Научная статья на тему 'Использование учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе'

Использование учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2462
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ КИНО / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL FILMS / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / DIDACTIC MEANS / METHOD / TRANING TASK / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

В статье обосновывается целесообразность использования на занятиях по педагогическим дисциплинам учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студента. Раскрываются педагогические возможности учебного кино, описываются эффективные методические приемы работы преподавателя и виды учебных заданий для студентов на каждом из этапов образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using educational films as a means of developing general professional and professional competences of students in the process of teaching pedagogical disciplines

The article substantiates the expediency of using educational films for teaching pedagogical disciplines as a means of developing students’ general professional and professional competences. The pedagogical possibilities of the educational films are disclosed, effective methods of the teacher's work and types of traning tasks for students at each stage of the educational process are described.

Текст научной работы на тему «Использование учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе»

Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина

(Оренбург)

использование учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин

using educational films as a means of developing

GENERAL professional AND professional competences

of students in the process of teaching pedagogical disciplines

В статье обосновывается целесообразность использования на занятиях по педагогическим дисциплинам учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студента. Раскрываются педагогические возможности учебного кино, описываются эффективные методические приемы работы преподавателя и виды учебных заданий для студентов на каждом из этапов образовательного процесса.

Ключевые слова: учебное кино, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция, дидактическое средство, методический прием, учебное задание, внеаудиторная работа.

The article substantiates the expediency of using educational films for teaching pedagogical disciplines as a means of developing students' general professional and professional competences. The pedagogical possibilities of the educational films are disclosed, effective methods of the teacher's work and types of traning tasks for students at each stage of the educational process are described. Key words: еducational films, general professional competence, professional competence, didactic means, method, traning task, extracurricular work.

Широкое внедрение в современную образовательную практику источников экранного преподнесения информации дает основание признать учебное кино эффективным средством обучения, а работу с учебным кино - самостоятельным видеометодом обучения, основанным на использовании наглядности, активизирующей наглядно-чувственное восприятие. Нельзя не согласиться с С. И. Архангельским, который определяет учебное кино как «самое наглядное из всех педагогических средств обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности» [2, с. 103]. Эффект его воздействия на сознание неоспорим,

поскольку кинофильм использует одновременно несколько способов убеждения: звук, динамичная картина, результат психологического вовлечения и эмоционального сопереживания. Поэтому понятны тот интерес и значение, которые имеют учебные фильмы.

В настоящее время к учебному кино относят научно-популярные, документальные, художественные, мультипликационные, телевизионные фильмы, кинофрагменты, используемые в образовательном процессе. В самом общем смысле под учебным фильмом понимают видеоматериал, предназначенный для обучения, записан-

ный на электромагнитной пленке, жестком диске, DVD-диске или флэш-карте, т.е. доступный видеорассказ [5].

Если говорить о классификации учебных фильмов, то одним из наиболее распространенных делений является принадлежность обучаемых к той или иной образовательной группе (обучаемые высших и средних учебных заведений, лицеев, колледжей, спецшкол, гимназий, техникумов и т.д.). Кроме того, учебные фильмы могут делиться по характеру сообщаемой информации, предметам, тематике, длительности и т.п. Однако главным и решающим признаком деления учебных фильмов должны быть цель и назначение фильма [3, с. 43]. В зависимости от дидактического назначения учебные фильмы классифицируют на инструктивные, обучающие, тренировочные, тестовые. Выделяют учебные фильмы, созданные в форме видеокурса, хрестоматии, лекции, инструкции, тренинга, экскурсии, репортажа, телепередачи, документального очерка, художественной постановки [1].

Тот факт, что учебное кино дает возможность заглянуть в сущность явлений, скрытых от глаз человека, позволяет утверждать, что оно может широко использоваться при обучении педагогике - науке о сущности, закономерностях, принципах, методах, формах организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей жизни.

Для современного этапа развития образования характерна изменчивость потенциала средств обучения в зависимости от контекста и целей использования (И. А. Колесникова). Использование средств обучения не сводится к иллюстрированию материала с целью сделать курс более доступным и легким для усвоения, а ставится задача сделать средства обучения органичной частью познавательной деятельности самого обучающегося, средством формирования и развития компетенций [4, с. 1].

Дидактические и воспитательные возможности использования учебного кино на занятиях по педагогике в вузе определяются:

1) целью данного курса, которая состоит в формировании у студентов общепрофессиональных и профессиональных компе-

тенций в области педагогики, необходимых в будущей профессионально-педагогической деятельности;

2) содержанием курса, связанным с освоением основ педагогической деятельности («Введение в педагогическую профессию», «Теории и технологии обучения и воспитания», «Методика воспитательной работы» - названия педагогических дисциплин определены рабочими учебными планами по направлениям подготовки бакалавров Оренбургского государственного педагогического университета);

3) методикой преподавания педагогики, которая в широком смысле понимается как методика педагогического просвещения и обучения практическим педагогическим умениям;

4) методическими возможностями учебного фильма как средства обучения, которое, обеспечивая синхронную подачу звука и иллюстративного материала, органично сочетается с другими традиционными средствами обучения (например, живым словом, традиционными учебными пособиями на печатной основе).

Анализ литературы по проблеме и собственного педагогического опыта позволил выявить случаи, когда учебное кино может быть с успехом использовано на занятиях по педагогическим дисциплинам:

- представление хроники событий, связанных с развитием педагогической науки. Например, «История Советского образования», «Так принимали в пионеры», цикл фильмов «Ищу учителя», Е. А. Ямбург «Стратегия и тактика развития образования в 21 веке»;

- включение в содержание занятия документальных материалов по педагогике. К примеру, фильмы, посвященные жизни и деятельности знаменитых педагогов: «Януш Корчак - долгий путь к себе», «О педагогике А. С. Макаренко», «Сердце отданное людям...», «В. А. Сухомлинский»; фильмы о культурном различии детей: «Толерантность, или Жизнь с непохожими людьми», «Проблема толерантности в молодежной среде»; фрагменты уроков, культурно-досуговых и воспитательных мероприятий; беседа с классным руководителем по теме «Папка классного руководи-

теля», «Как работать со школьной документацией»;

- ознакомление с многообразием психолого-педагогических подходов, принципов, форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания обучающихся; моделей и стилей педагогического общения: «Ключ без права передачи», «Доживем до понедельника», «Куколка», «Расписание на послезавтра», «Училка»;

- демонстрация фрагмента художественного фильма, содержащего проблемную ситуацию из школьной или семейной жизни. К примеру, «Республика ШКИД», «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Кор-чак», «Ох, уж эта Настя», «Уроки французского», «Приключения электроника», «Чучело», «Чудак из 5 «Б», «Вам и не снилось», «Соблазн», «Это мы не проходили», «Дорогая Елена Сергеевна», «В моей смерти прошу винить Клаву К», «Большая перемена», «Гостья из будущего»;

- раскрытие сущности речевой культуры, объяснение механизмов овладения ею с помощью документальных съёмок виртуальных тренингов, направленных на преодоление страха публичного выступления и обучающих многим коммуникативным техникам, например, просмотр документального фильма «Учимся выступать публично» президента компании «Академия ораторского мастерства» Радислава Гандапаса;

- наглядное обучение практическим педагогическим умениям: «Гуманистическая педагогика. Мастер-класс Ш.А. Амонашви-ли», «Три главных совета по воспитанию детей», «О воспитании дочери», «Как воспитать сына», «Как погасить агрессию у ребенка», «Как любить детей», «О смысле жизни», А. И. Осипов «Ошибки в воспитании детей»;

- проведение виртуальной экскурсии в такие типы образовательных организаций, как авторские школы. К примеру, познакомить студентов с авторской методикой и технологией В. А. Сухомлинского, Е. А. Ям-бурга, А. Н. Тубельского, М. П. Щетинина, В. А. Караковского, М. Монтессори, Р. Штейне-ра, которые в реальности студенты посетить не могут;

- «организация встречи» с интересным человеком - известным ученым, педаго-

гом-исследователем, заслуженным учителем РФ, например, С. Л. Соловейчиком, В. Ф. Шаталовым, В. А. Караковским, С. Н. Лысенковой, Ш. А. Амонашвили.

Содержание и форма используемого на занятии по педагогике учебного кино обусловливают выбор методических приемов работы преподавателя и видов учебной работы студентов.

Обобщение педагогического опыта авторов по использованию учебного фильма на занятиях по педагогике в Оренбургском государственном педагогическом университете, а также опыта отечественных вузов (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Омский государственный медицинский университет, Коряжемский филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова) способствовало определению методических приемов работы преподавателя педагогических дисциплин с учебным фильмом:

- подготовка заданий к фильму с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов (например, типа темперамента, ведущего канала восприятия), уровня их подготовленности по дисциплине;

- инструктаж относительно цели просмотра фильма и задания к нему;

- вступительный рассказ, отражающий особенности структуры и, при необходимости, содержания фильма;

- беседа для восстановления опорных знаний студентов, необходимых для усвоения содержания фильма;

- записи на доске, уточняющие термины, фамилии, относящиеся к фильму;

- комментарий по ходу просмотра фильма;

- логические акценты на отдельных моментах фильма;

- организация физкультпаузы для предупреждения зрительного утомления в процессе длительного просмотра фильма;

- наблюдение за эмоциональной реакцией студентов и привлечение их внимания к наиболее важным эпизодам фильма;

- беседа с целью проверки понимания содержания фильма путем организации

обсуждения, подкрепляемого ссылками на конкретные эпизоды фильма;

- обобщение, выводы из увиденного и сказанного [5].

Виды учебной работы студентов с учебным кино на занятиях по педагогическим дисциплинам весьма разнообразны и зависят от этапа осуществления образовательного процесса.

Так, на этапе ознакомления с новым учебным материалом целесообразным видится использование следующих видов работы студентов с фильмом: написание в процессе просмотра фильма конспекта, используемого в нем научного материала; составление плана просмотренного фильма; пересказ содержания просмотренного фильма; сопоставление содержания фильма с содержанием соответствующего раздела учебного пособия; просмотр фильма с последующим выполнением задания теоретического характера (например, идентифицировать педагогическое явление; выделить практическую педагогическую проблему, дать ей теоретическое обоснование; сравнить представленную в фильме педагогическую информацию с научными фактами; обобщить данные и сформулировать выводы и т.п.); просмотр фильма с последующим выполнением письменного задания (например, заполнить таблицу, составить схему) для установления связей между различными сторонами изучаемых педагогических явлений; просмотр фильма с последующей беседой с целью уточнения полученных из фильма знаний по педагогике, дополнения их учебным материалом, не содержащимся в эпизодах фильма; сравнение содержания данного фильма с другими фильмами, близкими ему по теме; написание эссе, отзыва, рецензии на фильм.

На этапе закрепления и применения знаний на занятиях по педагогике возможным представляется организация деятельности студентов с помощью таких видов учебной работы с фильмом, как: просмотр фильма с последующим решением практических (жизненных и профессионально ориентированных) задач, выполнением упражнений, тренировочных работ для обеспече-

ния связей теории с практикой, обучения с жизнью; фрагментарный (пошаговый) просмотр фильма в сочетании с выполнением упражнений с целью формирования и отработки специальных педагогических приемов; просмотр фильма с последующим выполнением проекта исследовательского характера (например, выделить идею авторов фильма, проследить за развитием педагогической проблемы, отраженной в фильме) [5].

Результативность деятельности студентов на этапе проверки полученных знаний на занятиях по педагогике можно повысить, используя следующие виды учебной работы с фильмом: устный опрос после просмотра фильма; научное комментирование фильма параллельно с его просмотром; составление субтитров для фильма (текст, который отображается на экране в любой момент просмотра); интерпретация представленных в фильме педагогических явлений; комментирование параграфа учебного пособия с учетом просмотренного фильма; проектирование: разработка своего варианта фильма (придумать другое его название, написать другое его продолжение в виде сценария, кадроплана (серия режиссерских зарисовок, иллюстрирующая развитие сюжета в видеоролике)).

Учебные фильмы позволяют давать информацию в нужной для преподавателя последовательности, обращая внимание именно на те вопросы, которые имеют значимость для темы и предмета.

Так, например, при изучении курса «Введение в педагогическую профессию» на лабораторном занятии на тему «Законы логической речи учителя» (формируемая компетенция ОПК-5 - владение основами профессиональной этики и речевой культуры) мы предлагаем следующие учебные задания студентам: просмотр виртуальных видеотренингов, направленных на преодоление страха публичного выступления и обучающих многим коммуникативным техникам (например, «Учимся выступать публично» президента компании «Академия ораторского мастерства» Радислава Ган-дапаса), документальных видеороликов,

посвященных владению грамотной устной и письменной речи педагога (устные выступления педагогов с докладом на конференциях, педсоветах, методобъединениях; оформление школьной документации с последующим выполнением упражнений, тренировочных работ для обеспечения связи теории с практикой или фрагментарный (пошаговый) просмотр фильма в сочетании с выполнением упражнений с целью формирования и отработки специальных педагогических умений.

Следует отметить, что использование учебного фильма как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов целесообразно и особенно эффективно при организации практических и лабораторных занятий по педагогике проблемно-поискового, исследовательского характера. Используя на таких занятиях учебный фильм, педагог может поставить студентов перед необходимостью критически пересмотреть имеющиеся знания, использовать различные способы переработки новой информации. В этом отношении высокий результат обеспечивают задания к фильму на интерпретацию, сопоставление уже знакомых студентам педагогических фактов и явлений с новой формой их изложения, на проведение исследования, составление психолого-педагогической характеристики обучающегося и классного коллектива, выполнение творческого проекта [5].

Кроме того, учебный фильм может быть с успехом использован и во внеаудиторной работе со студентами. Приведем пример из личного опыта: в рамках проведения студенческой олимпиады по педагогике в ФГ-БОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» с целью актуализации профессионально-педагогической компетентности конкурсантов была применена такая форма педагогической интерпретации эпизода художественного фильма о школе, учителе и учениках, как «Педагогический киноклуб», организационная сущность которой состояла в следующем: просмотр участниками фрагмента художественного фильма, содержащего проблемную ситуацию из школьной жизни,

его интерпретация с точки зрения педагогической обоснованности использованных учителем средств, авторское решение обозначенной проблемы.

Важно помнить, что эффективность использования учебного кино на занятиях по педагогике в вузе во многом определяется качеством используемого видеоматериала и технического устройства, которое должно соответствовать техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам безопасности эксплуатации, а также соблюдением организационных и психолого-педагогических условий применения источников экранного преподнесения информации в учебном процессе.

В заключение отметим, что использование учебного кино на занятиях по педагогике в вузе способствует повышению уровня познавательной мотивации, степени активности студентов в учебном процессе. Эмоциональный подъем, вызванный просмотром фильма, побуждает студентов к поиску дополнительной учебной информации, приобретению новых специальных знаний и умений, которые могут им пригодиться во время прохождения педагогической практики в образовательной организации. Несомненным достоинством учебного кино как средства обучения в вузе являются его педагогические возможности в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые могут быть полезны не только в профессионально-педагогической деятельности, но и за пределами образовательной сферы. Таким образом, учебный фильм - это тот ценный инструмент обучения педагогике (а следовательно, существенная составляющая современного педагогического образования), который позволяет учить и учиться.

Литература

1. Альтшулер Б.А. Учебный кинематограф: этапы развития: учеб. пособие. - М.: ВГИК, 1987. - 68 с.

2. Архангельский С.И. Учебное кино.- М.: Учпедгиз, 1959. - 264 с.

3. Винник М.А., Харламенко И.В. К вопросу о классификации научных и учебных фильмов // Вестник МГОУ Серия: Педагогика.- 2015. - № 4. - С. 40-46.

4. Менг В. А. Учебный фильм как средство развития общекультурных компетенций студентов в образовательном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2016. - 24 с.

5. Осадчук О.Л., Педан Т.Н. Использование учебного кино на практических занятиях по психологии в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2014. - № 8-1.- С. 294-297.

6. Стрезикозин В.П. О некоторых дидактических требованиях к учебному фильму. - М., 1968. - 21 с.

7. Харитонова И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) .Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 197-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.