ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТА
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF TOURIST
Ветков Николай Ефимович
заведующий кафедрой «Физическое
воспитание» ФГБОУ ВО Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС г. Орёл, Россия
Vetkov Nikolai Efimovich
head of department of «Physical éducation» Middle Russian management Institute-branch Russian academy of national economy and public administration, Orel, Russia
Аннотация: В статье рассказывается о технической и тактической подготовки туриста для успешного и безопасного прохождения каких-либо препятствий, встречающихся в процессе туристической деятельности.
Ключевые слова: Техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, турист, тренер, личностные качества.
Ради безопасности в процессе туристической деятельности важно выполнять технико-тактические задачи.
Техническая подготовка туриста - овладение техникой передвижения и преодоления естественных препятствий в различных видах туризма.
Усвоение технических приемов движения, страховки и самостраховки в пешеходных прогулках и походах происходит в процессе выполнения специальных упражнений:
- передвижение по крутым тропам с отработкой рациональной техники ходьбы (правильная расстановка ног);
- отработка приемов преодоления невысоких препятствий (камни, поваленные деревья);
- преодоление кустарников;
- продвижение травянистыми, заснеженными и осип-ими склонам (подъем, спуск);
- передвижения по заболоченной местностью (по кочкам);
- переправы через препятствия (через ручей по бревну);
- страхование и самострахование, вязание доступных детям узлов.
В подготовке туристов к лыжным прогулкам главным является обучение и совершенствование техники хождения на лыжах, подъемов, спусков, поворотов, торможения.
Тактическая подготовка туриста - способность совершать целенаправленные действия, которые обеспечивают эффективное решение как общих, так и индивидуальных задач в походе, а также гарантируют безопасность всех участников.
Различают групповую и индивидуальную тактику. Задачи группового характера решают как на подготовительном этапе, так и непосредственно на маршруте (изменение плана похода, организация вынужденных привалов, перераспределение обязанностей между участниками похода и тому подобное). На групповую тактику и возможную необходимость ее корректировки влияют изменения погодных условий, травма или заболевание какого-либо из участников, неудовлетворительное (физический или психологический) состояние группы.
Все тактические групповые действия участников похода должны гарантировать безопасность, решать воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи.
Индивидуальная тактическая подготовка участника похода заключается в умении распределять силы, рационально передвигаться, ориентироваться на местности, осуществлять страховку и самостраховку.
Совершенствованию технической и тактической подготовки туристов способствует постоянное вправление в технике передвижений и умение рационально действовать и принимать креативные решения в непредвиденных ситуациях.
Психологическая подготовка туриста
В условиях подготовки команды (группы) к туристским путешествиям особое значение придается психологической готовности участников. Туристская группа, находясь длительное время на маршруте, решает все задачи жизнеобеспечения самостоятельно. Туристов важно заранее приучить к трудностям, которые встречаются в походе (сложные метеорологические условия, естественные препятствия и др.), воспитывать способность быстро принимать решения в сложной обстановке, формировать психологическую устойчивость коллектива в неблагоприятных условиях. Значительный эффект достигается в совместных тренировках участников группы, походах выходного дня, соревнованиях по различным видам туризма. В создании положительного психологического микроклимата в группе многое зависит от руководителя (преподавателя, тренера). На маршруте все решения руководителя является законом для участников, а их правильность и своевременность гарантирует успешное и безаварийное прохождение маршрута.
Психологическая подготовка туриста - педагогический процесс, направленный на формирование позитивных морально-волевых качеств и умения преодолевать трудности, возникающие в походе.
Личность руководителя оказывает существенное влияние на воспитательный процесс. Важнейшие положительные качества педагога: эмоциональная стабильность (отсутствие изменений настроения или умение скрывать их); целеустремленность в работе; оптимистическая реакция на трудности; последовательность в применении психологического стимулирования (использования наивысших ободрений, поощрений чаще, чем упреков и негативного оценивания); способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке; интеллигентность; умение настраивать туристов на реализацию намеченных целей; способность оказать помощь любой туристской группе, попавшей в аварийную ситуацию.
Формированием социально-психологического климата в группе необходимо управлять. Длительная подготовка участников туристских походов к работе в автономных условиях, подбор людей, совместная тренировка, согласованность группы, материально-техническое обеспечение, общие задачи членов коллектива является основой успеха. Только дружная и сплоченная команда может преодолеть сложный маршрут.
Прикладное значение воспитания личностных качеств туриста состоит в обеспечении всестороннего физического развития в единстве с духовным формированием. В тренировочных и походных условиях воспитываются морально-волевые качества личности: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Воспитание этих качеств должно входить в основное содержание подготовки туриста.
Смелость - это способность действовать в опасных для жизни, здоровья и престижа человека ситуациях, не снижая качеств деятельности. Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его реализации в значимой для нее ситуации, особенно если существуют неуверенность и страх.
Смелость и решительность играют существенную роль при прохождении маршрута и преодолении сложных естественных препятствий: водных преград, перевалов, ледников и др. Воспитание этих качеств осуществляется постоянно. Важное значение при этом имеет постепенное усложнение упражнений и повышение требований к их выполнению: увеличение длины и крутизны склонов во время спусков и подъемов, выполнение упражнений на равновесие на повышенной и суженной опоре (канат или шнур), прыжки в воду с высоты, переправа вброд по горной реке.
Терпение заключается в способности поддерживать с помощью дополнительных волевых усилий интенсивность работы на заданном уровне, когда возникают внутренние условия, которые мешают этому (усталость на тренировке или на маршруте похода, недостаток кислорода в горах). Степени терпеливости может быть время от момента появления усталости до отказа поддерживать усилие на заданном уровне.
Постоянное стремление достичь цели, несмотря на трудности, оказывается настойчивостью. В процессе подготовки к походу или соревнованиям необходимо создавать туристу условия, приближенные к походным: тренироваться и соревноваться при любых погодных условиях, постепенно усложнять трассы тренировок и соревнований по технике туризма, сокращать интервалы отдыха между сериями нагрузок, требовать выполнения определенной работы до конца, увеличивать расстояние походов выходного дня и скорость прохождения маршрута.
Инициативность - проявление творчества в деятельности, внутреннее стремление к ее новым формам.
Волевые качества, которые являются чертами личности туриста, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера» - волю к победе на соревнованиях или к преодолению запланированного туристского маршрута, которая сочетает в себе способность к максимальной мобилизации и сосредоточенности в экстремальных условиях, уверенность и общую психическую устойчивость, быстрое принятие решений. В единстве с этим
свойством воспитываются и такие черты характера, как дисциплинированность, обязательность, трудолюбие и тому подобное.
Поддержание дисциплины в группе позволяет целенаправленно и планомерно готовиться к достижению высоких спортивных результатов в туризме, создавать атмосферу радости и уверенности в своих силах на маршруте, чувствовать поддержку товарищей.
На туристском маршруте часто приходится сталкиваться с внезапными трудностями или ситуациями (сложные участки подъема или спуска, плохие метеорологические условия и т. п). Каждую из этих ситуаций туристы должны преодолеть и гарантировать свою безопасность, для чего необходимо уметь регулировать психические состояния, то есть знать приемы снижения уровня возбуждения с целью успокоения. К таким приемам относятся:
1. словесное самовнушение для снижения психического напряжения: слова «успокойся», «не волнуйся»; переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции (упоминание эпизодов прошлых походов, кинофильмов, литературы; изменение направления мыслей, отвлечение);
2. словесные воздействия на группу шуткой или рассказом о подобных случаях с положительным завершением;
3. воздействие со стороны тренера или руководителя группы (уверенные действия тренера; словесная поддержка участников похода, поощрение во время прохождения сложных участков.
Итак, общая подготовка туриста, которая включает теоретическую и практическую составляющие, делает комплекс решения разнообразных задач, которые возникают во время проведения туристических походов и путешествий.
Литература
1. Вяткин Л. А Туризм и спортивное ориентирование : учебник / Л. А Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
2. Ганопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование : учебник / В. И. Ганопольский. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.
3. Курилова В. И. Туризм : учебник / В. И. Курилова. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
4. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов, В. Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2008. - 364 с.
5. Чешихина, В. В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография / В. В. Чешихина. - М.: Советский спорт, 2006. -232 с.
References
1. Vjatkin L. A., Sidorchuk E. V., Nemytov D. N. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and sports orienteering]. Moscow, Academy, 2009, 208 p.
2. Ganopol'skij V. I. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and sport orienteering]. Moscow, Physical training and sports Publ., 1987, 240 p.
3. Kurilova V. I. Turizm [Tourism]. Moscow, Prosveshhenie, 1988, 224 p.
4. Fedotov Ju. N., Vostokov V. E. Sportivno-ozdorovitel'nyj turizm [Sports and health tourism]. Moscow, Soviet sport, 2008, 364 p.
5. Cheshihina V. V. Sovremennaja sistema podgotovki v sportivnom orientirovanii [The modern system of training in sports orientation]. Moscow, Soviet sport Publ., 2006, 232 p.