Научная статья на тему 'Стратегическое значение выбора профессии журналиста'

Стратегическое значение выбора профессии журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / CAREER GUIDANCE / LABOR MARKET / QUALITY OF THE WORKFORCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фурсов А.Л.

В статье анализируется изменения предпочтений молодежи при выборе профессии журналиста, произошедшие за последние десятилетия. Констатируется превалирование индивидуалистического и прагматического подхода современных юношей и девушек к предстоящей работе, в то время как 30 лет назад будущие журналисты назвали в числе главной причины выбора профессии журналиста потребность что-то рассказать людям и как-то изменить их жизнь. Однако когда единственной целью работы человека становится возможность большого заработка, выбранная профессия не приносит удовольствия и человек не может реализовать себя как хороший и ценный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фурсов А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the changing preferences of young people choosing the profession of journalism. It is noted the predominance of individualistic and pragmatic approach students of universities for the job ahead. However, if the only objective person becomes the possibility of big money, the profession does not bring pleasure and man can realize himself as a good and valuable specialist.

Текст научной работы на тему «Стратегическое значение выбора профессии журналиста»

УДК 37.047

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА

А.Л. Фурсов

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России, г. Саратов, Россия

Аннотация. В статье анализируется изменения предпочтений молодежи при выборе профессии журналиста, произошедшие за последние десятилетия. Констатируется превалирование индивидуалистического и прагматического подхода современных юношей и девушек к предстоящей работе, в то время как 30 лет назад будущие журналисты назвали в числе главной причины выбора профессии журналиста потребность что-то рассказать людям и как-то изменить их жизнь. Однако когда единственной целью работы человека становится возможность большого заработка, выбранная профессия не приносит удовольствия и человек не может реализовать себя как хороший и ценный специалист.

Ключевые слова: профориентация, рынок труда, качество рабочей силы.

Abstract. The article analyzes the changing preferences of young people choosing the profession of journalism. It is noted the predominance of individualistic and pragmatic approach students of universities for the job ahead. However, if the only objective person becomes the possibility of big money, the profession does not bring pleasure and man can realize himself as a good and valuable specialist.

Keywords: career guidance, the labor market, quality of the workforce.

Развитие информационных технологий послужило изменению содержания профессии «журналист», кажущаяся легкость создания и распространения информации в современных условиях создает у молодежи представление о журналистике. Как сфере деятельности, доступной каждому. Любой пост в социальных сетях молодые пользователи Интернета готовы назвать «статьей», элементарное владение письменной речью воспринимается как неоспоримое доказательство наличия способностей к журналистской деятельности. Разница между СМИ и блогами теперь выражается только в том, зарегистрирован ли медийный ресурс в установленном порядке в Роскомнадзоре. В сочетании с резким снижением требований читателей к качеству материалов СМИ это дает основание для ошибочного утверждения о необязательности профессионального образования в области журналистики. В то же время в вузах не иссякает поток абитуриентов, увидевших в себе талант Андрея Малахова, Тины Канделаки, а то и Владимира Гиляровского на основе стереотипов, формируемых социальными сетями и СМИ. Далеко не все из них, получив желаемую профессию, остаются в этой сфере, не все оставшиеся довольны своим профессиональным выбором. Они вдруг выясняют, что сверкание на экране - лишь малая часть той гигантской работы, которую должен проделать журналист, чтобы сюжет вышел в эфир. И уж точно затрачиваемые усилия «ради нескольких строчек в газете» и получаемый гонорар не соответствуют их представлениям о финансовой обеспеченности журналиста.

Проводимые автором на протяжении ряда лет исследования предпочтений молодежи при выборе профессии журналиста выявили, что для большинства опрошенных общественная важность и творческий смысл трудовой деятельности находятся на третьем и четвертом местах в системе ценностей. На втором -профессия как социальный лифт, возможность получать нематериальные и материальные блага, не связанные напрямую с производимым продуктом. Определяющим при выборе профессии является создаваемый средствами массовой информации и соцсетями имидж журналиста как специалиста, получающего высокие доходы за счет информационного и пиар-обслуживания финансовых и политических элит.

По итогам проведенного автором в 2008 году опроса сотрудников СМИ Саратова и области о результативности работы старшекурсников журналистских специальностей в редакциях, отмечен низкий уровень профессиональной подготовленности и базовой языковой грамотности студентов, завышенная самооценка, отказ от работы в аналитических жанрах, отсутствие необходимых для журналиста коммуникативных качеств (67%). В доверительном разговоре экспертов со студентами те обосновывали выбор профессии журналиста так: «потому что модно», «нравится работа журналиста имярек на телеканале таком-то», «знаю, сколько зарабатывают такие-то журналисты». В качестве источника информации о заработках при этом называются различные Интернет-ресурсы. Ни один будущий журналист не назвал в числе причин выбора потребность что-то рассказать людям и как-то изменить их жизнь.

Автором проводился опрос саратовских журналистов, выбравших эту профессию в середине 80-х годов. Для абитуриентов тех лет определяющим было «стремление помогать людям и изменять жизнь - их и свою - к лучшему». Обосновывая выбор, в частности, абитуриенты называли высокую престижность профессии журналиста, воспринимаемую в обществе как общественную службу, имеющую целью поддержание моральных и культурных ценностей, интеграцию общества и дающую возможность творческого самовыражения. На втором месте в списке причин выбора профессии журналиста в 80-е годы было восприятие профессии как социального лифта, в том числе и из-за возможности получать дополнительные материальные и нематериальные блага. И, наконец, на третьем месте находился собственно заработок. Случайный выбор профессии журналиста был в то время практически исключен, так как система профориентации охватывала всех учащихся старших классов, давая разной степени полноты представление о различных профессиях и формируя в сознании школьников представление о соответствующих квалификационных требованиях к специальностям. Кроме того, система отбора через вступительные экзамены предъявляла высокие требования к грамотности и творческим способностям соискателей.

Кризис современной профессиональной социализации в сфере журналистики проявляется не только в трансформации мотивов молодежи к получению данной профессии, но и в искажении других механизмов социализации. Современные СМИ в большинстве своем служат не обществу, а конкретным учредителям и инвесторам, поэтому и в построении редакционной политики главным является пресловутый «вал», который оплачивает заказчик, а «социальный заказ» подменяется требованием к наличию в публикациях информационных посылов, в которых заказчик заинтересован. Такое отношение к журналистскому творчеству признается и пропагандируется самими средствами массовой информации, что оказывает решающее воздействие на выбор молодежью профессии журналиста. Уже на этапе прохождения практики студенты журналистских специальностей открыто проявляют интерес к изготовлению «заказных материалов», и игнорируют обязательные задания, связанные с освещением общественно значимых событий. Если в советский период популярна была система наставничества, когда молодые журналисты набирались опыта у старших коллег, то на современном этапе трансляция опыта не происходит. Опытные работники не стремятся детально передавать знания, поскольку боятся конкуренции. Сами молодые журналисты сами редко проявляют интерес к опыту старших коллег, полагая, что «сейчас так не пишут», «мы работаем в другом формате», «грамотность никого не интересует, важно продать текст». Таким образом, передача профессионального опыта как основа профессиональной социализации молодежи, выбравшей журналистскую профессию, в условиях современных СМИ практически не наблюдается.

Проблема качества кадров в сфере журналистики далеко не частное дело представителей определенных профессиональных групп. Журналисты работают с главным оружием современного мира - информацией. Неверная информация приводит к неправильным решениям. Манипулирование информацией может нанести вред обществу. Мощные информационные вбросы - такое же оружие массового поражения, как ядерное.

Первое направление реформы журналистского образования - психолого-педагогическое. Заслуживает внимания исследование И.А. Ашмарова о прямой зависимости влияния личностных качеств человека на результативность профессионального обучения. Как пишет исследователь, «от сформированных в годы учёбы в школе или вузе качеств школьника или студента будут зависеть не только дальнейшие результаты учёбы, но и весь дальнейший жизненный путь человека, начиная с момента его трудоустройства и вплоть до завершения трудовой карьеры» [1, с. 13]. Следовательно, на государственном уровне должны быть разработаны и внедрены в учебный процесс инструменты выявления и развития личностных качеств школьников и студентов вузов применительно к каждой группе профессий.

В этой связи представляется перспективным исследование О.Н. Фисоченко о построении проф-ориентационной модели на основе дискриминантного анализа. Исследователем сформирован набор признаков, с помощью которых оценивали способных студентов, склонных обучаться по определенной группе специальностей [2, с. 94] и построена математическая модель, позволяющая отобрать студентов, склонных учиться по направлению «Прикладная информатика». Аналогичная модель, безусловно, может применяться и при отборе студентов, покоряющих факультет журналистики.

Выше мы указали в числе острых проблем профессиональной социализации молодых журналистов проблему неправильной расстановки человеком приоритетов в процессе профориентации, при котором главным мотивом в выборе профессии для человека выступают материальные ценности человека. Вполне логично предположить, что если единственной целью работы человека становится возможность большого заработка, а выбранная профессия не приносит удовольствия, то человек не может реа-

14

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2014

лизовать себя как хороший и ценный специалист. Исследователи А.А. Ганеева и А.Р. Гапсаламов видят решение этой проблемы в том, чтобы в итоге профессионального выбора индивид получил представление о профессии, в которой оптимальным образом сочетаются полезность для общества, удовлетворенность работника качеством своей трудовой жизни, возможность совершенствования себя и общества [3, с. 51]. Такой работник вряд ли станет переносить свое негативное отношение к работе, свои проблемы и комплексы, связанные с неправильным профессиональным выбором, на производимый им информационный продукт.

Нельзя не согласиться с мнением А.В. Вайсбурга о том, что «процесс профессиональной социализации, который является основой формирования высокопрофессиональных специалистов, в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно, так как многие агенты профессиональной социализации оказывают неполное социализирующее воздействие. Соответственно, общество должно быть заинтересовано в разработке целевых программ, направленных на изменение существующей ситуации, способствующих преодолению барьеров, затрудняющих процесс эффективной профессиональной социализации» [4, с. 32].

Очевидно, что для преодоления упомянутых барьеров должна существовать система профессиональной ориентации населения (СПН), в которой через научно обоснованное с позиций междисциплинарного и системного подходов организационное и информационное обеспечение взаимодействия всех субъектов профориентации достигается максимизация конкурентоспособности индивида, позволяющая обеспечить желаемое для него качество жизни и условия для воспроизводства и развития трудовых ресурсов. Проведенный автором анализ отечественного и зарубежного опыта профориентации, в первую очередь опыта индустриально развитых стран, выявил доминирующую роль такого субъекта СПН как государство. Доминирующая роль государства в СПН обусловливает, в частности, принятие на федеральном уровне закона или пакета законов, которые предусматривали бы научно-методическое, административно-правовое и информационное обеспечение профориентации. Практический опыт построения СПН за рубежом показывает значительную роль в СПН институтов гражданского общества, участвующих в программах по реализации государственной политики в сфере профориентации («социального заказа») и одновременно реализующих собственные проекты в соответствии с потребностями работодателей-производителей товаров и услуг («заказ рынка»).

Безусловно, работа эффективной системы профориентации населения должна быть направлена на все группы профессий. Однако, учитывая тот факт, что в современных условиях не прекращается активное ведение информационных войн - как внутри государств между группами влияния, так и на международном уровне - профессия журналиста должна, по нашему мнению, быть включена в список профессий, имеющих стратегическое государственное значение.

Библиографический список

1. Ашмаров, И. А. Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития / И.А. Ашмаров // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 13-31.

2. Фисоченко, О.Н. Применение дискриминантного анализа для построения профориентационной модели / О.Н. Фисоченко // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 94-101.

3. Ганеева, А.А. Проблема приоритета экономического мотива при выборе профессии / А.А. Ганеева, А.Р. Гапсаламов // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 51-57.

4. Вайсбург, А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста / А.В. Вайсбург // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 32-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.