УДК 378.172:378.14
Е. И. БАРАНОВ
ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
РМАТ
Рассматриваются вопросы содержания профессионально-прикладной физической подготовки, ее цели, задачи, средства и формы, применяемые в процессе обучения, а также туристский слет как одна из наиболее эффективных форм профессионально-прикладной физической подготовки студентов РМАТ. Турслет представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями будущей профессии.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка, туристский слет.
The questions of the content of the professionally applied physical training, its goals, tasks, means andforms used in the process of its training, as well as the tourist gathering as one of the most effective forms of the professionally applied physical training of the students of the RMAT, are a .specialized kind ofphysical education carried out in The requirements andfeatures of the future profession.
Keywords: physical culture and sport, professionally-applied physical training, tourist meeting.
Преподавание дисциплины «Физическая культура и спорт» в РМАТ уже много лет не только приспосабливается к радикальным изменениям образовательного стандарта, но и имеет общую профессиональную направленность, обеспечивающую возможность выпускнику и будущему специалисту включиться в профессиональную деятельность без больших моральных и психофизических издержек. Иными словами, важным условием подготовки специалистов в Академии выбрана их профессионально-прикладная физическая подготовка.
Переход в 2016 г. на новый образовательный стандарт и включение в учебный план дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина): спор-
© Баранов Е. И., 2017
тивный туризм и ориентирование» для студентов 1-Ш курсов всех направлений в РМАТ полностью решили вопрос об окончательном внедрении профессионально-прикладной физической подготовки в Академии. Содержание этой дисциплины включает в себя такие разделы, как учебно-тренировочные занятия по теоретической и психологической подготовке в спортивном туризме и ориентировании, учебно-тренировочные занятия по технике спортивного туризма (пешеходный, горный, водный туризм), учебно-тренировочные занятия по спортивному ориентированию и ориентированию на туристских маршрутах, поход выходного дня с закреплением полученных знаний и умений участием в различных массовых спортивно-туристских мероприятиях, соревнованиях, праздниках и слетах.
Профессионально-прикладная физическая подготовка является символом общей концепции преподавания «Физической культуры и спорта» в РМАТ. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями будущей профессии [3].
Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки -направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым конкретная профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Многочисленные научные данные показывают, что профессионально-прикладная физическая подготовка существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности. Профессионально-прикладная физическая подготовка также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.
Все сказанное свидетельствует о том, что в профессионально-прикладной физической подготовке воплощается один из важнейших принципов педагогической системы - органическая связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Каждая профессия предъявляет специфические требования (и часто очень высокие) к физическим и психическим качествам человека, его прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной - профессионально-прикладной физической подготовкой.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладной физической подготовки прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека.
К таким факторам относятся:
• особенности информационного обеспечения деятельности;
• характер основных рабочих движений;
• особые внешние условия деятельности.
Другим определяющим объективным
фактором профессионально-прикладной физической подготовки является характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов - рабочих движений - происходит преобразование предмета труда с помощью орудий труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе сте-
реотипны и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обусловливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий можно описать, указав тип движений, особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях.
Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.
Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.
Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана адаптировать, подготовить человека не к труду
вообще, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими, их направленность определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе профессионально-прикладной физической подготовки наряду со специфическим тренировочным эффектом обеспечивается в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки обобщенно можно сформулировать следующим образом:
• направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
• воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств;
• формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;
• повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности;
• сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела профессионально-прикладной физической подготовки и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей получаемой профессии. Не все из указанных задач профессионально-прикладной физической подготовки будут учтены, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Основными средствами профессионально-прикладной физической подготовки служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями.
Подбор средств и форм профессионально-прикладной физической подготовки практически неограничен, что позволяет применять оптимальные нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки распределяются по группам и по их направленности:
• развитие профессионально важных физических способностей;
• воспитание волевых и других психических качеств;
• формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;
• повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В качестве форм профессионально-прикладной физической подготовки в различных вузах широко применяются упражнения профессионально-при-
кладной гимнастики, массовых видов спорта, таких как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, спортивный туризм, спортивное ориентирование, скалолазание, специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и проч. Большое применение в практике профессионально-прикладной физической подготовки средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретной профессии.
Основными прикладными видами спорта для студентов РМАТ являются спортивный туризм и спортивное ориентирование [4].
Подготовка и участие в туристских слетах дает возможность студентам осуществлять свою физическую активность непосредственно в той среде, в которой многим в будущем предстоит вести свою профессиональную деятельность. Заниматься таким комплексом физических упражнений, который направлен на совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений, совпадающих с профессиональными задачами избранного направления подготовки.
В процессе участия в туристском слете и занятиях спортивным туризмом и ориентированием студенты получают достаточно большой объем практических навыков и умений.
Основным видом программы туристского слета являются соревнования по технике спортивного туризма (пешеходного, водного и т.д.) в зависимости от условий и места проведения. Проводятся они в форме контрольно-туристского маршрута и соревнований по технике туризма (полоса препятствий),
причем техника туризма может быть как командной, так и личной. Кроме того, соревнования могут проводиться в форме выполнения специальных заданий с подведением итогов по каждому из них. В зависимости от подготовки студентов и целей слета планируется дистанция, определяемая количеством и сложностью препятствий, протяженностью, характером рельефа.
Соревнования по технике пешеходного туризма могут содержать следующие этапы: установка и снятие палатки, разжигание костра, кипячение воды, укладка рюкзака, преодоление заболоченного участка по кочкам, подъем, траверс, спуск по склону разной крутизны, переправа по бревну, преодоление заболоченного участка по кладям из жердей, переправа через реку вброд, преодоление осыпных участков, преодоление скального участка, преодоление реки (оврага) по навесной переправе, преодоление реки (оврага) по параллельно натянутым перилам, вязка узлов.
В зависимости от места проведения слета соревнования по технике водного туризма могут проходить на различных туристских судах, таких как каяки и каноэ, байдарки, катамараны и рафты, на длинных и коротких дистанциях и включать следующие этапы: прохождение заранее навешанных «ворот», преодоление шивер и порогов, преодоление определенного отрезка дистанции на время, прохождение сложных препятствий, выполнение тактических заданий, ремонт судна в полевых условиях.
Соревнования по технике велотуризма заключаются в прохождении дистанций с преодолением участков пересеченного рельефа, естественных и искусственных препятствий, выполнении специальных заданий и проводятся по следующим
видам: полоса препятствий, фигурное вождение, ралли, триал, кросс.
Соревнования по спортивному ориентированию на туристских слетах включают в себя: ориентирование в заданном направлении,ориентирование на маркированной трассе, ориентирование по выбору. На туристских слетах можно проводить также соревнования, состоящие из различных заданий или упражнений по ориентированию и топографии: движение по легенде, азимутальный маршрут, движение по обозначенному маршруту.
Особое внимание на туристских слетах отводится отработке навыков по организации и проведению поисково-спасательных работ, поэтому в зависимости от уровня подготовки участников в этот вид могут быть включены любые технические этапы, логически связанные между собой: поиск «пострадавшего», подача сигналов бедствия, оказание доврачебной помощи, изготовление волокуш или носилок, транспортировка «пострадавшего», подъем,спуск, переправа «пострадавшего» по склону через реку (овраг), организация бивака в полевых условиях [2].
Необходимо отметить, что во время туристского слета студент получает возможность совершенствовать свою физическую и техническую подготовку, повышать спортивную квалификацию, подготовиться к выступлениям на соревнованиях, к походам и путешествиям разной категории сложности.
Еще одна удачная сопутствующая тенденция туристского слета как одна из форм профессионально-прикладной физической подготовки - это обучение студентов дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» раздела «Выживание человека в природной среде в экстремальных ситуациях», очень важного и в жизни, и в профессии.
Внедрение туристского слета как одной из форм профессионально-прикладной физической подготовки в содержание дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина): спортивный туризм и ориентирование» в Академии прививает студентам ежедневную потребность к совершенствованию не только своего тела, но и духа, стремлению к гармоничному развитию личности.
За многие годы интенсивной организационной работы преподавателей кафедры физического воспитания и спортивного туризма РМАТ накопился опыт, который позволяет сделать вывод: туристский слет является основной формой профессионально-прикладной физической подготовки для школьников-студентов факультета СПО, студентов, магистрантов и аспирантов.
I ЛИТЕРАТУРА
1. Константинов Ю. С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие. М, 2009.392 с.
2. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособие. М, 2006. 600 с.
3. Михайлов Б. А. Туризм и профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 160 с.
4. Рыбкина В. Н, Шур Г. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка - повышение общего уровня образования и культуры // Квартальновские научные чтения. М.: Советский спорт, 2010.