Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО, ДИСТАНЦИОННОГО, ПРОЕКТНОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО, ДИСТАНЦИОННОГО, ПРОЕКТНОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

303
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии / технологии обучения / цифровое обучение / образование / образовательное пространство / интерактивное образование / technologies / learning technologies / digital learning / education / educational space / interactive education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Н. Н.

В статье приведен анализ современных инструментов для организации электронного, дистанционного, проектного и смешанного обучения в целях создания цифрового образовательного пространства. Исследованы такие инструменты цифрового обучения, как Formative, Nearpod, Buncee, Piktochart, Wakelet, Synth и др. Показано, что цифровое образование – это реалии сегодняшнего дня, а развитие инфраструктуры цифрового образовательного пространства требует от педагогов умения проводить анализ цифровых образовательных платформ, которые имеются на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS FOR ORGANIZING E-LEARNING, DISTANCE LEARNING, PROJECT-BASED LEARNING, AND BLENDED LEARNING IN ORDER TO CREATE A DIGITAL EDUCATIONAL SPACE

The article provides an analysis of modern tools for the organization of electronic, distance, project and mixed learning in order to create a digital educational space. Such digital learning tools as Formative, Nearpod, Buncee, Piktochart, Wakelet, Synth, etc. are studied. It is shown that digital education is the reality of today, and the development of the infrastructure of the digital educational space requires teachers to be able to analyze the digital educational platforms that are available on the market.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО, ДИСТАНЦИОННОГО, ПРОЕКТНОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

VМеждународная научно-практическая конференция УДК 37.091.3

Трофимова Н. Н.

Trofimova N. N.

доцент, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмента наукоемких производств» Associate Professor, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of "Management of High-Tech Industries" Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

Russia, Saint Petersburg

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО, ДИСТАНЦИОННОГО, ПРОЕКТНОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

MODERN TOOLS FOR ORGANIZING E-LEARNING, DISTANCE LEARNING, PROJECT-BASED LEARNING, AND BLENDED LEARNING IN ORDER TO CREATE A DIGITAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация. В статье приведен анализ современных инструментов для организации электронного, дистанционного, проектного и смешанного обучения в целях создания цифрового образовательного пространства. Исследованы такие инструменты цифрового обучения, как Formative, Nearpod, Buncee, Piktochart, Wakelet, Synth и др. Показано, что цифровое образование - это реалии сегодняшнего дня, а развитие инфраструктуры цифрового образовательного пространства требует от педагогов умения проводить анализ цифровых образовательных платформ, которые имеются на рынке.

Ключевые слова: технологии, технологии обучения, цифровое обучение, образование, образовательное пространство, интерактивное образование.

Annotation. The article provides an analysis of modern tools for the organization of electronic, distance, project and mixed learning in order to create a digital educational space. Such digital learning tools as Formative, Nearpod, Buncee, Piktochart, Wakelet, Synth, etc. are studied. It is shown that digital education is the reality of today, and the development of the infrastructure of the digital educational space requires teachers to be able to analyze the digital educational platforms that are available on the market.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Keywords: technologies, learning technologies, digital learning, education, educational space, interactive education.

Цифровые технологии активно внедряются во все сферы современной жизни. И хотя преимущества цифровых технологий неоспоримы, в настоящее время все чаще в связке с их применением обсуждаются этические аспекты, проблема защиты персональных данных, правовыми вопросы конкуренции роботов и сотрудников организаций и т.д. Вместе с тем все более важным становится необходимость понимания места и роли цифровых технологий в современном образовании, что требует проведения исследований в области методологии и дидактики высшего и профессионального образования.

Актуальность и значимость цифровизации процесса обеспечения профессионального образования обоснована необходимостью ее адаптации к требованиям современных глобальных трендов развития - цифровой экономики и цифрового общества. Обеспечение и развитие цифрового образования в условиях развития цифровой экономики уже несколько лет являются приоритетными с точки зрения государственной политики Российской Федерации, что отражается в федеральных стратегических документах, таких, как указы, постановления и распоряжения президента.

В рамках проводимого анализа за основу были взяты такие исследовательские материалы, как: нормативно-правовые документы, определяющие приоритетное развитие российской системы образования; информационные ресурсы и технологии образовательных и научных организаций; практика работы научно-педагогических работников вузов. Ключевыми методами, применяемыми в процессе исследования, являлись изучение и анализ нормативно-правовой документации, сложившейся практики, систематизация и обобщение в построении выводов в процессе построения научно обоснованного подхода по внедрению цифровых технологий в систему высшего и профессионального образования. Система образования вынуждена шагать в ногу со временем, что вызывает необходимость активного внедрения в

VМеждународная научно-практическая конференция образовательный процесс цифровых технологий. Вместе с тем, в последнее время отсутствуют более-менее значимые государственные проекты по изучению проблем и особенностей обеспечения эффективной цифровизации высшего и профессионального образования. При этом важность влияния интернет-среды на молодежь отмечается в докладах правительства РФ, современных СМИ, в обсуждениях педагогического сообщества, исследованиях магистрантов и аспирантов, депутатского корпуса. Особенно актуальным это стало в условиях пандемии СОУГО-19 и переходом системы образования на дистанционный формат.

Модернизированное учебное пространство загружено разнообразными интегрированными технологиями. При этом педагоги всех уровней начинают осознавать преимущества технологий в учебной аудитории [1]. Как правило, образование - одна из последних отраслей, где происходят масштабные изменения, но благодаря цифровой трансформации и развитию образовательных технологий преподаватели начали кардинально менять свои инструкции, формат материалов, критерии оценки и другие элементы образовательного процесса, причем гораздо быстрее, чем ожидалось. Эти современные тенденции становятся ведущими в сфере образования из-за того, как они влияют на технологии обучения.

Процесс адаптации системы образования к цифровой экономике имеет свои особенности:

формируется потребность в формировании принципиально новой -цифровой - образовательной среды, в основе которой лежат цифровые средства обучения, онлайн-курсы, электронные образовательные ресурсы и площадки;

осуществляется серьезная трансформация образовательного процесса, главная цель которой - подготовить будущего специалиста к принципиально новым условиям жизни и работы с всесторонним применением в своей деятельности цифровых технологий [2].

В результате можно смело говорить о процессе гармонизации технологий образования и цифровых технологий, цель которой создать такую систему

«Инновационные аспекты развития науки и техники» высшего и профессионального образования, которая позволяла бы в полной мере использовать огромный потенциал цифровизации и отвечала бы требованиям цифровой экономики. То есть в качестве глобальной цели такой трансформации цифровых технологий выступает их адаптация для максимально эффективного решения задач, стоящих в основе образовательного процесса.

По заявлению Ирины Ждановой, и.о. генерального директора Фонда развития новых форм образования, к 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, что требует соответствующих цифровых и управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений разного уровня. Сегодня управление образовательным процессом, исследовательская и проектная деятельность, проводимая ими, персональная образовательная логистика невозможны без цифровых инструментов, навыков системного анализа информации, владения методик смешанного обучения, умения эффективно использовать платформы государственных электронных услуг и сервисов, навыков онлайн-коммуникации, знания основ цифровой безопасности.

Важным навыком современного руководителя образовательного учреждения высшего и профессионального образования является умение формировать грамотную, сильную и эффективно работающую управленческую команду, которая руководит на основе анализа нефальсифицированных данных и управление результатами. Виктор Басюк - заместитель Министра просвещения Российской Федерации, так же отмечает, что цифровая трансформация высшей школы является необходимым условием развития национального образовательного пространства в условиях перехода к цифровой экономике. Ключевыми направлениями развития становятся: создание цифровой образовательной среды, пересмотр содержания образования, создание гибкой системы управления персонализированным образовательным процессом, внедрение новых форм образовательных практик, методов и технологий.

VМеждународная научно-практическая конференция

Рассмотрим более подробно несколько цифровых инструментов электронного, дистанционного, проектного и смешанного обучения, которые можно использовать по-разному, и в частности, чтобы студенты могли свободно и эффективно развивать свои компетенции. На данный момент в миру достаточно широко распространены следующие инструменты цифрового обучения: Flipgrid, Unimersiv, Cospaces, Synth, Wakelet, Piktochart, Buncee, Nearpod [3, 4, 5].

Виртуальная реальность способна привнести внешний мир в аудиторию и наоборот. Такие приложения, как Unimersiv, могут переносить студентов в Древнюю Грецию, а Cospaces позволяет студентам делиться своими виртуальными творениями со всем миром [6, 7].

С помощью Formative занятия можно проводить в прямом эфире или назначать для практики вне аудитории. Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и предоставлять обратную связь [8].

При помощи Formative можно создавать обучающий процесс, который включает в себя различные вопросы и материалы, загруженные ресурсы, встроенные видео, ссылки на другие веб-сайты и многое другое. Готовый учебный материал преподаватель по специальной ссылке или по коду предоставляет слушателям. Этот сервис по своей сути представляет комбинацию из функционалов двух инструментов — Google Document и Nearpod.

Nearpod — это онлайн-платформа, которая позволяет создавать презентации и делиться ими со студентами прямо во время занятия. С Nearpod студенты могут участвовать в уроках, которые содержат виртуальную реальность, 3D-объекты, моделирование и многое другое [5, 8]. В отличие от популярного инструмента для интерактивных презентаций Pear Deck, который привязан к Google-диску, Nearpod не зависит от других приложений.

Nearpod предлагает множество возможностей: создание слайд-шоу, вставка видео-файлов, написание тестов, открытые вопросы, добавление

«Инновационные аспекты развития науки и техники» графиков и диаграмм. Все это позволяет сделать обучение по-настоящему интерактивным, преподаватель сразу видит результат и может уделить каждому должное внимание.

Buncee - это универсальный инструмент, который необходим преподавателям и студентам для создания мультимедийных презентаций, наполненных анимацией, стикерами, изображениями в формате 360 градусов, а также аудио, видео и многим другим. С помощью Buncee учащиеся могут объяснять концепции, идеи, делиться проектами. Студенты с Buncee расширяют свои возможности в обучении, могут проявлять творческий подход и новаторские идеи в своей работе.

Piktochart - это инструмент для создания инфографики, флаеров в социальных сетях, презентаций и многого другого. Педагоги могут его использовать, чтобы создать уроки и особенно для визуального отображения информации. При помощи Piktochart довольно легко предоставить инструкции со ссылками на задания. При этом сами ученики могут его использовать, чтобы представить свои готовые решения классу.

Wakelet - это универсальный инструмент, который можно использовать, чтобы предоставить учащимся доступ к различным занятиям и ресурсам, которые они могут использовать. Это также отличный инструмент для контроля за контентом, которым можно поделиться со студентами или для создания студентами своей собственной коллекции статей и веб-сайтов, которые они собирают в ходе своих исследований. Wakelet развивает навыки цифровой грамотности и обработки информации.

Приложение Synth предназначено для подкастинга и поддержания разговора. Учащиеся могут создать подкаст для обсуждения темы, связанной с темой занятия. Synth выступает эффективным инструментом для вовлечения в процесс обучения и быстрого внедрения цифровых технологий.

Flipgrid - это платформа видео-ответов, включающая сетки и темы. Каждая сетка заполнена темами, и в этой теме учащиеся оставляют видеоответы или загружают контент. Темы позволяют преподавателю задавать различные

VМеждународная научно-практическая конференция вопросы для обсуждения или публиковать подсказки, основанные на общей теме сетки. Отлично подходит для дистанционного обучения, потому что студенты могут смотреть видео других студентов и сравнивать их со своими собственными ответами и обучением.

Очевидно, что прошли те времена, когда студенты должны были спокойно сидеть за своими партами. Образовательные технологии делают обучение совместным и интерактивным [9]. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность - это примеры трансформирующих технологий, которые улучшают обучение, одновременно создавая увлекательные занятия.

Процесс цифровизации высшего и профессионального образования находится в самом начале подготовки и реализации и ставит перед собой ряд задач, связанных с возможностью максимально полного внедрения в процесс образования цифровых технологий [10]. В качестве серьезных и значимых результатов такой интеграции можно обозначить:

- построение такого образовательного процесса, при котором появляется возможность максимального развития личности обучаемого, его потенциала и возможностей, а также возможность обеспечить мониторинг учебных достижений каждого студента, индивидуальных показателей личностного и профессионального развития;

- расширение возможностей для использования различных индивидуальных и командных форм организации учебной деятельности;

- вовлечение каждого обучающегося в активную деятельность на протяжении всего занятия, повышение темпа учебной деятельности, обеспечение рационального использования времени учебных занятий;

- поддержание устойчивой учебной мотивации у различных групп обучающихся на всех этапах образовательного процесса, в том числе, за счёт создания повторяющихся ситуаций успеха в обучении;

- обеспечение полного усвоения заданных образовательных результатов;

- развитие личностных качеств, профессиональных знаний, умений, компетенций, необходимых для получения профессиональной квалификации;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

- автоматизация и ускорение процесса формирования необходимых профессиональных навыков;

- формирование профессиональных навыков, умений, компетенций при работе с опасными, удалёнными, дорогостоящими объектами;

- формирование и развитие устойчивого интереса к избранному виду профессиональной деятельности;

- обеспечение проектного характера учебной деятельности, интеграция теоретического и практического обучения;

- обеспечение оперативной обратной связи со студентом, быстрого и объективного оценивания учебных результатов непосредственно в ходе выполнения учебных заданий;

- фиксация и мониторинг образовательных результатов на основе технологий накопительного оценивания (рейтинг, портфолио);

- существенное сокращение сроков разработки, развёртывания и освоения профессиональных образовательных программ, что является центральным требованием современных работодателей;

- обеспечение доступности образовательных программ для лиц, проживающих в удаленных и труднодоступных территориях [11].

Разработка и реализация образовательного процесса, способного обеспечить вышеописанные результаты - достаточно сложная задача, требующая научного обоснования на цифровые дидактики.

Цифровые технологии позволяют обозначить важное направление в современном образовании - возможности smart-дидактики, позволяющей реализовать «адресную», целевую подготовку кадров [12]. Развитие высшего и профессионального образования, основанного на использовании ресурсов цифровых технологий, позволяет обозначить этот аспект взаимодействия социальных партнеров в подготовке специалистов. Выбранный путь развития российской экономики, основанный на открытии новых талантов и ориентации их на освоение инновационных технологий, является основным ориентиром для построения стратегии развития современной экономики России, а,

VМеждународная научно-практическая конференция следовательно, и современных образовательных организаций [13]. То есть эффективная smart-дидактика должна работать на личность, способную реализовать свой талант посредством технологии блокчейн в инновационной сфере профессиональной деятельности. Блокчейн открывает перспективы развития сетевых форм взаимодействия научных, образовательных и производственных организаций для подготовки инновационных кадров. Значительно лучше в этой ситуации выглядит целый ряд аспектов: сохранения авторских прав, предотвращения плагиата, формирования инновационных продуктов студентами в процессе практик и стажировок и т.д.

В целом можно сказать, что виртуальная и цифровая реальность может повысить визуальную грамотность, техническую грамотность и внимание к аудитории. При этом не стоит забывать, что сегодняшняя широко распространенная онлайн-среда открывает захватывающие возможности, которые требуют от педагогов и студентов надлежащего образования в области кибербезопасности и индивидуальной ответственности.

На основе изложенного необходимо отметить, что внедрение цифровых технологий очень важно для развития системы высшего и профессионального образования, однако необходимо наряду с этим формировать и научно обоснованный подход к их внедрению. Совершенствование подготовки, основанное на культурологическом подходе, позволит сформировать цифровую smart-дидактику, внедрить блокчейн-технологию, что должно стать основой стратегии развития современных образовательных организаций.

Таким образом, в статье приведен анализ некоторых современных инструментов для организации электронного, дистанционного, проектного и смешанного обучения в целях создания цифрового образовательного пространства. Исследованы такие инструменты цифрового обучения, как Formative, Nearpod, Buncee, Piktochart, Wakelet, Synth и др. Показано, что цифровое образование - это реалии сегодняшнего дня, а развитие инфраструктуры цифрового образовательного пространства требует от педагогов умения проводить анализ цифровых образовательных платформ,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» которые имеются на рынке. Применение авторского подхода, основанного на

методах научного обобщения и сравнительного анализа, позволило установить,

что в условиях глобальных технологических трансформаций образовательного

пространства происходит расширение цифровых коммуникационных

инструментов, формируется цифровая среда учебного контента. Практическая

значимость проделанной работы заключается в том, что она может послужить

основой для дальнейших научных исследований в области применения

современных цифровых технологии для формирования обучающего

пространства.

Библиографический список:

1. Курвитс М. Инструкция по созданию учебных материалов в Formative. URL: http://marinakurvits.com/formative-instrukcija (дата обращения 18.02.2021).

2. Трофимова Н.Н. Инновационные способы иммерсивного обучения работников предприятий с использованием технологий виртуальной реальности: зарубежный опыт. Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4 (28). С. 143-147.

3. Clark H. Introducing Synth! It's Interactive Podcasting. URL: https://www.hollyclark.org/2018/10/09/check-out-this-introducing-synth (дата обращения 18.02.2021).

4. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // СРРМ. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107.

5. Bower M., Howe C., McCredie N., Robinson A., Grover D. Augmented Reality in education - cases, places and potentials // Educational Media International. 2014. Vol. 51, Issue 1. P. 1-15.

6. Развитие исследовательских навыков у обучаемых с помощью Wakelet и Microsoft Teams. URL: https://vedenev.livejournal.com/45496.html (дата обращения 08.12.2020).

VМеждународная научно-практическая конференция

7. Попов Д.И. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы: сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции / под общ. ред. М.: Изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. 386 с.

8. Oculus Rift. Расширенные возможности виртуальной реальности. URL: https://Wog.noveogroup.com/ru/2016/07/oculus-rift-enhanced-opportumties-of-virtual (дата обращения 17.02.2021).

9. Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате. Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 136-146.

10. Гурьянов П.А. Интеллектуальный капитал как основа инновационного развития экономического потенциала России. В сборнике: Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. 2016. С. 633-637.

11. Короткевич Э.Р. Проблемы информатизации образования в контексте концепции «Нового осевого времени» // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): материалы Международной научно-практической конференции. -Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 23-26.

12. Гурьянов П.А. Экономика знаний для подготовки кадрового потенциала для малого предпринимательства в России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 875-878.

13. Тополева Т.Н. Теоретические основы инновационного подхода в экономической науке. В сборнике: Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор А.М. Макаров. 2019. С. 384-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.