Научная статья на тему 'Использование творческих методов в работе с музыкально-инструментальным коллективом'

Использование творческих методов в работе с музыкально-инструментальным коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ТВОРЧЕСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / MUSICAL INSTRUMENTAL COLLECTIVE / CREATIVITY / TEAM LEADER / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / ARTISTIC AND AESTHETIC PROJECTS / INDIVIDUAL CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко О.В.

Рассмотрение творческих методов в работе с музыкально-инструментальным коллективом весьма актуально в контексте функционирования их в школьной практике. Целью исследования является расширение методического арсенала руководителей коллективов, обеспечивающее интенсификацию и продуктивность их деятельности. Автор анализирует методы коллективной творческой деятельности, творческих художественно-эстетических проектов и индивидуальных творческих заданий, детерминирующих успешное становление и развитие как самого музыкально-инструментального коллектива, так и творческое развитие каждого из его членов. Новизной является комплексное использование предложенных методов, позволившее персонифицировать образовательный процесс и создать собственную модель познания музыкальных объектов. Опытная работа с музыкально-инструментальными коллективами показала: результаты ее могут найти применение в практике работы с детскими коллективами, для повышения квалификации руководителей подобных коллективов, при создании нормативной документации (стандартов, учебных планов, программ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CREATIVE METHODS IN WORK WITH MUSICAL-INSTRUMENTAL TEAM

Consideration of creative methods in working with a musical and instrumental group is very relevant in the context of their functioning in school practice. The aim of the study is to expand the methodological arsenal of team leaders, ensuring the intensification and productivity of their activities. The author analyzes the methods of collective creative activity, creative artistic and aesthetic projects and individual creative tasks that determine the successful formation and development of both the musical instrumental collective and the creative development of each of its members. The novelty is the integrated use of the proposed methods, which allowed to personify the educational process and create your own model of knowledge of musical objects. Experienced work with musical and instrumental groups has shown: its results can be applied in the practice of working with children's groups, to improve the skills of leaders of such groups, when creating normative documentation (standards, curricula, programs).

Текст научной работы на тему «Использование творческих методов в работе с музыкально-инструментальным коллективом»

УДК 378.091.2:785.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

О.В. Назаренко

Аннотация. Рассмотрение творческих методов в работе с музыкально-инструментальным коллективом весьма актуально в контексте функционирования их в школьной практике. Целью исследования является расширение методического арсенала руководителей коллективов, обеспечивающее интенсификацию и продуктивность их деятельности. Автор анализирует методы коллективной творческой деятельности, творческих художественно-эстетических проектов и индивидуальных творческих заданий, детерминирующих успешное становление и развитие как самого музыкально-инструментального коллектива, так и творческое развитие каждого из его членов. Новизной является комплексное использование предложенных методов, позволившее персонифицировать образовательный процесс и создать собственную модель познания музыкальных объектов. Опытная работа с музыкально -инструментальными коллективами показала: результаты ее могут найти применение в практике работы с детскими коллективами, для повышения квалификации руководителей подобных коллективов, при создании нормативной документации (стандартов, учебных планов, программ).

Ключевые слова: музыкально-инструментальный коллектив, творчество, руководитель коллектива, коллективная творческая деятельность, художественно-эстетические проекты, индивидуальные творческие задания.

USE OF CREATIVE METHODS IN WORK WITH MUSICAL-INSTRUMENTAL TEAM

O. Nazarenko

Abstract. Consideration of creative methods in working with a musical and instrumental group is very relevant in the context of their functioning in school practice. The aim of the study is to expand the methodological arsenal of team leaders, ensuring the intensification and productivity of their activities. The author analyzes the methods of collective creative activity, creative artistic and aesthetic projects and individual creative tasks that determine the successful formation and development of both the musical instrumental collective and the creative development of each of its members. The novelty is the integrated use of the proposed methods, which allowed to personify the educational process and create your own model of knowledge of musical objects. Experienced work with musical and instrumental groups has shown: its results can be applied in the practice of working with children's groups, to improve the skills of leaders of such groups, when creating normative documentation (standards, curricula, programs).

Keywords: musical instrumental collective, creativity, team leader, collective creative activity, artistic and aesthetic projects, individual creative tasks.

Музыкально-инструментальные коллективы в настоящее время стали восстанавливать свое былое значение для государственных учреждений образования. Необходимость организации при школах подобных коллективов обусловлена престижностью их существования в каждой школе. Подготовка руководителей коллективов в ссузах и вузах становится насущной необходимостью в связи с сокращением подготовки кадров для школы в вузах страны. К сожалению, учителя музыки подобными компетенциями не обладают, хотя владение основным и дополнительным инструментом могло бы стать основой для деятельности будущего руководителя музыкально-

инструментального коллектива.

Экспериментальная работа, проведенная на факультете эстетического образования БГПУ, показала, что будущие специалисты могут успешно овладеть компетенциями руководителя оркестра или ансамбля. Возникает вопрос, какие методы наиболее значимы в работе с коллективами? Опыт автора подсказывает, что наиболее часто используются методы коллективной творческой деятельности и творческих художественно-эстетических

проектов. Частично применяется и метод индивидуальных творческих заданий. Эти методы в основном опираются на акмеологический и деятельностный подходы, разрабатывавшие основы акмеологии, игромоделирования, игротехники, педагогическое

проектирование, интерактивные методы обучения, современные технологии

педагогического процесса, что позволяет привнести инноватику в такую традиционную форму работы как коллективное музыкально-инструментальное исполнительство [1;2;5;8;11].

Проанализируем метод коллективной творческой деятельности. Он может применяться в трех направлениях, связанных с научной, организационной или исполнительской деятельностью. В нашем случае это деятельность исполнительская. Применение этого метода в музыкально-образовательном процессе

обусловлено разработкой и использованием коллективных форм исполнительской деятельности, традиционных для музыкальной педагогики. Музыкальное искусство является культурно-социальным феноменом,

детерминируя возможность использования метода коллективной исполнительской деятельности творческого направления во всех видах инструментально-ансамблевой, хоровой, оркестровой деятельности [3].

Использование этого метода требует от руководителя творческого коллектива учета следующих позиций: опора на критерии технологичности, культуросозидания и креативности в реализации коллективной творческой деятельности; обретение участниками коллектива смысла целей и ценностей совместной деятельности, а также стремление к получению планируемого результата; самоорганизация и саморазвитие коллектива и всех его участников на основе диалога/полилога; смыслотворчество и обмен индивидуальными смыслами в процессе интерпретации музыкальных произведений, обеспечивающие индивидуальное развитие каждой личности в коллективной исполнительской деятельности; использование рефлексии собственной деятельности как метода активизации самосознания членов коллектива [10].

В исследовании Е.Г. Гуляевой самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности выдвинуты педагогические условия, обеспечивающие ее успешность в коллективном творчестве:

Первой группой является группа условий, обеспечивающая расширение пространства самореализации: расширение диапазона культур, ролевых позиций (вектор сред) и мыслительных процессов, диапазона включенных деятельностей (репродуктивной и продуктивной, коллективной и индивидуальной) (вектор процессов) [3]. Анализ показывает, что первую группу

педагогических условий можно расширить за счет образовательных институтов: ссузов и вузов музыкального и музыкально-педагогического профиля, детских школ искусств, школ с различной эстетической направленностью, общеобразовательных школ и даже детских садов. Действительно, расширение пространства использования коллективной музыкально-исполнительской деятельности позволяет увеличить количество обучающихся,

приобщенных к ней и повысить качество общего, дополнительного образования детей и молодежи и специального (профессионального) образования.

Вторая группа условий обеспечивает «гармонизацию социального пространства», опираясь на сотрудничество и взаимодействие; прямое, косвенное и скрытое управление, со-управление и самоуправление коллективной творческой деятельностью.

Третья группа условий предполагает свободу выбора в коллективной творческой деятельности: свободу в выборе ценностей; свободу самоопределения в коллективной музыкально-исполнительской деятельности; свободу в выборе направления самореализации [3].

Перечисленные условия обеспечивают возможность самореализации каждого члена коллектива, развития его творческого потенциала в контексте коллективной музыкально-инструментальной деятельности. При этом развивается индивидуальность автономного независимого субъекта и, одновременно, коллективного субъекта, а на высшей стадии музыкально-педагогического взаимодействия -полисубъект (например, студент-музыкант и музыкально-инструментальный коллектив как целостное образование).

Анализ метода творческих художественно-эстетических проектов показывает перспективу взаимообусловленности метода проектов и метода коллективной творческой деятельности в решении важнейшей задачи: полноценного разностороннего развития студентов-музыкантов, членов творческих коллективов и овладение ими расширенным набором профессиональных компетенций.

Исторически метод проектов представляет собой модификацию Дальтон-плана Е. Паркхерст (ученица и последователь Джона Дьюи), разработанного еще в начале ХХ века. Его сущностью является самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Само проектное задание предлагается, управляется и контролируется педагогом, а результат

предполагает практикоориентированность.

Деятельность всех участников проекта анализируется с учетом индивидуального вклада в общий результат. Реализация проекта предусматривает постоянную фасилитацию каждого участника на протяжении всего периода времени работы над проектом.

Метод коллективной творческой

деятельности, разработанный И.П. Ивановым, С.С. Кашлевым, С.Д. Поляковым и др., часто используется как основа современных педагогических технологий [4;5;9]. Важнейшая характеристика этого метода - полисубъектное взаимодействие педагога как руководителя музыкально-инструментального коллектива, студентов как его участников и квазисубъектов (музыкальные произведения учебного и концертного репертуара, над которыми работает коллектив). При этом субъекты музыкально-педагогического процесса осуществляют, анализируют и рефлексируют собственную творческую деятельность, планирование и организация которой, в основном, приходятся на личность руководителя.

Отличие метода коллективной творческой деятельности от метода проектов, как пишет Е.С. Полякова «...заключается в том, что коллективная творческая деятельность предполагает стабильное, протяженное во времени существование творческих коллективов (исполнительских, научных), осуществляющих эту деятельность. Основной целью работы этих коллективов является творческое и профессиональное развитие как самого коллектива (имеется в виду коллектив, как целостное образование), так и творческое и личностно-профессиональное становление и развитие его членов. Творческая же деятельность выступает как средство этого профессионально-творческого роста» [10].

Метод же проектов предполагает временный характер совместной деятельности творческих коллективов, которые распадаются при успешной реализации проектной деятельности. В данном случае системообразующей целью является реализация проекта. Как побочный результат и латентная цель выступает в этом методе творческое музыкально-профессиональное

развитие каждого члена коллектива. Творческая деятельность и в этом методе выступает как средство, только уже не личностно-профессионального роста членов коллектива, а преимущественно качественной реализации проекта.

Рассмотренные выше творческие методы отражают гуманистическую парадигму образования и соответствуют характеристикам персонифицированного музыкально-

образовательного процесса. Использование этих двух методов может выйти за рамки вузовского обучения, обеспечив успешность их применения будущими специалистами в средней школе.

В условиях учебно-музыкальной

деятельности эти методы способны персонифицировать образовательный процесс. Работа в творческом коллективе или над проектом позволяет создать собственную модель познания эстетических, музыкальных объектов, т.е. квазисубъектов, включая в нее не только логические конструкты, но и

персонифицированные эмоционально

воспринятые и эстетически осмысленные музыкальные образы. Все это «встраивается» в систему познания обучающегося и обогащает его собственный опыт взаимодействия с музыкальным искусством.

Следует рассмотреть и три этапа творческой деятельности в русле художественно-эстетических проектов.

Подготовительный этап - разработка и организация проекта: участие в конкретном фестивале или конкурсе инструментальных ансамблей или оркестров может выступать как актуальная основополагающая идея и цель проекта; собрание временного творческого коллектива обеспечивает обсуждение плана реализации проекта и выдвижение частных задач (создание руководящего и управляющего органа проекта, утверждение групп оркестра, определение концертмейстеров групп, старосты оркестра, отбор репертуара).

Основной этап - реализация проекта: групповая работа по партиям инструментов оркестра (микрогруппы); освоение партий каждым исполнителем (промежуточный результат); осмысление, анализ и оценка готовности инструменталистов к совместной деятельности; сводная репетиционная работа всем коллективом для достижения основной цели проекта (художественная интерпретация авторского замысла); осуществление проекта (концертное выступление на конкурсе или фестивале) - получение конечного результата (творческого высокохудожественного

исполнения программы). Для художественно-эстетического проекта продуктом деятельности может служить проведение концерта, какого-либо мероприятия с участием творческого коллектива,

обеспечившее изменение музыкально-развивающей среды и т.д.

Завершающий этап - анализ и рефлексия реализованного проекта: подведение итогов реализации проекта (итоговое выступление и общественная оценка результата); осознание личностной значимости участия в конкурсе, фестивале для каждого участника творческого музыкально-инструментального коллектива; анализ и рефлексия цельности звучания, донесения характера произведений программы, баланс голосов и ансамблевая точность, творческое взаимодействие и сплоченность членов коллектива в реализации проекта; анализ и рефлексия деятельности руководителя коллектива и управленческого звена; благодарность и роспуск коллектива, завершение проекта, релаксация.

Требованиями к осуществлению

художественно-эстетического проекта

выступают:

- сочетание общественной и личностной значимости участия в музыкально-инструментальном коллективе (оркестре или ансамбле);

- свобода выбора несложного инструмента (ударные, шумовые);

- сочетание демократичности управления коллективом (особенно детским) и авторитета личности руководителя;

- реальная ценность (эстетическая, духовная, этическая и пр.) конечного продукта деятельности (исполнительской интерпретации концертной программы);

- обязательная рефлексия результатов деятельности для личности и временного творческого коллектива.

Реализация этого метода должна быть обеспечена следующими условиями:

- общественное признание проекта, повышающее заинтересованность деятельности творческого музыкально-инструментального коллектива и фасилитацию этой деятельности со стороны социума;

- реализация проекта призвана обеспечить рост личностного и исполнительского потенциала всех членов коллектива.

Анализ рассмотренных методов позволяет констатировать, что каждый из них, примененный изолированно, не лишен недостатков: коллективная творческая деятельность, разумеется, сама по себе доставляет радость и позволяет формировать исполнительские навыки каждого участника, но, лишенная завершающего эмоционально

оцененного обществом и самим коллективом результата, во многом теряет свой воспитательный посыл; а метод проектов, обеспечивая эмоционально пережитый результат, но лишенный долговременности не позволяет закрепить приобретенные творческие

исполнительские навыки.

Только комплексное использование этих методов, и рациональное их сочетание позволяют достичь длительных позитивных творческих результатов (коллективная творческая деятельность), сочетающихся с эмоциональной оценкой и переживанием успешной реализации проекта, т.к., вне зависимости от масштаба любой из них конечен:

- метод проектов должен быть частью системы проектирования, а обучающиеся последовательно переходят от простых проектов к более сложным, постепенно овладевая всеми компетенциями, необходимыми для успешной деятельности по их реализации;

- необходимым условием становится персональная стратегия развития обучающегося, осуществляемая последовательно в долговременной коллективной творческой деятельности.

Проанализированный метод художественно-эстетических проектов обеспечивает

формирование различных функции будущего педагога-музыканта, необходимых в

многоплановой музыкально-педагогической деятельности. Особую помощь в этом процессе могут оказать многочисленные практики в реальных условиях общего, дополнительного музыкального образования детей и молодежи и специального образования. Метод проектов связывает две системы: профессионального развития и будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Значимым для музыкального и музыкально-педагогического образования на современном этапе развития становится также метод индивидуальных творческих заданий, сутью которого является создание оригинального музыкально-творческого продукта.

Исследованию этого метода как способа формирования творческой активности посвящена работа А.И. Ковалева [6]. К системе творческих заданий обращалась и А.Б. Нижникова, исследование которой посвящено формированию певческой культуры учителя музыки [7]. Педагогическая культура и творческая активность являются личностными конструктами успешности профессионального становления. Эти личностно-профессиональные качества являются

интегративными образованиями, а их становление и развитие требуют индивидуального подхода и успешно осуществляются при использовании системы индивидуальных творческих заданий.

Этот метод требует системного применения в реальном музыкально-образовательном процессе, т.к. только в этом случае может обеспечить общественно-ценностное и планомерное формирование личностно-профессиональных качеств обучающихся. Выстроенные и структурированные по степени

самостоятельности и уровню сложности индивидуальные задания могут обусловить интенсивность личностно-профессионального становления будущего специалиста

образовательной области искусства. Личностная ориентация заданий, с одной стороны, должна быть адаптирована к индивидуальности обучающегося, а, с другой стороны, должна детерминировать развитие личностно-профессиональных качеств каждого конкретного студента-музыканта. При этом системе индивидуальных творческих заданий

предъявляются следующие требования:

- удовлетворять потребности личности в самореализации и самоактуализации средствами творческой музыкальной деятельности;

- поддерживать эмоционально-когнитивное отношение обучающихся к обретению новых знаний;

- обеспечивать высокий уровень сложности индивидуальных заданий для удовлетворения потребности обучающегося в преодолении трудностей;

- содержать в себе скрытый (латентный) компонент неопределенности решения индивидуального творческого задания, обеспечивая вариативность способа решения и свободу выбора;

- вызывать у студента интерес к заданию, основывающийся на новизне, свежести восприятия и обеспечивающий аксиологичность процесса и результата творческой деятельности.

Как указывает А.И. Ковалев, построение системы творческих заданий должно опираться на следующие педагогические условия: обеспечение возможности проявления инициативы и индивидуальности обучающихся; увеличение скрытого эвристического компонента в структуре индивидуальных творческих заданий; постоянное возрастание сложности заданий и т.д. [6].

Итак, можно констатировать, что индивидуальные творческие задания

удовлетворяют следующие требования: развивают творческий потенциал личности обучающегося и обеспечивают профессиональное становление специалиста, в нашем случае руководителя и участников музыкально-инструментальных коллективов.

Рассмотренные в статье три метода (коллективной творческой деятельности, художественно-эстетических проектов и индивидуальных творческих заданий) наиболее эффективно актуализируются в работе музыкально-инструментального коллектива только при комплексном их использовании. Дополняя друг друга, они преодолевают те ограничения, которые ясно прослеживаются при изолированном использовании каждого в отдельности. Проанализированные методы являются многофункциональными, но только в совокупности все они обеспечивают полный спектр функций такой формы работы как коллективное музыкально-инструментальное творчество, детерминируя долговременность существования музыкально-инструментального коллектива, личностно-профессиональное

развитие каждого из его участников, общественную оценку результата реализации проекта и его эмоциональное переживание.

Литература:

1. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О.С. Анисимов. - Минск: Технопринт, 2002. - 788 с.

2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: МАРО, 1996. - 545 с.

3. Гуляева Е.Г. Педагогические условия самореализации подростков в коллективной исполнительской деятельности: монография / Е.Г. Гуляева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 172 с.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - М.: Педагогика, 1989. -206 с.

5. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие / С.С. Кашлев. - Минск: Выш. шк., 2004. - 176 с.

6. Ковалев А.И. Формирование творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.И. Ковалев; Белорус. гос. пед. ун-т. - Минск, 2001. - 20 с.

7. Нижникова А.Б. Формирование певческой культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в высшей школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Б. Нижникова; Белорус. гос. пед. ун-т. - Минск, 2004. - 21 с.

8. Пальчевский Б.В. Педагогическое проектирование и программирование в рамках ИПК: методологические основания разработки концепции проекта / Б.В. Пальчевский, Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - № 4. - С. 3-16.

9. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики / С.Д. Поляков. - М.: [Б. и.], 1993. - 65 с.

10. Полякова Е.С. Педагогические закономерности становления и развития личностно-профессиональных качеств учителя музыки: монография / Е.С. Полякова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 542 с.

11. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г.П. Щедровицкий // Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий. - М., 1993. - С. 16-200.

Сведения об авторе:

Назаренко Оксана Викторовна (г. Минск, Беларусь), магистр педагогических наук, аспирант кафедры музыкально-педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, учитель по классу баяна и аккордеона ГУО средняя школа № 109 г. Минска, e-mail: foxano4ka@mail.ru

Data about the author:

O. Nazarenko (Minsk, Belarus), Master of Education, graduate student of the Department of Music and Pedagogical Education of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, bayan and accordion teacher at secondary school No. 109 of Minsk, e-mail: foxano4ka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.