Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадуллина Ирина Ахсановна, Марданова Гульфия Ринатовна, Хайруллина Резеда Газинуровна

Проблема совершенствования законодательства, акцентирование особого внимания к вопросам юридического образования в условиях строительства правового государства имеют особую значимость. Переход экономики к рыночным отношениям, социально-политический кризис в стране и многообразие общественных мнений составляют актуальность данного исследования. Учебная деятельность вузов должна быть направлена в русло изучения в том числе и юридических наук. Это делается с целью правового воспитания подрастающего поколения в лице обучающихся-студентов. В работе также рассматриваются современные методы и возможности проведения учебных занятий с использованием отдельных активных, пассивных и интерактивных приемов. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость применения одного из эффективных способов использования возможностей для повышения качества образования, предоставляемых цифровыми технологиями. Методика обучения и преподавания в современный период времени проходит сложный путь развития и трансформации. Это объясняется интересом к теме цифровой компетенции и социальной интеграции у обучающихся. В связи с этим необходимы совершенствование и внедрение в практику использования цифровых технологий при преподавании юридических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадуллина Ирина Ахсановна, Марданова Гульфия Ринатовна, Хайруллина Резеда Газинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES

The problem of improving legislation, focusing special attention on the issues of legal education in the conditions of building a rule of law state are of particular importance. The transition of the economy to market relations, the socio-political crisis in the country and the diversity of public opinions make up the relevance of this study. The educational activities of universities should be directed towards the study of legal sciences, among other things. This is done for the purpose of legal education of the younger generation in the person of students. The paper also discusses modern methods and possibilities of conducting training sessions using separate active, passive and interactive techniques. In the modern period of development of society, significant changes are taking place in the education system. These changes suggest the need to use one of the effective ways to use the opportunities to improve the quality of education provided by digital technologies. The methodology of teaching and learning in the modern period of time goes through a difficult path of development and transformation. This is due to the interest in the topic of digital competence and social integration among students. In this regard, it is necessary to improve and put into practice the use of digital technologies in teaching legal disciplines.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

убедительные аргументы каждой подгруппы. Этот этап чрезвычайно важен, так как помогает студентам выявить и проанализировать их слабые и сильные стороны [6].

По мнению Халворсена, для проведения успешных дебатов в дальнейшем, преподавателю целесообразно проводить опросы среди студентов. Опросы могут проводиться как открыто, так и анонимно. Вопросы могут быть следующего характера:

1. Получили ли вы новую информацию по обсуждаемой теме?

2. Усвоили ли вы новую информацию при осуждении данной темы?

3. Чувствовали ли вы себя комфортно изъясняя свою позицию?

4. Помогли ли вам дебаты узнать разницу между фактами и мнениями?

5. Смогли ли вы отстоять свою позицию во время дебатов?

6. Способствовали ли дебаты развитию вашего критического мышления?

Такие виды вопросов помогают преподавателю оценить и проанализировать результаты проведенных дебатов и эффективно проводить их в дальнейшем [6].

Выводы. Таким образом, были сделаны выводы о том, что использование метода дебатов на занятиях в вузе способствует формированию критического мышления студентов. Так как он направлен на саморазвитие студентов, поиск самостоятельных решений, выработку умения работать в коллективе, толерантное отношение и взаимоуважение, анализ полученной информации, правильной интерпретации и развитие культуры критического мышления.

Литература:

1. Вранчан, Е.В. Курс «Логика и критическое мышление» как инструмент формирования гибких навыков (soft skills) у студентов вуза / Е.В. Вранчан // Проблемы современного образования. - 2023. - № 1. - С. 31-41

2. Мусина-Мазнова, Г.Х. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов / Г.Х. Мусина-Мазнова, З.Н. Сколота // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №6

3. Расходова, И.А. Критическое мышление как необходимое условие развития современной личности студента / И.А. Расходова // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань, 2019. - С. 206-210

4. Туласынова, Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.01 / Туласынова Надежда Юрьевна. - Якутск, 2010. - 22 с.

5. Хабарова, Т.С. Технология развития критического мышления в формировании информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза / Т.С. Хабарова, В.А. Садова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29474 (дата обращения: 07.04.2023).

6. Andy Halvorsen. Incorporating Critical Thinking Skills Development into ESL/EFL Courses / Halvorsen Andy // The Internet TESL Journal. - Vol. XI, No. 3, March 2005. - URL: http://iteslj.org/Techniques/Halvorsen CriticalThinking.html (дата обращения: 23.03.2023).

7. Austin Cline. What Is Open Mindedness in Critical Thinking? - URL: https://www.learnreligions.com/what-is-critical-thinking-p2-249753 (дата обращения: 12.03.2023).

8. Sanderson, C. Using debates to develop and assess critical reasoning abilities / C. Sanderson // Assessment, Teaching & Learning Journal (Leeds Met), 2007. - №2. - С. 23-25. - URL: https://eprints.leedsbeckett.ac.uk/id/eprint /423/6/using%20debates.pdf (дата обращения: 12.03.2023).

9. Sophia Scott. Perceptions of Students Learning Critical Thinking Through Debate in a Technology Classroom: A Case Study. - September 2008. The Journal of Technology Studies 34(1). DOI: https://doi.org/10.21061/jots.v34i1.a.5.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук Ахмадуллина Ирина Ахсановна

Набережночелнинский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань); старший преподаватель Марданова Гульфия Ринатовна

Набережночелнинский филиал учреждения высшего образования Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат юридических наук Хайруллина Резеда Газинуровна

Набережночелнинский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Проблема совершенствования законодательства, акцентирование особого внимания к вопросам юридического образования в условиях строительства правового государства имеют особую значимость. Переход экономики к рыночным отношениям, социально-политический кризис в стране и многообразие общественных мнений составляют актуальность данного исследования. Учебная деятельность вузов должна быть направлена в русло изучения в том числе и юридических наук. Это делается с целью правового воспитания подрастающего поколения в лице обучающихся-студентов. В работе также рассматриваются современные методы и возможности проведения учебных занятий с использованием отдельных активных, пассивных и интерактивных приемов. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость применения одного из эффективных способов использования возможностей для повышения качества образования, предоставляемых цифровыми технологиями. Методика обучения и преподавания в современный период времени проходит сложный путь развития и трансформации. Это объясняется интересом к теме цифровой компетенции и социальной интеграции у обучающихся. В связи с этим необходимы совершенствование и внедрение в практику использования цифровых технологий при преподавании юридических дисциплин.

Ключевые слова: цифровые технологии; информационные технологии; цифровой образовательный ресурс; высшее образование; юридические дисциплины; правовое мышление.

Annоtation. The problem of improving legislation, focusing special attention on the issues of legal education in the conditions of building a rule of law state are of particular importance. The transition of the economy to market relations, the socio-political crisis in the country and the diversity of public opinions make up the relevance of this study. The educational activities of universities should be directed towards the study of legal sciences, among other things. This is done for the purpose of legal education of the younger generation in the person of students. The paper also discusses modern methods and possibilities of conducting training sessions using

separate active, passive and interactive techniques. In the modern period of development of society, significant changes are taking place in the education system. These changes suggest the need to use one of the effective ways to use the opportunities to improve the quality of education provided by digital technologies. The methodology of teaching and learning in the modern period of time goes through a difficult path of development and transformation. This is due to the interest in the topic of digital competence and social integration among students. In this regard, it is necessary to improve and put into practice the use of digital technologies in teaching legal disciplines.

Key words: digital technologies; information technologies; digital educational resource; higher education; legal disciplines; legal thinking.

Введение. Известность и важность информационных технологий и коммуникации коренным образом меняют устои общества и имеют решающее значение для экономического успеха, доступа к хорошим перспективам изучения и общения через социальные сети, а также к развитию возможностей по преодолению трудностей. Они признаны фундаментальным инструментом развития [5].

В современном российском обществе высшие учебные заведения просто обязаны выпускать высококвалифицированных специалистов с хорошей базой знаний в области юридических дисциплин со сформированным правосознательным интеллектом. В нормативно-правовых актах прописаны позиции, закрепляющие что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и это положение легло в основу государственной политики и становления гражданского общества. Именно поэтому на сегодняшний день образовательные учреждения должны быть заинтересованы в качестве выпускаемых кадров, уважительно относящиеся к законам, способные правильно применить правовые знания в своей деятельности и защищать свои права.

Возможность обучения в режиме онлайн добавляет гибкости к возможностям обучения практически в любых условиях развития общества. В связи с этим различные онлайн-курсы и возможность изучения юридических дисциплин с использованием цифровых технологий особенно подходят для этой цели, поскольку они доступны для всех и охватывают постоянно расширяющийся круг тем, интересов, направлений, профилей подготовки. Но, какими бы многообещающими ни казались эти возможности обучения, многим обучающимся не удается достичь своих личных учебных целей.

Поскольку успеваемость обучающихся часто используется в качестве оценочного показателя успешности или даже качества онлайн-курса, изучение юридических дисциплин с использованием цифровых технологий, в ходе исследования были изучены факторы, предопределяющие результаты курса. По мере прохождения курса обучающиеся могут сталкиваться с препятствиями, которые мешают или не дают им возможность достичь своих личных целей при изучении отдельных юридических дисциплин. Эти цели не обязательно направлены на достижение конечной цели - это завершение курса, но могут включать в себя любую индивидуальную цель, которую может быть у обучающегося, например, получение необходимых правовых знаний для применения их в практической деятельности или же выполнение всех заданий курса. Исследования барьеров для обучения с использованием цифровых технологий показывают, что большинство обучающихся сталкиваются с препятствиями в большей или меньшей степени, и что некоторые из них легче преодолевают эти трудности. Помимо того факта, что эти препятствия могут повлиять на личные достижения, они также могут повлиять на общий опыт обучения или удовлетворенность студентов, а также на воспринимаемую сложность достижения личных целей и, следовательно, могут повлиять на будущие решения об обучении с использованием цифровых технологий.

На современное высшее образование оказывает большое влияние цифровые технологии, которые проникают во все сферы образовательной деятельности, образуя глобальное информационное пространство.

Изложение основного материала статьи. Изучение юридических дисциплин с использованием цифровых технологий направлены на понимание норм действующего законодательства, сосредоточены на формировании у обучающихся представлений о роли и значении права в жизнедеятельности любого человека, призваны к установлению понимания право и нормотворческой деятельности, направлены на дальнейшее формирование умений оценивать и анализировать различные нормы права и содействие развитию правового сознания и мышления [1].

При преподавании юридических дисциплин необходимо помнить о том, что данный комплекс предметов характеризуется определенными особенностями. Данные дисциплины способствуют формированию у обучающихся правовой культуры, повышению уровня их правовой грамотности. Изучение названного комплекса дисциплин направлено на воспитание у обучающихся уважения к закону и правопорядку.

В данном исследовании использовалась совокупность методов, включая обзор законодательства, литературы, формально-логический, структурно-системный методы, метод технико-юридического анализа и другие методы, применяемые в исследовательской деятельности.

Также в процессе проведения исследования об особенностях преподавания юридических дисциплин с использованием цифровых технологий был учтен преподавательский опыт в изучении юридических дисциплин с использованием цифровых образовательных ресурсов по следующим дисциплинам: «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела», «Прокурорский надзор в сфере таможенного дела», «Основы таможенной политики Российской Федерации» и некоторых других.

Способности и возможности каждого отдельного студента индивидуальны, в связи, с чем способность восприятия и усвоения нового информационного материла также различны. В настоящее время преподавателям юридических дисциплин легче приспособиться под названные особенности, использовать индивидуальные особенности каждого обучающегося с целью найти индивидуальный подход к каждому. И, как показывает практика, это становится достижимым благодаря возможностям преподавания и обучения с использованием цифровых (информационных) технологий, цифровых образовательных ресурсов. Всё это в совокупности предоставляет новые возможности в деятельности образовательных учреждений в вопросах доведения нужной информации до обучающихся с учетом их индивидуальных требований [4].

При формировании и разработке качественного онлайн-курса преподавателям необходимо учитывать следующие общие принципы преподавания юридических дисциплин с использованием цифровых (информационных) технологий цифровых образовательных ресурсов:

Во-первых, принцип вариативности: выполнение разных действий и предоставление информационных материалов в разных форматах (аудио, тексты, видео), чтобы обучающиеся при изучении дисциплины не уставали и не скучали.

Во-вторых, принцип перехода от простого к сложному: постепенно упорядочивать сложность занятий, позволяя обучающимся адаптироваться и приобретать уверенность.

В-третьих, принцип рациональной временной организации: обучающимся может быть «сложно» организовать себя с помощью самостоятельных действий, чтобы выполнить задания и определиться со временем, необходимым для их выполнения. В данном случае подходящий вариант решения указанной проблемы - это предложить обучающимся ряд обязательных занятий и необязательные, чтобы при необходимости можно было отдать приоритет первой группе.

В-четвертых, принцип работы в предложенных индивидуальных и групповых мероприятиях: в процесс изучения дисциплины включать мероприятия, требующие совместной работы, так называемые групповые задания, а с другой стороны, и индивидуальные задания, где будут прилагаться индивидуальные усилия каждого обучающегося.

В-пятых, принцип установления четких правил: при разработке заданий онлайн-курсов, цифровых образовательных ресурсов четко прописать «что делать?», «как представить конечный результат деятельности?». Установление четких правил в дальнейшем позволит избежать недоразумений и непонятных ситуаций при решении заданий курса с использованием цифровых технологий.

В-шестых, принцип определения критерии оценивания: четкое определение критериев оценивания обучающихся имеет важное значение в работе, т.к. позволяют показать обучающимся, что ожидать как оптимальную успеваемость по изучаемому курсу, а что считается неполным или несоответсвующим установленным критериям.

Также при преподавании и изучении юридических дисциплин с использованием цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов немаловажное значение имеет умение обучающихся применять в процессе обучения возможности использования правовых систем, баз нормативных актов и документов. Немаловажным фактором выступает возможность использования сведений о деятельности государственных органов, размещенных на их официальных сайтах [2].

В процессе изучения правовых дисциплин с использованием цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов положительные результаты дает такая форма контроля, как использование тестирования. Использование компьютерных технологий по данной форме характеризуется доступностью и простотой самого процесса, независимостью от требований преподавателя, самостоятельностью студента при распределении времени, очередности вопросов при решении тестовых заданий.

Выводы. Преподавание юридических дисциплин с использованием цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов находят всё большее отражение в образовательной деятельности. Хотя необходимо помнить о сложностях, которые могут возникать среди обучающихся по усвоению изучаемых курсов. Способы их преодоления зависят от индивидуальных способностей каждого обучающегося. Хотя некоторые обучающиеся легко могут справиться с различными трудностями при изучении предложенного материала, другие будут прекращать обучение из-за тех же сложностей. Воспринимаемая сложность преодоления этих барьеров может повлиять на опыт обучения и удовлетворенность и, следовательно, повлиять на будущие решения об изучении дисциплин с помощью цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов [3].

Сложности для разработчиков онлайн-курсов, цифровых образовательных ресурсов могут быть связаны, например, с отсутствием взаимодействия с преподавателем, отсутствием надлежащей обратной связи. Это может объясняться различными причинами - будь то семейные проблемы, проблемы с работой, нехватка времени, недостаточные академические знания и слишком сложное содержание курса.

Однако, несмотря на то, что эти проблемы могут быть решены, преподавателям необходимо помнить, что препятствия, с которыми сталкиваются обучающиеся помешать процессу обучения и, возможно, повлиять на индивидуальные достижения и опыт обучения.

Практика показывает, что применение цифровых (информационных) технологий, цифровых образовательных ресурсов может в значительной степени упростить процесс обучения; способствовать повышению мотивационного интереса к изучению правовых дисциплин; совершенствовать умение и способности добывать необходимую информацию; формировать умение и навыки кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышать эффективность организации учебного процесса, создавая более комфортные условия труда и условия обучения. Данные выводы основаны на опыте использования цифровых технологий при изучении юридических дисциплин с использованием цифровых образовательных ресурсов по следующим дисциплинам: «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела», «Прокурорский надзор в сфере таможенного дела», «Основы таможенной политики Российской Федерации» и некоторых других.

Таким образом, использование цифровых технологий в процессе преподавания и изучения юридических дисциплин является качественным, дающим весьма положительные результаты средством, которое направлено на формирование у обучающихся правовой культуры, правового сознания и правового мышления, что соответствует качественно новому содержанию обучения и развития студента в современных реалиях. У обучающихся вырабатываются умения и навыки в применении положений законодательства, использовании правовых норм на практике. В целом, при преподавании юридических дисциплин достигается цель - это формирование у обучающихся самостоятельного правового мышления.

Литература:

1. Валиев, Г.Х. Прокурорский надзор за соблюдением права на образование как социального права человека / Г.Х. Валиев, В.И. Кузменько, Р.Г. Хайруллина // Перспективы науки. - 2022. - № 5(152). - С. 159-160

2. Валиев, Г.Х. Особенности деятельности прокуратуры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации / Г.Х. Валиев, Р.Г. Хайруллина // Наука Красноярья. - 2021. - Том 10. - № 2-3. - С. 7-12

3. Валиев, Г.Х. Особенности использования информационных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам непрофильных направлений / Г.Х. Валиев, Р.Г. Хайруллина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - Том 21. - №1-2. - С. 66-71

4. Гаджиева, П.Д. Анализ практического применения интерактивных технологий в преподавании правовых дисциплин / П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова // Мир науки, культуры, образования - 2019. - № 6 (79). - С. 300-302

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.