Научная статья на тему 'Учебный фильм в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции у студентов магистратуры'

Учебный фильм в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции у студентов магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / TEACHING / EDUCATIONAL FILM / FOREIGN LANGUAGE PRODUCTIVE SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохова Наталья Эдуардовна

В статье рассмотрены основные приемы работы с учебным фильмом как одним из компонентов учебно-методического комплекса при обучении иностранному языку и его роль в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции студентов магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохова Наталья Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational film in developing undergraduates’ foreign language productive speech competence

The article deals with the main methods of working with an educational film as one of the components in educational-methodical complex in teaching a foreign language, and its role in developing foreign language productive speech competence of undergraduates.

Текст научной работы на тему «Учебный фильм в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции у студентов магистратуры»

Итак, развивающая функция эмоционально-ценностного компонента языкового образования направлена на становление учащегося как личности и на формирование воли, чувств, способности к восприятию культурных ценностей общества, норм речевого поведения, ценностного отношения к языку как культурному феномену, интереса к межкультурной коммуникации, общественно ценных качеств и свойств личности. В конечном итоге происходит выстраивание личностной системы ценностей учащихся, осваивающих ИЯ, развитие их эмоционально-чувственной сферы, индивидуальности.

Примечания

1. Аернер И. Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы // Теоретические основы процесса обучения / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лерненра. М., 1989.

2. Бим И. А. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. № 1; Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004; Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.; 1989.

3. Денисова И. В. Эмоционально-ценностный компонент в структуре начального образования [Электронный ресурс]. URL: academicon.ru>Pedagogical/ Denisova.doc

4. Аернер И. Я. Указ. соч.

5. Аеднёв В. С. Содержание образования. М., 1989.

6. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996; Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

7. Данильчук В. И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе: дис. в форме науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1997.

8. Хлыстина О. М. Формирование ценностного отношения к прошлому на материале пропедевтического курса «Истории Отечества»): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.

9. Аернер И. Я. Указ. соч.; Маслов Н. В. Толковый педагогический словарь. М., 2006.

10. Разумный В. А. Интегративная педагогика: обретенный смысл // Ценности и смыслы. 2009. № 1.

11. Выготский А. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991; Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.

12. Развитие творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: revolution.allbest.ru >pedagogics/ 00174341_0.html

13. Журавлёв И. К. Взаимосвязь приёмов, методов и организационных форм обучения // Сов. педагогика. 1985. № 11.

14. Денисова И. В. Эмоционально-ценностный компонент в структуре начального образования [Электронный ресурс]. URL: academicon.ru > Peda go gical/Deniso va. doc; Разумный В. А. Интегративная педагогика: обретенный смысл // Ценности и смыслы. 2009. № 1.

15. Никифорова О. И. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru:8081>articles/514267/

16. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.; 1989; Развитие творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: revolution.allbest.ru >pedagogics/00174341_0.html; Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006.

УДК 37.013.2

Н. Э. Горохова

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

В статье рассмотрены основные приемы работы с учебным фильмом как одним из компонентов учебно-методического комплекса при обучении иностранному языку и его роль в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции студентов магистратуры.

The article deals with the main methods of working with an educational film as one of the components in educational-methodical complex in teaching a foreign language, and its role in developing foreign language productive speech competence of undergraduates.

Ключевые слова: обучение, учебный фильм, иноязычная продуктивная речевая компетенция.

Key words: teaching, educational film, foreign language productive speech competence.

Одним из эффективных условий реализации основных требований к современной системе высшего языкового образования: обеспечение требуемого уровня развития иноязычных продуктивных речевых компетенций студентов магистратуры, гибкость, открытость, создание индивидуальной траектории обучения - является внедрение инновационных образовательных технологий. Обучение студентов магистратуры также связано с реализацией главной цели обучения - создание условий для их постоянной осмысленной работы над учебной информацией.

Практика работы со студентами магистратуры показывает, что современное иноязычное образование характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание, методы и приемы. Оно ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность магистрантов,

© Горохова Н. Э., 2012

Теория и методика обучения иностранному языку

освоение приемов которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебной дисциплины и, по мнению многих авторов, развитию у обучаемых всех «само-» - самопланирование, самоанализ, самопроверка, самоконтроль и т. д. Несомненно, решение этой проблемы во многом зависит от усилий преподавателя и на стадии подготовительной работы, и в процессе обучения студентов магистратуры иностранному языку.

На научно-теоретическом уровне актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема, касающаяся обучения в магистратуре, достаточно широко изучается сегодня, но при этом анализ диссертационных исследований, психолого-педагогической, научно-методической литературы позволяет говорить о том, что выполнено мало работ в области обучения магистрантов нефилологического профиля иностранному языку. На сегодняшний день нет учебно-методических комплексов по иностранному языку для разных направлений и профилей подготовки в магистратуре, соответствующих высоким требованиям современного образования, отсутствуют методические рекомендации для самих преподавателей, организующих работу с магистрантами. Таким образом, есть все основания, на наш взгляд, утверждать, что в социально-педагогической практике и методической науке можно наблюдать некоторые противоречия между:

1) возрастающими требованиями рабочих программ к уровню владения иностранным языком и развитию иноязычной продуктивной речевой компетенции у студентов магистратуры и наличием небольшого количества аудиторных часов по дисциплине «Иностранный язык»;

2) превалированием самостоятельной работы по иностранному языку в семестре по всем направлениям, профилям магистерской подготовки и отсутствием координирующего подхода преподавателя над управлением внеаудиторной деятельностью магистрантов;

3) отсутствием и необходимостью обоснования и реализации структурно-содержательной модели процесса развития иноязычной продуктивной речевой компетенции как одной из ключевых в системе уровневого образования.

Сегодня в условиях поликультурного мирового сообщества существенным показателем является интеграция профессионального и языкового образования выпускника магистратуры. Выпускник должен уметь свободно пользоваться иностранным языком как средством межличностного и делового общения: владеть навыками сбора, обработки и интерпретации данных зарубежных источников с использованием современных информационных технологий, навыками, необходимыми для формирования суждений по проблемам в области профессиональных интересов. Е. В. Еремин указывает на взаимосвязанное формирование общепрофессио-

нальной языковой компетенции (умение использовать терминологию); общепрофессиональной коммуникативной компетенции (умение принимать и передавать информацию); профессионально-исследовательской компетенции (умение применять знания для сбора и анализа информации) [1].

В настоящее время в связи с изменениями в организации учебного процесса идет поиск путей, которые позволили бы повысить уровень обучения профессионалов и владения ими в своей области иностранным языком. Практика показывает, что ведущей задачей для нас является разработка модели обучения с акцентом на самостоятельную работу, ориентированную на достижение иноязычной продуктивной речевой компетенции в профессиональной сфере, и активное использование информационных технологий. В этом случае, как отмечает А. А. Реан, недостаток способностей к иностранным языкам может компенсироваться системной самостоятельной работой [2]. Мы также согласны с И. А. Зимней, что именно в самостоятельной работе проявляется мотивация, целенаправленность, самоорганизованность, самоконтроль и другие качества личности [3].

В рамках новой образовательной парадигмы самостоятельную работу следует организовывать и реализовывать как неотъемлемую часть целого учебного процесса. Она должна проявляться в форме управления культурой интеллектуальной деятельности магистрантов, а по функциональной значимости должна быть равной аудиторной работе. Успешность результатов самостоятельной работы зависит от того, насколько магистранты снабжены необходимым арсеналом средств, обеспечивающих им творческую динамику. К одному из таких средств мы относим учебный комплекс, компонентом которого является учебный фильм и электронное методическое пособие по работе с ним. Учебный фильм, сочетающий явления языка и социальной жизни, может стать интересным и желаемым способом самостоятельного изучения иностранного языка и дать магистранту не только основные понятия в его профессиональной области, но и развивать его мышление.

Структура и содержание цикла самостоятельного занятия с текстовым материалом фильма представляют целую серию разработанных нами взаимосвязанных этапов: подготовка к восприятию содержания, просмотр с серией упражнений, контроль понимания и оценка результатов. Подобрать фильм в соответствии с интересующей магистранта профессионально ориентированной лексикой -это задача преподавателя. Используемые нами учебные фильмы разнообразны по тематике, языковому уровню и интересам обучаемых. Например, некоторые входят в комплект учебников "Market Leader", другие являются эпизодами, взятыми из художественных фильмов "Wall Street: Money Never

Sleeps" (2010), "Margin Call" (2011) и др. Работу над эпизодом фильма следует начинать с Preview (снятия лексических и грамматических трудностей). Задания в разделе In view - это тексты фильма с упражнениями, целью которых является совершенствование навыков всех видов речевой деятельности. Третья часть Review - анализ грамматических и лексических оборотов речи героев. Каждый этап должен быть логически завершен: проведены самооценка и рефлексия.

Первый этап начинается с упражнения для «разогрева» (warming-up) - вопросы, ответы на которые требуют личного участия обучаемых. Далее следует несколько шагов-заданий с тем, чтобы магистрант подготовился к основному этапу - просмотру эпизода. Разбор нового материала или повторение уже изученного осуществляется в различных формах: например, предлагается текст фильма с выполнением заданий к нему.

Согласно общедидактическим целям обучения все задания в процессе работы с фильмом группируются в три блока. Первый блок включает репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения, целью которых является формирование и совершенствование навыков и умений в различных видах речевой деятельности. К репродуктивным и репродуктивно-продук-тивным заданиям относятся упражнения, используемые на этапе первичного знакомства и закрепления нового языкового (лексического и грамматического) материала. Вторая группа заданий направлена на расширение кругозора студентов и информированности в смежных областях. К третьему блоку относятся задания, направленные на развитие творческих способностей студентов магистратуры и овладение формами проектной работы. Своевременный контроль со стороны преподавателя является одним из условий успешности обучения магистрантов. Здесь вполне оправданно использование языкового материала просмотренного эпизода учебного фильма. Для контроля языковых навыков по показателям точности понимания предлагаются различные лингводидактические тесты.

В целом, применительно к организации самостоятельной работы, использование фильма сокращает время усвоения учебного грамматического и лексического материла, способствует реализации творческого потенциала студентов магистратуры, формированию их языковой общепрофессиональной компетенции и упрощает обучение основным стратегиям (запоминания и понимания). Учебный фильм как средство самостоятельного изучения студентами языка позволяет на практике создать такую среду для работы с языковым материалом, в которой учитываются основные положения методики преподавания иностранных языков и преимущества использования компьютерных техноло-

гий. Таким образом, самостоятельная работа с учебным фильмом формирует такие составляющие иноязычной продуктивной речевой компетенции в системе подготовки магистров, как владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами, организованными в соответствии нормами английского языка, в процессе порождения речи, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка.

Проблематика, связанная с развитием иноязычной продуктивной речевой компетенции у студентов магистратуры, далеко не исчерпана. В данной работе мы рассмотрели лишь один из возможных приемов обучения иностранному языку в системе магистерской подготовки, однако за рамками исследования остались еще многие идеи.

Примечания

1. Горохова Н. Э. Методические указания к самостоятельной работе «Смотрим английский фильм» для студентов всех специальностей и форм обучения. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. С. 17-20.

2. Преемственность содержания обучения и итоговых требований к курсам иностранного языка и философии в магистратуре и аспирантуре: материалы заседания научно-метод. совета по подготовке кадров высшей квалификации / под ред. Е. В. Еремина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 17-22.

3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1991. С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.