Научная статья на тему 'Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики'

Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / OCCUPATIONAL CHOICE / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR RESOURCES / ЭКОНОМИКА ТРУДА / LABOR ECONOMICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фурсов А.Л.

В статье излагаются элементы методики первичного профессионального тестирования школьников, которые собираются получить образование по направлению «Журналистика». Основная цель тестирования помочь школьникам определиться, «их» или «не их» профессия журналиста. Особенно важно такое тестирование для абитуриентов, выбирающих вуз не по внутреннему убеждению, а под влиянием медиапродукцииThe article presents the elements of the primary methods of professional testing students who are going to get an education in the direction of "Journalism"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики»

УДК 37.047

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ АБИТУРИЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Фурсов А.Л.,

Поволжский (г.Саратов) юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России, Саратов

Аннотация. В статье излагаются элементы методики первичного профессионального тестирования школьников, которые собираются получить образование по направлению «Журналистика». Основная цель тестирования - помочь школьникам определиться, «их» или «не их» профессия журналиста. Особенно важно такое тестирование для абитуриентов, выбирающих вуз не по внутреннему убеждению, а под влиянием медиапродукции.

Ключевые слова: профориентация, профессиональный выбор, профессиональное тестирование, журналистика

Abstract. The article presents the elements of the primary methods of professional testing students who are going to get an education in the direction of "Journalism".

Keywords: vocational guidance, occupational choice, labor resources, Journalism, professional testing

Проводимые автором на протяжении ряда лет исследования предпочтений молодежи при выборе профессии журналиста подтверждают превалирование в последнее десятилетие индивидуалистического и прагматического подхода юношей и девушек к предстоящей работе. Еще совсем недавно для школьников, принимающих решение стать журналистом, определяющим было «стремление помогать людям и изменять жизнь - их и свою - к лучшему». Обосновывая выбор, абитуриенты называли высокую престижность профессии журналиста, воспринимаемую в обществе как общественную службу, имеющую целью поддержание моральных и культурных ценностей, интеграцию общества и дающую возможность творческого самовыражения [1].

Сегодня определяющим при выборе профессии является создаваемый средствами массовой информации имидж журналиста как специалиста, получающего высокие доходы за счет информационного и пиар-обслуживания финансовых и политических элит. В то же время, по результатам вышеупомянутого исследования, можно сделать вывод о значительном (18%) количестве выпускников, которые выбирают профессию журналиста случайно, не сообразуясь с собственными способностями и желаниями, а руководствуясь общераспространенными представлениями о ее престижности, либо желанием «просто получить высшее образование» [2].

Кажущаяся легкость создания и распространения информации в современных условиях, резкое снижение требований читателей к качеству материалов СМИ, перепроизводство средств массовой информации и ориентация на финансовую эффективность журналистской и издательской деятельности - основа для существования ошибочного стереотипа о необязательности теоретического и практического опыта для успешной работы в СМИ. В итоге выпускники журналистских специальностей вузов, избравшие данную профессию на основе стереотипа, формируемого средствами массовой информации, сами начинают продолжать и углублять в общественном сознании ошибочные стереотипы.

В этой связи приобретает все большую актуальность профессиональное просвещение школьников, позволяющее им верно оценить свои способности и вектор творческой направленности, выбирать профессию журналиста осознанно, а не руководствуясь «веяниями моды».

Основу предлагаемой методики профессионального тестирования составляют практические занятия, предлагающие школьникам проявить находчивость, изобретательность, эрудицию. Методика учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика», который определяет, что выпускник вуза должен понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой.

Хронологические рамки тестирования - одна неделя.

На первом этапе тестируемым предлагается изложить в форме короткой информации сюжет известного литературного произведения, изучаемого в рамках программы общего (полного) образования. Как правило, школьники «пересказывают» такие книги, как «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Золотой теленок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. В числе «вариантов по выбору школьника» были «детективы» «Метель» и «Дубровский» А.С. Пушкина. Предвидя упреки в столь вольном обращении с классикой, заметим, что мысли о важности изложения в системе упражнений, служащих развитию письменной речи, обосновывались еще в трудах советских методистов П.О. Афанасьева, В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, М.С. Зако-журниковой.

Этот этап позволяет отсеивать основную часть абитуриентов, выбравших профессию «случайно», помогает родителям задуматься: стоит ли тратить деньги на подготовку к поступлению и учебу, вынуждать ребенка поступать на журфак, в то время как он не имеет к журналистскому творчеству влечения и способностей.

На втором этапе тестирования школьникам предоставляется возможность прочитать воспоминания отечественных и зарубежных журналистов и написать по поводу одной из рассказанных острых ситуаций, связанных с выполнением срочного редакционного задания, короткое микро-сочинение «На месте рассказчика я бы...». В ходе этого испытания выявляется степень

активности будущего журналиста: как он будет решать задачу добывания и передачи в редакцию информации.

Третий этап связан с выполнением конкретных заданий по поиску информации и написанию материала. В зависимости от качества прохождения первых этапов тестирования перед школьниками ставились задачи разной степени сложности: «найти человека!», «автора - в студию!», «с миру по факту», «лаборатория юмора».

Задание «Найти человека!» заключалось в следующем: лично взять интервью у ... (назывались профессия, фамилия, имя, отчество) на определенную тему. При этом школьник сам должен был узнать, где и кем работает этот человек, договориться о встрече или заочной беседе, взять интервью. Разумеется, респондент предупреждался о возможном обращении.

Упрощенный вариант задания - посетить подразделение органа местного самоуправления, в чьем ведении находилась работа с молодежью, взять информацию о ближайших готовящихся мероприятиях, посетить мероприятие и написать о нем.

Следующий этап - «доктор Франкенштейн» - завершал процесс профессионального тестирования школьников, выбирающих профессию журналиста. Задачей тестируемых было написание обзора событий, отражающего информационную картину недели по заданной теме.

Итогом тестирования был не только ответ на вопрос о перспективах карьеры тестируемых в сфере журналистики. Полученные в результате выполнения заданий материалы были опубликованы в интернет-газете «Заря молодежи», включены школьниками в их портфель для участия в творческом конкурсе при поступлении на факультеты журналистики, куда они были успешно зачислены. Всего, по нашим подсчетам, за 15 лет профтестирования как минимум 20 школьников получили профессию журналиста в том числе благодаря полученным в ходе тестирования навыков.

Методика профтестирования будущих журналистов, элементы которой изложены в данной статье, могла бы найти, на наш взгляд, широкое практическое применение в учреждениях дополнительного образования для школьников.

Библиографический список

1. Фурсов, А. Л. Проблемы профессиональной социализации молодежи в сфере СМИ [Текст] / А. Л. Фурсов // Социально-экономическое развитие России в условиях глобального экономического кризиса: сб. науч. тр. по материалам регион. науч.- практ. конф. молодых ученых, г. Саратов,15 мая 2009 г. / СГСЭУ. - 2009

2. Фурсов, А. Л. Влияние стереотипов на выбор школьниками профессии журналиста [Текст] / А. Л. Фурсов // Журналютыка-2009: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 11-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысв. 65-годдзю факультэта журналютыю БДУ,3-4 сн. 2009 г., Мшск / рэдкал.: С. В. Дубовш (адк. рэд.) ^ шш.]. - Вып. 11. - Мшск: БДУ, 2009. - С. 447449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.