Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / РЕПУТАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / МНОГОЗАДАЧНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапунова Татьяна Алексеевна

В данной статье обоснована актуальность формирования цифровой компетентности преподавателей высшей школы. Преподаватели должны обладать такими навыками, чтобы дать студентам возможность следовать своим увлечениям, быть творческими, продуктивными, открывать для себя новый мир знаний. Роль преподавателя в 21 веке приобретает иной вектор развития подачи образовательной информации, теперь задача преподавателя заключается в том, чтобы улучшить свои знания о цифровых технологиях и заставить технологии работать на него. В статье будут показаны направления для готовности и желания преподавателя использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе. Предлагаются педагогические инструменты для формирования цифровой компетенции преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING SYSTEM

This article substantiates the relevance of the formation of digital competence of higher school teachers. Teachers should have such skills to give students the opportunity to follow their hobbies, be creative, productive, and discover a new world of knowledge. The role of the teacher in the 21st century acquires a different vector of development of the presentation of educational information, now the task of the teacher is to improve his knowledge of digital technologies and make technology work for him. The article will show the directions for the teacher's willingness and desire to use digital tools and services in the educational process. Pedagogical tools for the formation of a teacher's digital competence are offered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Kazharskaya Olga Nikolaevna, PhD, Associate Professor

(e-mail:sevkon@mail.ru )

Koroleva Svetlana Vitalievna, student

(e-mail: fikus-bambuk@mail.ru )

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

THE PROBLEM OF PSYCHOPROPHYLAXIS OF FAMILY CHILD-PARENT CONFLICTS

This article discusses the main problems of family conflicts, reveals the socio-psychological factors of the emergence of family child-parent conflicts, as well as the features of the organization of psychoprophylactic work with families

Keywords: family, family conflicts, child-parent relations, psychoprophylactic work.

DOI: 10.47581/2021/PS-94/IE.8.58.26 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Сапунова Татьяна Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail:zipow @mail.ru) Академия маркетинга и информационных технологий - ИМСИТ,

г.Краснодар, Россия

В данной статье обоснована актуальность формирования цифровой компетентности преподавателей высшей школы. Преподаватели должны обладать такими навыками, чтобы дать студентам возможность следовать своим увлечениям, быть творческими, продуктивными, открывать для себя новый мир знаний. Роль преподавателя в 21 веке приобретает иной вектор развития подачи образовательной информации, теперь задача преподавателя заключается в том, чтобы улучшить свои знания о цифровых технологиях и заставить технологии работать на него. В статье будут показаны направления для готовности и желания преподавателя использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе. Предлагаются педагогические инструменты для формирования цифровой компетенции преподавателя.

Ключевые слова: цифровизация образования, современные навыки преподавателя, репутация в интернете, расширение возможностей, многозадачность, цифровая компетенция.

Значение цифровой грамотности с годами изменилось, было время, когда кандидатам на определенную работу рекомендовалось указывать в резюме «Хорошо владею Microsoft Word», теперь такие навыки считаются стандартными. Этот сдвиг в сторону технологически подкованной рабочей силы проник и в образование.

Имеет смысл предположить, что чем более грамотны в цифровой стези преподаватели, тем больше они будут использовать эти навыки в преподавании научных знаний студентам, что, в свою очередь, будет способствовать сильному чувству цифровой гражданственности у обучающихся. Од-

нако важность и масштабы цифровой грамотности выходят за рамки этой простой теории. В статье будет изложено несколько причин, по которым навыки цифровой грамотности важны для современной системы преподавания.

Первой причиной является выход за рамки поисковых интернет-систем. Яндекс, Google и другие поисковые системы являются мощным инструментом. Студенты, имеющие доступ к компьютеру и интернету, способны найти ответы не только на простые вопросы, но и на невероятно сложные проблемы. Тем не менее, существует значительная разница между гуглин-гом ответа и пониманием того «Почему?». Глядя на таксономию Блума, мы можем наблюдать необходимые качества обучающихся в 21 веке и правильное использование информационных технологий (таблица 1) [3], стоит задача в том, чтобы студенты получили самый глубокий уровень понимания, столкнувшись с разного рода проблемами.

Таблица 1 - Таксономия образовательных целей Блума с дополнением информационных источников для обучения

Навык Определение Ключевые слова Используемые сервисы

Знание Припоминание информации Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать Google Docs, поиск Yndex и Google, Kahoot, Quizizz, Triventy, Mentimeter, Classtime, Sli.do, Easel.ly, Infogr, Screencast-O-Matic, Edpuzle, Popplet, Math Fight, Tricider, Blippar, ThingLink.

Понимание Понимать значение, перефразировать главную мысль Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры

Применение Использовать информацию или концепцию в новой ситуации Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить

Анализ Развивать информацию или концепции на части для лучшего понимания Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить

Синтез Соединить идеи для создания чего-то нового Группировать, обобщать, реконструировать

Оценка Делать суждения относительно ценности Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать

Простой «гуглинг» ответа не дает студентам истинного, глубокого обучения. И хотя большинство студентов понимают, как использовать поисковую систему, преподаватели должны предоставить студентам дополнительные навыки, чтобы вывести ответы на следующий уровень.

Есть несколько способов, которыми преподаватели могут внедрить навыки цифровой грамотности поиска в интернете:

Нужно научить студентов оценивать и подвергать сомнению свои источники. Студенты должны знать разницу между надежным и ненадежным источником, при этом задаваться следующими вопросами:

- Является ли их источник академическим веб-сайтом или маркетинговой компанией?;

- Когда последний раз обновлялся источник?;

- Сколько других сайтов ссылаются на этот источник ?;

- Представлена ли информация объективным или предвзятым языком?.

Однозначно, студенты могут найти верный ответ на вопрос по разного рода проблеме, но какая от этого польза, если они только запомнят логику поиска, чтобы получить ответ? Преподаватель должен обучить логике поиска и контекстуализации ответа [1].

Следует подтолкнуть студентов к новым уровням творчества. Как только студенты получат более глубокое понимание найденных ими ответов, стремитесь к творческому применению этих знаний [4]. Это может быть что угодно - от побуждения студентов задавать связанные с этим вопросы до использования студентами других цифровых платформ для создания чего-то нового. В качестве примера можно привести следующие:

- Зафиксируйте на камеру научный эксперимент, основанный на найденном ответе.

- Запишите обучающий структурированный подкаст, в котором рассказывается о том, каким образом появился ответ.

- Напишите журналистское расследование на ту же тему.

Опять же, цифровая грамотность не означает знание того, как использовать каждое программное обеспечение, с которым столкнутся учащиеся. Преподаватели должны поощрять обучающихся к поиску и изучению программного обеспечения, которое им необходимо знать, чтобы делать то, что требуется [2].

Вторая причина заключается в обучении студентов цифровому гражданству. Быть хорошим цифровым гражданином означает понимать и применять надлежащее и ответственное использование интернета и технологий. Две проблемы возглавляют список, когда речь заходит о цифровом гражданстве: академический плагиат и киберзапугивание.

1) Академический плагаризм. В культуре, где студенты постоянно делятся контентом, учащиеся могут не знать, что такое плагиат, не говоря уже о том, когда они делают это неосознанно. Преподаватели должны установить четкие правила борьбы с плагиатом.

2) Киберзапугивание. Этот термин означает издевательства, которые происходят с использованием электронных технологий и являются распространенной проблемой в школах и онлайн-сообществах. Хотя на сегодняшний день студенты могут быть цифровыми «аборигенами», их все же

нужно учить тому, что социальные нормы применимы к поведению в интернете. Должны быть предусмотрены ресурсы для предотвращения ки-берзапугивания и оказания помощи студентам, над которыми издеваются.

Третьей причиной выступает преодоление цифрового разрыва. Общероссийский народный фронт провел опрос «Мониторинг качества и стоимости услуг, предоставляемых интернет-провайдерами в общеобразовательных организациях», в котором приняли участие руководители 2 689 школ из 73-х российских регионов, согласно отчету за 2020 год интернетом с заданной скоростью сейчас оснащены только 42 процента городских и 34 процента сельских школ. Также имеются проблемы с оборудованием для интернет-доступа. При этом 1,2 процента школ вообще не имеют доступа в интернет. У 18 процентов фактическая скорость сети ниже 2 мегабит в секунду (например, с такой скоростью невозможно воспроизводить видео) [5].

Учащиеся этих школ изо всех сил пытаются воспользоваться преимуществами инструментов, платформ, приложений и ресурсов, доступных их сверстникам, имеющим подключение к интернет ресурсам. Этот разрыв носит повсеместный характер и подчеркивает и без того разрушительные пробелы в достижениях образования. Преподаватели, владеющие цифровой грамотностью, выступают за перемены и ищут инновационные решения.

Четвертая причина - расширение представлений о цифровом мире. Хотя многие обучающиеся могут быть искусны в использовании цифровых инструментов, их понимание того, что могут делать эти инструменты, часто ограничено.

Например, студенты используют Instagram для публикации фотографий, но не думают использовать платформу для художественных или исторических проектов. Студенты записывают свой монолог с помощью приложения для голосовых заметок, но не понимают, что эти приложения также могут быть использованы для журналистских проектов или исторического повествования. Преподаватели, владеющие цифровой грамотностью, знают, как вдохновить и направить обучающихся на использование современных технологий в качестве мощного набора инструментов для расширения их возможностей в обучении.

Пятая причина кроется в обеспечении дифференциацией. Дифференциация в аудитории имеет важное значение для удовлетворения потребностей всех студентов, но это отнимает много времени, особенно у молодых преподавателей. Технология, при творческом и правильном использовании, может быть использована для смягчения различий восприятия информации студентами. Преподаватели могут доносить материал для студентов через лекцию, в то время как учащиеся, способные к восприятию визуальной информации, могут исследовать материал лекции с иллюстрациями на планшетах, а учащиеся, привыкшие к восприятию аудиоинформации, смогут записать лекцию на звуковой носитель для последующего прослуши-

вания. Подобные технологии позволяют преподавателям давать своим ученикам выбор в том виде работы, которую они создают для формирования будущих проектов , таких как письменная история, видео или подкаст. Цифровая грамотность необходима для того, чтобы установить стандарты и возможности для такого рода дифференциации.

Преподаватели, имеющие компетенцию в цифровом отношении, также понимают, что речь идет не столько о самой технологии, сколько о индивидуальном опыте, который технология может предоставить каждому ученику. Это то, что стимулирует дифференциацию и может сделать ее мощной и целенаправленной для индивидуальных потребностей студентов.

Несколько лет назад педагог занимал авторитетную позицию в классе, он был единственным носителем знаний в его стенах, общение ученика и преподавателя было односторонним. Учащимся, которые запоминали информацию и демонстрировали понимание преподаваемых концепций, выставлялись оценки. Сегодня преподаватели учатся вместе со своими учениками посредством совместного обучения, обмена и сотрудничества. Они одновременно являются производителями и потребителями информации. В этом контексте стены классной комнаты больше не являются вместилищем знаний, а скорее ограничением.

На сегодняшний день студенты сотрудничают с людьми по всему миру, поэтому важно, чтобы по мере изменения системы преподавания и студенты учились быть продуктивными, сохранять и защищать информацию, эффективно коммуницировать и оказывать положительное влияние с помощью своих знаний на меняющееся цифровое пространство.

Список литературы

1. Байбородова, Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифро-визации образования / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2020. - № 7. - С. 22-30. - Библиогр.: с. 28 (21 назв.). - ISSN 0869-561X.

2. Бороненко, Т. А. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова. - DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-33-44. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 4 (115). - С. 33-44 : табл. - Библиогр.: с. 43 (21 назв.). - ISSN 1813-145X. - Имеется электрон. версия публикации. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44014489 (дата обращения: 12.02.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

3. Диков, А. В. Социальные медиасервисы в образовании : монография / А. В. Диков. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 204 с. - ISBN 978-5-8114-4741-1. - URL: https://e.lanbook.com/book/140771 (дата обращения: 10.02.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст : электронный.

4. Молоткова, Н. В. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в условиях цифровизации образования : учебное пособие / Н. В. Молоткова, А. И. Попов. - Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. - 80 c. - ISBN 978-5-8265-2131-1. - URL: http://www.iprbookshop.ru/99778.html (дата обращения: 12.02.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст : электронный

5. Сколько школ в России имеют хороший интернет. Российская газета - RG.RU. -[Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/10/21/ckolko-shkol-v-rossii-imeet-horoshij-internet.html.

Sapunova Tatiana Alekseevna, Candidate of Economics, Associate Professor Academy of Marketing and Information Technologies - IMSIT, Krasnodar, Russia (e-mail:zipow @mail.ru)

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING SYSTEM Abstract. This article substantiates the relevance of the formation of digital competence of higher school teachers. Teachers should have such skills to give students the opportunity to follow their hobbies, be creative, productive, and discover a new world of knowledge. The role of the teacher in the 21st century acquires a different vector of development of the presentation of educational information, now the task of the teacher is to improve his knowledge of digital technologies and make technology work for him. The article will show the directions for the teacher's willingness and desire to use digital tools and services in the educational process. Pedagogical tools for the formation of a teacher's digital competence are offered.

Keywords: digitalization of education, modern teacher skills, reputation on the Internet, empowerment, multitasking, digital competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.