Таким образом, в выполненном исследовании получены следующие основные результаты:
• выделены и описаны основные компоненты педагогической модели развития иноязычной компетенции слушателей чешского языка с использованием технологии eLeaming в условиях обучения на подготовительных курсах;
• раскрыты коммуникативные преимущества новой технологии eLearning по сравнению с другими информационными технологиями;
• категориальный аппарат педагогики дополнен новым содержанием понятия «технология eLearning», что позволяет обеспечивать условия для развития коммуникативной составляющей иноязычной компетенции слушателей;
• разработанный на основе технологии eLearning авторский курс «Czech grammar for foreigners» может быть рекомендован к использованию в практике образовательного процесса высшей школы.
список литературы
1. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.Ф. Аитов. — СПб., 2007.
2. Он же. Взаимосвязь подходов к обучению иностранному языку на факультетах неязыковых специальностей [Текст] / В.Ф. Аитов. — СПб., 2005.
3. Бастрикова, Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологиче-ский аспект [Текст] / Е.М. Бастрикова. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. (Эконом. журн.). — С. 43—48.
4. Калмыков, А.А. E-leaming как инструмент медиаобразования [Текст] / А.А. Калмыков // Высш. образование в России. - 2009. - № 10. - С. 29-32.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ : Астрель, 2008.
6. Рубин, Ю. Е-Leaming: от экстремального обучения к упорядоченной системе [Текст] / Ю. Рубин // Высш. образование в России. — 2007. — № 11.
7. Eger, L. Technologie vzdëlâvâni dospëlych [Text] / L. Eger. - Plzen: Zapadoceska univerzita, 2005.
8. Huba, M. WWW a vzdëlavame [Text] / M. Huba [a kol.]. - Bratislava: STU, 2003.
9. Kveton, K. Zaklady online vyuky a eLearning [Text] / K. Kvëton. - Praha: BELCOM 02, 2002.
10. Prücha, J. Modern! pedagogika [Text] / J. Prücha. - Praha: Portal, 2006.
УДК 74.268.8
Н.Э. Горохова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВы РАЗВИТИЯ ЯЗыКОВОй КОМПЕТЕНцИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
Сравнительный анализ динамики развития образовательного пространства, практика преподавания иностранного языка позволяют установить актуальность данной работы на трех уровнях: социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом.
Социально-педагогический уровень предполагает, что экономическая глобализация, информатизация общества способствуют росту международной составляющей в деятельности вузов и деловых структур, поэтому перед студентами магистратуры, будущими профессионалами в своей области, встают сложные
задачи, требующие развития определенных компетенций, включая не только универсальные и профессиональные, но и языковые. Однако заметное снижение конкурентоспособности экономики, возможно, в какой-то мере связано с обучением и качеством подготовки магистрантов к профессиональной деятельности в условиях глобализации.
На научно-теоретическом уровне актуальность данной статьи обусловлена тем, что проблема, касающаяся обучения в магистратуре, достаточно широко изучается сегодня, но при этом анализ диссертационных исследований,
психолого-педагогической, научно-методической литературы позволяет говорить о том, что выполнено мало работ в области обучения иностранному языку магистрантов нефилологического профиля. Нет учебно-методических комплексов по иностранному языку для разных направлений и профилей подготовки в магистратуре, соответствующих высоким требованиям современного образования, отсутствуют методические рекомендации для самих преподавателей, организующих работу с магистрантами. Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что в социально-педагогической практике и методической науке наблюдаются некоторые противоречия:
1) между возрастающими требованиями рабочих программ к уровню владения иностранным языком и развитию языковой компетенции у студентов магистратуры и наличием небольшого количества аудиторных часов по дисциплине «Иностранный язык»;
2) превалированием самостоятельной работы по иностранному языку в семестре по всем направлениям, профилям магистерской подготовки и отсутствием координирующего подхода преподавателя над управлением внеаудиторной деятельностью магистрантов;
3) наличием большого количества традиционных и электронных средств обучения языку и отсутствием лингводидактических указаний для работы с данными учебно-методическим средствами;
4) отсутствием и необходимостью обоснования и реализации структурно-содержательной модели процесса развития языковой общепрофессиональной компетенции как одной из ключевых в системе уровневого образования;
5) необходимостью применения координирующего подхода в развитии языковой компетенции магистрантов и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Анализ обозначенных нами противоречий и поиск способов их разрешения определили научную проблему и тему нашей работы: дидактические основы одного из путей развития языковой общепрофессиональной компетенции студентов магистратуры нефилологического профиля в контексте современного уровневого обучения.
Сегодня в условиях поликультурного мирового сообщества существенным показателем
является интеграция профессионального и языкового образования выпускника магистратуры. Выпускник должен уметь свободно пользоваться иностранным языком как средством межличностного и делового общения: владеть навыками сбора, обработки и интерпретации данных зарубежных источников с использованием современных информационных технологий, навыками, необходимыми для формирования суждений по проблемам в области профессиональных интересов. Е.В. Еремин указывает на взаимосвязанное формирование общепрофессиональной языковой компетенции (умение использовать терминологию), общепрофессиональной коммуникативной компетенции (умение принимать и передавать информацию) и профессионально-исследовательской компетенции (умение применять знания для сбора и анализа информации) [2].
В данной работе мы рассматриваем языковую общепрофессиональную компетенцию, но это не означает, что остальные компетенции остаются вне нашего внимания при обучении, так как формирование совокупности знаний, умений и навыков происходит взаимосвязанно в процессе обучения иностранному языку. При этом под языковой общепрофессиональной компетенцией понимаются представление о системе изучаемого языка и использование этой системы на практике [4].
В настоящее время в связи с изменениями в организации учебного процесса идет поиск путей, которые позволили бы повысить уровень обучения иностранному языку и уровень владения им профессионалами в своей области. Практика показывает, что важнейшей задачей является разработка модели обучения с акцентом на самостоятельную работу, ориентированную на достижение языковой компетенции в профессиональной сфере и активное использование информационных технологий.
Как отмечает А.А. Реан, недостаток способностей к иностранным языкам может компенсироваться системной самостоятельной работы [3]. Мы также согласны с И.А. Зимней, что именно в самостоятельной работе проявляется мотивация, целенаправленность, самоорганизованность, самоконтроль и другие качества личности [1, с. 110]. В рамках новой образовательной парадигмы самостоятельную работу следует организовывать и реализовывать
как неотъемлемую часть целого учебного процесса. Она должна проявляться в форме управления культурой интеллектуальной деятельности магистрантов, а по функциональной значимости быть равной аудиторной работе. Успешность результатов самостоятельной работы зависит от того, насколько магистранты снабжены средствами, обеспечивающими им творческую динамику. К ним мы относим и учебный комплекс, включающий такие обязательные компоненты, как учебный фильм и электронное методическое пособие по работе с ним. Учебный фильм, сочетающий явления языка и социальной жизни, может стать интересным и желаемым способом самостоятельного изучения иностранного языка и дать магистранту не только основные понятия в его профессиональной области, но и развить его мышление.
Структура и содержание цикла самостоятельного занятия с текстовым материалом фильма представляют целую серию разработанных нами взаимосвязанных этапов: подготовка к восприятию содержания, просмотр с серией упражнений, контроль понимания и оценка результатов. Подобрать фильм в соответствии с интересующей магистранта профессионально ориетированной лексикой — это задача преподавателя. Используемые нами учебные фильмы разнообразны по тематике, языковому уровню и интересам обучаемых. Например, некоторые входят в комплект учебников «Market Leader», другие являются эпизодами, взятыми из художественных фильмов «Wall Street: Money Never Sleeps» (2010), «Margin Call» (2011) и др.
Работу над эпизодом фильма следует начинать с Preview (снятия лексических и грамматических трудностей). Задания в разделе In view — это тексты фильма с упражнениями, целью которых является совершенствование навыков во всех видах речевой деятельности. Третья часть, Review, — анализ грамматических и лексических оборотов речи героев. Каждый этап должен быть логически завершен, т. е. проведены самооценка и рефлексия.
Первый этап «warming-up» включает вопросы, ответы на которые требуют личного участия обучаемых. Далее следует несколько шагов-заданий с тем, чтобы магистрант подготовился к основному этапу — просмотру эпизода. Разбор
нового материала или повторение уже изученного осуществляется в различных формах, например предлагается текст фильма с выполнением заданий к нему.
Согласно общедидактическим целям обучения, все задания в процессе работы с фильмом группируются в три блока. Первый блок включает репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения, целью которых является формирование и совершенствование навыков и умений в различных видах речевой деятельности. К репродуктивным и репродуктивно-продуктивным заданиям относятся упражнения, используемые на этапе первичного знакомства и закрепления нового языкового (лексического и грамматического) материала. Задания второго блока направлены на расширение кругозора студентов и информированности в смежных областях. Третий блок содержит задания, направленные на развитие творческих способностей студентов магистратуры и овладение формами проектной работы.
Своевременный контроль со стороны преподавателя является одним из условий успешности обучения магистрантов. Здесь вполне оправданно использование языкового материала просмотренного эпизода учебного фильма. Для контроля языковых навыков по показателям точности понимания предлагаются различные лингводидактические тесты. Использование фильма сокращает время усвоения учебного грамматического и лексического материла, способствует реализации творческого потенциала студентов магистратуры, формированию их языковой общепрофессиональной компетенции и упрощает обучение основным стратегиям (запоминания и понимания). Учебный фильм как средство самостоятельного изучения языка студентами позволяет на практике создать такую среду для работы с языковым материалом, в которой учитываются основные положения методики преподавания иностранных языков и преимущества использования компьютерных технологий. Таким образом, самостоятельная работа с учебным фильмом формирует такие составляющие языковой компетенции в системе подготовки магистров, как фонемные, лексические и синтаксические, а также способность обучаемого конструировать грамматически правильные
формы, понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с нормами английского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка.
В данной работе мы рассмотрели лишь один из возможных приемов обучения иностранному языку в системе магистерской подготовки, однако многие идеи остались за рамками исследования.
список литературы
1. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / И.А. Зимняя. — М., 1991. — 219 с.
2. Преемственность содержания обучения и итоговых требований к курсам иностранного языка и философии в магистратуре и аспирантуре [Текст] // Материалы заседания науч.-метод. совета по подготовке кадров высшей квалификации / под ред.
Е.В. Еремина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 17-22.
3. Реан, А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе [Текст] / А.А. Реан. - СПб., 1996. - 109 с.
4. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Астрель : АСТ : Хранитель, 2008. - 746 с.
УДК 376
Е.А. Маралова, Л.Ф. Мачурина
проблемы эффективности управления РАЗВИТИЕМ образовательного учреждения: СОцИАЛьНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТь РУКОВОДИТЕЛЯ
Недостаточная эффективность реализации стратегии развития образования в масштабе образовательных учреждений обусловливает необходимость оптимизации в этом контексте управленческой деятельности руководителя. Компетентностный подход к дополнительному профессиональному образованию руководителей образовательных учреждений, реализуя идею «нового профессионализма» управленческих кадров, предполагает развитие способности решать возникающие проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения в реальной социокультурной среде [1].
Профессиональному образованию руководителей образовательных учреждений уделяется сегодня большое внимание как в высшей школе, так и в дополнительном профессиональном образовании. Однако анализ и критика эффективности практики управления развитием образовательных учреждений показывают, что проблемы остаются актуальными и это требует специального исследования [2].
Практико-ориентированный подход к проблеме развития образовательного учреждения
предопределяет знание о том, что конкретно надо делать для ее решения и уметь эти действия совершать. Квалификация руководителя обозначает «знания О» — это характеристика горизонта и уровня знаний; компетентность — «умение КАК», характеристика умения решать конкретные задачи, владение технологией; компетенция — «право НА», характеристика полномочий на проявления своей компетентности. В содержании менеджмента эти аспекты (теоретический, технологический и правовой) дополняют друг друга.
Развитие образовательного учреждения должно рассматриваться руководителем с этих трех позиций: теоретически, т. е. в контексте наиболее продуктивных современных тенденций позитивно преобразовывать деятельность образовательного учреждения; технологически с точки зрения полноты использования существующих практических возможностей реализовать все механизмы менеджмента, акцентируя персонал-ориентированные технологии работы с кадрами и информационные технологии работы в маркетинговом поле образования в