторых ученых, под понятие «туризм» подпадают все виды движения человека, не связанные со сменой постоянного места жительства и работы. Таким образом, под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера.
Другие авторы (Азар В.И., Герасименко В.Г. и др.) в своих определениях понятия «туризм» подчеркивают динамичность («перемещение», «движение»)
и территориальность этого явления. Некоторые авторы под туризмом обязательно подразумевают наличие активного отдыха [1].
Занятия туризмом позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.
Прежде чем приступать к упражнениям для подготовки к активному туризму, необходимо проклассифицировать будущий поход с целью выявления необходимой технической и физической подготовки туристов, а также для обеспечения их безопасности [2].
Труднопроходимый лес как естественное препятствие может сопровождаться холмами, оврагами и промоинами. Одним из вариантов движения может быть преодоление лесных завалов, буреломов, одиночных валунов или их скоплений. Особое внимание нужно уделять преодолению поваленных деревьев, возможных крутых склонов. Самостраховка осуществляется через альпеншток, движения группы должны быть организованны с безопасным интервалом.
Склоны и перевальные участки встречаются двух типов - травянистые и скально-осыпные склоны. В обоих случаях рекомендуется использовать подъем, спуск и траверс. При подготовке к прохождению таких препятствий много времени стоит уделить правильной постановке стопы, некоторым элементам скалолазания и спуска по веревке спортивным способом. Самостраховка выполняется через ледоруб или альпеншток [3].
Несложные водные препятствия, такие как ручьи и небольшие равнинные реки, можно перейти вброд или по камням, используя шест.
При переправе быстрых, но не очень глубоких и широких горных рек и ручьев следует использовать групповую страховку. Причем первый и последний участник движения должны быть обеспечены полно страховкой, для остальных участников организуется перильная страховка.
Освоение технических приемов движения, страховки и самостраховки, транспортировки пострадавшего достигается выполнением специальных упражнений (как в подготовительном периоде, так и непосредственно на маршруте похода, особенно когда речь идет об учебных походах). К числу таких упражнений относят:
- движение по крутым тропам с отработкой рациональной техники ходьбы (правильная постановка ног, опора на альпеншток);
- отработку приемов преодоления невысоких препятствий - камней, упавших деревьев;
- преодоление труднопроходимого леса (чаща, густой лес с подлеском, овраги и промоины, завалы, буреломы);
- движение по травянистым, заснеженным и осыпным склонам (подъем, траверс, спуск), организация самостраховки с помощью альпенштока или ледоруба;
- движение по болотам - приемы движения с шестом, по гати с обеспечением взаимной страховки;
- переправы через водные препятствия (ручьи, реки) - организация переправы вброд с альпенштоками, организация страховки, наведение переправы (кладь, перила);
- транспортировку пострадавшего - выполнение упражнений по транспортировке - пострадавшего на импровизированных носилках из двух шестов и палатки (или двух штормовок, курток) на страховочных поясах;
(и и и «и
проводник , схватывающий
и и и «и \ ГОТ
стремя , прямой и др.). [2J
Многие из этих упражнений выполнимы в условиях спортивного оснащения высших учебных заведений, как в спортивном зале, так и на спортивном стадионе.
Литература
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб. : Издательский дом «Герда», 2007. 576 с.
2. Ганопольский В. И., Безносиков Е. Я., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование : учебник для институтов и техникумов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1987. 240 с.
3. Радченко В. И. Содержание и организация туристских походов в горах с целью оздоровления: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 : Б.м., 2000. - 134 с.
References
1. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm [Introduction to tourism]. St.Petersburg, Gerda Publ., 2007, 576 p.
2. Ganopol'skii V. I., Beznosikov E. Ya., Bulatov V. G. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Turizm and orienteering]. Moscow, Physical culture and sport, 1987, 240 p.
3. Radchenko V. I. Soderzhanie i organizaciya turistskih pohodov v gorah s cel'yu ozdorovleniya: dis. ... kand. ped. nauk: [Maintenance and the organization of tourist hikes in mountains for the purpose of improvement: dis. ... kand. PED. Sciences]: 13.00.04: B. M., 2000. - 134 c.